Три поэтических признания в любви
статья по литературе (11 класс) на тему

Сегеда Галина Николаевна

 

В эссе автор размышляет об известных стихотворениях А.А.Фета, Ф.И.Тютчева и А.А.Блока, относящихся к любовной лирике.   Все три поэтических признания имеют конкретных адресатов и в то же время созвучны чувствам каждого, кто испытал в своей жизни любовь. Истолкование лирического произведения тесно связано с его эмоциональным восприятием.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tri_priznaniya_v_lyubvi.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сегеда Г.Н. Три поэтических признания в любви// Литература в школе, № 2. 2011 – Москва: С. 16-18

       Аннотация

        

В эссе автор размышляет об известных стихотворениях А.А.Фета, Ф.И.Тютчева и А.А.Блока, относящихся к любовной лирике.   Все три поэтических признания имеют конкретных адресатов и в то же время созвучны чувствам каждого, кто испытал в своей жизни любовь. Истолкование лирического произведения тесно связано с его эмоциональным восприятием.  

Ключевые слова и выражения: миниатюра о любви, лирический монолог, жизнь сердца, сиюминутное и вечное, музыкальность и мелодичность, трепетное воспоминание, возрождение души, гимн любви.

                                                           Сегеда Галина Николаевна,  учитель МОУ СОШ № 7

                                                            г. Минеральные  Воды Ставропольского края

Три поэтических признания в любви

А.А. Фет «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

     

     В чём задача поэзии? Можно ли по лирическим произведениям  проследить жизнь их создателя? И нужно ли это? Стихи – это скорее рассказ о душевных переживаниях, о жизни сердца, нежели о видимых событиях реальной действительности. Поэзия открывает нам мир, недоступный простому взгляду, и всё же жизнь властно врывается в творчество, диктуя те или иные темы…

     Афанасий Афанасьевич Фет – один из тех, кто буквально из рук в руки передаёт читателю своё сердце. Его удивительный дар поражал современников. «Откуда у этого добродушного толстого офицера … такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?» - писал Л.Н.Толстой. Фета упрекали в равнодушии к общественным проблемам. Он же стремился запечатлеть на листке бумаги не сиюминутное, а вечное: писал о красоте окружающего мира, о  любви, о неразрывном  единстве человека и природы.

     Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» написано  второго августа 1877 года под впечатлением от пения Татьяны Кузминской, сестры жены Льва Николаевича  Толстого. Встреча с конкретным человеком позволила А.А.Фету создать прелестную миниатюру  о любви, о чудном мгновении воскрешения души лирического героя после долгих лет разлуки с любимой. Вот почему это стихотворение так напоминает  пушкинское «Я помню чудное мгновенье…» и тютчевское «Я встретил вас…»

     Лирическое произведение, состоящее всего из  четырёх строф, композиционно делится на две части: воспоминание о давнем ночном свидании и  описание  встречи с любимой  спустя годы. Открывается оно описанием летней  ночи:

                    Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

                    Лучи у наших ног в гостиной без огней.

     Зрительные образы настолько « видимы», что у читателя возникает ощущение собственного присутствия в « гостиной без огней», за окнами которой сад, освещённый таинственным лунным светом. Мы не только  видим  раскрытый рояль  с дрожащими струнами, но и слышим проникновенную песнь любви. И нам понятно состояние души лирического героя, который с восторгом внимает этим звукам. Сколько нежности, восхищения любимой в его словах:  

                    И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

                    Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

     Из следующего четверостишия  становится понятно, что жизнь разлучила влюблённых: «много лет прошло томительных и скучных…». И вот новая встреча. Встреча двух немолодых уже людей. При звуках любимого голоса «в тиши ночной» лирический герой молодеет душой:

                    И веет, как тогда, во вздохах этих  звучных,

                    Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.

     Словно и не было  «обид судьбы», «сердца жгучей муки», словно и не было расставания… Поэту давно за пятьдесят (как и во многих стихах Фета, «я» лирического героя сливается здесь с «я» самого поэта), а кажется, что «жизни нет конца». Это чудо совершила  любовь, которая  одна и  достойна быть целью жизни. Вот почему так  велико желание, выраженное в  следующих строчках:

                    …только веровать в рыдающие звуки,

                    Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

     В небольшом стихотворении – человеческая судьба, в которой есть счастье и страдания, встречи и разлуки. Поэт говорит нам, что жизнь без любви бессмысленна, тягостна, скучна. Но в юности люди проходят порой  мимо настоящего чувства, лишь через много лет осознавая свою ошибку. Грустно… И всё-таки чудесно, что жизнь озарена таким  воспоминанием!

