Литературоведческий ролевой проект «Погружение в эпоху средневековья по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» и мюзиклу «Notre-Dame de Paris».
методическая разработка (литература, 9 класс) по теме

Агинская окружная гимназия

 

 

 

 

 

 

Сценарий урока:

 

 

 

Литературоведческий ролевой проект

«Погружение в эпоху средневековья по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» и мюзиклу «Notre-Dame de Paris».

 

 

Составила: Амагаланова Б.Б.

учитель русского языка и литературы

Агинской окружной гимназии

 

 

 

 

 

2007год

 

Сценарий урока:

 

Ролевой литературоведческий проект «Погружение в эпоху средневековья по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» и мюзиклу «Notre-Dame de Paris»

         Учащиеся принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием данного проекта: критики, художники, литературоведы, искусствоведы, герои романа «Собор Парижской Богоматери».

     Цель проекта: глубокое погружение в эпоху романа «Собор Парижской Богоматери» при помощи соединения слова и музыки.

 

         Проект осуществляется в 3 этапа.

 

  1. Вводный этап: установочное занятие, установочная лекция, распределение ролей (цели, задачи проекта, основной замысел).

 

  1. Поисковый этап: сбор и систематизация материала. Обсуждение идей, консультации. Помощь учащимся в подборе индивидуально-визуального стиля проекта. Учеба, консультации по образам романа,  и мюзикла. Изучение исторического, культурологического материала.

 

  1. Обобщающий этап: видеоурок, оформление результатов проектной деятельности в виде видеоурока, альманаха.

 

 

Оборудование: Записи на доске. Видеопроектор, рисунки, плакаты художников, свечи, видеокассета мюзикла «Собор Парижской Богоматери» (французская      версия), аудиокассеты.

 

Задачи урока: На основе исследовательского, поискового методов углубить знания учащихся по анализу художественного текста, по сопоставительному анализу музыкального и литературного образов;

 

Развитие монологической, диалогической речи, сценической культуры,

- развитие умения выразительно читать художественный текст,  способствовать развитию эстетического, художественного, музыкального вкуса, словесно-образного мышления.

Воспитание бережного отношения к творческому наследию писателя.

Ход урока:

 

 Показ фрагмента мюзикла «Собор Парижской Богоматери» (французская версия). Дуэт Квазимоды и Эсмеральды.

 

Вступительное слово учителя:

         Лирическую  поэзию и прозу можно сравнить только с музыкой. Эти слова принадлежат В.Белинскому. Да, литературно-музыкальные параллели и сопоставления эстетически оправданы: музыка-душа поэзии и прозы, она проясняет, открывает новые грани.

 Ведущий:

          Уважаемые господа! На мой взгляд, слово, обогащенное ритмом и мелодией, начинает играть более яркими красками. Музыка делает слово более глубоким по смыслу и более мягким по восприятию. При помощи волшебного слова и музыки мы погрузимся в совершенно иную эпоху, иной век, в век средневекового Парижа. На уроке мы попытаемся соединить воедино сокровенное слово Гюго и знаменитый мюзикл, музыку которой написал Ричард Коксиант.

Голос из будущего:

           В 2002 году мир отметил 200 летний юбилей со дня рождения величайшего французского писателя-классика Виктора Гюго, который писал: «Я в своих книгах заступался за малых и несчастных, умолял могучих и неумолимых. Я восстановил в правах человека шута, лакея и каторжника».

1-ый ученик:

             Краткое сообщение о жизненном и творческом пути Гюго.

Критик:

            Основное, что определяет его многогранную личность, - это любовь к человеку, сострадание к обездоленным, призыв к милосердию и братству,  справедливость которых и подтверждает роман «Собор Парижской Богоматери». Гюго обращается к истории; его внимание привлекло  позднее французское средневековье, Париж конца XV века. Средние века привлекли его внимание своей необычностью, как противоположность к прозе буржуазной жизни, тусклому, обыденному существованию. Он изобразил героев с цельными характерами, сильными страстями, подвигами и мученичеством во имя убеждений.

2-ой критик:

            Средневековье предстает в романе в виде истории -  легенды на фоне мастерски воссозданного исторического колорита. Основу  сердцевины этой легенды составляет неизменный для зрелого Гюго взгляд на исторический процесс как на вечное противоборство двух мировых начал - добра и зла, милосердия и жестокости, сострадания и нетерпимости, чувства и рассудка.

