Главные вкладки

    План- конспект урока литературы в 11 классе. Поэтическая гостиная по теме: "Творцы Среребряного века"
    методическая разработка (литература, 11 класс) на тему

    Шайдурова Надежда Дорофеевна

    Это интегрированный нетрадиционный урок, проведенный с использованием современных технологий интерактивного обучения. В подготовке урока активное участие принимали выпускники. Они создали замечательную презентацию, подобрали наглядность к уроку, оформили доску и выставку произведений писателей Серебрянрго века, выучили полюбившиеся стихи, записали музыкальное сопровождение к ним, сочинили под моим руководством стихи, навеянные поэзией любимых поэтов. Я также сочинила ряд стихотворений, которые стали творческой основы урока. Получился урок - поэма, где стихи поэтов Серебряного века дополнялись нашими стихотворениями.    

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_-_konspekt_otkrytogo_uroka_po_serebryanomu_veku.doc81 КБ

    Предварительный просмотр:

    План – конспект

    открытого урока литературы в  11Б классе.

     24 ноября 2012

    Поэтическая гостиная.

    Тема: «Творцы Серебряного века»

    1. Цели урока:
    1. Расширить, углубить и систематизировать знания учащихся об идейно – художественных особенностях произведений писателей основных направлений Серебряного века.
    2. Продолжать развивать умения создавать тексты собственного сочинения в виде пародий или верлибров на стихи символистов, акмеистов и футуристов, интегрировать поэтические и прозаические тексты для устного публичного выступления
    3. Воспитывать высокие гражданские и патриотические чувства, которыми  было проникнуто всё творчество писателей Серебряного века. Формировать художественный эстетический вкус на лучших поэтических и прозаических произведениях Серебряного века.
    1. Тип урока: урок сотворчества.
    2. Форма урока: поэтическая гостиная.
    3. Интерактивные методы и приёмы: групповая  работа, творческая мастерская, методы медиации, «займи позицию», «кейс – метод, метод «сокровищница человеческих ценностей», метод мотивирования, критического мышления, рефлексии.
    4. Инновационные технологии: технологии  преобразования содержания знаний в «открытый текст» Е. А. Бондаревской и учебного диалога М. М. Бахтина.

    Оформление и оборудование урока:

    1. Выставка произведений писателей Серебряного века, портреты писателей, два плаката с высказываниями о Серебряном веке.
    2. Иллюстрации русских художников Врубеля, Серебряковой, Гончаровой, Маяковского, Бурлюка и других.
    3. Грамзапись музыки Бетховена, Брамса, Чайковского. Рахманинова.
    4. Видеопрезентация: «Русский ренессанс».

    Сценарий урока.

    Вступление. Видеопрезентация: «Русский ренессанс».

            Учитель:

    Сегодня у нас поэтический час.

    В гости придёт к нам сам Ренессанс.

    Встретятся здесь почитатели Муз

    И выразят свой эстетический вкус.

    Будут звучать эпиграммы, стихи,

    Посланья, признанья – все от души.

    Главным, конечно же, станет сонет

    Лучшего жанра в поэзии нет!

    Ученик № 1:

    В России возродился Ренессанс,

    И необычайным стал расцвет культуры.

    Когда ж он обратился в Декаданс,

    То все поэты подружились с синекурой!

     

    Ученик № 2:

    Открылось вдруг течений разных тьма,

    И объявился полк блистательных поэтов.

    Одни сияли, как полночная луна,

    Другие озарялись её светом.

    Ведущий: Презентация направлений:

    Теперь настала очередь за вами

    Представиться пред нашими гостями.

    Мы ждём ваш содержательный рассказ.

    Кого вы представляете сейчас?

    Какие ваши лозунги, друзья,

    Эмблема, декларация, звезда?

     Символизм: «Мы дети ночи и луны»

    Мы первыми вступили на Серебряный Парнас.

    И было это не во сне, а наяву.

    Всех нас доставил на Олимп Пегас,

    Оставив на земле обман и суету.

    Мы дети ночи и таинственной луны

    Сгораем, как вечерняя заря,

    При ярком свете солнца – алтаря

    В своих творениях мечты.

    Мы неведомое ищем

    И с надеждою в сердцах,

    Загораясь, мы тоскуем о непознанных мирах.

    Наши гимны, наши стоны

    Не для старой красоты.

    Нарушаем все законы,

    Преступаем все черты.

    Устремляя свои очи

    На алеющий восток,

    Дети скорби, дети ночи

    Ждём, когда придёт Пророк.

    В ночь восходим по ступеням

    На Серебряный Парнас.

    Нас встречает уж под сенью

    Лунноликий кроткий Спас!