     В чём же волшебство фетовских строк? Поэт  видит окружающее  сквозь музыку, мелодику сердца, сквозь  призму любящей души, и потому всё вокруг преображается, озарённое этим чудесным светом. Стихам А.А.Фета свойственна необычайная образность: он подбирает эпитеты так же тщательно, как художник – краски для своего полотна. Годы  разлуки с любимой поэт называет «томительными и скучными». Сколько «обид судьбы» пришлось перенести за это время! Какую «жгучую муку» испытало опустошённое сердце! И теперь, когда влюблённые вновь встретились, как отрадно внимать  этим «рыдающим звукам», плакать, но уже не от печали, а от радости. Кажется, что поэт не пишет, а рисует волнующую картину: мы видим и яркую луну, и загадочный сад, и  полутёмную комнату с раскрытым роялем, струны которого  дрожат, словно сердца влюблённых.

     Фетовская манера нелегка для словесного определения. В ней много невнятно-беглого, ускользающе-неопределённого, что характерно для живописи импрессионистов. Уходя, подобно им,  от тёмно- коричневого фона старых мастеров, Фет рисует своё  поэтическое полотно свободно, ярко. Благодаря удачно подобранным метафорам (ночь «сияла», лучи «лежали у…ног», сад «луной был полон»), эта картина  оживает, наполняется дыханием жизни.

     И первая, и вторая части стихотворения завершаются одной и той же фразой: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой». Только в последней строфе вместо точки Фет ставит  восклицательный знак, подчёркивая торжество любви – чувства, без которого жизнь теряет смысл. Использование приёма анафоры (четыре строки начинаются с союза «и», три – с союза «что», две – с местоимения «тебя») придаёт всему стихотворению удивительную стройность.

      Обратим внимание на звуковую организацию стиха. Фет использует аллитерацию, создавая  повтором согласных  звуков определённое художественное впечатление. Неоднократное  употребление слов со звуком «л» (сияла, луной, полон, лежали, лучи, рояль) помогает представить блики лунного света, почувствовать романтическую обстановку свидания. Волнение влюблённых подчёркивает рокочущий, неспокойный звук «р»(рояль, раскрыт, струны, дрожали, сердца). Особую музыкальность, плавность речи придаёт ассонанс: во многих словах соседствуют две гласные (сияла, рояль, за песнию, изнемогая, роняя ).

      Мелодичность  усиливается инверсией, она же помогает автору  логически выделить отдельные слова и понятия: «сияла ночь», «лежали лучи», «за песнию твоей», «любви иной», «голос слышу». Волнение лирического героя передаётся при помощи переноса  части синтаксически целой фразы из одной стихотворной строки в другую, например:

                                                                      …Лежали

                    Лучи у наших ног в гостиной без огней.

     Строка теряет обычную для неё интонационную законченность; пауза, возникающая  

при этом, носит ярко экспрессивный характер, резко выделяя следующее за ней слово. Всё  это придаёт речи повышенную эмоциональную напряжённость, способствует созданию разговорной интонации. Не случайно многие произведения Фета положены на музыку , и это  стихотворение не является исключением. Великий русский композитор П.И.Чайковский с восхищением заметил: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант…»

     

      В своей поэтической манере  А.А.Фет продолжает пушкинские традиции. Лирическая миниатюра написана  шестистопным ямбом – излюбленным  стихотворным размером А.С.Пушкина. Ямб обычно усиливает, подчёркивает движение. В стихотворении Фета оно немного замедленно, пластично и в то же время полно скрытой энергии, жажды жизни и любви.

      Прошло более ста лет , а  признание поэта  продолжает нас волновать, ведь любовь, которую он воспевает, вечна , как вечны  звёзды, луна и загадочный мир земной природы…  

Ф.И.Тютчев «К.Б.» («Я встретил вас – и всё былое…»)

     Вряд ли найдётся человек, которому незнакомо это самое, пожалуй, известное стихотворение  Фёдора Ивановича Тютчева, написанное  в 1870 году, однако далеко не все знают, к кому обращается в нём поэт. Между тем история  взаимоотношений  Тютчева и баронессы Крюденер, которой посвящаются  замечательные строки, очень интересна…

     В 1823 году в Мюнхене молодой русский дипломат Фёдор Тютчев познакомился на одном из светских раутов  с Амалией Лерхенфельд. Он сразу почувствовал себя влюблённым в эту очаровательную четырнадцатилетнюю красавицу. Поэт просил её руки, но родители его возлюбленной , искавшие более выгодную партию для дочери, отказали. А в 1825 году Амалия  выходит замуж за барона Крюденера, сослуживца Тютчева.

