Эпоха Иоанна Грозного в романе А.Толстого "Князь Серебряный"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Байло Лидия Васильевна

  После изучения "Песни про купца Калашникова..." М.Лермонтова в 7 классе  очень уместно провести внеклассное чтение по книге "Князь Серебряный". Если предварительно поработать с лексикой, то роман читается детьми с увлечением. А если добавить картины Сурикова  "Покорение Ермаком Сибири" и Репина "Иван Грозный и его сын Иван", да к тому же добавить историю возникновения Храма Василия Блаженного в Москве, то получится уникальная конференция, далеко перешагнувшая рамки просто урока.

   Я это провожу за 2-3 урока и не жалею времени: детям ОЧЕНЬ нравится, а результат превосходный: здесь и литература, и история, и живопись, и архитектура...

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               КОНФЕРЕНЦИЯ  ПО  ЛИТЕРАТУРЕ

                                                 В  7  КЛАССЕ

                                                    Т  Е  М  А:

                                   «  Эпоха  Иоанна  Грозного

                                      в  романе  А.К.Толстого

                                       «Князь  Серебряный»,

                                   в  других  художественных

   

                              и  исторических  произведениях»

                                                        2  часа

                                                                              Подготовила и провела

                                                                              учитель ГБОУ СОШ № 4

                                                                              Байло Лидия Васильевна

                                        п.г.т. Безенчук

                                    Самарской области

                                              2012 г                         

Цели уроков:

- помочь учащимся понять смысл слова «эпоха» и особенность эпохи времён царя Ивана Грозного;

-  расширить их лексикон посредством работы над устаревшей лексикой из прочитанных произведений;

- обратить особое внимание не только на минусы, но и на те плюсы, что дала нашему государству эта эпоха;

- связать тему с живописью, историей, поэзией…

Оформление

  1. портрет А.К. Толстого;
  2. запись на доске:

                         Эпоха - длительный промежуток времени выделяемый по какому-нибудь  характерному явлению, событию (перен.: важный, значительный период).

- репродукция картин В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» и И.Репина «Иван Грозный и его сын Иван»;

-выставка книг А.К.Толстого, связанных с именем И.Грозного:

 -    «Князь Серебряный»

-      историческая трилогия — трагедии «Смерть Иоанна Г розного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис»;

  1. стихотворение «Василий Шибанов»;
  2. оформленный  «Словарь эпохи Ивана Грозного»;
  3. изображение собора Василия Блаженного.

 Ход урока.

Учитель.

Сегодня у нас с вами необычный урок, к которому вы долго готовились. Некоторые ребята получили индивидуальное задание и сегодня с удовольствием поделятся полученными знаниями со всем классом.

? Как вы думаете, почему именно сейчас, а не в другое время, мы проводим этот урок?

  1. Потому что мы только что изучили «Песню про ..купца Калашникова».

Учитель. А что такое «песня»?

-Жанр фольклора. В песне воспевается  мужество купца, отстоявшего честь своей семьи.

Учитель. Давайте вспомним её. В какое время переносит нас  содержание?

  1. Поэма переносит нас в далекий XVI век.

? О ком гусляры поют как о «добром молодце» :удалой боец, молодой боец, плечи богатырские, сердце жаркое?

-О Кирибеевиче.

? Кем он был при царе?

  1. Опричником.

? кто помнит, что такое опричнина? Какие символы были при опричниках?

 -Опричнина-система чрезвычайных мероприятий, осуществленных царем И.Грозным для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления централизованной власти. Опричнина была введена в 1565 г. Войско опричников сыграло большую роль в искоренении заговоров боярства, выступавшего против усиления самодержавной власти. Их символами были метлы и собачьи головы, чтобы, как псы, они могли выгрызать заговоры против царя и выметать их.

Учитель. Относительно Кирибеевича не просто упомянуто, а подчеркнуто, что он из семьи Малюты».

Неприлично же тебе, Кирибеевич,

Царской радостью гнушатися;

 - А из роду ты ведь Скуратовых,

А семьею ты вскормлен Малютиной!- с упреком говорит ему царь.

      Когда же герой представляется Алене Дмитриевне:

Что пужаешься, красная красавица?

 Я не вор какой, душегуб лесной,

Я слуга царя, царя грозного,

Прозываюся Кирибеевичем,

А из славной семьи Малютиной.

Учитель. Помните, как «обрадовалась» Алёна Дмитриевна, услышав это? Она затрепетала. Почему?

  1. Малюта страшнее любого лесного душегуба.

Учитель. Где мы это с вами увидели? И какая настоящая фамилия его?

  1. Это Григорий Бельский в романе «Князь Серебряный».

Учитель. В обоих произведениях, и у Лермонтова, и у Толстого, мы видим нарушение героями (Кирибеевичем и Вяземским) законов Домостроя.

 Что такое Домострой?

-Это свод законов о семье.

Учитель. У Лермонтова царь показан как человек, способный почувствовать чужое горе, в данном случае Кирибеевича, и предложить свою помощь. А в романе А.К.Толстого?

-Это характер, искаженный безграничной властью.

Учитель. У Лермонтова запечатлен Иван Грозный как в народных истории-ческих песнях: поют гусляры «под гуслярный звон», причитывают и приска-зывают, как былину. Что общего между произведениями М.Лермонтова и Толстого А.К.?

 -Только царь и время. Но написаны произведения совершенно по-разному и по- разному показаны герои. Тот же царь.

Учитель. Ребята получали индивидуальные задания.

Вспомним  главу«Опричники». Что обозначает слово «опричь»?

  1. «Кроме». Отсюда - и опричнина, т.е. определённые земли, «кроме», и название людей — опричники. Слушаем короткий пересказ.

Учитель. Почему опричники так бесчинствуют в селении, мимо которого проезжает Никита Романович Серебряный?

нают: если они безобразничали на территории опальных бояр, то царь им всё простит.

У читель. Что такое опала?

  1. Это немилость властей, в данном случае - царя.
  1. Почему Никита Романович, приехав в Москву в 1565 г, не знает, что произошло и какую силу представляют собой опричники?
  1. Опричнина была создана тогда, когда князь был за границей.

?  Каким вы представляете себе царя Ивана Грозного в главе «Пир» (гл. 8)?

-Даётся описание его одежды: парчовая, обшита жемчугом, камнями, соболиными мехами;

-на нём было ожерелье с изображением Спасителя, Богоматери, апостолов и пророков;

-«взгляд его был ещё привлекателен. Улыбка его очаровывала даже тех, которые... гнушались его злодеяниями. С такою счастливой наружностью Иоанн соединял необыкновенный дар слова. Случалось, что люди добродетельные, слушая царя, убеждались в необходимости ужасных его мер и верили, пока он говорил, справедливости его казней»;

-  «царь...поклонился на все стороны...прочитал вслух длинную молитву, перекрестился, благословил трапезу...». Он даже называл себя иегуменом (это сан церковнослужителя). Сначала совершал казни, а потом шёл отмаливать грехи, читал синодик (листок с именами умерших для поминовения; чаще всего это были люди, казнённые по его приказу. Таких было много. Иногда -целые семьи).

Учитель. В самом начале романа упоминается Андрей Курбский, но не рас-сказывается о нём подробно.

( Послушаем, что о нём расскажет тот, кто готовил о нём сообщение. Здесь встретится слово «скипетр», посмотрите, что оно обозначает.)

          Запишите в свой словарик.

-Юный воевода-участник всех блестящих завоеваний Иоановых некогда любимец, друг царя, возложил на себя печать стыда за дела царя. Андрей Курбский имел славу заслуг, не имея ни малейшего пятна на сей славе в глазах потомства; но царь уже не любил его. Искал только случая обвинить невинного. Гордый воевода сносил выговоры, оскорбления; слышат угрозы; наконец сведал, что ему готовиться погибель. Не боясь смерти в битвах; но устрашенный казнью Курбский ночью тайно вышел из дому, нашел двух оседланных коней, изготовленных слугою, и благополучно достиг Вольмара. В порыве сильных чувств он написал письмо к царю: усердный слуга его подал бумагу самому государю в Москве, на Красном крыльце, сказав:

« От господина моего, твоего изгнанника, князя Андрея Михайловича». Гневный царь ударил его в ногу острым железом своим: Иоанн оперся на жезл и велел читать вслух письмо Курбского.«Царю, некогда светлому, ныне же, по грехам нашим, омраченному адскою злобою в сердце, прокаженому в совести, тирану беспримерному между самыми неверными владыками земли. Внимай! В смятении горести сердечной скажу мало, но истину. Вымышляя клевету, ты верных называешь изменниками, свет - тьмою и сладкое – горь-ким! Разве ты сам бессмертен? Не год, не два служил тебе, но много лет сле-зы невинных жертв готовят казнь Мучителю. Бойся и мертвых: убитые то-бою живы для Всевышнего: они у престола его требуют мести! Не спасут тебя воинства: не сделают бессмертным ласкатели, бояре недостойные, това-рищи пиров и неги, губители души твоей.»

Иоанн велел пытать вручителя; слуга, именем Василий Шибанов, не объявил ничего. А было ему всего-то 16 лет.

