Сочинение "В.Каверин"
материал по литературе (9 класс) на тему

Нигманова Милауше Иргизовна

Это сочинение о жизни и творчестве В.Каверина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_v.kaverin.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

     

Мы все мечтаем об интересной, яркой, необычной жизни, полной приключений и великих дел. Но иногда слышишь жалобы на то, что время сейчас тяжёлое…. Не до подвигов! Но я хочу вам предложить стать настоящим искателями приключений, людьми, которым не сидится на месте, людьми, мечтающими открыть что-то новое, неизведанное.
          Я хочу рассказать вам о необыкновенном писателе. Когда попала его книга  мне на руку,  я с одним вздохом прочитала его . Эта книга называлась «Два капитана».  Я решила поинтересоватья его автором.  Автором оказался Вениамин Александрович Каверин. Но было очень странно , когда поинтересовавшись его предками , я нечего не находила. Тогда я обратилась к учительнице. Миляуша Иргизовна сказала, что у него другая фамилия , что отца зовут Абель Абрамович Зильбер. Вот тогда всё и началось…                                                                                      Абель Абрамович Зильбер родился 16 (28) июня 1861 года в Выборге, в семье шлиссельбургского мещанина, служившего музыкантом в Финляндском линейном батальоне № 4. Абель был старшим сыном. Вслед за ним в семье появились ещё четыре мальчика и три девочки. Он «вырос в Финляндии; там мальчишки постоянно грызут твёрдые, каменные сухари: вот почему у финнов – и у него – такие крепкие, белые зубы» -,   вспоминал  Каверин.  («Освещённые окна», часть 1-я).    Домашние занятия музыкой позволили устроить 18-летнего Абеля воспитанником в музыкантскую команду Лейб-гвардии Преображенского полка.  На действительную службу в том же полку Шлиссельбургское уездное воинское присутствие призвало его 6 ноября 1882 года. Когда Абеля Зильбера уволили в запас, поступил по вольному найму капельмейстером в 85-й Выборгский пехотный полк.  29 августа 1889 года Абель женился на Хане Гиршевне Дессон (в русской среде её обычно называли Анной Григорьевной).   Её отец занимался строительными делами. Анна окончила Новгородскую гимназию и Московскую консерваторию по классу фортепиано.  Их старшая дочь Марьям (Мира) родилась 2 (14) августа 1890 года.  27 мая 1892 года в семье капельмейстера Зильбера родилась вторая дочь – Лея (в обиходе – Елена Александровна).  Капельмейстеру Зильберу приходилось переехать с одного места в другую , с одного города в другую. Семья всегда была в пути. Во время пешего перехода полковой оркестр во главе с капельмейстером Зильбером подбадривал маршами утомившихся солдат. Впрочем, не обошлось и без неприятностей: в дороге у Зильбера потерялись золотые часы с цепочкой, подаренные императором. Чтобы не было неприятных расспросов, пришлось приобрести  подобные и держать на столе в кабинете. 31 марта 1894 года состоялась «малая» закладка военного городка с освящением начавшегося строительства.   Среди построек первой очереди, возведённых в Омском полку, выделялось двухэтажное здание полкового штаба, сохранившееся до наших дней (ул. Мирная, 9).  В Омском полку с нетерпением ждали, когда первые батальоны начнут перебираться из захолустного села Медведь с населением в полторы тысячи жителей, не считая военных, в губернский Псков. За время жизни в этом селе, 15 (27) марта 1894 года в семье капельмейстера Зильбера  родился старший из сыновей – Лев.  По словам Вениамина, Давид «был добр, миролюбив,  очень любил читать и никогда не спорил».                                                                              Благодаря небольшой, трёхлетней разнице в возрасте, детские игры и общие интересы теснее всего связывали Вениамина с третьим братом – Александром. Поэтому его имя чаще других встречается в «Освещённых окнах». Во второй части этой трилогии Каверин дал Александру такую характеристику: «Он был человеком прямодушным, мужественным, способным легко переносить лишения, беспечным. Но как-то уж слишком беспечным, что раздражало даже тех, кто был искренне привязан к нему».

Потребовалось немало времени, хлопот и энергии для нового и смелого шага по пути расширения деятельности семьи Зильберов.  Они вновь открыли ДЕПО МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (угол Сергиевской и Плосской ул.), где продовали  РОЯЛИ, ПИАНИНО, струнные, духовые, деревянные, медные ИНСТРУМЕНТЫ и принадлежности к ним и НОТЫ для рояля и всех оркестровых инструментов. Таким образом, Депо музыкальных инструментов располагалось в одном из этих домов Гладкова, выходившем на Сергиевскую и Плоскую улицы.      На старинных открытках Пскова видно, что, кроме обычных вывесок у дверей и над окнами своего магазина, Зильбер поместил на самом углу выступающий наружу большой рекламный щит с изображением рояля.   Он издали бросался в глаза всем, кто находился на Сергиевской или Плосской улице.

