Готовимся к ЕГЭ по литературе. А.М.Горький
тест по литературе по теме

Жукова Марина Юрьевна

Подборка заданий по творчеству А.М.Горького

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorkiy_a.m.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Алексей Максимович Горький (1868-1936) (Пешков)

1892 рассказ «Макар Чудра»

1895 рассказ «Старуха Изергиль»

1895 рассказ «Челкаш»

1899 роман «Фома Гордеев»

1901 пьеса «Мещане»

1902 пьеса «На дне»

1904 пьеса «Дачники»

1905 пьесы «Дети солнца», «Варвары»

После 9 января 1905 г. Г.написал гневное воззвание, в котором призывал к свержению самодержавия, за что был арестован и заключён в Петропавловскую крепость.

1907 роман «Мать»

1913-1916 автобиографические повести «Детство», «В людях»

1917-1918 цикл статей «Несвоевременные мысли» в газ. «Новая жизнь»

1925 автобиографическая повесть «Мои университеты»

1925 роман «Дело Артамоновых»

Эпопея «Жизнь Клима Самгина» осталась незаконченной.

Ранние рассказы Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль, «Челкаш») носят роман-тический характер. (Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком кото-рого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей че-ловека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворённой настоящим, устремлённой к далёкому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.)

В центре повествования у Горького обычно романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства. Отличительная черта романтических образов Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблю-дения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте.

Для романтического сознания соотнесённость характера с реальными жизненными обсто-ятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического худо-жественного мира: принцип романтического двоемирия. Идеальный мир героя противопо-ставлен реальному, противоречивому и далёкому от романтического идеала. Большую роль в романтических произведениях играет пейзаж, выражающий неукротимую мощь стихии, её красоту и исключительность. Пейзаж одушевляется и как бы подчеркивает неординарность характера героя.

В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философ-ские и эстетические представления Ницше.

Рассказ «Старуха Изергиль»

Герои __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                Пьеса «На дне» (1902)

В общественной жизни страны – пора реакции. После отмены крепостного права в России быстрыми темпами развивался капитализм: росла промышленность, в деревне выделялась зажиточная часть крестьянства, наживавшаяся чужим трудом – кулачество. Гнёт помещиков и буржуазии, чиновничий и помещичий произвол, самодержавный деспотизм вызывали возмущение самых широких слоёв населения. Назревала буржуазно-демократическая революция, и одновременно росло движение пролетариата против капиталистических порядков. Выразителем идей поднимающегося на революционную борьбу пролетариата  стал М.Горький.

Драматургическое новаторство Горького

- Г. создал жанр социально-философской драмы.

- преимущественное внимание – к идейной стороне жизни человека. Каждый поступок, каждое слово отражают особенности его сознания. Поэтому драмы г. - идеологические.

- Пьесы Г. объявились современной критикой несценическими. Движущей силой пьесы является борьба идей. Внешние события пьес определяются отношением героев к вопросу о человеке. Частные драмы отдельных героев, сплетаясь, создают исключительное напряжение действия и подводит читателя к сверхидее – необходимости изменения существующего строя, необходимости борьбы. Г. определил такое построение драмы как симфонизм.

- Г. выводит нового героя – пролетария, революционера-борца.

- Г. вывел на сцену все социальные слои общества.

= Г. продолжает традиции Чехова.

Жанр – социально-философская и социально-бытовая  драма.

Г. задумал цикл драм: - об интеллигенции («Дачники»)

                           - о пролетариате («Враги»)

                            - о босяках («На дне»)

                           - о деревне (не осуществилась)

                           - вторжение «капиталистического прогресса» в уездную глушь («Варвары»)

Общая задача цикла – показать в каждой пьесе определённый социальный слой русского общества с тем, чтобы в итоге для читателя открылась вся Россия – Россия современная, переживающая начало общественного подъёма, Россия кануна революционного взрыва.

Г. напряжённо искал название для своей пьесы о босяках: «Без солнца» - «Ночлежка» - «В ночлежном доме» - «На дне».

