Поурочная разработка по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Сафина Римма Ришатовна

Поурочная разработка по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени" для 8 класса по теме:" Великая сила любви".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.h.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Великая сила любви!» по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»

Цели урока:

  1.  научить выделять проблемы путем характеристики героев,                    составление характеристики персонажей;
  2.  продолжить развитие навыков анализа художественного текста, развивать монологическую речь учащихся (умение строить высказывание, используя литературоведческие термины, умение отбирать и обобщать отобранный материал);
  3.  воспитывать   способность сопереживать, понимать другого человека.

Оборудование: репродукция картины П.П.Кончаловского «Сирень»; запись романса С.В.Рахманинова «Сирень»; презентация.

Ход урока:

- Здравствуйте, ребята! Улыбнулись друг другу! Тихо сели!

Сегодня мы с вами будем говорить о самом светлом чувстве. Это чувство идет с нами по жизни. Это чувство движет миром. Этому чувству все возрасты покорны. Поговорим  о любви. Мы с вами много говорили о ней: о любви к матери, Родине, природе. А сегодня тоже поговорим о любви. О той любви, которая вдохновляет поэтов, заставляет писать стихи. Вспомним некоторые из них:

                     (выступление учащихся)

  1. Я вас любил; любовь еще, быть может,

            В душе моей угасла не совсем;

            Но пусть она вас больше не тревожит;

            Я не хочу печалить вас ничем.

            Я вас любил безмолвно, безнадежно

            То робостью, то ревностью томим;

            Я вас любил так искренно, так нежно,

            Как дай вам Бог любимой быть другим.

                                                                         А.С. Пушкин

  1. Нет, не тебя так пылко я люблю,

         Не для меня красы твоей блистанье:

         Люблю в тебе я прошлое страданье

         И молодость погибшую мою.

                                                                   М.Ю. Лермонтов

  1. О, как убийственно мы любим,

          Как в бурной слепоте страстей

          Мы то всего вернее губим,

          Что сердцу нашему милей!                                                                                                                        

                                                              Ф.И. Тютчев.

 

-Видите, какое это великое чувство – любовь. И тема нашего урока называется «Великая сила любви» по рассказу  Александра Ивановича Куприна «Куст сирени».

 -   Вы   уже прочитали  рассказ А.И.Куприна «Куст сирени». Сегодня, опираясь на текст рассказа, попробуем  определить, какие проблемы поднимает автор, какими он видит героев, каково авторское отношение к персонажам.

Вспомним, что такое проблема?

- Это вопрос, который автор  поднимает в своем произведении.

-  А умение видеть, понимать, решать проблемы вам пригодится  в жизни.

Звучит романс Рахманинова.

- Ребята, какие чувства охватывают вас, когда вы смотрите на эту картину?

- Я чувствую запах сирени, любуюсь ее красотой  и начинаю искать цветок с пятью лепестками, по поверьям пятилепестковый цветок  приносит счастье.

- А вот я читал, оказывается , четыре лепестка в мифологии – это символ Вселенной.

- Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?

-- Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых.

- С кем мы познакомились в рассказе. Назовите их.

- Вера, Николай, оценщик, садовник, профессор.

- Скажит , чем вам близка героиня рассказа Вера?

(Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)

 - А, Николай Евграфович Алмазов легко падает духом, раздражается, выплескивает на Веру все свои обиды. Так было с испорченным планом местности, из-за которого Николай мог провалить экзамен, герой расстроен и растерян. Он слабый человек, легко поддающийся отчаянно, но он действительно любит ее. Он беспокоится о ней. Он уговаривает ее отправиться домой.

- Сегодня сам Алмазов пришел к нам в гости. Он познакомит нас с положением дела. (Ученик  приготовил дома творческий пересказ от лица Алмазова)

- Я очень хотел поступить в Академию. Два года подряд я проваливался, только в этом году упорным трудом одолел все препятствия и сегодня представлял профессору последнюю и самую трудную практическую работу – инструментальную съемку местности. Я вчера до трех часов не ложился, нужно было окончить работу. План был прекрасно вычерчен и раскрашен. Это все говорили. Ну, засиделся я вчера, устал. Руки начали дрожать – и посадил пятно. Да еще такое густое, жирное. Стал подчищать и еще больше размазал. Думал я, думал. Что теперь из него сделать, переделать чертеж я все равно не успею, да решил кучу деревьев на том месте изобразить… Очень удачно вышло, и разобрать нельзя, что пятно было. Ну вот , забраковали. Все к черту пошло…  Оказывается, эту местность профессор очень хорошо знает и решил сам проверить, ест ли там кусты. Всю эту дрянь хоть в печку выбрасывай теперь! Вот тебе и академия! Через месяц опять в полк, да еще с позором, с треском. И это из – за какого – то поганого пятна… О, черт! Что же мне делать?!

