" Край ты мой, любимый край..."
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Артамонова Светлана Николаевна

Урок, посвящён юбилею Архангельской области. Материалы могут быть использованы и на классном часе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_rodnoy.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                 «Край ты мой, любимый край…»

              (Внеклассное мероприятие, посвящённое юбилею Архангельской области)

                                                                                Мой друг! Что может быть милей

                                                                               Бесценного родного края?

                                                                                                                     Н.Языков.

                                                                          У кого нет малой родины, у того нет и большой.

                                                                                                                          Л.Н.Горохова( самобытный поэт)

                                                                            Моя Архангельская область,

                                                                           Мой Верхнетоемский район…

                                                                                                                     О.Фокина.

                     Цель: воспитывать в детях любовь к своей малой Родине.                       

1. Работа с эпиграфами к занятию.

Эти строки русский поэт Н.Языков написал более полутора столетий назад, но они не устарели.

Почему? ( Родной край, где ты родился и вырос,  остаётся бесконечно дорогим навсегда. И чем старше мы становимся, тем острее чувствуем и глубже осознаём это)

Ученица читает стихотворение И. Александровой «Родина»:

Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки береза-скромница
И ромашковый бугор…
И другим, наверно, вспомнится
Свой родной, любимый двор.

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

 2. Краткий экскурс  в историю края. ( Кто лучше знает историю края)

- Царь, который указал заложить первый морской торговый порт – Архангельск. (В 1584 году Иван IV указал заложить первый  морской торговый порт – Архангельск.)

 - Первоначальное название города Архангельска (Первоначально город назывался Новые Холмогоры(до 1613г.).

3. Моря и реки.

- Как вы думаете, сколько лет насчитывает Белое море?( По данным геологических исследований – 13 тыс. лет)

- Сколько рек в нашем краю? (Малых и больших вместе с ручьями – 138600).

 - Какова длина Северной Двины? (744 км)

  - Какие большие реки можете назвать? (Печора1, Сухона2, Онега3).

4. Известные промышленные предприятия области.

      По очереди называем предприятия . Победителем окажется последний.

   - Котласский, Соломбальский, Коряжмские ЦБК;

   -«Звёздочка» в Северодвинске,  

    - машиностроительный завод,

   - «Беломорские узоры»( народный   промысел),

  - компания «Архангельский сруб» (Вельск),  

 - ООО «Архминводы»,  

 -гидролизный завод,

-Каргопольская игрушка ( основан в 1380 г) и др.

5. Заповедные места.  Попробуем определить по описанию( вначале звучит песня Ю.Лозы  «Заповедные места»).

    Тянет неспроста в заповедные места
   Моё детство босоногое навсегда осталось там.
   Я немало испытал, но любить не перестал
   Те места, что душу трогают, заповедные места.

1.   - Сольвычегодск

                       - основан в 1492 г.

                         - центр торгово – промышленн. деятельности именитых людей Строгановых

                        - есть монастыри, собор,курорт

2. Кенозерский национальный парк
-Расположен в Плесецком и Каргопольском районах Архангельской области;

-охватывает бассейны озер Кенозеро, Лекшмозеро и других более мелких;

-  находится на восточной окраине Карельского ледникового щита.

3 Соловецкие острова

- самый крупный архипелаг, состоящий из 6 крупных островов;

-  в годы ВОв здесь была школа юнг

4. Кий – остров

-находится на Соловецких островах;

- здесь  очень живописные скалы;    

  -имеются архитектурные сооружения 17 века.

5. Малые Карелы

- Государственный  музей под открытым небом;

 - находится в 25 км от Архангельска, на правом берегу Северной Двины.

6.    Пинежские  пещеры

В каком районе находятся знаменитые в нашей области пещеры?

7.     Соезерье

- находится в глубинке Верхнетоемского района;

-эта деревня  -памятник архитектуры середины 18 столетия ;

- первое упоминание относится к началу 13 века;

 - позднее в этих безлюдных, живописных местах был основан мужской монастырь.

8. Ягрышская Николаевская церковь( Достопримечательность нашего посёлка, построенная в   1821 году) Определить по фотографии

6. Символика

Сначала посмотрим на Герб России Что символизируют две головы орла? ( Смотрят в разные стороны – на восток и на запад , символизируя единение народов.( сила – в единстве)

Теперь сравните с гербом Архангельской области. Чем похожи? ( Георгий Победоносец побеждает чёрта( как нечистую силу)

7.Мой Верхнетоемский район

- Сколько лет Верхнетоемскому району? ( в  апреле 1924 г)

- Какие музеи есть в районе? (Афанасьевский, Пучужский, Верхнетоемский)

- Назовите имена героев Советского Союза, наших земляков (Кулижский, Попов, Вежливцев,  Угрюмов)

- Краевед, Верхнетоемский летописец, автор 3 книг о нашем районе?( А. Тунгусов)

8. Родная АВНЮГА

В каком году  образована? (1953 г.)

