Викторина по творчеству М.Ю.Лермонтова
материал по литературе (9 класс) по теме

Данный урок является обобщающим по изучению творчества М.Ю.Лермонтова. Задания викторины позволят вспомнить самые яркие произведения Лермонтова, развить навыки групповой и индивидуальной работы учащихся по определению средств выразительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина по творчеству М.Ю.Лермонтова

Цели урока:

 Пробудить интерес к личности поэта.

Развитие навыков групповой и индивидуальной практической работы, положительная мотивация творческой деятельности и публичного выступления

Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, живопись, достижение сознательного усвоения материала учащимися; формирование самостоятельности, ответственности, способности к сотрудничеству

1-е задание.                         Прочитайте наизусть стихотворение

А) «Парус»                         коллективно: каждая пара по очереди читает по строчке стихотворения.

Б) «Утёс»

В) «кинжал»

Г) «Узник»

2-е задание.

Нужно определить произведение и  какие художественные средства использовались здесь поэтом:

а)Под ним струя светлей лазури,

 Над ним луч солнца золотой..

А он. мятежный, просит бури,

 Как будто в бурях есть покой.                «Парус». (Эпитеты, антитеза, олицетворение.)

б)Так тощий плод до времени созрелый,

Ни  вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветков, пришлец осиротелый,

 И час их красоты - его паденья час.                                        Дума». (Сравнение, эпитеты.)

В)Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там  земная;

И звёзды слушают меня,

Лучами радости играя                                «Пророк»(олицетворение)

Г) Сажи мне, ветка Палестины,

Где ты росла, где ты цвела?

Каких холмов, какой долины

Ты украшением была?                                                «Ветка Палестины» (повторы)

3-е задание

        А) В каких стихотворениях Лермонтова звучит тема одиночества?(«Листок», «Утёс», , «Выхожу один я на дорогу…»,»И скучно и грустно, и грустно», «На севере диком…», «Узник», «Как часто пёстрою толпою  окружён..», «Пророк»

         Б) Какое стихотворение М.Ю. Лермонтова Л.Н. Толстой назвал «зерном» романа-эпопеи «Война и мир».(«Бородино»)

 В) Какое стихотворение имеет немецкое происхождение? ( «На севере диком…», перевод Гейне)

             Г) Кто из знаменитых художников написал картину на его тему и озаглавил строкой этого стихотворения?( И. Шишкин. «На севере диком..»)

4-е задание выберите верный ответ

А) «На нем треугольная шляпа

 И серый походный сюртук...»

Это портрет:         ) Байрона;         ) Кутузова;         ) Наполеона.

Б). Под каким деревом мечтает заснуть лирический герой стихотворения «Выхожу один я на дорогу...»: а) под сосной; б) под кленом; в) под дубом.

В). В строчках «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы!» использована: а) аллегория; б) антитеза; в) метафора.

Г) Герой стихотворения «Бородино» по военной специальности: а) кавалерист; б) пехотинец; в) артиллерист.

5-е задание

Определите, какие приемы устного народного творчества использованы в данных фрагментах «Песни про купца Калашникова...»:

а)Не сияет на небе солнце красное,

 Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич. (Постоянные эпитеты, параллелизмы, отрицательные сравнения, повторы.)

б)Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору...(Постоянные эпитеты, сравнение, повторы.)

в)Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается;(повторы, эпитеты, сравнение)

г) Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

 Как красавица, глядя в зеркальце, В небо чистое смотрит, улыбается.

(Инверсии, постоянные эпитеты, олицетворение, сравнение.)

6- задание

Из рассыпанных строчек поэмы составьте цельный ее фрагмент


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторины по творчеству М.Ю.Лермонтова

Викторины разработаны для учащихся 7-9 классов для проведения предметной недели по литературе....

Внеклассное мероприятие по литературе "Викторина на лучшего знатока жизни и творчества М.Ю. Лермонтова"

Внеклассное мероприятие по литературе "Викторина на лучшего знатока жизни и творчества М.Ю. Лермонтова"...

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова к 200 - летию со дня рождения...

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова...

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова...

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова...

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова (7-11 классы)

Викторина в формате презентации может быть использована как на уроках по творчеству Лермонтова, так и для проведения школьного тура олимпиады по литературе...