                 

Василий Шибанов


Князь Курбский от царского гнева бежал,
С ним Васька Шибанов, стремянный.
Дороден был князь. Конь измученный пал.
Как быть среди ночи туманной?
Но рабскую верность Шибанов храня,
Свого отдаёт воеводе коня:
«Скачи, князь, до вражьего стану,
Авось я пешой не отстану».
И князь доскакал. Под литовским шатром
Опальный сидит воевода,
Стоят в изумленье литовцы кругом,
Без шапок толпятся у входа,
Всяк русскому витязю честь воздает;
Недаром дивится литовский народ,
И ходят их головы кругом:
«Князь Курбский нам сделался другом».
Но князя не радует новая честь,
Исполнен он желчи и злобы;
Готовится Курбский царю перечесть
Души оскорблённой зазнобы:
«Что долго в себе я таю и ношу,
То всё я пространно к царю напишу,
Скажу напрямик, без изгиба,
За все его ласки спасибо».
И пишет боярин всю ночь напролёт,
Перо его местию дышит,
Прочтёт, улыбнётся, и снова прочтёт,
И снова без отдыха пишет,
И злыми словами язвит он царя,
И вот уж, когда занялася заря,
Поспело ему на отраду
Послание, полное яду.
Но кто ж дерзновенные князя слова
Отвезть Иоанну возьмётся?
Кому не люба на плечах голова,
Чьё сердце в груди не сожмётся?
Невольно сомненья на князя нашли…
Вдруг входит Шибанов в поту и в пыли:
«Князь, служба моя не нужна ли?
Вишь, наши меня не догнали!»
И в радости князь посылает раба,
Торопит его в нетерпенье:
«Ты телом здоров, и душа не слаба,
А вот и рубли в награжденье!»
Шибанов в ответ господину: «Добро!
Тебе здесь нужнее твоё серебро,
А я передам и за муки
Письмо твоё в царские руки».
Звон медный несётся, гудит над Москвой;
Царь в смирной одежде трезвонит;
Зовёт ли обратно он прежний покой
Иль совесть навеки хоронит?
Но часто и мерно он в колокол бьёт,
И звону внимает московский народ,
И молится, полный боязни,
Чтоб день миновался без казни.
В ответ властелину гудят терема,
Звонит с ним и Вяземский лютый,
Звонит всей опрични кромешная тьма,
И Васька Грязной, и Малюта,
И тут же, гордяся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой,
Любимец звонит Иоаннов,
Отверженный Богом Басманов.
Царь кончил; на жезл опираясь, идёт,
И с ним всех окольных собранье.
Вдруг едет гонец, раздвигает народ,
Над шапкою держит посланье.
И спрянул с коня он поспешно долой,
К царю Иоанну подходит пешой
И молвит ему, не бледнея:
«От Курбского князя Андрея!»
И очи царя загорелися вдруг:
«Ко мне? От злодея лихого?
Читайте же, дьяки, читайте мне вслух
Посланье от слова до слова!
Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»
И в ногу Шибанова острый конец
Жезла своего он вонзает,
Налёг на костыль — и внимает:
«Царю, прославляему древле от всех,
Но тонущу в сквернах обильных!
Ответствуй, безумный, каких ради грех
Побил еси добрых и сильных?
Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны,
Без счёта твердыни врагов сражены?
Не их ли ты мужеством славен?
И кто им бысть верностью равен?
Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,
В небытную ересь прельщенный?
Внимай же! Приидет возмездия час,
Писанием нам предреченный,
И аз, иже кровь в непрестанных боях
За тя, аки воду, лиях и лиях,
С тобой пред судьею предстану!»
Так Курбский писал к Иоанну.
Шибанов молчал. Из пронзенной ноги
Кровь алым струилася током,
И царь на спокойное око слуги
Взирал испытующим оком.
Стоял неподвижно опричников ряд;
Был мрачен владыки загадочный взгляд,
Как будто исполнен печали;
И все в ожиданье молчали.

И молвил так царь: «Да, боярин твой прав,
И нет уж мне жизни отрадной,
Кровь добрых и сильных ногами поправ,
Я пёс недостойный и смрадный!
Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!»
Пытают и мучат гонца палачи,
Друг к другу приходят на смену:
«Товарищей Курбского ты уличи,
Открой их собачью измену!»
И царь вопрошает: «Ну что же гонец?
Назвал ли он вора друзей наконец?»
«Царь, слово его всё едино:
Он славит свого господина!»
День меркнет, приходит ночная пора,
Скрыпят у застенка ворота,
Заплечные входят опять мастера,
Опять зачалася работа.
«Ну, что же, назвал ли злодеев гонец?»
«Царь, близок ему уж приходит конец,
Но слово его всё едино,
Он славит свого господина:
«О князь, ты, который предать меня мог
За сладостный миг укоризны,
О князь, я молю, да простит тебе Бог
Измену твою пред отчизной!
Услышь меня, Боже, в предсмертный мой час,
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но в сердце любовь и прощенье,
Помилуй мои прегрешенья!
Услышь меня, Боже, в предсмертный мой час,
Прости моего господина!
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но слово моё всё едино:
За грозного, Боже, царя я молюсь,
За нашу святую, великую Русь,
И твёрдо жду смерти желанной!»
Так умер Шибанов, стремянный.