Историк:

           Я, как историк, подчеркнул бы, что для описания Собора и Парижа 15 века, изображения нравов эпохи писатель изучил немало исторических материалов и позволил себе блеснуть его знанием. Мои коллеги, историки-исследователи средневековья,   придирчиво проверили «документацию Гюго» и не смогли найти в ней сколько-нибудь серьезных погрешностей. Корифей историографии профессор Мишле высоко отозвался о воссоздании картин прошлого в романе.

Ведущий:

         Давайте погрузимся в текст романа по музыкальным волнам мюзикла. Нет ничего ярче, чем соединение трех  начал: поэзии слова, музыки и исполнения.    Выразительное чтение фрагмента текста с портретной зарисовкой Эсмеральды.

Показ фрагмента мюзикла. Звучит  песня Эсмеральды Vivre».

Эсмеральда: Сообщение ученицы от лица главной героини.  Сообщение сопровождает шум морской волны.

Критик: Эсмеральда, почему вы выбрали в качестве звукового фона шум прибоя?

Эсмеральда: (Предполагаемый ответ). Я так же вольна и свободна,

 как морская волна, так же красива, как ее колыхание. Я так же поддаюсь «зову сердца», страстям, как непредсказуемая и игривая волна.

Звучит песня Клопена «La cour des miracles». Показ фрагмента мюзикла с песней бродяг в исполнении Люка Мервиля.

Поэт Пьер Гренгуар: сообщение от лица поэта. Сообщение сопровождается  шумовым эффектом.

Критик: Краткое сообщение о Фэбе.

Квазимидо: Сообщение от лица главного героя. Монолог сопровождается звуковым эффектом (звон колоколов).

Показ фрагмента песни «Колокола».

Ведущий: Послушаем знаменитую песню «Belle».

 

Инсценирование фрагмента эпизода романа.

 

Ведущий: Сейчас посмотрели заключительную сцену романа. Послушайте последние аккорды мюзикла. Удалось ли исполнителю песни передать трагедию Квазимоды?

Показ видеофрагмента песни Квазимоды «Сон мой Эсмеральда».

Предполагаемые ответы учащихся: Смерть Эсмеральды печальна и грустна. Сплав музыки и стихов подчеркивает главное качество героини – стремление к любви. Неуспокоенность, поиски идеала прекрасны. Они возвышают душу. Эсмеральда умирает за право любить.

Ведущий: Любовь воздействует очищающе и облагораживающе на людей. Мы видим это на примере русской и мировой классики. Как же воздействует любовь на Клода Фрола, Квазимоду, Гренгуара?

Что пробуждает в них любовь?

Разворачивается мини- дискуссия. Учащиеся высказывают разные точки зрения.

Критик: Перелистав музыкальные и прозаические страницы романа, мы испытываем невыразимую грусть. Но наша грусть светла. Ибо смерть героев – освобождение от мук, и гибель Квазимоды - это преодоление уродства и торжество духа.

Заключительное слово учителя: Сами по себе слова без музыки и музыка без слов, конечно, могут существовать. Но в единстве они сильнее. Музыка помогает глубже вникнуть в переживания героев.

Завершив роман, Виктор Гюго затосковал:  писатель сжился со своими героями и, прощаясь с ними, испытал грусть расставания. И мы, погрузившись в его роман при помощи музыки и художественного слова, наверняка испытываем эту грусть. Роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»- из тех произведений, которые пробуждают «души прекрасные порывы».

Показ фрагмента песни Эсмеральды «Ave Maria paien».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ собора Парижской Богоматери в контексте мировой художественной культуры

. Одной из задач литературы как вида искусства несомненно является приобщение к миру прекрасного, развитие чувства красоты. Конечно же, это невозможно без глубокой и всесторонней связи с другими...

Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"

Данная презентация иллюстрирует вступительное слово учителя о писателе, его романе, Париже и Соборе Парижской Богоматери....

Собор Парижской Богоматери.

Краткое содержательное сообщение о Соборе Парижской Богоматери. Задание по МХК 9 класс....

Открытый урок по мировой художественной культуре. Тема. Романтизм в зарубежной литературе. Роман В.Гюго "Собор Парижской Богоматери".

Роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" с интересом читают люди разных поколений . Гениальное творение В. Гюго стало художественным манифестом романтиков......

Собор Парижской Богоматери

В данной презентации рассмотрены особенности одного из самых знаменитых соборов Европы: Собора Парижской Богоматери....

Виктор Гюго. Собор Парижской Богоматери

   «Собор Парижской Богоматери» – знаменитый роман Виктора Гюго. Книга, в которой увлекатель-ный, причудливый сюжет – всего лишь прекрасное обрамление для поразительных, потрясающих в...

В. Гюго. Роман "Собор Парижской Богоматери"

Материал подготовлен для кружка "Литературная гостиная"...