.

- Когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?

(Его состояние Куприн передает через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Потом муж и жена меняются ролями.  Если  раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь все меняется. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.

Ученица  приготовила творческий пересказ от лица Веры.

-- Господи, боже мой! Как я хочу помочь тебе!   Должен же быть какой – то выход. Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! Одевайся скорей. Если там нет  таких  дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же. Давай быстрей, едем в ломбард. Вот мое кольцо с бриллиантом. Надо непременно выкупить, вот браслет тоже. Этой суммы нам достаточно будет, чтобы купить кусты. Расскажем садовнику подробно всю историю, он нам поможет. Не печалься дорогой, едем, все будет хорошо..

- Вере приходится прикладывать все усилия, чтобы вести домашнее хозяйство. «Она  отказывала себе во всем необходимом» создавая  нужный для напряженно работающего мужа комфорт. Она должна всячески поддерживать мужа, помогая ему выдержать экзамены в Академию. Вера разделяла с мужем все его проблемы и  «приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом». Она была для мужа  переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой». Она находит в себе терпение не обижаться, а утешать мужа и находить выход из положения.

- Итак, какой выход находит Верочка?

- Алмазовы едут в ломбард. Заходят к оценщику, предлагать самое дорогое, что у них есть.

-Как автор относится к оценщику?

- Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю. Таких историй перед его глазами проходило много. Он к ним привык.

- Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

 - Останавливается ли Верочка на достигнутом?

(Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город. Все время , пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дерн  около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловинку.

- Как Вера узнаёт, что их затея удалась?

(Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

- На страницах рассказа мы знакомимся с профессором. (Ученик приготовил дома творческий пересказ от лица профессора)

-О-о-о фантастиш, поручик, замечательный план, гуд, все отлично. А, откуда у вас здесь поручик кусты взялись.  Найн, я эту местность как свои пять пальцев знаю, здесь никаких кустов быть не может. Если вы так утверждаете, что на этой седловине есть кусты, то вы либо небрежно работали или чертили план прямо с трехверстной карты. Едемте же завтра верхом туда, и я докажу вам, что вы не правы.

- Каким вы его видите?

(«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», - со слов героя.

Педантичность. Человеку нужна такая черта характера?

(мнение учеников)

Это только его точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре. А вот после диалога Алмазова с профессором наше отношение к профессору меняется. Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.

- Как можно оценить поступок героев с моральной точки зрения, ведь они обманули старого преподавателя?

Дискуссия о нравственном выборе.

-Ребята, обманывать плохо. Каждый из нас об этом знает. Но в жизни порой трудно выбрать между истиной и состраданием, между правдой и ложью. Видимо есть и ложь во спасение. Именно об этом говорит А.И.Куприн  в данном рассказе. Даже фамилия семьи очень светлая, прозрачная. Не случайно автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией. Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный.Вероятно, здесь содержится намек на чистые, светлые отношения между супругами.

Прослушайте стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «Алмаз»

НЕ украшать чело царицы,
         Не резать твёрдое стекло,
         Те разноцветные зарницы
         Ты рассыпаешь так светло.

Нет! В переменах жизни тленной
         Среди явлений пёстрых - ты
         Всё лучезарный, неизменный
         Хранитель вечной чистоты
.

 Этой говорящей фамилии Куприн нам намекает, что и на обман наши герои пошли из – за великой любви. Именно большая любовь к мужу двигает Веру на обман, ради него она готова идти на любые жертвы.  Ведь они победили. А победителей не судят.

- Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими.)

Александр Иванович Куприн, чудесный мастер художественного слова,  можно назвать певцом возвышенной любви, подарившим миру множество рассказов о самом прекрасном в мире чувстве - любви. Перелистывая страницы его произведений, мы окунаемся удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.

- Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

Несмотря на разность характеров супругов, в их семье царит полное взаимопонимание, благодаря которому им удается преодолеть все преграды. Думаю, жертвуя собой ради благополучия мужа, Вера вполне счастлива, ведь взамен она получает его благодарность и любовь. Подтверждение этому я нахожу в строках Куприна: «…они шли домой так, будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь».

 - Какую проблему поднимает А.Куприн в своем рассказе, так описывая героев.

-На что способен любящий человек ради счастья любимого!

-Ребята, в нашей школе есть музей народного поэта Республике Татарстан Сибгата Хакима. Проследим, какие же взаимоотношения были между супругами. Кто вдохновлял Сибгата Хакима для создания лирических произведений.

- Для создания лирических произведений Сибгата Хакима вдохновляла его жена Муршида ханум. Она в 1938 году, закончив в городе Казани фельдшерско – акушерскую школу, работала в деревне Унса Дубьязского района.             Тесные дружеские отношения, начатые в городе Казани, продолжаются. Сибгат Хаким часто ездит в Унсу и свои новые произведения читает своей любимой .                                                                                                                                     Я думаю, что самые лучшие произведения Сибгат Хаким написал именно в этот период, - вспоминает Муршида ханум.- Популярная в годы войны песня «Тоска» посвящена нашей любви. Это очень сильное произведение, и у меня как бы выросли крылья, - как он любит меня, какое счастье.

( Стихотворение «Тоска»)

На свадьбе молодых, Сибгата Хакима и его жены, был и знаменитый поэт Хасан Туфан. Сразу после свадьбы, Хасан Туфан был арестован. Через 16 лет после тюрьмы его на вокзале встречают Сибгат Хаким с женой. Увидев их вместе , Хасан Туфан  воскликнул «Сез һаман бергә икән”. На основе этой встречи Сибгат Хаким пишет стихи «Сез һаман бергә икән”.

Мы были юны: ты и я

 И к нам было не смеяться,

  не лазить по крутым холмам,

 И не любить, и не терзаться!

 И говорили нам друзья,

 Чуть – чуть завидуя, без лести:  

 А вы все вместе, а вы все вместе, а вы все вместе…

Лишь только на родной земле  

Найдешь ты и  любовь, и славу.  

  Живи до правнуков… Пускай  

 Тебе завидует лукавый.  

Пуст скажет даже недруг твой:  

 Подумать только… Вот известье!

  Они все вместе, они все вместе, они все вместе…

  - Итак , делаем вывод после сегодняшнего обсуждения.

    -И все же любовь нужна человеку для очищения, для приобретения смысла жизни. Человек любящий способен на жертву ради спокойствия и счастья любимого человека. И при этом он счастлив.    Мы должны приносить в любовь все самое лучшее,     то чувствуем, чем гордимся. И тогда яркое солнце обязательно осветит ее, и даже самая обычная любовь станет священной, сливаясь в одно целое с вечностью. Навсегда…

Задание на дом. Написать сочинение – рассуждение на тему «Что такое счастье?»

Благодарю за внимание, урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»".

Разработка урока по рассказу А.И.Куприна  в 8 классе. Урок построен на основе деятельностного подхода, с использованием опережающих творческих заданий, музыки, репродукции картин. Реком...

Любовью дорожить умейте. Урок литературы в 8 классе по рассказу А. И. Куприна "Куст сирени"

Рассказ А. И. Куприна прекрасно воспитывает нравственное отношение к семье, учит любить и ценить взаимопонимание и верность. В процессе урока организована поисковая деятельность учащихся, используется...

Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени"

Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени". Программа В.Я.Коровиной....

Разработка урока по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»

Творчество Александра Ивановича Куприна, ровесника Ивана Андреевича Бунина, связано с периодом конца 19 – начала 20 века. В это время завершает свой жизненный путь Лев Николаевич Толстой, раскрываются...

Урок по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени"

Разработка урока по рассказу Куприна "Куст сирени"...

Разработка урока по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени"

Урок знакомит учащихся с отдельными фактами биографии и эпохой А. И. Куприна;выявляет позицию автора в изображении любви; определяет, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любов...