планирование по литературе для 8 класса I полугодие по программе Меркина
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) по теме

Предлагаемое планирование содержит графу "УУД" и "Ведущая технология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_po_literature_8_kl.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

            тема

коли-

чество

часов

дата

        целевые установки

предметные знания

(базовые знания по предмету)

  метапредметные

       связи

             УУД

     ведущая

   технология

задания к уроку,

виды контроля

I

Художественная литература

и история

1 час

Показать взаимосвязь литературы

 и истории, познакомить учеников

с принципом историзма в литературе

принцип историзма в литературе


стилизация

Связь истории

и литературы

читать, конспектировать, пересказывать статью по плану

давать развёрнутые ответы на вопросы

Объяснительно-иллюстративная

(формирующее обучение)

Конспект и пересказ статьи учебника, ответы на вопросы

II

Устное народное творчество

1 .Исторические песни

как жанр фольклора

«Иван Грозный

молится о сыне»

«Возвращение

 Филарета»

«Царь требует

 выдачи Разина»

2. Нравственная проблематика и художественное

 своеобразие жанра

исторической песни

3. Урок-зачёт



3 часа

Познакомить учащихся с жанровыми особенностями исторической песни

(художественные приёмы,

языковые особенности,

отражение исторической

памяти народа)

историческая песня

как жанр фольклора


отличие исторической песни от былины


песня-плач

Прослушивание и исполнение народных исторических песен

соотносить историческую основу с художественным вымыслом в народных песнях


выявлять художественные особенности народных исторических песен


находить влияние жанра исторической песни на произведения русской классической музыки


искать и выделять 

необходимую информацию в различных источниках


построение речевого высказывания


опыт публичных выступлений

Обучение в сотрудничестве, ролевая игра

(личностно-ориентированное обучение)

Задания по группам:

1.  теоретики-литературоведы

2. исследователи-краеведы (песни донских казаков)

3. музыковеды

(мотивы народных песен в произведениях Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, Мусоргского и др. композиторов)

4. исполнители

5.эксперты (отмечают полноту ответов, охват и глубину материала, был ли вызван интерес у аудитории и т.д.; выступления каждого эксперта со своими замечаниями и комментариями по каждой группе)

+ каждая группа готовит анализ одной исторической песни по предложенному плану (на уроке)

III

Древнерусская

литература

«Сказание о Борисе

 и Глебе», «Слово

 о погибели Русской

 земли», «Житие

СергияРадонежского», «Житие Александра Невского»

4 часа

Познакомить с тематическим и жанровым многообразием древнерусской литературы, познакомить с особенностями жанра жития, раскрыть

основные нравственные проблемы житийной литературы

жанры древнерусской литературы (слово, летопись, поучение, моление, сказание, хождение, житие, повесть)


житийная литература (особенности жанра)

Православная культура и древнерусская литература


Древнерусская литература и изобразительное искусство (иконопись, древнерусские миниатюры, живопись, графика)

определять нравственно-этические ориентиры


читать тексты древнерусской литературы


соотносить содержание

Объяснительно-иллюстративная в сочетании с проблемным обучением

(формирующее и личностно ориентированное обучение)

Прочитать статью учебника, составить цитатный план статьи,

прочитать произведения древнерусской литературы, ответить на вопросы.

Работа со словарём



                 тема

коли-

чество

 часов

дата

    целевые установки

предметные знания

(базовые знания по предмету)

метапредметные

 связи

             УУД

     ведущая

   технология

задания к уроку,

виды контроля

М.В.Нестеров «Видение отроку Варфоломею»


П.Корин «Александр Невский»

Гравюры В.А. Фаворского

жития с требованиями житийных канонов


находить в тексте незнакомые слова и определять их значение по словарю


формулировать вопросы по тексту произведения


давать развёрнутый ответ на вопрос

Повлияла ли древнерусская литература на становление русской классической литературы, в чём это проявляется?

IV

Русская литература

XVIII в.

1. Г.Р.Державин

«Вельможа», «Памятник»

2. Н.М.Карамзин

«Бедная Лиза»

Сентиментализм как литературное направление

Отражение принципов сентиментализма в повести Карамзина «Бедная Лиза»

4 часа

Показать своеобразие поэзии Державина,  его интерпретацию темы

 поэта и поэзии


Познакомить с литературным направлением сентиментализма и с особенностями русского сентиментализма на примере повести Карамзина «Бедная Лиза», показать отражение художественных принципов сентиментализма в повести