Главная тема – тема правды и лжи.

Горький: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»

Главный образ пьесы – образ «дна жизни». Предметом изображения в драме Г. становится сознание людей, выброшенных в результате социальных процессов на дно жизни. Со «дна жизни» стал звучать не только крик отчаяния, но и голос активного протеста.

Перед читателем несколько драм, связанных общим местом действия, общими условиями «дна жизни»:

1)отношения Костылева, Василисы, Пепла и Наташи.

2)Клещ и Анна

3)Барон и Настя

4)Квашня и Медведев

5)Самостоятельную сюжетную роль играют судьбы Актёра, Бубнова, Алёшки и др.

Конфликты – социальный (каждый из героев в прошлом пережил свой социальный конфликт, в результате чего оказался на «дне» жизни), любовный (грань социального)

Экспозиция – изображение людей, смирившихся со своим трагическим положением на дне жизни

Завязка – появление Луки

Кульминация

Главное обвинение автор адресует не Луке, а героям, неспособным найти в себе силы противопоставить свою волю действительности. Так Горькому удаётся вскрыть одну из характерных черт русского национального характера: неудовлетворённость реальностью, резко критическое к ней отношение и полную неготовность что бы то ни было предпринять для того, чтобы эту реальность изменить.

Герои ____________________________________________________________________________

                Вопросы.

1. «Горький» псевдоним писателя. Назовите его настоящую фамилию.

2.В каких произведениях рассказал Горький о своём детстве и юности? Кто из писателей писал о детстве?

3.Как называется первый печатный рассказ Горького? Когда и где он был напечатан?

4.Кого из персонажей рассказов Горького люди наказали за гордость, за то, что он считал себя первым на земле и, кроме себя, не видел ничего?  

5.Какую пьесу Горького, по словам артиста Качалова, зрители встречали «бурно и восторженно, как пьесу-буревестник, которая предвещала грядущие бури и к бурям звала»?

6.Чей это портрет: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно и хрустел, точно старуха говорила костями…»

7. «…юноша красивый и сильный…глаза его были холодны и горды, как у царя птиц… Он был ловок, хищен, силён, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу».

8.Кто «разорвал руками себе грудь и вырвал из неё свое сердце», пылающее «факелом великой любви к людям», и «освещая им путь», вывел людей из смрадного, непроходимого леса?

9.Кто, когда девушка оттолкнула его, он ударил её, а когда она упала, «встал ногой на её грудь, так что из её уст кровь брызнула к небу»?

10.В каком рассказе М.Горького героиня рассказывает легенды и истории своей жизни?

11.Как называется произведение Горького, в которой ведётся спор о правде?

12.Как называется творческий метод, в русле которого Г. создал образ исключительного героя, стремящегося к абсолютной свободе?

13.Назовите,какой природный образ, олицетворяющий свободную стихию, объединяет рассказы Горького «Челкаш»,»Макар Чудра», «Старуха Изергиль»?

14.С каким традиционным жанром фольклора соотносятся рассказы старухи Изергиль?

15.Назовите композиционный приём, позволяющий писателю противопоставить героев рассказа «Старуха Изергиль» -Данко и Ларру.

16.Какое слово становится ключевым для определения сути характера Ларры?

17.Какого качества лишён Ларра?

18.Какой элемент композиции рассказа «Старуха Изергиль» позволяет автору создать лирическое описание степи: «Ночь росла и крепла, наполняясь странными, тихими звуками. В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрекот кузнечиков»?

19.Какой художественный приём использует автор, чтобы усилить выразительность речи персонажей («они сказали ему…, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое  старше его»)?

20.Как называется художественный приём одушевления природы, использованный авто-ром («а лес все пел свою мрачную песню»)?

21.Как называется разновидность описания природы в литературном произведении, использованная автором: «Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо сплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву…»)?

22.Какой художественный приём использует писатель в приведённом примере: «Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд, и видел, что они – как звери «?

23.Укажите термин, которым в литературоведении называют изображение внешности героя («глаза его были холодны и горды…»)

24.Как называется средство изобразительности, использованное Горьким: «дрожал стеклянный стрёкот кузнечиков»?