    Наши лозунги:

    1.  «Мысль, изречённая, есть ложь»
    2. «Искусство – гениальное познание истины».
    3. «Искусство должно выражать идею»
    4. «Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями, есть откровение, приотворенные двери в Вечность».
    5. «Символы выражают безграничную сторону мысли».            
    6. «Прекрасное должно …удивлять, казаться неожиданным и редким»

    Наша декларация:

    У нового искусства три главных элемента:

    Мистическое содержание, символы и расширение художественного впечатления.

    Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уяснить  свои тёмные, тайные чувствования.

    Символисты – всегда мыслители, видят в действительности свою мечту и смотрят на жизнь, как из окна.

    Наша эмблема: звездное бесконечное небо.

    Наша звезда: яркая, сияющая луна.

    Программное стихотворение

     

    Счастье свободы

    Холодные сверкающие звёзды

    И жёлтая далёкая луна

    Глядят на землю с небосвода.

    Как видно, полюбилась им она.

    И пусть их встречи ненадолго,

    И пусть объятья холодны,

    Но до утра они свободны

    И вечно небесам верны.

    Акмеизм:

    «Мы капитаны бесстрашных кораблей»

    Нас шестеро. И все мы капитаны,

    И штурманы бесстрашных кораблей.

    Мы смело проплываем океаны,

    Оставив Бога и земных людей.

    .

    Влекут нас издавна чудесные сказанья,

    Народный шум на старых площадях,

    Ряд кораблей на дремлющих морях

    И блеск парчи в изгибах изваянья.

    Неясные и страстные желанья,

    Учитель, мудрый, весь в мечтах.

    И рядом – отрок с тайною в глазах.

    В тени соборов дремлют изваянья.

    Глаза глядят внимательно и нежно,

    Сердца же бьются смутно и мятежно

    И согревают ласкою неземной,

    Как мы, поэзией земной.

    Наши лозунги:

    1. Мы любим мир таким, каков он есть.
    2. Мы не отказываемся и от духовных поисков.
    3.  Нам не чужды сомненья и тревоги.
    4. Мы строго судим себя и людей.

    Наша декларация:

    Главное в поэзии – стилистическое равновесие, живописная чёткость образов, точно вымеренная композиция, отточенность деталей, мужественный и ясный взгляд на жизнь, нежность и бесхитростность реального мира.

    Высшее место должны занимать духовные ценности. Лирический герой – бесстрашный рыцарь.

    Память – важнейший этический компонент нашего творчества.

    Наша эмблема: яркий земной мир.

    Наша звезда: солнце.

     Программное стихотворение:

    «Высокое косноязычье»

    Ни шороха полночных далей,

    Ни песен. Что певала мать,

    Мы никогда не понимали

    Того, что стоило понять.

    И. символ горнего величья,

    Как некий благостный завет, -

    Высокое косноязычье

    Тебе даруется, поэт.

    Футуризм:

    «Мы первые поэты из поэтов»

    Мы первые поэты из Поэтов.

    Рог времени рубит идти вперёд.

    Прошедшее темно и безответно.

    И классиков российских уже нет.

    Мы с высоты воздушных небоскрёбов

    С усмешкою взираем на людей.

    Не признавая канцелярских сводов,

    Довольны революцией своей.

    Пощёчину общественному вкусу

    С размаху залепляем горячо,

    Когда заметим, кто подмигивает трусу,

    Плюём ему за это мы в лицо!

    Мы в будущем останемся навеки,

    Каким бы оно ни было, пойдём!

    Примите же нас, люди – человеки

    Особенными, яркими во всём!

    Наши лозунги:

    1. Только мы – лицо нашего Времени.
    2. Прошлое тесно. Сбросим Пушкина, Толстого, Достоевского и  прочих классиков с парохода Современности.
    3. Кто не забудет своей первой любви, не узнает и последней.
    4. Слово – творец мифа. Мы во власти новых тем.
    5. Мы презираем славу. Мы новые люди новой жизни.

    Наша декларация:

    Мы, будетляне, не желаем междоусобицы в русской поэзии.

    Мы готовы отвечать за каждое своё новое слово.

    Мы идём в авангарде российского искусства, никто и ничто не помешает нам сказать своё новое слово о действительности. Новому содержанию – новую форму. Только мы способны создать новое искусство во всей Вселенной! Наше Правительство Земного шара не только изменит мир в лучшую сторону, но и создаст новый авангардный язык и новую великорусскую поэзию. Главное – «канон  сдвинутой конструкции языка».  Наша сила – в единении с народным творчеством.

    Наша эмблема: морской маяк.

    Наша звезда: планета Марс.

