ФГОС Тема: «Формирование навыка чтения и создание мотивации перечитывания с разными интонациями. Б. Заходер «Серая Звёздочка».
план-конспект урока (литература) по теме

Конспект урока с презентацией был представлен на заключительной лекции на курсах повышения квалификации ФГОС в г. Славянске-на-Кубани

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

1 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Формирование навыка чтения и создание мотивации перечитывания с разными интонациями. Б. Заходер «Серая Звёздочка».

Тип урока: ОНЗ

Планируемые результаты

Предметные:

  1. познакомить учащихся с творчеством писателя;
  2. развить навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы;
  3. находить ответы на поставленные вопросы словами текста;
  4. давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать своё мнение.

Личностные:

  1. воспитать разумное отношение к окружающей действительности, умение замечать интересные события в повседневной жизни;
  2. умение слышать и слушать друг друга;
  3. развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоидентификация, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия);
  4. формирование границ собственного «знания» и «незнания»;
  5. ориентация на выполнения моральных норм;
  6. оценка своих поступков.

Метапредметные.

Познавательные УУД:

1) Общеучебные:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. поиск и выделение необходимой информации;
  3. структуирование знаний;
  4. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста ;

  1. формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) Логические универсальные действия:

  1. умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
  2. формируем умение представлять информацию в виде схемы;
  3. анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков, синтез положительных и отрицательных отношений и составление целого из частей — авторского мнения, установление причинно-следственных связей;
  4. построение логической цепи рассуждений;
  5. доказательства;
  6. выдвижение гипотез и их обоснование при поиске фантазийного и реального в сказке.

Коммуникативные УУД:

  1. формирование умений работать в группах;
  2. умение высказывать своё мнение и  прислушиваться к мнению других, дополнять  мнение товарищей, сотрудничать со  сверстниками;
  3. уметь задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

  1. формировать умение определять цель деятельности на уроке;
  2. принимать и сохранять учебную задачу;
  3. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  4. адекватно воспринимать оценку учителя;
  5. формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование:  учебник «Литературное чтение» Н.А. Чуракова, Хрестоматия по литературному чтению Н.А. Чуракова, мультимедийная презентация.

Основные понятия, используемые на уроке: переводчик, поэт, писатель, внешняя и внутренняя красота.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1. Мотивация и стимулирование к учебной деятельности.  

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Задание №1.

На слайдах появляются изображения Бориса Заходера. Ученикам предлагается предположить, кто перед ними, ответив на следующие вопросы:

  1. Как могут звать этого человека?
  2. Какими чертами характера он может обладать?
  3. Кем он может работать? (его профессия)
  4. Чем он может увлекаться?

После выдвижения гипотез учащимися, учитель сообщает, что перед нами изображение Бориса Заходера?

Задание №2.

Используя учебник «Литературное чтение» учащиеся вспоминают, с какими произведениями Бориса Заходера они уже знакомы. («Где поставить запятую», «Рапуны», «Приятная встреча»).

Задание №3.

Обучающимся предлагается просмотреть фрагменты из мультфильмов «Бременские музыканты», «Винни Пух и Все Все Все», «Малыш и Карсон, который живёт на крыше».

Вопрос:

  1. Фрагменты из каких мультфильмов вы просмотрели и кто их автор?

Учитель сообщает, правильный ответ: «Винни Пух и Все Все Все» - Алан Александр Милн (Лондон), «Малыш и Карсон, который живёт на крыше» - Астрид Лингрен (Швеция), «Бременские музыканты» - Якоб и Вильгельм Гримм (Германия).

-Борис Заходер (Россия)— переводчик.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА

Познавательные УУД:

  1. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  2. формирование умения извлекать информацию из иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

  1. умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками.

Личностные УУД:

  1. умение замечать интересные события в повседневной жизни.
  2. Формирование границ собственного «знания» и «незнания».

3. Совместное открытие знаний

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одной сказкой Бориса Заходера «Серая Звёздочка».

 Ученик-помощник выносит конверт с заданием и читает его.