25.Какой изобразительный приём позволяет Горькому нарисовать природу как живое существо: «листва вздыхала и шепталась»?

26.Какое изобразительное средство использует писатель, рассказывая о смерти девушки: «извилась змеёй и умерла»?

27.Назовите первоначальное название пьесы «На дне».

28.а)К какому жанру драматургии относится пьеса Горького «На дне»?

     б)Как называется род литературы, к которому относится пьеса…?

29.Назовите символический образ, отражённый в названии пьесы о «ночлежной» жизни.

30.Первый акт пьесы «На дне» открывает авторское пояснение: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжёлые каменные своды, закопчённые, с отвалившейся штукатур-кой…» Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?  

31. Кто из персонажей пьесы «На дне» заявляет, что у него, «кажется, нет характера»?

32. Кто не хочет примириться с жизнью на «дне» и заявляет: «Я – рабочий человек… Я с малых лет работаю… Вылезу… Кожу сдеру, а вылезу»?

33. Кто мечтал о такой жизни, «чтобы самому себя можно было уважать»?

34. Кто живёт мечтою о большой, настоящей человеческой любви?

35. Кто верит, что на том свете ей будет лучше, а всё же хочет хотя бы ещё немного на свете пожить?

36. Кто «лёг среди улицы, играет на гармошке и орёт: «Ничего не хочу, ничего не желаю»?

37. Кто говорит человеку, который предлагал ей выйти за него замуж: «…замуж бабе выйти – всё равно как зимой в прорубь прыгнуть»?

38. Кто прикрываясь служением богу, грабит людей: «А я на тебя полтинку накину,-маслица в лампадку куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть…»?

39. Кто возмущается: «И зачем разнимают людей, когда они дерутся?.. Давать бы им бить друг друга свободно… стали бы меньше драться, потому побои-то помнили бы дольше..»?

40. Кто очутился в ночлежке потому, что ушёл от своей жены, боясь убить её, ревнуя к другому?

41. Кто всех утешал красивой ложью, а в трудную минуту «исчез от полиции… яко дым от огня…»?

42. Кто, избитая, ошпаренная кипятком, просит, чтобы её забрали в тюрьму?

43. Кто утверждал: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»?

44.Какому герою пьесы «На дне» принадлежат следующие слова: «Не всегда правдой душу вылечишь»?

45.Какой герой пьесы говорит о своём прошлом: «Когда я был мальчишкой…служил на телеграфе… я много книг читал…»?

46.Кому принадлежит следующее высказывание: «Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек  - научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!»?

47.Кто из героев пьесы цитирует Беранже:

        Господа! Если к правде святой                Честь безумцу, который навеет

        Мир дорогу найти не умеет                        Человечеству сон золотой!

48.Какую песню поют ночлежники в драме «На дне»?

49.Большинство жителей ночлежки одиночки. Укажите героя, потерявшего единственного близкого человека на наших глазах.

50.какой основной спор ведётся в пьесе «На дне»?

51.Каким событием заканчивается пьеса «На дне»?

52.Кого из обитателей ночлежки преследует кличка «вор», «воров сын»?

53.Развитие внутреннего действия пьесы начинается в тот момент, когда герои обнаружи-вают в себе способность мечтать о новой и лучшей жизни. Кто пробудил эту способность?

54.Кому из героев пьесы Лука советует ехать в Сибирь?

55.Кому Лука даёт совет: «Ты …лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно, браток, лечат…такая уж лечебница устроена для пьяниц…чтобы даром их лечить…»

56.кто из героев был телеграфистом, образован, играл в театре, сидел за убийство?

57.Одним из наиболее драматических моментов действия    пьесы является речь Сатина о гордом имени Человека. Как называется момент наивысшего напряжения драматического действия?

58.Что является кульминацией внешнего сюжета, вынесенным за сцену?

59.Кого играл Актер в трагедии Шекспира «Гамлет»?