    Программное стихотворение:

    « На подмостках Конституции»

    Ещё звучат этюды Скрябина,

    Романсы страстные звучат,

    Но вот уж музыку Рахманина

    Частушки дробные теснят.

    В театре тоже революция.

    Балет и классику на слом!

    И на подмостках Конституция

    Отплясывает чарльстон.

    И бутафория с мистерией

    Пошли по улице гулять,

    Одевшись в красные материи,

    Дань новой моде отдавать.

     Ведущий: Поэтические загадки:

    Вот мы и познакомились друг с другом,

    И прояснилось много скрытых тайн.

    Узнать же, кто был настоящим другом,

    По – прежнему - одна из главных тайн.

    Но выясним её мы непременно,

    Когда заглянем в глубину души.

    И прочитаем их творенья вдохновенно,

    Великолепные сонеты  и стихи!

    Вы по стихам самих поэтов

    Узнайте, кто чей образ начертал.

    Подсказкой станут те приметы,

    Которые поэт в них написал.

    Ведущий: Поэты друг о друге и о себе.

    1. Игорь Северянин. «Брюсов» (стр. 447.)
    2. Валерий Брюсов. «И. Северянину» (стр. 195)
    3. Марина Цветаева.  Ахматовой.

    Ведущий:

    Как замечательно, друзья,

    Что вы поэтов образы узнали!

    Теперь же попрошу вас я,

    Чтоб вы ещё одну загадку отгадали.

    Из  четырёх стихотворений

    Разных направлений

    Я выписала существительные в ряд.

    А вы определите,

    К какому направлению они принадлежат

    (Бездна, пламень, люди, черви, дворец, паук, ночь, светило, Пегас, Парнас, крик,  руки, звук, солнцеворот, любовь, небо, звёзда, смерть.)

    Ведущий: Пародии на стихи поэтов своего направления

    Сегодня вы поэтами все стали

    Пусть ненадолго, только лишь на миг.

    И вот уж место всем на пьедестале,

    Освободили братья – просто шик!

    Прочтите же, друзья, свои стихи,

    И пусть они ещё не так легки,

    Но все ж представьте нам пародии свои.

     Символизм:

    Пародия на стихотворение В. Брюсова

    «Наказ юноше»

    Акмеизм:

    Пародия на стихотворение С. Парнок

    «Моя фамилия не Пушкин..»

    Мы не Лермонтовы и не Пушкины.

    Мы всего лишь читатели русские.

    Много тем уж на нашем счету,

    Но они вызывают тоску.

    Сочинять же самим –  тяжкий труд,

    Хоть стихи или драму, к примеру.

    А поэмы пусть нас подождут –

    Их должно быть в портфолио в меру.

    А, впрочем, чтоб поэтами нам стать,

    Должны мы всё же  что – то накропать!

    Футуризм:

    Ведущий:  «Серебряный сонет»

     

    Странное время – странные песни,

    Как хорошо, что пока вы все вместе.

    Грянет в России 17-ый год –

    Рассеет по миру российский народ!

    Многие из вас друзьями были

    И, несмотря на разницу, дружили.

    Встречались в «Башне» Иванова,

    Друг друга обличали просто здорово!

    Посланья – эпиграммы сочиняли

    И в письмах их друг другу присылали.

    Звучит серебряный сонет,

    Ему по содержанью равных нет.

    По слогу также он высок.

    Его благословляет Бог!

    Анна Ахматова.

    Сонет   «Ответ»

    И при луне новорожденной

    вновь зажигаю шесть свечей.

    Я получила письмо,

    Не поверила нежным словам,

    Читала, смотрела в трюмо,

    Удивлялась себе и Вам.

    В окна широкий свет

    Всплывал, и пахло зимой…

    Знаю, что Вы, поэт,

    Значит, товарищ мой.

    Как хорошо, что есть

    В мире луна  и шесть

    Вами зажжённых свеч.

    Думайте обо мне.

    Я живу в западне

    И боюсь неожиданных встреч.

    1913

    Игорь Северянин. Сонет «Цветаева»

    Блондинка с папироскою, в зелёном,

    Беспочвенных безбожников божок,

    Гремит в стихах про волжский бережок,

    О в персиянку в Разине влюблённом.

    Пред слушателем, мощью изумлённым,

    То барабана грозный говорок,

    То друга дева, свой свершая срок,

    Сопернице вручает умил1нной.

    То вдруг поэт, храня серьёзный вид,

    Таким задорным взором удивит,

    Что в даме – жар, и  страха дрожь – во франте…

    Какие там свершенья не верши,

    Мертвы стоячие часы души.

    Не числящиеся в её таланте…

    1926

    ***

    И ты стремишься ввысь, где солнце – вечно,

    Где неизменен гордый сон снегов.