Лирическое стихотворение


Ода


Традиции классицизма в лирическом тексте


Сентиментализм


Жанр сентиментальной повести

Портрет князя А.Куракина работы В.Л.Боровиковского


«Г.Р.Державин»  - гравюра Ф.Иордана по оригиналу С.Тончи


 «Г.Р.Державин» работы

А.А.Васильевского


Гравюра А.Флорова по оригиналу В.А.Тропинина


Портреты Н.М.Карамзина работы В.А.Тропинина и П.Ф.Соколова

читать статьи учебника и тексты художественных произведений


формулировать вопросы


давать развёрнутые ответы на вопросы


сопоставлять стихотворение Державина «Памятник» с созвучными произведениями Горация, Ломоносова, Пушкина


читать и пересказывать содержание художественного произведения


характеризовать художественные образы


выявлять характерные признаки сентиментализма

Объяснительно-иллюстративная с использованием методов исследования: сравнение, сопоставление, творческое решение проблем

(формирующее и личностно ориентированное обучение)

Чтение и пересказ статьи

учебника, выразительное чтение, чтение наизусть, ответы на вопросы, анализ идейно-художественного своеобразия произведения.

Выразительное чтение эпизодов, художественный пересказ, ответы на вопросы, характеристика художественных образов, выявление признаков сентиментализма, выявление художественных средств и приёмов, использованных Карамзиным

Находить в тексте неизвестные слова и определять их значение по словарю

            тема

коли-

чество

часов

дата

    целевые установки

предметные знания

(базовые знания по предмету)

метапредметные

 связи

             УУД

     ведущая

   технология

задания к уроку,

виды контроля

V

Русская литература

XIX в.

1. Поэты пушкинского круга (предшественники и современники)

В.А. Жуковский

«Лесной царь», «Невыразимое», «Море»

К.Ф.Рылеев

«Я ль буду в роковое время…»

«Смерть Ермака»

          К.Н.Батюшков

«Переход русских войск через Неман»

«Мой гений», «Надпись к портрету Жуковского»

            Е.А.Баратынский

            А.А.Дельвиг

            Н.М.Языков




4 часа

Углубление знаний и представлений учащихся о поэтическом процессе первой половины XIX века (основные темы, мотивы, система образно-выразительных средств, художественное богатство)

Познакомить с литературными жанрами баллада, элегия, идиллия, дума, с особенностями романтизма как литературного направления.

Показать преемственность литературного процесса и художественное своеобразие творчества поэтов пушкинского круга.

Романтизм


Баллада


Элегия


Идиллия

дума


Музыкальные произведения на стихи поэтов пушкинского круга


читать выразительно наизусть лирические произведения


давать ответы на вопросы по данной теме


подбирать и обобщать дополнительный материал по теме


делать выводы об особенностях художественного мира, проблематики, тематики произведений поэтов пушкинского круга

Модульное обучение



Выполнение заданий учебного модуля:

I История и литература (ответы на вопросы)

II Теория литературы

III Заучивание наизусть

IV Устное сообщение или презентация

V Творческое задание

2. А.С.Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С.Пушкина

«19 октября» (1825)

«Песни о Стеньке Разине»

«Капитанская дочка»

Историческая  основа произведения

Система образов

Формирование характера Петра Гринёва

Тема чести и долга в произведении

Тема человека и истории, народа и власти в романе

Подготовка к сочинению






7 часов

Познакомить обучающихся с новыми для них литературоведческими терминами, помочь в раскрытии художественного своеобразия и проблематики повести, побудить к размышлению над вопросами морали (честь, благородство, прямодушие, верность), помочь в составлении  плана сочинения.

Послание


Песня


Поэтическая интонация


Роман


Историческая

повесть


Эпизод


Речевая характеристика


Художественная идея

Портреты А.С.Пушкина работы В.А.Тропинина и О.А.Кипренского


А.Пластов, П.Соколов, С.Иванов и др. художники-иллюстраторы произведений Пушкина


Художественный фильм «Капитанская дочка» (реж. Н.Коварский, В.Каплуновский)

читать выразительно наизусть лирическое произведение,

давать общую картину художественного мира произведения,

характеризовать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное своеобразие произведения,

характеризовать художественные образы,

писать сочинение по произведению с использованием собственного жизненного или читательского опыта

Объяснительно-иллюстративная в сочетании с проблемным обучением

(формирующее и личностно-ориентированное обучение)

Работа с учебником, выразительное чтение и чтение наизусть поэтического произведения, ответы на вопросы.

Чтение и пересказ эпизодов, характеристика образов.

Индивидуальные задания: творческие работы, презентации, сообщения, рефераты.