Загадки:

1.Ловит мух и в воду плюх

  1. Где же вы её найдёте

Ну конечно же в болоте

В луже прыгает квакушка

Длинноногая  (лягушка)

Задание: Назовите слова-ассоциации, которые у ас возникают при виде лягушки.

Предположения учеников: мерзкая, страшная, некрасивая, бородавчатая, толстая, неуклюжая, неприятная, серая и др.


РАБОТА ПО ХРЕСТОМАТИИ.


Групповая работа.

Ученики делятся на группы по 3-4 человека. Каждой группе предлагается фрагмент текста сказки, прочитав который ученики должны подчеркнуть слова, характеризующие Серую Звёздочку


Стр. 27 (хрестоматия)

 ... Так вот, жила -была  жаба — неуклюжая,  некрасивая,.....  вдобавок от неё пахло  чесноком, а вместо  колючек у неё были  — можешь себе  представить! -  бородавки. Брр!


Стр.27 (хрестоматия)

К счастью, она не знала ни о том, что она такая  некрасивая, ни о том, что она — жаба. Во- первых, потому, что была она совсем маленькая  и вообще мало, что знала, а во-вторых, потому,  что её никто так не называл. Она жила  в саду, где  росли Деревья, Кусты и Цветы, а ты должен  знать, что Деревья, Кусты и Цветы  разговаривают только с теми, кого они очень- очень любят. А ведь не станешь ты называть того,  кого ты очень-очень любишь, жабой?


Стр. 28 (хрестоматия)

Вопрос: Какие имена  предлагали цветы для  Жабы? Почему  именно такие?


Стр. 37 (хрестоматия)

Цветы говорили ей самые ласковые  слова, и благодарили,  и хвалили её на все  лады, а Серая  Звёздочка скромно  молчала — ведь она  была очень-очень  скромная, - и только  глаза её так и сияли.

-На примере разграничения двух понятий друг-враг сформировать навыки интонационного чтения.


Хрестоматия стр. 37-38

     Так вот, как я уже  сказал, Цветы знали,  Что Серая Звёздочка  — добрая,хорошая и  полезная. Знали это и  Птицы. Знали,  конечно, и Люди,  понятно — Умные  Люди.


Хрестоматия стр. 38

И только враги Цветов бы с  этим не согласны. «Мерзкая,  вредная злючка!» - шипели  они, конечно, когда Звёздочки  не было поблизости.  «Уродина! Гадость» -  скрипели прожорливые  Жуки. «Надо расправиться с  ней!» - вторили им гусеницы.  - От неё просто нет житья.


Фронтальная работа.

  1. Почему Серая Звёздочка не трогала бабочек?
  2. А что бы ты объяснил(а) этому Очень Глупому Мальчишке?
  3. Как Трава и Цветы отблагодарили Серую Звёздочку за её дружбу?
  4. Отчего Звёздочка громко плакала: от испуга? от боли? от обиды?
  5. Нравятся ли тебе отношения Ежонка и его папы Ёжика?
  6. Как изменилась жизнь Серой Звёздочки после нападения на неё Очень глупого Мальчишки?
  7. Правы ли Цветы и Учёный скворец, когда утверждали, что главное  в жизни не внешность, а поступки?

Познавательные УУД:

  1. поиск и выделение необходимой информации;
  2. смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста;
  1. умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
  2. анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков, синтез положительных и отрицательных отношений и составление целого из частей — авторского мнения, установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД:

  1. формирование умений работать в группах;
  2. умение высказывать своё мнение и  прислушиваться к мнению других, дополнять  мнение товарищей, сотрудничать со  сверстниками;

Регулятивные УУД:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;
  2. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Личностные УУД:

  1. умение слышать и слушать друг друга;
  2. оценка своих поступков.

4. Применение нового знания

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Прилетела бабочка,

Села на указку,

Глазками её поймай

И за ней понаблюдай.

Разгадывание кроссворда: (фронтальная работа). И выявление ключевой характеристики, присущей Серой Звёздочке (Приложение №1)

Подведение итогов по беседе: каковы черты внутренней красоты Серой Звёздочки.