    Откуда в дол спадают бесконечно

    Ручьи алмазов, струи жемчугов.

    Юдоль земная пройдена. Беспечно

    Свершай свой путь средь молний и громов!

    Ездок отважный! Слушай вихрей рёв.

    Внимай с улыбкой гневам бури встречной!

    Ещё грозят зазубрины высот.

    Расщелины, где тучи спят. Но вот

    Яснеет глубь в уступах синих бора.

    Назад не обращай тревожно взора

    И с жадной жаждой новой высоты

    Неутомимо правь конём, – и скоро

    У ног своих весь мир увидишь ты!

    1912

    Игорь Северянин «Брюсов»

    Его воспламенял призывный клич.

    Кто б ни кричал – новатор или Батый.

    Немедля честолюбец суховатый.

    Приемля бунт, спешил его постичь.

    Взносился грозный над рутиной бич

    В руке, самоуверенно зажатой,

    Оплачивал новинку щедрой платой

    По – европейски скроенный москвич.

    Родясь дельцом, и став сумев поэтом,

    Как часто голос свой срывал фальцетом.

    В ненасытимой страсти всё губя!

    Всю жизнь мечтая о себе, чугунном,

    Готовый песни петь грядущим гуннам.

    Не пощадил он, -  прежде всех, - себя…

    1926

    Марина Цветаева. Ахматовой.

    Узкий, нерусский стан –

    Над фолиантами.

    Шаль из турецких стран

    Пала, как мантия.

    Вас передашь одной

    Ломаной чёрной линией.

    Холод – в веселье, зной –

    В вашем унынии.

    Вся Ваша жизнь – озноб.

    И завершится - чем она?

    Облачный тёмен лоб

    Юного демона.

    Каждого из земных

    Вам заиграть – безделица.

    И безоружный стих

    В сердце нам целится.

    В утренний сонный час.

    - Кажется четверть пятого.-

    Я полюбила вас.

    Анна Ахматова.

    11 февраля 1915

    Ведущий: Рефлексия:

    «Салют Серебряному веку!»

     

    Поэзия – великая держава.

    Империй власть, сходящая с ума,

    Ей столько раз распадом угрожала,

    Но распадалась всё – таки сама.

    Недолгим был Серебряный наш век.

    Трагически сложился для поэтов.

    Воспев России первородства грех.

    Не избежал забвенья и наветов.

    Так воздадим же должное ему,

    За то, что был свободен Человек,

    За то, что указал Творцу стезю

    К сердцам народу своему!

    Ученик:

     

    Салют Серебряному веку

    Мы с честью нынче воздаём.

    Хвала и слава Человеку –

    Певцу, Создателю, Творцу!

    Ученик:

    Салют Серебряному веку,

    Призвавшего историю к ответу,

    Воспевшего блаженный мир земной,

    В твореньях вольных Музы неземной.

    Коллективные ответы на вопросы:

    1. Символисты:

    Какую роль сыграл Серебряный век в истории России?

    2. Акмеисты:

    Почему таким недолгим  и трагичным был Серебряный век?

    3. Футуристы:

    Сможет ли повториться в России Серебряный век?

    Оценочный лист: группа №1 символисты        (от о до 5 баллов)

    Ф. И. уч – ся                  самооценка            оценка группы                       оценка

                                                                       (по общему согласованию)      учителя

    1. Смогли или нет реализовать свои знания и способности во время урока?

    2. Как повлияла ваша работа в течение урока на групповую оценку?  

    3. Насколько полно была достигнута вашей группой цель урока?

    Домашнее задание:

    *написать сочинение – рассуждение по тексту Ю. М. Лотмана «Цель поэзии» части С ЕГЭ с обязательным использованием аргументов из поэзии Серебряного века.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины в стихах поэтов 20 века».

    Цель урока - познакомить учащихся  с поэтическим образом России в стихах поэтов 20 века (А.Блок, А.Белый, С.Есенин).Особое внимание уделено  поэтическому анализу стихотворения С.А.Есенина "Ч...

    План -конспект урока литературы 5 класс А.Погорельский "Черная курица, или подземные жители"

    Цели урока: 1) учить анализировать текст художественного произведения, понимать образную природу искусства слова;  2) способствовать формированию умений читать , комментировать и ...

    План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

    Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

    План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"

    Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять;  ...

    План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

    Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6  классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...

    План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

    Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

    План-конспект урока в 6 классе "Русь в IX - первой половине XII века"

    План-конспект урока в 6 классе по теме "Древняя Русь". Урок обобщения, систематизации и повторения знаний проведен в форме деловой игры. В презентации были использованы музыкальные заставки к телепере...