Сочинение по плану «Проблема чести и долга в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

            тема

коли-

чество

часов

дата

целевые установки

предметные знания

(базовые знания по предмету)

метапредметные

 связи

             УУД

     ведущая

   технология

задания к уроку,

виды контроля




















3. М.Ю. Лермонтов

Поэма «Мцыри» как

 романтическое произведение


Композиционно-художественные особенности поэмы «Мцыри»


Противоречивость образа Мцыри


Зачётный урок (отрывок наизусть, тестирование, задание по выбору)




4

часа

Помочь обучающимся в раскрытии жанрового и художественного своеобразия поэмы, в исследовании противоречивого характера героя, способствовать формированию нравственно-этических ориентиров

Романтический герой


Поэма


Тема и идея художественного произведения


Сюжет


Фабула


Лирический монолог


Романтические традиции


Поэтический синтаксис

Портрет М.Ю.Лермонтова, художник П.Е.Заболотский,1837г.


М.Ю.Лермонтов, автопортрет, 1837г.


Константинов, Кардовский, Врубель, Л.Пастернак и другие художники-иллюстраторы произведений Лермонтова


О.Тактакишвили, симфоническая поэма «Мцыри»


Творческое задание: иллюстрации к поэме «Мцыри»

Выявление признаков романтизма


Выразительное чтение


Сопоставление характерных черт образа Мцыри


Формирование познавательной цели

Создание речевого высказывания


Постановка вопросов и умение выражать свои мысли


Жизненное самоопределение (формирование нравственно-этических ориентиров)

Объяснительно-иллюстративная в сочетании с проблемным обучением

(формирующее и личностно-ориентированное обучение)

Чтение статьи учебника, выразительное чтение поэмы, выразительное чтение наизусть, ответы на вопросы.

Тестирование

Дифференцированное задание:

1. сочинение-рассуждение «В чём трагедия «Мцыри»?

2. эссе «Что такое свобода и что даёт она человеку»? (свобода и вседозволенность)

3. в каком-либо  ранее изученном литературном произведении выявить противоречивые черты характера героя и соотнести их с нравственными понятиями

4. Н.В.Гоголь

«Ревизор»

История создания и история постановки


Образы чиновников


Хлестаковщина как общественное явление


Особенности композиции


Основной конфликт комедии


Урок-театр «Мы играем «Ревизора»


Киноверсия комедии


7

часов

Дать понятие о драматическом роде литературы, раскрыть особенности комедийного жанра.


Помочь в раскрытии идейного замысла произведения, его художественных особенностей, идейно-композиционного значения «немой» сцены.

Драма как род литературы


Комедия


Юмор


Сатира


«Говорящие» фамилии


Авторские ремарки

Ф.Миллер,

Д. Кардовский, эскизы декораций к «Ревизору»


А.Константиновский,

Н.Кузьмин, П.Боклевский, К.Рудаков, книжные иллюстрации к «Ревизору»


Фотографии известных актёров в ролях из «Ревизора»


Постановка фрагмента пьесы (урок-театр «Мы играем «Ревизора»)

читать выразительно по ролям,

характеризовать художественные образы,

давать развёрнутый ответ на вопрос,

формулировать вопросы,

подбирать и обобщать дополнительный материал по теме,

характеризовать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное своеобразие произведения

Объяснительно-иллюстративная в сочетании с проблемным обучением, ролевая игра

(формирующее и личностно-ориентированное обучение)

Выразительное чтение, чтение по ролям, ответы на вопросы, характеристика образов, индивидуальные задания (презентации, сообщения, рефераты)


Постановка третьего действия комедии (распределение ролей: режиссёр,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературе. 7 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)

Календарно - тематическое планирование по литературе 7 класс по учебнику Г.С.Меркина. Рассчитан на 105 часов . Из расчета 3 часа в неделю....

Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе.  8 класс.       По программе—105 часов , 3 часа в неделю     (Автор учебника Г.С. Мерки...

Календарно – тематическое планирование по литературе 5 класс. Автор учебника Г. С. Меркин. По программе 3 часа в неделю , за год –102 часа

Календарно – тематическое планирование по литературе 5 класс. Автор учебника Г. С. Меркин. По программе 3 часа в неделю , за год –102 часа...

Развернутое тематическое планирование по литературе 8 класс по УМК под редакцией Меркина Г.С.

Настоящий тематический план разработан на основе программы  по литературе для 8 класса Г.С.Меркина.Ориентировано на формирование первоначальных представлений о закономерностях развития литературн...

Тематическое планирование по литературе 5 класс ФГОС по программе Г. Меркина

Тематическое планирование содержит темы уроков, планируемые результаты ( предметные, метопредметные, личностные), систему контроля....

Пояснительная записка к планированию по литературе 5 класс ФГОС (программа Г. Меркина)

Пояснительная записка содержит необходимые по структуре материалы....

Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. ФГОС. 70 часов. Программа под редакцией В.Я.Коровиной

Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. ФГОС. 70 часов. Программа под редакцией В.Я.Коровиной...