План- конспект урока литературы в 11 классе. Поэтическая гостиная по теме: "Творцы Среребряного века"
методическая разработка (литература, 11 класс) на тему

Шайдурова Надежда Дорофеевна

Это интегрированный нетрадиционный урок, проведенный с использованием современных технологий интерактивного обучения. В подготовке урока активное участие принимали выпускники. Они создали замечательную презентацию, подобрали наглядность к уроку, оформили доску и выставку произведений писателей Серебрянрго века, выучили полюбившиеся стихи, записали музыкальное сопровождение к ним, сочинили под моим руководством стихи, навеянные поэзией любимых поэтов. Я также сочинила ряд стихотворений, которые стали творческой основы урока. Получился урок - поэма, где стихи поэтов Серебряного века дополнялись нашими стихотворениями.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_-_konspekt_otkrytogo_uroka_po_serebryanomu_veku.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

открытого урока литературы в  11Б классе.

 24 ноября 2012

Поэтическая гостиная.

Тема: «Творцы Серебряного века»

  1. Цели урока:
  1. Расширить, углубить и систематизировать знания учащихся об идейно – художественных особенностях произведений писателей основных направлений Серебряного века.
  2. Продолжать развивать умения создавать тексты собственного сочинения в виде пародий или верлибров на стихи символистов, акмеистов и футуристов, интегрировать поэтические и прозаические тексты для устного публичного выступления
  3. Воспитывать высокие гражданские и патриотические чувства, которыми  было проникнуто всё творчество писателей Серебряного века. Формировать художественный эстетический вкус на лучших поэтических и прозаических произведениях Серебряного века.
  1. Тип урока: урок сотворчества.
  2. Форма урока: поэтическая гостиная.
  3. Интерактивные методы и приёмы: групповая  работа, творческая мастерская, методы медиации, «займи позицию», «кейс – метод, метод «сокровищница человеческих ценностей», метод мотивирования, критического мышления, рефлексии.
  4. Инновационные технологии: технологии  преобразования содержания знаний в «открытый текст» Е. А. Бондаревской и учебного диалога М. М. Бахтина.

Оформление и оборудование урока:

  1. Выставка произведений писателей Серебряного века, портреты писателей, два плаката с высказываниями о Серебряном веке.
  2. Иллюстрации русских художников Врубеля, Серебряковой, Гончаровой, Маяковского, Бурлюка и других.
  3. Грамзапись музыки Бетховена, Брамса, Чайковского. Рахманинова.
  4. Видеопрезентация: «Русский ренессанс».

Сценарий урока.

Вступление. Видеопрезентация: «Русский ренессанс».

        Учитель:

Сегодня у нас поэтический час.

В гости придёт к нам сам Ренессанс.

Встретятся здесь почитатели Муз

И выразят свой эстетический вкус.

Будут звучать эпиграммы, стихи,

Посланья, признанья – все от души.

Главным, конечно же, станет сонет

Лучшего жанра в поэзии нет!

Ученик № 1:

В России возродился Ренессанс,

И необычайным стал расцвет культуры.

Когда ж он обратился в Декаданс,

То все поэты подружились с синекурой!

 

Ученик № 2:

Открылось вдруг течений разных тьма,

И объявился полк блистательных поэтов.

Одни сияли, как полночная луна,

Другие озарялись её светом.

Ведущий: Презентация направлений:

Теперь настала очередь за вами

Представиться пред нашими гостями.

Мы ждём ваш содержательный рассказ.

Кого вы представляете сейчас?

Какие ваши лозунги, друзья,

Эмблема, декларация, звезда?

 Символизм: «Мы дети ночи и луны»

Мы первыми вступили на Серебряный Парнас.

И было это не во сне, а наяву.

Всех нас доставил на Олимп Пегас,

Оставив на земле обман и суету.

Мы дети ночи и таинственной луны

Сгораем, как вечерняя заря,

При ярком свете солнца – алтаря

В своих творениях мечты.

Мы неведомое ищем

И с надеждою в сердцах,

Загораясь, мы тоскуем о непознанных мирах.

Наши гимны, наши стоны

Не для старой красоты.

Нарушаем все законы,

Преступаем все черты.

Устремляя свои очи

На алеющий восток,

Дети скорби, дети ночи

Ждём, когда придёт Пророк.

В ночь восходим по ступеням

На Серебряный Парнас.

Нас встречает уж под сенью

Лунноликий кроткий Спас!