        Торговые дела не помешали другим музыкальным занятиям Зильбера. Псковское вспомогательное общество приказчиков (по современному – работников торговли), созданное в 1898 году, вскоре собрало любительский хор и оркестр под руководством преподавателя музыки кадетского корпуса Иосифа Тульчиева.  Нашлась для Зильбера ещё одна работа: «с 1 марта 1901 года по 1 января 1904 года (он) состоял учителем музыки при Псковском Сергиевском реальном училище». Не отставала от мужа и Анна Григорьевна.  1 сентября 1901 года Зильберы переехали на Великолуцкую улицу в дом Хмелинского и прожили там не менее трёх лет. При этом их музыкальный магазин оставался на прежнем месте, хотя постепенно стали менять его название.  Вот в такой музыкальной, талантливой семье   6 (19) апреля 1902 года  появился последний ребёнок – сын Вениамин. Там и прошло его детство. Как и многие его ровесники, Вениамин Александрович мечтал о далеких путешествиях, необычных приключениях. А самое главное – он хотел принести пользу своей родине.                                                           

 Весной 1911 года он сдал вступительные экзамены и решением педагогического совета от 24 мая был признан кандидатом для поступления в приготовительный класс. Однако 26 августа, сохранив обычный состав этого класса в сорок учеников, приняли на еврейские вакансии двух других мальчиков, имевших более высокие баллы. Только к следующей осени, 14 августа 1912 года, по результатам приёмных испытаний педагогический совет назвал среди зачисленных в приготовительный класс Вениамина Зильбера, Из протоколов заседаний педагогического совета гимназии видно, что учился Вениамин хорошо. Он сам в «Освещённых окнах» пишет об этом довольно скромно: «Нельзя сказать, что я был ленив – учился на тройки, четвёрки. Кроме математики, мне легко давались почти все предметы». Из первого во второй класс его перевели хотя и без наград, но сразу весной (постановление педагогического совета от 8 мая 1914 года), то есть без переэкзаменовок и заданий на лето. Второй и третий классы он закончил без троек, за что получил награду второй степени – похвальный лист.

Надо учитывать, что требования к гимназистам были очень высокие, а программы сложные. К примеру, по протоколу педагогического совета от 11 мая 1916 года из сорока учеников третьего «б» класса только четыре гимназиста получили награду второй степени, в том числе два приятеля – Арнольд Гордин и Вениамин Зильбер. Награду первой степени (похвальный лист и книгу) не вручили никому, поскольку отличников в классе не оказалось. И 14-ти ученикам назначили испытания на август, хотя переводные экзамены в 1916 году были отменены и остальных перевели и наградили по годовым.

Очевидно, события 1917-1918 годов так увлекли Вениамина, что учёба отошла на второй план. В «Освещённых окнах» он вспоминал, как осенью 1917 года ходил на собрание старшеклассников, хотя ученикам пятых классов это не дозволялось, и был наказан инспектором гимназии. Как «с другого собрания мы ушли с пения «Варшавянки». Как тогда «впервые в жизни я выступал на собраниях, защищал гражданские права пятого класса». Как, в частности, «выступал на общем собрании двух пятых классов с энергичной защитой» необходимости изучения в гимназии латинского языка.

Ещё до революции, в четвёртом классе они создали подпольный кружок для углублённого изучения литературы, читали свои рефераты. В гимназии были категорически запрещены любые ученические кружки, даже научные и литературные, собиравшиеся вне её стен и без контроля педагогов. Вениамину особенно запомнилась одна обсуждавшаяся в кружке тема, недопустимая для дореволюционной гимназии: «была ли смерть Рудина на баррикадах 48-го года в Париже единственным выходом для русского революционера».   Впрочем, влияние Вениамина не ограничивались его классом и даже только гимназией. Каверин в «Освещённых окнах» говорил о своём участии в общегородском Демократическом обществе учащихся (ДОУ), хотя и не указал, какую конкретно роль он играл в этом обществе. Определить его место в ДОУ помогли газетные материалы.

За создание своей городской общественной организации учащиеся взялись ещё весной 1917 года. Они решили в ней не только обсуждать политические проблемы, но и оказывать реальную помощь нуждающимся ученикам. На благотворительные цели требовались немалые средства.