     Спустя почти полвека, в 1870 году, поэт встречает  Амалию Максимилиановну с мужем  в Карлсбаде. Ей за шестьдесят, а ему  недавно исполнилось шестьдесят семь… Казалось бы, всё в прошлом, всё поросло травой забвения… Но в душе поэта оживает трепетное воспоминание о былой любви:

                    Я встретил вас – и всё былое

                    В отжившем сердце ожило;

                    Я вспомнил время золотое –

                    И сердцу стало так тепло…

     Как будто романтичный юноша встретил ту же девочку, которая бесконечно давно так потрясла его воображение и сердце! А сколько всего пережито  за прошедшие годы… После смерти Е.А.Денисьевой Тютчеву казалось, что

                    Дни сочтены, утрат не перечесть,

                    Живая жизнь давно уж позади.

     И вот через шесть лет после этой трагической утраты жизнь поэта вновь наполняется смыслом, благодаря  встрече с Амалией Максимилиановной в его душе  пробуждается весна :

                    Тут не одно воспоминанье,

                    Тут жизнь заговорила вновь,-

                    И то же в вас очарованье,

                    И та ж в душе моей любовь!..

    Последнее их свидание состоялось в 1873 году, когда Амалия Крюденер  навещает  тяжело больного парализованного Тютчева. На другой день поэт  продиктовал письмо  дочери, где рассказал об этом визите: «В её лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй.»

    Итак,  вспомнив историю взаимоотношений Ф.И.Тютчева и А.М.Крюденер, ещё раз перечитаем  стихотворение «Я встретил вас…» Темой этого маленького поэтического шедевра является воспоминание о юношеской любви, пронесённой через всю жизнь. Поэт размышляет о том, как истинное чувство  облагораживает и возвышает душу . Случайная встреча – «как после вековой разлуки» - показала, что любовь к этой женщине всегда жила в сердце лирического героя и с годами лишь «слышнее стали звуки, не умолкавшие» в нём всё это время. Любовь возрождает в немолодом человеке интерес к жизни: «сердцу стало так тепло». И чудо происходит, потому что вновь перед ним «милые черты»; «то же… очарованье». Жизнь наполняется смыслом…

    Понять настроение лирического героя помогает приём параллелизма (сопоставление состояния человеческой души с состоянием природы) :

                    Как поздней осени порою,

                    Бывают дни, бывает час,    

                    Когда повеет вдруг весною

                    И что-то встрепенётся в нас…

    Порой жизнь разделяет влюблённых, безрадостно тянется время…Автор показывает это, используя сравнение: «как после вековой разлуки» смотрит он на ту, что очаровала его много лет назад. Эмоциональный фон создают эпитеты: «отжившее сердце», «душевная полнота», «давно забытое упоенье», «время золотое». Разнообразен и выразителен поэтический синтаксис. Не случайно три строфы из пяти заканчиваются многоточием: поэт неторопливо размышляет о жизни, стараясь понять, что же  в ней было  самым главным. Заканчивается  лирический монолог риторическим восклицанием, утверждающим торжество любви.

А.А.Блок «Ты – как отзвук забытого гимна…» (из цикла «Кармен»)

     

                                                                           Я – не  мальчик, я много любил  и много      

                                                                         влюблялся. Не знаю, какой заколдованный  

                                                                         цветок Вы бросили мне… не Вы бросили, но я    

                                                                         поймал.

                                                                                  Из письма А.А.Блока Л.А.Дельмас

 

    Любовь – это  чувство, о котором мечтает каждый человек, но лишь поэту дано воплотить волнующие переживания в стихотворных строчках, в  конкретных образах. Поэзия – голос души, и все влюблённые немножко поэты. А любовь Поэта  рождает бессмертный гимн самому светлому, трепетному и нежному чувству.