  1. Какими вы представляете сподвижников Ивана IV?

а)        Бориса Годунова; (ученики говорят, что Годунов показан единственным положительным человеком из окружения царя);

Учитель. У А.С.Пушкина есть драма «Борис Годунов», с которой мы с вами познакомимся в 9 классе. Драма - это пьеса с серьёзным содержанием.

б) Малюту Скуратова и его сына Максима (гл. 7 «Александрова слобода»); (перечисляют злодеяния Малюты и доказывают, что не всегда «яблоко от яблони недалеко падает» на примере сына Малюты Максима, который, не выдержав того, что творил в государстве отец, уходит из дома, защищает свою землю от врага и погибает как герой);

в)        царевича Иоанна (а вот здесь действительно «яблоко от яблони недалеко падает»; ребята подчёркивают, что сын Грозного, останься он жив, мог бы быть пострашнее отца);

Учитель. Посмотрите на репродукцию картины И.Е.Репина «Иван Грозный и его сын Иван». Как в народе по-другому называют это произведение?

  1. «Иван Грозный убивает своего сына».

                              Рассказ о    художнике и картине.

  1582 год. Иван Грозный убил своего сына, как считал Н.М.Карамзин, на политической почве, во время мирных переговоров с Польшей. Царевич Иоанн якобы стоял за войну до победного конца, а Грозный подумал, что тот хочет свергнуть его с престола и в ярости ударил его жезлом по голове. Через четыре дня царе-вич умер от горячки. Историки М.В. Иванов и Валишевский придерживались версии, что царь стал бить  жену царевича за «неуставную форму одежды», а когда тот заступился за жену, то Иоанн Грозный нанес ему  смертельный удар по голове.

        «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581»

 (также известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына») — картина русского художника Ильи Репина, написанная в 1883-1885 годы. Изображает эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева на-нёс смертельный удар своему сыну царевичу Ивану. Картина показывает му-ку раскаяния на лице Грозного и кротость умирающего царевича, со слезами на глазах прощающего обезумевшего от горя отца. Хранится в  Государст-венной Третьяковской галерее.  Из воспоминаний Репина известно, что мысль о картине зародилась у него в связи с мартовскими событиями 1881 г, а именно взрывом народовольцем И. И. Гриневицким бомбы, осколками ко-торой был убит царь Александр II. Позже мысль написать картину «Иван Грозный и сын его Иван» пришла в голову художника, когда он возвращался с концерта Н. А. Римского-Корсакова, под впечатлением от симфонической сюиты «Антар».

                          (Звучит фрагмент этого произведения)

В своих воспоминаниях Репин описывает это так: «Как-то в Москве в 1881 году я слышал новую вещь Римского-Корсакова — „Месть“. Эти звуки за-владели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване».

 Он также писал: «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год, чувства были перегружены ужасами современности, но к ней страшно было подхо-дить !  Естественно было искать выхода наболевшему в истории». Также можно отметить факт посещения Репиным боя быков во время путешествия по Европе в 1883 году, в своих воспоминаниях он писал:

 «Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют … влекущую к себе силу… В то время на всех выставках Европы в большом количестве выстав-лялись кровавые картины. И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену Иван Грозный с сы-ном. И картина крови имела большой успех».

  Как вспоминал Репин: «Писал — залпами, мучился, переживал, вновь и вновь исправлял уже написанное, упрятывал с болезненным разочарованием в своих силах, вновь извлекал и вновь шел в атаку. Мне минутами станови-лось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней».

 Впервые картина была показана в 1885 году друзьям художника, среди ко-торых были КрамскойШишкин,  Брюллов и другие; по воспоминаниям Репина, гости были ошеломлены и долго молчали.

Картина сильно не понравилась императору Александру III и его окружению, в результате чего 1 апреля 1885 года была запрещена к показу, тем самым став первой картиной, подвергшейся  гонениям.

В 1913 г. Один человек под сильным впечатлением от картины бросился на  неё и исполосовал ножом, трижды ударив по Ивану Грозному. Думали, что картина погибла, но её сумели восстановить реставраторы.


Учитель. Как произошло это событие?  Послушаем, как об этом расска-зывает Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского» (зачитывается эпизод из книги заранее подготовленным учеником). Ключевского

-Чем отличается интерпретация Соловьёва?

Федор Басманов.(По этому образу ученик готовил сообщение, так как этот образ несколько необычен и не всегда понятен учащимся).

