Задания по поэзии Серебряного века 11 класс
учебно-методический материал (литература, 11 класс) на тему

Бокова Наталья Владимировна

Задания в формате ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhiraf.docx14.64 КБ

Предварительный просмотр:

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…

Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Лирический герой пытается утешить героиню, развеять её печаль и тоску рассказом о красотах и чудесах далёкой Африки. Его описание подробно, многоцветно, зримо, чему помогают красочные ___________ (изысканный…, грациозная…, волшебный…, стройные…, немыслимые…). Плавный бег жирафа мы представляем благодаря _____________(и бег его плавен, как радостный птичий полёт). Сам рассказ об «изысканном жирафе» волшебен,  напоминает  сказку, поэтому, наверно, автор использует __________ («далёко, далёко…», «про чёрную деву, про страсть…», «про стройные пальмы, про запах немыслимых трав»). Преображению и без того прекрасной реальности способствует использование _______________ («много чудесного видит земля»). Но почему-то «весёлые сказки таинственных стран» лишь усугубляют ощущение одиночества и отчуждённости, лирический  герой несколько недоумевает, поэтому в последней строфе мы встречаем  ___________ и дважды - __________.

 Список терминов:

Олицетворение, вопросительное предложение, лексические повторы, эпитеты,

многоточие, сравнение.

СЛОВО         Слово

 В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,

Как домашний, подъяремный скот,

Потому что все оттенки смысла

Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку

Покоривший и добро и зло,

Не решаясь обратиться к звуку,

Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что Слово это - Бог.

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества.

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.

Автор говорит о могуществе Слова, наделяет его священной силой. Эта мысль подчеркивается использованием ___________ («солнце останавливали словом, словом разрушали города») и _____________ («звёзды жались в ужасе к луне»).   Слово имеет для лирического героя вечное, непреходящее значение, о чём говорят _________________ («словом, словом», «слово», «Слово», «слова»). ___________  («точно розовое пламя») заставляет нас вспомнить  строки А.С. Пушкина  «глаголом жги сердца людей» и задуматься о пушкинских традициях в лирике Гумилёва.  Стихотворение пронизано идеей возрождения мира. С высоты этой истины печально и критично оцениваются автором реалии «низкой жизни», в этом ему помогают _____________ (умное…,скудные…, мёртвые…).

 Список терминов:

эпитеты; метафоры;  сравнение;  лексические повторы;  олицетворение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетная работа по теме "Поэзия Серебряного века". Литература. 11 класс.

Данная публикация поможет учителю в рациональной организации проверки усвоения материала по теме "Поэзия Серебряного века". Одиннадцатиклассники могут использовать зачетные вопросы для самоконтроля, з...

Урок литературы в 11 классе по теме "Поэзия серебряного века" с использованием ИКТ.

Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каки...

Урок литературы в 11 классе по теме "Н.Гумилёв. Футуризм. Поэзия серебряного века"

Урок рассчитан на 2 часа, содержит теоретический материал по футуризму, поэзии Серебряного века, сведения из биографии Н. Гумилёва. Знакомит  с лирическим героем поэзии Гумилёва, с экзотическим в...

Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)

Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг...