Главные вкладки

    Урок литературы в 5 классе. Литература XIX века. Итоговый урок.
    план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

    губанова ольга юрьевна

    План-конспект урока литературы в 5 классе. Проверяет знание обучающимися текстов изученных произведений; фактов биографии писателей и поэтов 19 века; литературоведческих терминов;

    а также навыки выразительного чтения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.doc79 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ ООШ п. свх. Песковатский Грязинского района Липецкой области

    Урок литературы на тему:

    «Литература XIX века. Итоговый урок».

    Подготовила и провела:

                                                          Губанова О.Ю.,

    учитель русского языка

                                                       и литературы

    2012

    Слайд 1. У нас сегодня итоговый урок на тему «Литература 19 века».

    Цель урока: 

    1. обобщить полученные знания и проверить уровень освоения учебного материала по теме «Литература XIX века».

    Задачи урока:

    1. проверить знание текстов изученных произведений; фактов биографии писателей и поэтов 19 века; литературоведческих терминов;
    2. а также навыки выразительного чтения;
    3. развивать речь и творческое мышление обучающихся;
    4. воспитывать интерес к классической литературе и культуру работы  в группах.

    Для проведения игры мы разделили класс на 2 группы- команды, и прежде, чем начать, давайте примем правила работы в группах во время игры (Слайд 2).

    Правила игры. Урок наш пройдёт в форме игры, которую вы знаете и любите, а называется она «Морской бой». (Слайд 3).

    Игровое поле «Морского боя» состоит из 16 квадратов. Команды по очереди называют квадраты. Если выпадает слайд с заданием, то команде даётся право первого ответа. При неверном ответе ход может переходить к другой команде. Если выпадает  «Мимо», то ход переходит к другой команде. Если выпадает «Бонус»,  команде даётся дополнительный балл, и она снова может выбирать ход. Если выпадет поле «Тест», то команда, решив его, может заработать 1 балл (если тест выполнен не на «2»). После выполнения всех заданий подводятся итоги. (Всего: заданий – 9; «Мимо» - 4; «Бонус» - 2; «Бонус-сюрприз» - 1.) «Мимо» - 1 а, 4 в, 2 б, 2 г; «Бонус» - 3 а, 4 б; «Бонус-сюрприз» - 1 в).

    Описание конкурсов.

    I. Конкурс «Найди пару» (3 Г)

    Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с названиями произведений и ФИО писателей.

    Задача: соотнести авторов и их произведения (стрелочками).

    Время выполнения – 1 минута. (Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару).

     «Заколдованное место»

    А.С.Пушкин

    «Руслан и Людмила»

    М.Ю.Лермонтов

    «Листок»

    Н.В.Гоголь

    «Осёл и Мужик»

    И.С.Никитин

    «Русь»

    Н.А.Некрасов

    «Соловьи»»

    И.А.Крылов

    II. Конкурс «Мораль сей басни такова…» (1 Г)

    Для проведения конкурса учитель готовит карточку-таблицу:

    Угадай и запиши название басни по её морали.

    Басня.

    Её мораль.

     

    Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

     

    Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо!

     

    Мораль басни: не связывайся с глупцами, не поручай им ответственных дел!

     

    «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.

     

    Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.

     

    В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен».

    Время выполнения – 2-3 минуты.

    Оценивание: по 1 балу за каждую угаданную басню.

    III. Конкурс «Картинная галерея» (1 Б)

    Задача: угадать, к какому произведению относится иллюстрация.

    Первой отвечает команда, выбравшая конкурс. Далее – по очереди. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

    Время выполнения – 1 минута.

    Оценивание – по 1 баллу за каждую иллюстрацию.

    IV. «Конкурс Знатоков» (2 В)

    Команде даётся право выбора вопроса (6 вопросов).  При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

    Время выполнения – 2-3 минуты.

    Оценивание – по 1 баллу за каждый правильный ответ.

    Вопросы: 

    1. Каким прозвищем был награжден в Лицее А. С. Пушкин? (француз).

    2. Определите вид тропа:

    «Гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними, кормил их; он и сам смахивал на степенного гусака» (сравнение).

    3. Это произведение посвящено очень важному событию в жизни России. Оно было написано в год 25-летнего юбилея этого исторического факта. О каком произведении идет речь? Кто его автор? (Лермонтов «Бородино).

    4. Этот рассказ был написан в ссылке в своем родовом имении, где в образе одной из героинь предстала его мать. Кто автор и как называется рассказ? (Тургенев «Муму»)

    5. В Древней Греции был баснописец. По его имени манера писателя замаскировать то, о чем он хочет рассказать, получила особое название. Какое? Как имя древнегреческого баснописца? (эзопов язык. Эзоп).

    6. Это отличает прозу от поэзии: повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (ритм).

    V. Конкурс «Блиц-турнир» (3 Б)

    Задача: ответить на вопросы литературоведческого характера, дать определение терминам.

     Команде даётся право выбора «цены» вопроса (1,2 или 3 балла). При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

    Время выполнения – 2-3 минуты.

    Басня (3 балла)– небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере.

    Как правило, имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль.

