Воспитание шолоховским словом на уроках литературы
материал по литературе на тему

Данный доклад готовился к конференции, посвященной дню рождения писателя. Его можно использовать при планировании уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Воспитание шолоховским словом на уроках литературы.                               ( Доклад учителя литературы  Пустоваловой М.Г.на ежегодной                                                                           конференции, посвященной дню рождения М.А.Шолохова)

        Всё испытав, мы знаем сами,

        Что в дни психических атак

        Сердца, не занятые нами,

        Не мешкая займёт наш враг.

        Займёт, сводя всё те же счёты,

        Займёт, засядет,

        Нас разя…

        Сердца!

        Да это же высоты,

        Которых отдавать нельзя.

        Василий Фёдоров.

  Не открою ничего нового, сказав, что при пугающем масштабе экономического кризиса вопрос о возрождении и даже просто выживании России есть вопрос прежде  всего духовный. Не знаю, как для других, а для нас такое положение вовсе не парадоксально: ведь наши материальные потребности никогда не могли  равняться с духовными и культурными. Известно, что те иностранцы, которые оказались способны искренне полюбить, Россию, привязаны к ней именно за эту «странность».

  Тут одна из ярких примет общей и чрезвычайно активной – внедуховной и антидуховной направленности современной цивилизации.

  При активном содействии средств массовой информации, ставших полукультурными и полуграмотными, - этот  процесс может стать необратимым и опасным для нашего национального существования, если ему не противостоять сегодня же.

   Главная область, где такое противостояние ещё  может быть действенным и фундаментальным, -  это  преподавание русской литературы, настоящей, высокой, начиная с младших классов, где закладываются духовные и нравственные основы личности.

  Судьба детей - будущего  России – зависит от нас. Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании в реализации   своих творческих возможностей.

   Достижение этой цели литературного образования, нам землякам  Михаила Александровича  Шолохова, представляется неразрывным с его творчеством, настолько оно многопланово, многоёмко и многопроблемно.

  Изучая на уроках «Донские рассказы», главную тему  определяю так: расчеловечивание  «красных» и «белых» в ходе войны и редкие примеры торжества очень трудного обратного процесса – вочеловечивания.

   Прежде всего  М. А Шолохова – писателя-гуманиста, выступающего против любого насилия над человеком, волнует утрата нравственных ориентиров в человеческой душе, выкорчеванной с кровью, верой в Божии заповеди, идёт разложение людских душ, начинается страшная братоубийственная война. Даже звери кажутся милосерднее, им не нужно выбирать, кого из детей оставить в живых, спасать брата ценой жизни отца.

    На уроке своим ученикам зачитываю отрывок из рассказа «Коловерть»: «Из сарая вышли кучкой. Офицер с погонами подъесаула, в папахе каракулевой, высокий, узенький, сказал тихо вполголоса, самогонным перегаром дыша:

    - Далеко не водить!.. За хутор, в хворост!..  

 В тишине настороженной шаги  гулкие и лязг винтовочных затворов.

   Ночь свалилась беззвёздная, волчья. За Доном померкла лиловая степь. На бугре – за буйными всходами пшеницы, в яру, промытом вешней водой, в буреломе, в запахе пьяном листьев лежалых – ночью шенилась волчица: стонала, как женщина в родах, грызла под собой песок, кровью пропитанный, и, облизывая первого мокрого шершавого волчонка, услышала неподалёку – из лошины, из зарослей хвороста – два сиповатых винтовочных выстрела и человеческий крик.

   Прислушалась настороженно и в ответ короткому стонуюшему крику завыла волчица хрипло и надрывно».

    Спрашиваю потом: «Зачем писатель включает этот эпизод в свой рассказ?»

    Ответ ясен: «Сама природа протестует против жестокого месива».

    Очерствение, огрубление – это следствие братоубийственной войны.

    Похожие проблемы, к сожалению, становятся актуальными и для нашего времени.

    Шолохов показывает  нам выход из этой ситуации в рассказах «Алёшкино сердце», «Чужая кровь», «Жеребёнок», «Один язык».        