 Ф.Басманов был опричником. Это самолюбивый человек, всегда стремящий-ся быть рядом с царём, хотя на поле битвы это смелый и мужественный рат-ник (воин). Автор показывает его таким в битве с татарами. Но следом мы видим, что Басманов спешит донести царю, что всех татар разбил ОН, и не упоминает князя Серебряного, без которого бы враг не был разбит. Он мечта-ет о наградах и почестях. Когда пришёл к нему в шатёр приглашённый Сере-бряный, Басманов похвалялся, что у царя нет лучше слуги, чем он. Гость на-помнил Басманову о слухах: мол, пляшешь перед царём в женских одеждах, чтоб потешить Иоанна, и прозвали, мол, тебя Федорой, на что Фёдор Алексе-вич сменился в лице и разгневался. Он решил отомстить Серебряному и си-лой хотел его нарядить в женские одежды, но не смог справиться с князем.Он надеялся, что станет перед царём героем, но ошибся. Царю доложили о роли Серебряного в битве; нашлись наушники, которые доложили Иоанну о мельнике и знакомстве с ним Басманова. И в конце концов всё закончилось тем, что Басмановы, как и опальные бояре, были казнены по указу Г розного.

 Учитель. А кто был в основном в отряде Серебряного?

-Разбойники, решившие искупить вину служением отечеству. Но были и те, кто ушёл за Урал ( Ермак,  Иван Кольцо. Они покорили Сибирь и принесли её «на блюдечке» царю).

          Картина В.И.Сурикова, «Покорение Сибири Ермаком».

                                              Сообщение ученика.

 Василий Иванович Суриков (1848-1916) Суриков - создатель грандиозных картин-эпопей.

Картина «Покорение Сибири Ермаком»    находится в Государственном Русском музее. Тема «Ермака» — сибирская по месту действия и глубоко национальная по своему смыслу. Покорение Сибири Ермаком было собы-тием чрезвычайного исторического значения. Это была борьба с татарским ханом Кучумом, который устрашал сибирские народы грабежами и разбоями и уже дошел до Урала, угрожая поволжским и другим  русским  землям.

   Обращение Сурикова к теме покорения Сибири и к образу Ермака было далеко не случайным. Красноярец Суриков был особенно страстным патрио-том родного края и всегда проявлял горячий интерес к прошлому Сибири.  В «Ермаке» Суриков поднялся на необычайную даже для него высоту истори-ческого прозрения. Зритель перед картиной стоит пораженный не только тем, что перед ним кипит страшная битва, но также тем, что воочию перед ним происходит столкновение двух враждебных сторон, совершается событие, предопределенное всем ходом русской истории и определившее дальнейший ее путь.

  В«Ермаке» черты народных характеров Суриков возвел до степени эпичес-кого величия.  Cущество композиции «Ермака» — в движении. Казачья фло-тилия движется навстречу вражескому войску, но каждый отдельный казак изображен в спокойном состоянии. На лицах нет и следа заботы,  тем более — боязни; но нет и показного героизма. Спокойно, без всякой суеты и тороп-ливости казаки делают свое дело. Главный герой, Ермак, почти не выделен художником, он  как бы слит, "спаян" со своим отрядом. Лишь повелитель-ный жест руки, направляющей отряд на врага, отмечает его особое место в картине, выделяет его из общей массы людей. Противоположны спокойным лицам казаков неистовые лица и резкие движения фигур их противников, прижатых к подножию берега. Тревогу и смятение в их лагере подчеркивает своим разорванным силуэтом конница на вершине горы. Могучая гармония пронизывает всю картину. Картина «Покорение Сибири Ермаком» писалась Суриковым на протяжении четырех лет и была закончена в 1895 году. По своей реалистичности живописному совершенству эта картина – одно из самых замечательных полотен русской батальной живописи.

                         По ролям прочитать главу 9 «Суд».

-Допрос царем опричника. С какой сценой «Песни...» перекликается эта?

  1. (Разговор Ивана Грозного с Кирибеевичем и допрос Матвея Хомяка).
  2. Какой смысл видит в опричнине сам государь Иван Васильевич?
  3. «Не для того поставил я на Руси опричнину, чтобы слуги мои побивали людей безвинных. Поставлены они, аки добрые псы, боронить от пыхающих волков овцы моя...».
  1. Проблемный вопрос.

Согласны ли вы со словами князя Серебряного, произнесенными в минуту отчаяния: «Какая родина! Где наша родина? От кого нам ее отстаивать? Не татары, а царь губит родину!». (Глава «Последнее свидание»).

Учитель. В книге «Князь Серебряный» можно выделить 2сюжетных линии, какие?

  1. Личная судьба князя Никиты Серебряного, его любовь к Елене Дмитриевне, ставшей женой опального боярина Морозова.

Учитель. Как сложится судьба героев - боярина Морозова, Елены, князя Серебряного?