    Любовную лирику Александра Блока  хочется читать и перечитывать, наслаждаясь мелодией удивительно проникновенных  строк, стараясь угадать, узнать в опоэтизированных им чертах возлюбленной  реальных женщин, перед которыми преклонялся поэт. Любовь в поэзии Блока многолика: любовь-привязанность, спокойная, верная и надёжная, любовь-вспышка, озаряющая жизненный мрак, любовь-вихрь, которая,  не спросясь , может разрушить привычный уклад…

     А.А.Блок начал свой творческий путь как  символист, и в его произведениях разных лет  встречаются многочисленные образы-символы, но, как ни странно, в большинстве случаев за  поэтическими обобщениями стоят вполне конкретные, вполне узнаваемые люди. Ранний цикл «Стихи о Прекрасной Даме», в котором воплощена мечта об идеале «Вечной женственности», посвящён  Любови Дмитриевне Менделеевой – невесте, а затем и жене поэта; «Снежная маска» - актрисе Наталье Николаевне Волоховой, «высокой женщине в чёрном, с глазами крылатыми и влюблёнными в огни и мглу … снежного города»; цикл «Кармен»  создан под впечатлением от встречи и знакомства с оперной певицей Любовью Александровной Дельмас. В этот последний цикл и входит  стихотворение «Ты – как отзвук забытого гимна…»  

     Поэт увидел известную актрису в роли Кармен в 1914 году и был сразу охвачен её стихийным обаянием, соответствием  всего её облика образу обольстительной и неукротимой испанской цыганки. Очарованный яркой внешностью, прекрасным пением и огненно-страстной  игрой Дельмас, Александр Блок мечтает познакомиться с ней. И в жизни эта замечательная женщина не обманула  его предчувствий. В ней он нашёл ту страстность, которая влекла его со сцены. Её образ, неразрывно связанный с образом Кармен, отразился в посвящённом ей цикле стихов.

     Читая первую строфу  стихотворения «Ты – как отзвук забытого гимна…», мы понимаем, сколько пришлось пережить поэту и что значит эта встреча в его «чёрной и дикой судьбе». После многих потрясений и испытаний уже далеко не юного поэта вновь поманило счастье. Как когда-то в неясных сновидениях ему являлся образ Прекрасной Дамы,  так теперь снится сон о красавице  Кармен – сон, от которого поэту одновременно «печально и дивно». Новое увлечение так не похоже на первую любовь: если в  ранних стихах звучит тихая, нежная и грустная мелодия, то здесь – «отзвук забытого гимна», взволнованного, восторженного, торжественного, всепобеждающего.

     Любовь приходит, не спрашиваясь… Она в одно мгновение нарушает привычный ритм жизни, ломает сложившиеся отношения, ранит души близких людей. Можно ли противостоять этой силе? Да и нужно ли?

     Истосковавшаяся, разочарованная душа лирического героя с восторгом внимает  «дивному голосу… низкому и странному», который вопреки всем мятежам и катастрофам  современного мира «славит бурю цыганских страстей». «Одичалая прелесть» страстной и жизнелюбивой Кармен будит мечты , надежды на счастье, «как гитара, как бубен весны», вновь и вновь утверждая, что жизнь без любви бессмысленна.

     Интересна композиция стихотворения: оно построено как «двойной» сон (или «сон во сне»). Лирическому герою снится сон о Кармен, сама же она предстаёт перед ним «с головой, утопающей в розах, погружённая в сказочный сон»:

                   Спишь, змеёю склубясь прихотливой,

                   Спишь в дурмане и видишь во сне

                   Даль морскую и берег  счастливый,

                   И мечту, недоступную мне.

     Душа влюблённого чувствует всё, что происходит с его избранницей, и даже за гранью реального мира он проникает из своих «непробудных, диких снов»  в тот «синий, синий, певучий, певучий» край, где « тишина бездыханна » и где звучит неповторимый, дивный голос красавицы Кармен. Как же не хочется просыпаться, вновь возвращаться к мрачной действительности, к неразрешимым проблемам!

     Стихам Блока  свойственна необычайная образность, эпитеты точны и выразительны. Реальной жизни – «чёрной и дикой судьбе», «непробудным и диким снам» - противопоставлены мечты – «вешний трепет», «одичалая прелесть», «сказочный сон», в котором всё прекрасно: и «даль морская», и «берег счастливый», и «день беззакатный и жгучий»…

     Возлюбленную помогают представить не только образные определения(«одичалая прелесть», «дивный голос…низкий и странный»), но и многочисленные сравнения: Кармен для поэта  «как отзвук забытого гимна», «как царица блаженных времён»; её прелесть «как гитара, как бубен весны»; спит она, «змеёю склубясь прихотливой». Героиня, к которой обращён этот лирический монолог, яркая, страстная, земная, в отличие от Прекрасной Дамы, чей образ туманен и лишён ярких очертаний.