    В жертвенности видит писатель спасительное очищение человеческой души. Только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть горе, простить врагов и любить ближнего своего. Вот ответы на вопросы сегодняшних дней.

   Творчество Шолохова звучит, как напоминание, как предупреждение о том, что война, особенно гражданская, убивает все духовные и нравственные ценности, так долго и трудно взращиваемые веками в душах людей.

   Для того, чтобы ученики это поняли, достаточно сравнить на уроках два отрывка из романа «Тихий Дон», характеризующие одного героя в мирное время и дни войны.

  Вот они: «Дойдут вон до этого  кустика, косу отобью», - подумал Григорий и почувствовал, как коса прошла по чему-то вязкому. Нагнулся посмотреть: из-под ног с писком заковылял в траву маленький дикий утёнок. Около ямки, где было гнездо, валялся другой, перерезанный косой надвое, остальные с чулюконьем рассыпались по траве. Григорий положил на ладонь перерезанного утёнка. Изжелта-коричнёвый, на днях только вылупившийся из яйца, он ещё таил в пушке живое тепло. На плоском раскрытом клювике розовенький пузырёк кровицы,  бисеринка глаза хитро прижмурена, мелкая дрожь горячих ещё лапок

  Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мёртвый комочек, лежащий у него на ладони».

       И другой, характеризующий Григория Мелехова в дни войны:

  «Перемены в самом Григории были разительные: его гнула…  война, высасывала с лица румянец, красила его желчью» И внутренне он стал совершенно другим: «Крепко берёг Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитировал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в  первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью: оттого и прослыл храбрым – четыре Георгиевских креста и четыре медали выслужил. На редких парадах стоял у полкового знамени, овеянного пороховым дымом многих войн; но знал, что больше не засмеяться ему, как прежде, знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства».

    Учащиеся без труда находят перемены в душе героя, которые сотворила война.

    В нарушении уклада семьи и человеческих отношений Шолохов видит очень серьёзные последствия. Семья – это микромир, и если он грубо разрушается, то это влечёт за собой гибель самого общества.

    В школьную практику сейчас прочно входит знакомство с романом «Тихий Дон». С первых страниц появляются в романе гордые, с независимым характером, способные на большое чувство люди. Так с истории деда Григория входит в «Тихий Дон» прекрасное и одновременно трагическое. И для Григория любовь к Аксинье станет серьёзным испытанием жизни. Общий строй повествования убеждает, что Шолохов находится под обаянием Натальи, Ильиничны, Аксиньи, Дуняшки. Тема женской и материнской любви, назначения женщины- хранительницы духовного огня стала предметом разговора с детьми на одном из уроков, посвящённых духовному миру казачества.                                      Любовь русской женщины всегда была согрета глубоким религиозным чувством, поднимающим отношение к любимому, к семье на особую духовную высоту. Она и впрямь спасала и себя , и своих родных: мужа, детей, даря им всю свою теплоту и нежность своей целомудренной и прекрасной души.

   Разрушение веры, повлекшее за собой разрушение любви, губительнее всего сказалось именно на ней – женщине, матери, жене, любимой. В их маленьких трогательных сердцах живет забота о самых родных и любимых.

   Им так нужно, чтобы они жили не в разладе и ненависти друг к другу, а в согласии и любви. Их души открыты для веры, для надежды, для целомудренной, преданной бескорыстной любви: ею спасутся они сами, их любимые, их дети, ею спасется Россия.  

   Поэтому еще более усиливается впечатления от сцены, когда Григорий, возвратясь домой, раздает всем подарки. У Ильиничны сквозь радость просматривается нескрываемое материнское чувство гордости за сына, который никого не забыл, обо всех подумал, всем приготовил «гостинец».                                                                                                                                      

   Тема материнства неразрывно связана с темой сыновнего долга.