60.Лука рассказывает историю о человеке, верящем в праведную землю. «Одна у него радость была – земля эта…Жил-жил, терпел-терпел и всё верил – есть! А по планам выходит – нету! Грабёж!.. А после того пошёл домой и – удавился!..» Кто из героев пьесы почти буквально повторяет судьбу героя рассказа Луки?

61.Кто из героев пьесы произносит знаменитый монолог о Человеке: «Человек – вот правда! Ч.то такое человек!... это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет…в одном! Всё – в человеке, всё для человека! Человек! Это звучит… гордо1 Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»?

62.Где происходят события, описанные в пьесе «На дне»?

63.Какой художественный приём использует автор, противопоставляя два высказывания Сатина: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека»

64.Запишите термин, используемый в литературоведении для обозначения высказывания, которое стало крылатым, превратилось в изречение: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека».

65.Какое средство художественной изобразительности использует автор в речи Сатина: «Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету»?

66.Напишите термин, которым в литературоведении называют развёрнутое высказывание героя в пьесе, например, речь Сатина.

67.Как называется обмен репликами героев драматического произведения?

68.Как называются устойчивые сочетания, характерные для речи Сатина, например, «Дважды убить нельзя»?

69.Как в литературоведении называются имена героев, отражающие особенности их лич-ности и характера?

70.Как в литературоведении называется авторские указания на жесты, мимику, интона-цию, движения актёров в драматическом произведении?

71.Как в драматургии называется персонаж, который не появляется на сцене, но о котором говорят?

72.Как называется острое столкновение позиций героев в произведении?

73.В речи Актёра много скрытых цитат из классических трагедий (например, «Искать город… Офелия… иди в монастырь…»). Укажите фамилию великого драматурга, чьи произведения вспоминает Актёр.

74.Кто автор стихотворений, которые цитирует Актёр («Господа! Если к правде святой…)?

75.Почему Горький сделал босяка главным героем своих произведений?

76.Что сближает жизненные позиции Луки и Сатина?

77.Сторону какого героя – Луки или Сатина – принимает Горький?

78.Почему столь трагичен финал драмы Горького «На дне»?

79.Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками?

80.В чём своеобразие раскрытия темы любви в пьесе «На дне»?

81.Каково значение притчи о «праведной земле», рассказанной Лукой?

82.Какова концепция жизни в рассказе Горького «Старуха Изергиль»?

Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма.

1.Какова проблематика истории о Ларре?

2.Что в характере и поведении Ларры было настолько отвратительно людям, что племя изгнало его?

3.О чём заставляет задуматься история «сына орла» в рассказе «Старуха Изергиль» и каким героям русской литературы было присуще чувство превосходства над другими?

4.Какое чувство или качество становится ведущим в характере Данко и определяет его действия?

5.Каково авторское отношение к герою?

6.В чём, по-вашему, героизм Данко и в каких героях русской литературы воплощено активное преобразующее начало?

7.В каких произведениях русской литературы герои ведут философские беседы и как их можно сопоставить со спором Сатина и Луки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ по литературе

Даны материалы для подготовки к ЕГЭ...

Готовимся к ЕГЭ по литературе. А.С.Пушкин.

Подборка заданий по творчеству А.С.Пушкина....

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лермонтов.

Подборка заданий по творчеству М.Ю.Лермонтова...

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Н.В.Гоголь

Подборка заданий по творчеству Н.В.Гоголя....

Открытое мероприятие по литературе "Жаркой рябины горькая кисть".

Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству Марины Цветаевой....

Уроки литературы 11 класс Горький

Эти материалы могут помочь учителю разработать индивидуальный конспект уроков по изучению творчества М. Горького в 11 классе....

Внеклассное мероприятие по литературе «А.М. Горький: путешествие в детство», посвященное 155 –летнему юбилею писателя, для 5-9 классов.

Внеклассное мероприятие по литературе«А.М. Горький: путешествие в детство»,посвященное 155 –летнему юбилею писателя,для 5-9 классов. Проведено для ШМО в марте 2023 года....