( Морозова казнят, Елена Дмитриевна уйдёт в монастырь, а князь погибнет, защищая свою землю от иноземных захватчиков)

Учитель. А вторая линия?

  1. Трагическая судьба России под гнётом жестокой власти.

Учитель. Чем озабочены люди, близко стоявшие к трону? Сам Грозный?

- Угодничеством (Басмановы, князь Вяземский, Малюта).

Учитель. Почему так подозрителен Грозный, так скор на расправу, на скорую казнь?

  1. Он боится измены; не уважая своих приближенных, хорошо зная их, понимает, что они готовы пойти на любое преступление во имя власти и больших благ. Он создаёт новую власть, назвав её РАДОЙ, но от этого не перестаёт опасаться измены.

Учитель. Но есть ли люди в окружении И. Г розного, достойные уважения?

-Да, их немного, но  царь боится их, стремится избавиться от них.. Это старая нянька Онуфриевна, вырастившая царя, Ивашку (как она его называет), он рад унизить ее, предлагая ее, 80-тилетнюю, в жены стремянному Михеичу; это блаженный юродивый Василий, именем которого в народе назвали известный всем храм на Красной площади, авторами которого были знаменитые зодчие Постник и Барма, посмотрите на него; по преданию, в нём умер знаменитый блаженный, которого чуть не убил в день страшной казни Иван Г розный (а это великий грех);

   Сообщение о строительстве храма с показом фотографии его.

- это боярин Дружина Андреевич Морозов, которого царь унижает на пиру, заставляет рядиться в шутовской костюм с бубенчиками, и это Никита Серебряный, главный герой книги.

Учитель. Прочитайте, что говорит сам автор об этих людях?

«Лица, подобные Василию Блаженному, князю Репнину, Морозову или Серебряному, являлись нередко как светлые звезды на безотрадном небе нашей русской ночи, но, как и самые звезды, они были бессильны разогнать ее мрак, ибо светились отдельно и не были сплочены, ни поддерживаемы общественным мнением. Простим же грешной тени Ивана Васильевича, но помянем добром тех, которые, завися от него, устояли в добре, ибо тяжело не упасть в такое время, когда все понятия извращаются, когда низость называется добродетелью, предательство входит в закон, а самая честь и человеческое достоинство почитаются преступным нарушением долга!...вы шли прямою дорогой, не бояся ни опалы, ни смерти; и жизнь ваша не прошла даром, ибо ничто на свете не пропадает, и каждое дело..и каждая мысль вырастает. И многое доброе и злое, что, как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах  минувшего

Учитель. Каким вы видите царя и боярина Д.Морозова в главе 34 «Шутовской кафтан»?

- Царь якобы простил Морозова, но велел ему за столом сесть «ниже» Годунова. А тогда рассаживались по чинам. Получалось, что боярин должен был сидеть дальше безродного Годунова. И Морозов не согласился. Тогда царь решил ему отомстить за непослушание и пожаловал его шутовским кафтаном, на что Морозов ответил: « Вели меня смерти предать  В голове моей ты волен, но в чести моей неволен никто!» И напоминает царю о своих заслугах перед Отечеством: «Ещё не родился ты, когда уже покойный батюшка твой жаловал меня! Когда я вместе с Хабаром Симским разбил чуваш и черемис на Свияге, когда с князем Одоевским и Мстиславским про-гнал от Оки крымского царевича и татарский набег от Москвы отвратил! Много ран получил я, много крови пролил на службе батюшки твоего и тво-ей, государь! Не берёг я головы ни в ратном деле, ни в Думе боярской, спо-рил, в малолетство твоё, за тебя и за матушку твою с Шуйскими и с Вельски-ми! Одною только честью дорожил я и никому ...не дал запятнать её!» И такого человека царь казнил.

Учитель. Морозов вспоминает о том, что защищал маленького Иоанна в детстве. От кого и почему? (Заранее подготовленный ученик рассказывает о детстве царя по книге Карамзина «История государства Российского») Иоанн рано остался без отца, и его мать, Елена Глинская, была его регентом, то есть правила государством при малолетнем царе. Бояре учили его жестокости, он мог натравить медведя на человека ради забавы, убивал кошек. Первую свою казнь совершил в возрасте 14 лет.

Учитель. Эпиграфом книги послужили слова, взятые из летописи Тацита на латинском языке. Смысл этих слов таков: « ...тут рабское терпение и такое количество пролитой дома крови утомляет душу и сжимает ее печалью. И я не стал бы просить у читателей в свое оправдание ничего другого, кроме позволения не ненавидеть людей, так равнодушно погибающих» Как соотносятся эти слова с содержанием исторического романа?

6)Трудно было в ту эпоху и в том окружении разобраться, что есть истина, а что нет. Поэтому люди и ошибались, и просто боялись за свои семьи, а кто-то считал, что если царь -  помазанник Божий, то  ему противиться нельзя.