Таким образом, Вениамин был одним из руководителей ДОУ. К тому же мы видим, что мать и старшая сестра поддерживали его демократические устремления. 16 октября 1917 года педагогический совет гимназии рассмотрел переданную председателем родительского комитета просьбу учащихся оказать материальную помощь проектируемому ученическому журналу, характера, главным образом, беллетристического и при том беспартийного. Поскольку в качестве руководителей ученики были намерены пригласить некоторых преподавателей, педсовет выделил им 75 рублей (ГАПО, ф.8, д.114, л.324). Вениамин очень увлёкся работой над этим журналом.  И  действительно им  удалось напечатать первый номер, весьма содержательный. Но заведующий гороно, молодой эстонец, которому с гордостью принесли журнал , холодно перелистал его и сказал, что в нём слишком много лирики и мало политического осознания событий.

Прошёл год. Всё это время одна из двух групп ученичества смело работала. Устроенные ею концерты дали возможность организовать кассу взаимопомощи, библиотеку, читальню, бюро труда, всё это, конечно, в сфере ученической жизни. Но организация, построенная на политическом моменте, не могла долго существовать, и вновь стало гаснуть стремление воспитать себя, высоко поставить ученика, как гражданина. Едва теплившаяся работа угасла окончательно во время оккупации. Такова была последняя попытка ученичества понять самого себя.

Говоря о гимназической жизни Вениамина, следует учитывать, что со второго года первой мировой войны гимназисты занимались не в собственном помещении. 12 августа 1915 года в главном здании мужской гимназии разместился штаб Северного фронта, а квартиру директора гимназии занял главнокомандующий армиями фронта.

К счастью, как раз в то время на углу Губернаторской улицы, Златоустовского переулка и Гоголевской улицы закончилось строительство нового здания Мариинской женской гимназии. Его освятили 13 сентября 1915 года, и с 15 сентября по утрам приступили к занятиям гимназистки, а во вторую смену, с двух с половиной часов пополудни – учащиеся мужской гимназии. Таким образом, начиная с третьего класса, почти четыре года Вениамин учился в этом здании, и многие события, связанные с ним, происходили именно там.

Юношеские страницы жизни Вениамина в Пскове оборвались неожиданно. Жить здесь всей семьёй в условиях военного коммунизма стало очень трудно. По настоянию старшего брата Льва решили, что матери и Вениамину лучше перебраться к нему в Москву. Вениамин получил в гимназии справку об окончании пятого класса и в начале 1919 года уехал вместе с братом в Москву, окончил среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Работал в библиотеке московского военного округа, в художественном подотделе Московского совета. Посещал пушкинский семинар В.И.Иванова, встречался с А.Белым, бывал на литературных вечерах с участием В.Я.Брюсова, С.А.ЕсенинаВ.В.Маяковского. В 1920, по совету Ю.Н.Тынянова (мужа сестры Каверина), переехал в Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета,  затем, он окончил Ленинградский институт живых восточных языков по отделению арабистики (1923) и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета (1924). Был близок к младоформалистам. В 1929 году защитил диссертацию «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского».  Жена Каверина — детская писательница Л. Н. Тынянова (1902—1984),  Сын — Николай Вениаминович Каверин (род. 1933, Ленинград), доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, заведующий лабораторией физиологии вирусов Института вирусологии имени Д. И. Ивановского РАМН. Дочь — фармаколог.

Псевдоним «Каверин» взят в честь гусара, приятеля молодого Пушкина (выведенного им под собственной фамилией в «Евгении Онегине»).

    Уж тёмно: в санки он садится.
    «Пади, пади!» — раздался крик;
    Морозной пылью серебрится
    Его бобровый воротник.
    К 
Talon помчался: он уверен,
    Что там уж ждет его 
Каверин.
    Вошел: и пробка в потолок,
    Вина кометы брызнул ток,
    Пред ним roast-beef окровавленный,
    И трюфли, роскошь юных лет,
    Французской кухни лучший цвет,
    И Стразбурга пирог нетленный
    Меж сыром Лимбургским живым
    И ананасом золотым.

 Увлекался сочинением стихов, но после суровых отзывов О.Э.Мандельштама и В.Б.Шкловского оставил версификационные опыты. Обратившись к прозе, в 1920 представил на конкурс, объявленный Домом литераторов, рассказ Одиннадцатая аксиома и был удостоен одной из премий. Рассказ вызвал заинтересованное внимание М.Горького, который и в дальнейшем продолжал следить за творчеством Каверина,  давая отзывы на многие его произведения.