     Стихотворение очень музыкально. В нём звучит  многоголосый хор во славу любви: здесь и «отзвук забытого гимна», и гитара, и «бубен весны», и «дивный голос», славящий «бурю цыганских страстей». Трёхсложный стихотворный размер – анапест – создаёт определённый ритм, который напоминает испанский танец: мы словно слышим звук кастаньет, видим  танцующую  Кармен с  алой розой  в чёрных вьющихся волосах… Мелодичности  способствует и большое количество прилагательных, частое их повторение:

                   Видишь день, беззакатный и жгучий,

                   И любимый, родимый свой край,

                   Синий, синий, певучий, певучий,

                   Неподвижно-блаженный, как рай.

     Поэт использует  инверсию, что позволяет ему расставить логические ударения, выделить важное, по мнению автора, слово: «приснился… сон», «приходишь ты», «даль морскую», «берег счастливый», «день беззакатный».

     Вспыхнувшая в сердце любовь сродни весне, пробуждающей природу. Аллитерация во второй строфе (повтор звонких согласных «р», «б», «д», а также шипящих «ш», «ч») помогает  увидеть, почувствовать, как  всё меняется в весеннюю пору. Мы будто слышим нежный и таинственный «вешний трепет, и лепет, и шелест»,ликующий шум ломающегося на реке льда, раскаты первого весеннего грома. Поэт удивительно верно передаёт это весеннее состояние души, когда одновременно испытываешь тревогу и радость, растерянность и прилив сил, грусть и надежду на то, что вот-вот в твоей  судьбе всё изменится к лучшему.

     И если для поэта его возлюбленная подобна «отзвуку забытого гимна», то само стихотворение – настоящий гимн чувству, без которого жизнь человеческая теряет смысл, становится  безрадостной, тусклой. Долго ли продлится эта страсть? Любовь ли это на всю жизнь или лишь яркая вспышка, которая скоро погаснет? Наверное, поэт не думает об этом, охваченный неожиданно нахлынувшим чувством. И этот яркий свет, озарив жизнь Александра Блока, дошёл до наших дней. Стихотворение волнует, тревожит, заставляя отвлечься от повседневных забот, вселяет веру в то, что и в нашу жизнь когда-нибудь войдёт подобное чудо. А мечта о прекрасном заколдованном цветке любви освещает серую действительность, делая её яркой, а каждый день – неповторимым.        

Литература:

  1. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. Театр. – М.: Художественная литература, 1968. – 840с.
  2. Кузина Л.Н.  Ф.И.Тютчев в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. – М.: Русское слово, 2001. – 80с.
  3. Тютчев Ф.И. Стихотворения и письма./ Вступ. статья, сост. и примеч. Е.Н. Лебедева. – М.: Современник, 1978. – 415с.
  4. Фет А.А. Улыбка красоты: Избранная лирика и проза/ Сост., вступит. статья  Л.А.Озерова. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 736с.
  5. Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. – М.: Детская литература, 1970. – 240с.
  6. «Я лучшей доли не искал…» (Судьба А.А.Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях)/ Сост., очерки и комм. В.П. Енишерлова. – М.: Правда, 1988. – 560с.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Последний классный час в выпускном классе "Признание в любви"

Разработка содержит интересные, добрые,тёплые и поэтические  строчки для выпускников, первых учителей, классных руководителей и родителей, остроумный  "Урок истории класса и школы"....

Признание в любви (Музыкально-поэтическая композиция)

Сценарий создавался как программа выступления школьного коллектива на муниципальном смотре художественной самодеятельности, посвящённом юбилею А.С.Пушкина, по определённым требованиям: в программе пре...

Проект 6а "Признание в любви"

Проект "Признание в любви"- видеофильм, снятый учениками 6 класса к классному часу"Камышин- моя малая родина"...

Проект 6а "Признание в любви"

Презентация проекта -фильма о родном городе "Признание в любви"...

Проект Арепьева Егора "Мой край. Признание в любви".

В презентации представлены стихотворения Арепьева Егора о Красноярском крае, о литературном объединении "Эхо Арги" и о сибирских умельцах....