Как вы думаете, что за здание будет изображено на следующей фотографии?

 - образовано в1844 году;

- в 1938    году построено деревянное здание этого учреждения;

- в 1980 годы  открыто каменное здание (наша школа)

9.Край литературный

Архангельский Север – край самобытный.

Чем  же он привлекателен? Здесь удивительная природа, сильные, благородные, добрые люди, богатая история, культура. Это край былинный, песенный, сказочный. Край литературный.  Здесь жили и работали многие поэты, писатели. Многие приезжали просто посмотреть на северные красоты.

Давайте посмотрим, как вы их знаете.

1. Наш земляк, великий сын России, оставил свой след во многих отраслях науки и искусства» (Ломоносов)

2.  - Родился в Верколе;

- Учился в Ленинградском Лит. институте;

- Автор повести «Жила – была сёмужка»( Ф.А.Абрамов)

3 -  Командовал полком в 16 лет;

   - его фамилия означает «впереди идущий»;

   - автор повести «Тимур и его команда»  (А.П.Гайдар)

4. «Колдун слова», патриарх северных писателей и художников;

   - автор сказок о Сене Малине   ( С.Писахов)

5.- Воспитывался в Никольском детском доме Вологодской области;

   - учился в Архангельске, мечтал о флоте;

   - автор стихотворений « В горнице моей светло», « Цветы» (Рубцов)

6.  Поэт, автор стихотворений «Шаганэ ты моя, Шаганэ», « Письмо матери», «Песнь о собаке», «Небо ли такое белое».

В каком году он побывал на Севере? (1917г) Стихотворение связано с поездкой Есенина на Север в 1917 году (Вологда — Архангельск — Соловецкие острова — Белое море — Мурманское побережье). Вместе с поэтом были Зинаида Николаевна Райх и Алексей Алексеевич Ганин.

7. Автор стих. «Сын артиллериста», трилогии «Живые и мёртвые» (СимоновК.)

8.Автор романа «Два капитана», который в своём произведении с любовью пишет о северном суровом крае ( В.Каверин)

9. Поэтесса, наша землячка, лауреат Гос. премии за сборник «Маков цвет»  (О.Фокина)

       Журавушка, прости!
      Не смею пожалеть,
    Не смею отпустить,
    Позволить умереть.
   За спину – кузовок,
   Тебя прижму к груди,
    Терпи, коль занемог!
Семь вёрст у нас пути.
А дома журавлю
Постельку изо мха
Под крышей постелю –  
Ложись и отдыхай.
И жаровицы дам!..

Клюй ягоду свою!          
Какую ягоду называют «жаровица»? Чем она знаменита и полезна?(Клюква)

10.

Стих. «Речка Паленьга». Узнать , о какой речке идёт речь… ( Напечатать стихотворение без названия речки) Прослушивание записи песни в исполнении Л.Сенчиной

11. Поэтическая страничка   

А) Попробуйте закончить строчку из стихотворения С. Есенина «Небо ли такое белое» .( У кого она получится ближе к оригиналу)

  Так и хочется под песню свеситься
      Над водою, спихивая день…
      Но спокойно светит вместо месяца
     ----------------------------------------------------                                       Отразившийся на облаке тюлень.  

Б) составьте синквейн на тему СЕВЕР

12. Подведение итогов. (Заканчиваем занятие песней  Ю.Лозы «Заповедные места)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»

Краткая аннотация к методической разработке урока-презентации проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»  Данный урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обуча...

Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...

Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Презентация содержит основные сведения о  жизни и творчестве писателей  Ставропольского края  И. В. Кашпурова,  Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....

Квест "Край мой! Край чудесный!". Задания на станциях.

Мероприятие было посвящено природе, географии, известным людям Красноярского края, его геральдике. Проведение квестов всегда вызывает интерес у обучающихся. такую форму проведения мероприятий очень хо...

урок по литературе "Край,ты мой,родимый край!"

Интегрированный урок по литературе для 5 класса с применением ИКТ(презентация)...

Мастера живописи Саратовского края (урок по Культуре края 8 класс)

В презентации представлены наиболее известные мастера живописи Саратовского края....

Введение в ДООП "Мой край любимый" "Путешествие по заповедным местам Самарского края"по ДООП "Мой край любимый" (ИКТ презентация)

Тема: "Путешествие по заповедным местам Самарского края»Цели: 1) воспитывать любовь к родному краю, окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе. 2) развивать п...