Олимпиада по литературе 7 класс
олимпиадные задания по литературе (7 класс) на тему

Малина Татьяна Юрьевна

представлены задания для проведения школьной олимпиады по литературе в 7 классе. В число заданий включен анализ текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_7_litra.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по литературе

7 класс

  1. Определи жанр (по 1 баллу за правильный ответ)

  1. Он подъехал-то под славный под Чернигов-град. Выходили мужички да тут черниговски. И отворяли-то  ворота во Чернигов-град.

  1. Жили да были два генерала, и так как они были оба легкомысленны, то в скором времени по щучьему велению по моему хотению…

  1. О Ты, пространством бесконечный,

Живый в движенье вещества,

Теченьем времени предвечный,

Без лиц в трёх лицах Божества.

  1. Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных!

Я хотел бы затеряться в зеленях

Твоих стозвонных… (С.Есенин)

  1. Из каких произведений строки? Укажи произведение, автора (по 1 баллу)
  1. Сюда по новым берегам

Все флаги в гости будут к нам.

  1. Пройдет стар человек – перекрестится,

Пройдет молодец – приосаниться.

  1. Цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям на свои листья…

  1. Какие художники писали портреты А.С.Пушкина? (2 балла)

  1. Составьте  словарь литературоведческих терминов – «Баллада» (понятие, основные признаки, примеры) 5 баллов

  1. Комплексный анализ художественного текста (25 баллов)

Обратите внимание на тему, основную мысль, композицию, характеристику героев. Какие мысли и чувства выразил автор? Какие художественные средства использовал? В чем состоит смысл названия произведения?

Михаил Михайлович Пришвин

Голубая стрекоза

В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах. Я записывал своим кратким способом все мои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня совершалось.

Я шел по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью: то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчелкой жужжала, я же все шел, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее.

– Вы с ума сошли, – сказал мне строгий голос из-под земли.

Я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами было строго и почти торжественно. В то же время старый капитан сумел выразить мне и сочувствие и покровительство. Через минуту я хлебал у него в блиндаже щи. Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне:

– Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?

– Что же мне делать? – спросил я, очень обрадованный его решительным тоном.

– Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых.

Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора, и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель.

В это время один умирающий шептал мне:

– Вот бы водицы.

Я по первому слову раненого побежал за водой.

Но он не пил и повторял мне:

– Водицы, водицы, ручья.

С изумлением поглядел я на него, и вдруг все понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души.

Мы с санитаром взяли носилки и отнесли его на берег ручья. Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

В косых лучах вечернего солнца особенным зеленым светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретки хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза. А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку. Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу. И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза.

– Спасибо, – прошептал он.

Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он еще раз улыбнулся, еще раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.

Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

– А что, она еще летает?

Голубая стрекоза еще кружилась.

– Летает, – ответил я, – и еще как!

Он опять улыбнулся и впал в забытье.

Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко, и забылся. Как вдруг слышу, он спрашивает:

– Все еще летает?

– Летает, – сказал я, не глядя, не думая.

– Почему же я не вижу? – спросил он, с трудом открывая глаза.

Я испугался. Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил еще вполне разумно. Не так ли и тут: глаза его умерли раньше. Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел.

Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза.

Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы. Мы не могли заметить ее на фоне темнеющего леса, но вода – эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

– Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.

И я ему показал отражение. И он улыбнулся.

Я не буду описывать, как мы спасли этого раненого, – по-видимому, его спасли доктора. Но я крепко верю: им, докторам, помогла песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Школьный тур олимпиады по литературе 7 класс

В работе представлены вопросы и ответы  по литературе для проведения школьного тура олимпиады 7 класс...