Наши лозунги:

  1.  «Мысль, изречённая, есть ложь»
  2. «Искусство – гениальное познание истины».
  3. «Искусство должно выражать идею»
  4. «Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями, есть откровение, приотворенные двери в Вечность».
  5. «Символы выражают безграничную сторону мысли».            
  6. «Прекрасное должно …удивлять, казаться неожиданным и редким»

Наша декларация:

У нового искусства три главных элемента:

Мистическое содержание, символы и расширение художественного впечатления.

Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уяснить  свои тёмные, тайные чувствования.

Символисты – всегда мыслители, видят в действительности свою мечту и смотрят на жизнь, как из окна.

Наша эмблема: звездное бесконечное небо.

Наша звезда: яркая, сияющая луна.

Программное стихотворение

 

Счастье свободы

Холодные сверкающие звёзды

И жёлтая далёкая луна

Глядят на землю с небосвода.

Как видно, полюбилась им она.

И пусть их встречи ненадолго,

И пусть объятья холодны,

Но до утра они свободны

И вечно небесам верны.

Акмеизм:

«Мы капитаны бесстрашных кораблей»

Нас шестеро. И все мы капитаны,

И штурманы бесстрашных кораблей.

Мы смело проплываем океаны,

Оставив Бога и земных людей.

.

Влекут нас издавна чудесные сказанья,

Народный шум на старых площадях,

Ряд кораблей на дремлющих морях

И блеск парчи в изгибах изваянья.

Неясные и страстные желанья,

Учитель, мудрый, весь в мечтах.

И рядом – отрок с тайною в глазах.

В тени соборов дремлют изваянья.

Глаза глядят внимательно и нежно,

Сердца же бьются смутно и мятежно

И согревают ласкою неземной,

Как мы, поэзией земной.

Наши лозунги:

  1. Мы любим мир таким, каков он есть.
  2. Мы не отказываемся и от духовных поисков.
  3.  Нам не чужды сомненья и тревоги.
  4. Мы строго судим себя и людей.

Наша декларация:

Главное в поэзии – стилистическое равновесие, живописная чёткость образов, точно вымеренная композиция, отточенность деталей, мужественный и ясный взгляд на жизнь, нежность и бесхитростность реального мира.

Высшее место должны занимать духовные ценности. Лирический герой – бесстрашный рыцарь.

Память – важнейший этический компонент нашего творчества.

Наша эмблема: яркий земной мир.

Наша звезда: солнце.

 Программное стихотворение:

«Высокое косноязычье»

Ни шороха полночных далей,

Ни песен. Что певала мать,

Мы никогда не понимали

Того, что стоило понять.

И. символ горнего величья,

Как некий благостный завет, -

Высокое косноязычье

Тебе даруется, поэт.

Футуризм:

«Мы первые поэты из поэтов»

Мы первые поэты из Поэтов.

Рог времени рубит идти вперёд.

Прошедшее темно и безответно.

И классиков российских уже нет.

Мы с высоты воздушных небоскрёбов

С усмешкою взираем на людей.

Не признавая канцелярских сводов,

Довольны революцией своей.

Пощёчину общественному вкусу

С размаху залепляем горячо,

Когда заметим, кто подмигивает трусу,

Плюём ему за это мы в лицо!

Мы в будущем останемся навеки,

Каким бы оно ни было, пойдём!

Примите же нас, люди – человеки

Особенными, яркими во всём!

Наши лозунги:

  1. Только мы – лицо нашего Времени.
  2. Прошлое тесно. Сбросим Пушкина, Толстого, Достоевского и  прочих классиков с парохода Современности.
  3. Кто не забудет своей первой любви, не узнает и последней.
  4. Слово – творец мифа. Мы во власти новых тем.
  5. Мы презираем славу. Мы новые люди новой жизни.

Наша декларация:

Мы, будетляне, не желаем междоусобицы в русской поэзии.

Мы готовы отвечать за каждое своё новое слово.

Мы идём в авангарде российского искусства, никто и ничто не помешает нам сказать своё новое слово о действительности. Новому содержанию – новую форму. Только мы способны создать новое искусство во всей Вселенной! Наше Правительство Земного шара не только изменит мир в лучшую сторону, но и создаст новый авангардный язык и новую великорусскую поэзию. Главное – «канон  сдвинутой конструкции языка».  Наша сила – в единении с народным творчеством.

Наша эмблема: морской маяк.