    Говорят, что человек, не умеющий любить свою мать, не может быть достойным сыном Отечества.                                                                                                                  

   Вместе с учащимися обращаемся к страницам «Поднятой целины». Яков Лукич Островнов приносит в жертву заговорщикам свою мать, сказавшую, что в доме сына скрываются офицеры. Разъяренный, заявивший еще в первой книге, что «теперь ему Половцев ближе жены, роднее родного сына», хищнически расправляется с родной матерью, заставив ее умирать медленно и мучительно от голода.                                                                                                                                                                      

  Читаем у Шолохова: «Старуха- немощная и бессильная- все же жила: она просила хоть кусочек хлеба, хоть глоток воды, и Яков Лукич, крадучись проходя по сенцам, слышал ее задавленный и почти немой шепот:                

    -Яшенька мой! Сыночек родимый! За что же? Хучь воды-то дайте!»                  

    Вижу в глазах у детей  слезы. Значит цель достигнута. Не осталось равнодушных в классе.

    Звериная сущность Остронова не может быть оправдана. У этого человека не может быть  ничего святого: нет матери, нет корней, нет Родины, ничего не жалко.

   Строки ученических сочинений говорят о том, что не этот персонаж привлекает их, оставляет светлый след в их сердцах.

   Им полюбились другие люди, так мастерски изображенные  Шолоховым.

     Лейтенант Герасимов – герой рассказа «Наука  ненависти» - один из примеров того, как прекрасен  русский человек. Безмерные испытания смогли надломить, но не способны были нанести ему поражение,  отнять святую чистоту человечности. Поэтому Герасимов «улыбнулся простой и милой, ребяческой улыбкой», поэтому и «так чиста была эта добытая большими страданиями седина…»

    А Андрей Соколов... Разве может оставить равнодушным судьба русского исполина – богатыря, которого не смог сломить фашистский плен и концлагерь и который, потеряв всех своих близких, всё же нашёл силы не только выполнить свой долг, но вместо отца открыть дорогу в жизнь осиротевшему ребёнку.

       М.А Шолохов сказал:

     «Я хотел, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресс человечества».

      Нам  же, учителям, он показал, что воспитание духовно развитой личности невозможно без пробуждения любви к родной земле, к природе, к матери, к дому, любви к Родине, выражающейся в способности в трудную минуту отстоять Отечество.

    Любовь эта – одно из направлений духовности, которая делает человека личностью, а нацию народом, здоровым и непобедимым. Если красота спасет Россию, то любовь к Отечеству - один из признаков подлинной красоты.

   

.

    Кант, говоря о вечности, вывёл её в двух измерениях: «…надо мною  звёздное небо, во мне нравственный закон.»

    Хранить  духовный огонь, ежедневно зажигая душеспасительную свечу в сердцах доверенных нам детей, стремиться силу искусства направлять на созидание прекрасного в душах людей, на благо человечества – может ли быть служба благороднее и ответственнее  у нас – учителей, - земляков М.А Шолохова – писателя-гуманиста, всем своим творчеством подтвердившего любовь к русскому народу, к Донскому казачеству, родному краю, «стремление укреплять в человеческих сердцах веру в будущее, в свою силу, способную построить это будущее».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словом на уроках литературы

При изучении произведений словарная работа – верный и необходимый путь к пониманию содержания читаемого произведения, поскольку слово, по выражению М. Горького, - это «первоэлемент литературы», в слов...

Воспитание гражданских качеств на уроках литературы и во внеклассной работе.

Воспитание гражданских качеств на уроках литературы и во внеклассной работе. (из опыта работы)...

Воспитание молодого человека на уроках литературы.

Статья о воспитании молодого поколения на уроках литературы. Как под влиянием искусства слова человек приобретает правильный жизненный ориентир.Литература,воспитывая нравственные качества, художествен...

Воспитание традиционных ценностей на уроках литературы

В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить трад...

Гармония музыки и слова на уроке литературы как средство воспитания культуры восприятия художественного произведения.

Над данной темой я работаю уже не первый год ,всё более убеждаясь в её актуальности. К её выбору меня подтолкнула одна  проблема, с которой  я столкнулась ещё в самом начале моей профессиона...

Работа со словом на уроках литературы

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы...

Знакомство учащихся с синонимическими возможностями слов на уроках литературы

Знакомство учащихся с синонимическими возможностями слов на уроках литературы...