Учитель. Вы прочитали роман А.Толстого, кто-то прочитал главы из книги Н. Карамзина. Много страшного вы узнали об эпохе Ивана Грозного. Скажите, а было ли что-то положительное во время его правления?

2 (Если никто не сможет сказать, то отвечает заранее подготовленный ученик). В эпоху Ивана Г розного была укреплена самодержавная власть, расширились границы Руси за счёт Сибири. Было покорено казанское ханство. Отбиты набеги татар.

Сообщение о строительстве храма Василия Блаженного.

ДАНИИЛ АНДРЕЕВ написал  стих. «Василий Блаженный» Андреев попытался связать воедино прошлое, настоящее и будущее собора. Много интересного можно увидеть в этом стихотворении, поражает его связь со всем прозвучавшим ранее. «Каждый столп – как вайи древа». Эта же строка напоминает  нам и  кедринских зодчих, начавших свою работу накануне Вербного (Пальмового) воскресенья, ведь вайи – это пальмовые листья, и именно их держали в руках встречающие Христа (в русской традиции пальмовые листья были заменены веточками вербы). Вспомним мы и историю празднования Вербного воскресенья на Руси, ведь храм Василия Блаженного крепко связан с этим праздником: сюда, на площадь перед ним, следовала праздничная процессия во главе с патриархом на лошади, ведомой под уздцы самим царем. Но главный вопрос, на который сумел ответить Даниил Андреев - почему же все-таки «радость начисто блекнет в сумраке притворов», и почему, несмотря на это, «есть улыбка в этом зодчестве». 

Улыбка вызвана происхождением храма, имеющим вовсе не материальные истоки:

Этому цветку - отечество

Только в кущах небосклона,

Ибо он – само младенчество

Богоизбранной души.

Речь здесь, конечно, о душе русского народа, избранного Господом для сохранения православной веры. И храм этот – улыбка русского народа. Мрачность же его – угаданная зодчими «тьма народного пути», сокрытая за этой улыбкой. Через гул грядущих веков дух постиг и гром великого падения, и возращение в ангельские кущи, запечатленные в облике собора. 

ДМИТРИЙ КЕДРИН

И уже совсем по-другому осмыслил образ храма Василия Блаженного Дмитрий Кедрин. в своих «Зодчих». Наконец-то храм воплотился в поэзии. Появление этого произведения в 1938 году в Советском Союзе удивительно, и в то же время закономерно, должны были произойти революционные потрясения, чтобы храм предстал в новом свете. Кедрин обратился к прошлому и не прогадал. Сюжет основан на  легенде немецкого путешественника Адама Олеария, изложенной в книге «Описание путешествия Голштинского посольства в Mосковию и Персию»: «Вне Кремля в Китай-городе, по правую сторону от больших кремлевских ворот стоит искусно построенная церковь Св. Троицы, строитель которой, по окончании ее, ослеплен был тираном, чтобы уже впредь ничего подобного не строить». (Олеарий не ошибся, первоначально храм действительно был посвящен Св. Троице.) Кедрин модернизировал легенду, у него зодчих двое, что более соответствует историческим реалиям (Барма и Постник), сделав их при этом безвестными. Сразу стоит заметить, что к поэтическому тексту Кедрина нельзя подходить с исторической точки зрения, исторические реалии здесь условны, как, впрочем, и сама легенда, по крайней мере мотивация действий царя Иоанна в ней весьма сомнительна. Нас более интересует великолепный образ храма, созданный поэтом: 

И уже потянулись

Стрельчатые башенки кверху.

Переходы,

Балкончики,

Луковки да купола.

И дивились ученые люди,

Зане эта церковь

Краше вилл италийских

И пагод индийских была!

Что касается сюжета, хотелось бы отметить два момента. Первый – строительство церкви начинается в субботу на вербной неделе, то есть день, когда по преданию Господь воскресил Лазаря. Можно, конечно, посчитать это случайностью, но слишком уж заманчив мотив воскрешения, ведь и поэт подобно Господу воскрешает то, что уже вроде бы разложилось и издает гнилой запах.

Учитель. Моря крови, произвол, а книга оставляет светлое чувство. Почему?

- Во все времена были люди, умеющие противостоять злу, именно их помнят потомки, на них равняются, у них учатся мужеству.

Словарь ( учащиеся должны были узнать их значение в ходе чтения романа)

- Скипетр, жезл - символы державной власти

- Андрей Курбский -боярин, бежавший в Литву.

- Опала - немилость царя.

- Песня - жанр фольклора, использованный в «Князе Серебряном»

- Регентство - правление при малолетнем царе.

- Домострой - свод законов о семье

- Драма - пьеса А.Пушкина «Борис Годунов»

- Иегумен- сан Ивана Грозного, присвоенный им самим

- Василий Шибанов - слуга Курбского, казнённый Грозным.

- Елена Глинская - мать Грозного.

- Синодик - листок с именами умерших для поминовения.

- Илья Репин - автор картины «Иван Грозный и его сын Иван»

-Мал юта Скуратов- прозвище Григория Вельского.

-«Опричь» - «кроме».

-Н.Карамзин - автор «Истории государства Российского».

- Б.Годунов - единственный из окружения Грозного - не опричник.

- Барма и Постник - зодчие храма Василия Блаженного.

- Метла и собачья голова - символы опричнины.

- Ермак - покоритель Сибири.

-  Иван Кольцо - посол царю от Ермака.

- Рада - новая власть, сформированная Грозным.

- Холоп - слуга в дореволюционной России.

- Максим - сын Малюты Скуратова.

- Литва - страна, куда скрылся А.Курбский.

- Онуфриевна - мамка Грозного.

- Кручиниться - печалиться, горевать.

- Князь Вяземский бесчинствовал в Медведевке.

- Ратник - воин.

- Челобитие - просьба,

- Наказание - казнь.

- Царевич Иван - несостоявшийся наследник Грозного.

- Степан - имя купца Калашникова.

- Опричник - слуга царя.

- Соболь - мех на царской одежде.

Учитель В заключение вам предлагается ответить на вопросы по изученным двум последним произведениям («Песня про купца Калашникова…» и «Князь Серебряный»)

     (Раздаются листки с вопросами)  1 вариант   

  1. Слуга-
  2. Автор «Истории государства Российского»-
  3. Листок с именами умерших-
  4. Имя сына Малюты-
  5. Фамилия Малюты-
  6. Куда скрылся Курбский?
  7. Немилость царя-
  8. Символ власти-
  9. Покоритель Сибири-
  10. Один из зодчих храма Василия Блаженного-
  11. Нянька Грозного-
  12. Имя посла Ермака-
  13. Печалиться-
  14. Правление при малолетнем царе-
  15. Бесчинствовал в Медведевке-
  16. Ратник-
  17. Челобитие
  18. Наказание-

19.Посол Ермака-

       20.Несостоявшийся наследник Грозного- 21 .Один из символов опричнины -

       21.Имя матери Грозного-

       22.Слуга царя-

       2 вариант.      ( Напиши значение предложенных слов)

  1. Символ державной власти-
  2. Боярин, бежавший от Грозного в Литву-
  3. Немилость царя, властей-
  4. Правление при несовершеннолетнем царевиче-
  5. Свод законов о семье -
  6. Духовный сан, присвоенный Грозным самому себе в Александровской слободе.-
  7. Имя слуги Курбского - Шибанова-
  8. Фамилия матери Грозного-
  9. Листок с именами умерших для поминовения-
  10. Автор картины «Иван Грозный и его сын Иван»-
  11. Прозвище Григория Бельского-
  12. Что в переводе означает слово «опричь»?-
  13. Автор «Истории государства Российского»-
  14. Единственный приближённый царя, не вписавшийся в опричники-
  15. Фамилия одного из зодчих, создавших храм Василия Блаженного-
  16. Один из символов опричнины-
  17. Имя покорителя Сибири-
  18. Фамилия посла к царю от покорителя Сибири-
  19. Наименование новой власти, сформированной царём-
  20. Фамилия мужа Елены –

      21.Мех на царской одежде-

22.Имя Курбского-

                                   Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия в эпоху Ивана Грозного.

Презентация к уроку....

Урок. Эпоха Ивана Грозного.10 класс

Нестандартный урок и использованием  игровых элементов и проектной деятельности....

Урок-расследование: «Эпоха Ивана Грозного в оценках современников». 10 класс

Урок:по форме – урок-игра;по характеру деятельности – проблемно-диалогический с элементами образовательной системы «Школа 2100»;по ведущему методу – урок-размышление....

Контрольный тест «Россия в эпоху Ивана Грозного». 10 класс

2 варианта контрольного теста с ключом....

Эпоха Ивана Грозного, Петра Великого и 19 век.

Продолжение интеллектуальной игры"Путешествие по историческим эпохам"...

Тест по теме "Эпоха Ивана Грозного"

Тест позволяет провести проверку знаний по теме....

Интегрированный, театрализованный урок (история, литература). "Эпоха Ивана Грозного"

Значение этой эпохи в истории государства Российского, значение этой эпохи для познания современности...


 

Комментарии

Русаков Владимир Николаевич

Князь Серебряный А.К. Толстой
Напиши значение предложенных слов:
Единственный приближённый царя, не вписавшийся в опричники -
Боярин, бежавший от Грозного в Литву -
Имя сына Малюты Скуратова -
Фамилия мужа Елены Дмитриевны –
Нянька Грозного -