 Во время войны В.А. Каверин был специальным фронтовым корреспондентом "Известий", в 1941 году на ленинградском фронте, в 1942-1943 годах - на Северном флоте. Его впечатления о войне отражены в рассказах военного времени, в послевоенных произведениях ("Семь пар нечистых", "Наука расставания") и, конечно, во втором томе "Двух капитанов". Роман "Два капитана" был издан в первый раз еще до войны. Самое известное произведение Каверина – роман Два капитана (1936–1944) – отмечен динамичностью сюжета, максималистски-четким противопоставлением характеров, неподдельным романтическим пафосом, ничего общего не имеющим с советской идеологической риторикой. Ставшая знаменитой формула «Бороться и искать, найти и не сдаваться» восходит к стиху А.Теннисона, ставшему девизом английского исследователя Антарктиды Р.Скотта. 
Эта книга сильно отличалась от того романа, который получил сталинскую премию в 1946 году и который до сих пор переиздается. Не было второго тома, да и не могло быть - ведь действие второго тома как раз и происходит во время войны. В конце романа, как и в окончательной редакции, Саня Григорьев находил следы экспедиции капитана Татаринова, но не при боевом вылете, а при вынужденной посадке в обычном рейсе полярного летчика. Решение написать второй том не было вызвано войной. Работа над вторым томом началась еще до начала войны, летом 1941 года. Но, конечно, если бы не война, его содержание было бы иным. В 
1958 был едва ли не единственным крупным писателем старшего поколения, кто отказался участвовать в травле Бориса Пастернака в связи с публикацией на Западе его романа «Доктор Живаго» и присуждением ему Нобелевской премии

На съезде писателей в 1954 Каверин выступил со смелой речью, призывая к свободе творчества, к справедливой оценке наследия Ю.Н.Тынянова и М.А.Булгакова. В 1956 – один из организаторов альманаха «Литературная Москва». В 1960-е годы поместил в возглавляемом А.Т.Твардовским «Новом мире» повести Семь пар нечистых и Косой дождь (обе 1962), статьи, в которых стремился воскресить память о «Серапионовых братьях», реабилитировать М.М.Зощенко. В 1970-е годы Каверин выступал в защиту А.И.Солженицына и других опальных литераторов.

Каверин один из значительных русских писателей. Романы Каверина отличаются насыщенностью действия, подчас — детективной увлекательностью и искусным построением. В поздние годы Каверин жил, в основном, в писательском поселке Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников. Он добивался литературной реабилитации Тынянова и Булгакова, подписал обращение в защиту Синявского и Даниэля, поддерживал Солженицына. Членом правления Союза писателей Каверин стал только в 1986 году, всего за три года до смерти.

Он не прекращал писать до последних дней, даже когда уже не было полной уверенности в том, что все замыслы удастся осуществить. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге Ю.Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом Вл.Новиковым.
Каверин умер 
2 мая 1989 года
Похоронен Вениамин Каверин на Ваганьковском кладбище. В июне 1995 г. состоялось открытие памятника «Два капитана», который расположен у здания Псковской областной детской библиотеки. В апреле 1997 г. у здания главпочтамта в Пскове на месте дома, где родился Каверин, открыта мемориальная доска.

Произведения Каверина начали экранизировать уже в 1926 году. На одном только Ленфильме были сняты кинофильм «Чужой пиджак», кинофильм в двух сериях «Два капитана» и телефильм в девяти сериях «Открытая книга». Наиболее удачной он считал телевизионную версию повести "Школьный спектакль". По знаменитым "Двум капитанам" было снято три фильма. А 19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера мюзикла "Норд-Ост", созданного по мотивам этого романа. 11 апреля 2002 года на Северном Полюсе авторами мюзикла Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко был водружен флаг "Норд-Оста" с бессмертным девизом полярников «Бороться и  искать, найти и не сдаваться»


В честь В. А. Каверина назван астероид  Вениакаверин

Памятник литературным героям романа «Два Капитана» — Татаринову и Григорьеву расположен в городе Пскове в сквере перед Псковской областной детской библиотекой имени В. А. Каверина.

  1. Площадь «Двух капитанов» (г. Полярный Мурманской области) названа в честь одноименного романа В.А. Каверина. В 1943-44 гг на Северном флоте, в Полярном В.А. Каверин служил, будучи военкором «Известий».

     Я вам всем советую прочитать книги Вениамина Каверина. Конечно, понадобилось  бы очень много времени, чтоб подробно рассказать о нём. Я постаралась заинтересовать вас. Если вы прочитаете хоть одну книгу Каверина значить,я добилась своей цели.

 




Министерство  образования и науки Республики Татарстан отдел образования Исполнительного комитета Дрожжановского муниципального района

МБОУ «Староишлинская средняя школа»

Реферат

 Жизненный и творческий путь В.А. Каверина

                                                 Выполнила ученица 9 класса

                                       Шарафутдинова Лилия

                                                 

                                            Руководила учительница

                                            русского языка и литературы

                                                  Нигманова Миляуша Иргизовна