Наша звезда: планета Марс.

Программное стихотворение:

« На подмостках Конституции»

Ещё звучат этюды Скрябина,

Романсы страстные звучат,

Но вот уж музыку Рахманина

Частушки дробные теснят.

В театре тоже революция.

Балет и классику на слом!

И на подмостках Конституция

Отплясывает чарльстон.

И бутафория с мистерией

Пошли по улице гулять,

Одевшись в красные материи,

Дань новой моде отдавать.

 Ведущий: Поэтические загадки:

Вот мы и познакомились друг с другом,

И прояснилось много скрытых тайн.

Узнать же, кто был настоящим другом,

По – прежнему - одна из главных тайн.

Но выясним её мы непременно,

Когда заглянем в глубину души.

И прочитаем их творенья вдохновенно,

Великолепные сонеты  и стихи!

Вы по стихам самих поэтов

Узнайте, кто чей образ начертал.

Подсказкой станут те приметы,

Которые поэт в них написал.

Ведущий: Поэты друг о друге и о себе.

  1. Игорь Северянин. «Брюсов» (стр. 447.)
  2. Валерий Брюсов. «И. Северянину» (стр. 195)
  3. Марина Цветаева.  Ахматовой.

Ведущий:

Как замечательно, друзья,

Что вы поэтов образы узнали!

Теперь же попрошу вас я,

Чтоб вы ещё одну загадку отгадали.

Из  четырёх стихотворений

Разных направлений

Я выписала существительные в ряд.

А вы определите,

К какому направлению они принадлежат

(Бездна, пламень, люди, черви, дворец, паук, ночь, светило, Пегас, Парнас, крик,  руки, звук, солнцеворот, любовь, небо, звёзда, смерть.)

Ведущий: Пародии на стихи поэтов своего направления

Сегодня вы поэтами все стали

Пусть ненадолго, только лишь на миг.

И вот уж место всем на пьедестале,

Освободили братья – просто шик!

Прочтите же, друзья, свои стихи,

И пусть они ещё не так легки,

Но все ж представьте нам пародии свои.

 Символизм:

Пародия на стихотворение В. Брюсова

«Наказ юноше»

Акмеизм:

Пародия на стихотворение С. Парнок

«Моя фамилия не Пушкин..»

Мы не Лермонтовы и не Пушкины.

Мы всего лишь читатели русские.

Много тем уж на нашем счету,

Но они вызывают тоску.

Сочинять же самим –  тяжкий труд,

Хоть стихи или драму, к примеру.

А поэмы пусть нас подождут –

Их должно быть в портфолио в меру.

А, впрочем, чтоб поэтами нам стать,

Должны мы всё же  что – то накропать!

Футуризм:

Ведущий:  «Серебряный сонет»

 

Странное время – странные песни,

Как хорошо, что пока вы все вместе.

Грянет в России 17-ый год –

Рассеет по миру российский народ!

Многие из вас друзьями были

И, несмотря на разницу, дружили.

Встречались в «Башне» Иванова,

Друг друга обличали просто здорово!

Посланья – эпиграммы сочиняли

И в письмах их друг другу присылали.

Звучит серебряный сонет,

Ему по содержанью равных нет.

По слогу также он высок.

Его благословляет Бог!

Анна Ахматова.

Сонет   «Ответ»

И при луне новорожденной

вновь зажигаю шесть свечей.

Я получила письмо,

Не поверила нежным словам,

Читала, смотрела в трюмо,

Удивлялась себе и Вам.

В окна широкий свет

Всплывал, и пахло зимой…

Знаю, что Вы, поэт,

Значит, товарищ мой.

Как хорошо, что есть

В мире луна  и шесть

Вами зажжённых свеч.

Думайте обо мне.

Я живу в западне

И боюсь неожиданных встреч.

1913

Игорь Северянин. Сонет «Цветаева»

Блондинка с папироскою, в зелёном,

Беспочвенных безбожников божок,

Гремит в стихах про волжский бережок,

О в персиянку в Разине влюблённом.

Пред слушателем, мощью изумлённым,

То барабана грозный говорок,

То друга дева, свой свершая срок,

Сопернице вручает умил1нной.

То вдруг поэт, храня серьёзный вид,

Таким задорным взором удивит,

Что в даме – жар, и  страха дрожь – во франте…

Какие там свершенья не верши,

Мертвы стоячие часы души.

Не числящиеся в её таланте…

1926

***

И ты стремишься ввысь, где солнце – вечно,

Где неизменен гордый сон снегов.

Откуда в дол спадают бесконечно

Ручьи алмазов, струи жемчугов.

Юдоль земная пройдена. Беспечно

Свершай свой путь средь молний и громов!

Ездок отважный! Слушай вихрей рёв.

Внимай с улыбкой гневам бури встречной!

Ещё грозят зазубрины высот.

Расщелины, где тучи спят. Но вот

Яснеет глубь в уступах синих бора.

Назад не обращай тревожно взора

И с жадной жаждой новой высоты

Неутомимо правь конём, – и скоро

У ног своих весь мир увидишь ты!

1912

Игорь Северянин «Брюсов»

Его воспламенял призывный клич.

Кто б ни кричал – новатор или Батый.

Немедля честолюбец суховатый.

Приемля бунт, спешил его постичь.

Взносился грозный над рутиной бич

В руке, самоуверенно зажатой,

Оплачивал новинку щедрой платой

По – европейски скроенный москвич.

Родясь дельцом, и став сумев поэтом,

Как часто голос свой срывал фальцетом.

В ненасытимой страсти всё губя!

Всю жизнь мечтая о себе, чугунном,

Готовый песни петь грядущим гуннам.

Не пощадил он, -  прежде всех, - себя…

1926

Марина Цветаева. Ахматовой.

Узкий, нерусский стан –

Над фолиантами.

Шаль из турецких стран

Пала, как мантия.

Вас передашь одной

Ломаной чёрной линией.

Холод – в веселье, зной –

В вашем унынии.

Вся Ваша жизнь – озноб.

И завершится - чем она?

Облачный тёмен лоб

Юного демона.

Каждого из земных

Вам заиграть – безделица.

И безоружный стих

В сердце нам целится.

В утренний сонный час.

- Кажется четверть пятого.-

Я полюбила вас.

Анна Ахматова.

11 февраля 1915

Ведущий: Рефлексия:

«Салют Серебряному веку!»

 

Поэзия – великая держава.

Империй власть, сходящая с ума,

Ей столько раз распадом угрожала,

Но распадалась всё – таки сама.

Недолгим был Серебряный наш век.

Трагически сложился для поэтов.

Воспев России первородства грех.

Не избежал забвенья и наветов.

Так воздадим же должное ему,

За то, что был свободен Человек,

За то, что указал Творцу стезю

К сердцам народу своему!

Ученик:

 

Салют Серебряному веку

Мы с честью нынче воздаём.

Хвала и слава Человеку –

Певцу, Создателю, Творцу!

Ученик:

Салют Серебряному веку,

Призвавшего историю к ответу,

Воспевшего блаженный мир земной,

В твореньях вольных Музы неземной.

Коллективные ответы на вопросы:

1. Символисты:

Какую роль сыграл Серебряный век в истории России?

2. Акмеисты:

Почему таким недолгим  и трагичным был Серебряный век?

3. Футуристы:

Сможет ли повториться в России Серебряный век?

Оценочный лист: группа №1 символисты        (от о до 5 баллов)

Ф. И. уч – ся                  самооценка            оценка группы                       оценка

                                                                   (по общему согласованию)      учителя

1. Смогли или нет реализовать свои знания и способности во время урока?

2. Как повлияла ваша работа в течение урока на групповую оценку?  

3. Насколько полно была достигнута вашей группой цель урока?

Домашнее задание:

*написать сочинение – рассуждение по тексту Ю. М. Лотмана «Цель поэзии» части С ЕГЭ с обязательным использованием аргументов из поэзии Серебряного века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины в стихах поэтов 20 века».

Цель урока - познакомить учащихся  с поэтическим образом России в стихах поэтов 20 века (А.Блок, А.Белый, С.Есенин).Особое внимание уделено  поэтическому анализу стихотворения С.А.Есенина "Ч...

План -конспект урока литературы 5 класс А.Погорельский "Черная курица, или подземные жители"

Цели урока: 1) учить анализировать текст художественного произведения, понимать образную природу искусства слова;  2) способствовать формированию умений читать , комментировать и ...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять;  ...

План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6  классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

План-конспект урока в 6 классе "Русь в IX - первой половине XII века"

План-конспект урока в 6 классе по теме "Древняя Русь". Урок обобщения, систематизации и повторения знаний проведен в форме деловой игры. В презентации были использованы музыкальные заставки к телепере...