    Основной художественный приём – иносказание (аллегория). Нередко носителем людского порока становятся животные.

    В басне используются:

    1. диалог;
    2. просторечная лексика;
    3. особый басенный стих (строчки разной длины, передающие разговорную речь).

    Аллегория (2 балла)- иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость, лиса – хитрость). 

    Мораль (1 балл)- поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.

    VI. Конкурс «Знаете ли вы?» (2 А)

    Команде даётся право выбора вопроса (6 вопросов). При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

    Время выполнения – 5-7 минут.

    Оценивание – по 1 баллу за каждый правильный ответ.

    Вопросы: 

    1. Узнай писателя, поэта?

    1).Крылов; 2)Пушкин; 3)Лермонтов; 4)Гоголь; 5)Некрасов; 6)Тургенев.

    2. Чей это портрет?

    Задача: узнать героя произведения.  

    1).Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём… (Герасим. «Муму»).

    2).Подъяв величественно шею,                         Горбатый карлик из дверей:                                                                          Его-то голове обритой,                                     Высоким колпаком покрытой,                                                  Принадлежала борода…  (Черномор «Руслан и Людмила»).

    3. «Угадай произведение».

    Задача: узнать, из какого произведения  взяты строчки.

    Первой отвечает команда, выбравшая конкурс. Далее – по очереди. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

    Цитаты: 

    1.Дела давно минувших дней,                             Преданья старины  глубокой.

    В толпе могучих сыновей,                                   С друзьями, в гриднице высокой                    Владимир-солнце пировал… (А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)

    2.Наконец придумал он весь день оставлять её в каморке и только изредка к ней наведываться, а ночью её выводить  (И.С.Тургенев «Муму»)

    3.Да, были люди в наше время,                            Могучее, лихое племя :                                           Богатыри – не вы…   (М.Лермонтов «Бородино»).

    4.Невежда так же в ослепленье                                Бранит науки и ученье,                                                         И все учёные труды,                                                  Не чувствуя , что он вкушает их плоды.  (И.А.Крылов «Свинья под дубом»).

    4. Назовите автора.

    Задача: назвать автора произведения.  

    1. «МУМУ»                                                2. «ПРОПАВШАЯ ГРАМОТА»                                                    3. «БОРОДИНО»                                       4. «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ»                                                        5. «ПАРУС»                                               6. «ЗИМНЕЕ УТРО»                                                                7. «ПЕТЯ РОСТОВ» (рассказ)                 8. «ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА»

    6. Укажите изобразительно-выразительные средства.

    Задача: назвать вид тропа.

    1)белый, как снег; (сравнение)                                       2)весёлые окна; (эпитет)                                                                    3)лазурь ясная, как прекрасный глаз; (сравн.)             4)колючий мороз; (метафора)                                                                            5)в саду горит костёр рябины красной; (метафора)  6)острый ум; (эпитет)                                7)волны волос; (сравнение)                                           8)мрачные ставни (эпитет)

    5. Назовите жанр произведения

    Задача: назвать жанр произведения.  

    1. «МУМУ»                                                          2. «НЯНЕ»                                                                                       3. «БОРОДИНО»                                                 4. «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ»                                                        5. «ПАРУС»                                                         6.  «ЗИМНЕЕ УТРО»                                                                7. «ПЕТЯ РОСТОВ»(автор Л.Н.Толстой)        8. «ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА»

    VII. Тест по басням И.Крылова.

    VIII. Конкурс «Угадай басню» (4 А)

    Задача: узнать, из какого произведения  взяты строчки.

    Первой отвечает команда, выбравшая конкурс. Далее – по очереди. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

    Время выполнения – 2-3 минуты.

    Оценивание – по 1 баллу за каждое угаданное произведение.

    Цитаты: 

    1.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

    2. А Ларчик просто открывался…

    3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело   не пойдёт…

    4. И в сердце   льстец всегда отыщет     уголок…

    IX. Конкурс «Узнай произведение по рифме» (4 Г)  

    1) небесами – коврами – чернеет – зеленеет

    2) лазури- золотой- бури- покой                       (с прослушиванием стихотворения)

    (2-3 минуты)

    «Мимо. Сюрприз» «Алло, мы ищем таланты» (3 В)

    Инсценирование басни И. А. Крылова «Свинья под дубом».

    Примерное время – 5 минут.

    Слайд № 41 – «Молодцы!»

    Учитель подводит итог: команда победителей получает оценки «5», ученику, выполнявшему тест «5» (если он выполнил его на «5»), ученикам, инсценировавшим басню –«5» (4 человека).

    Ребята, вы справились с заданиями.

    - Какое произведение вам особенно понравилось и почему?

    Также для анализа эффективности урока учитель предлагает детям устно ценить урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

    Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

    Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 19 века» 5 класс

    Контрольная работа по литературеРаздел «Русская литература 19 века» 5 класс ...

    Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 20 века» (5 класс)

    Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 20 века» (5 класс)...

    Тест по литературе по теме "Литература 19 века"

    Тест может быть использован, как итоговый за 2 четверть, так и для проверки текущих знаний учеников. Предназначен для учеников, занимающихся по учебникам Т.Ф. Курдюмовой....