Ответы учеников: Лучистые глаза, её любили, приносит пользу и радость, добрая, наивная, хорошая, скромная, красивая.

  1. Назовите сказку, в которой главная героиня совершает добрые дела ночью. («Царевна-Лягушка»).

Вывод. Надо различать понятия внутренней и внешней красоты. Внешность обманчива. Так же и в мире людей: нужно судить не по внешности, а по поступкам.



Личностные УУД:

  1. умение слышать и слушать друг друга;
  2. ориентация на выполнения моральных норм.

Познавательные УУД:

  1. структуирование знаний;
  2. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

  1. формирование умений работать в группах;
  2. умение высказывать своё мнение и  прислушиваться к мнению других, дополнять  мнение товарищей, сотрудничать со  сверстниками.

Регулятивные УУД:

  1. адекватно воспринимать оценку учителя;

5. Рефлексия.

– Подведем итог нашей беседы.


Кто же из вас догадался, какова главная мысль сказки Б. Заходера “Серая Звездочка”?

– Поставим “точку” в конце урока.

На столе перед вами жетоны: красный, желтый, зеленый. Выберите для себя один жетон при условии:

Красный – если вам на уроке было интересно;

Желтый – если вы в чем–то затруднялись на уроке;

Зеленый – если вам было трудно на уроке и неинтересно.

(Каждый ребенок подходит к доске и прикрепляет свой жетон. По окончании работы образуется фигура – большая точка, которая может быть разноцветной, в зависимости от выбора цвета жетона).

Регулятивные УУД:

  1. формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Приложение №1

Кроссворд

  1. Половинка имени Серой Звёздочки, которым её называли Колокольчики (Ведь других слов они просто не умели говорить) (Динь)
  2. Цветок, который помог Звёздочке избавиться от преследователей. Очень Глупого Мальчишки. (Роза)
  3. Очень красивый враг цветов, которого не ела Серая Звёздочка. (Бабочка)
  4. Какое время суток наступило, когда папа-ёж закончил рассказывать сказку (Утро)
  5. «У Серой Звёздочки глаза лучистые, потому что у неё чистая...» (совесть)
  6. Как называл Учёный скворец Сороку за болтливость? (Пустомеля)
  7. Место, где разворачивались события сказки. (сад)

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Темрюкский район Калашникова Валентина Борисовна МБОУ СОШ №18 Крыжановская Светлана Николаевна МБОУ СОШ №28 Зимина Светлана Анатольевна МБОУ СОШ №5 Абдукадырова Нигина Джумабаевна МБОУ СОШ №4 Руководитель группы: Мамбетова Эльвира Аблякимовна МБОУ СОШ №28

Слайд 2

Урок литературного чтения в 1 классе УМК- Перспективная начальная школа 2 полугодие: длительность урока 45 минут.

Слайд 3

«Формирование навыка чтения и создание мотивации перечитывания с разными интонациями. Б. Заходер «Серая Звёздочка». Тема урока:

Слайд 4

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний) Оборудование: 1.Хрестоматия “Литературное чтение” Н.А. Чуракова; 2. Мультимедийная презентация; 3 . DVD и MP3 проигрыватели.

Слайд 5

Формирование универсальных учебных действий

Слайд 6

Планируемые результаты Предметные : 1. познакомить учащихся с творчеством писателя; 2. развить навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы; 3. находить ответы на поставленные вопросы словами текста; 4. давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать своё мнение.

Слайд 7

Планируемые результаты Личностные: 1. воспитать разумное отношение к окружающей действительности, умение замечать интересные события в повседневной жизни; 2. умение слышать и слушать друг друга; 3. развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоидентификация, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия); 4. формирование границ собственного «знания» и «незнания»; 5. ориентация на выполнение моральных норм; 6. оценка своих поступков; 7. осмыслить понятия внешней и внутренней красоты.

Слайд 8

Метапредметные Познавательные УУД: ОБЩЕУЧЕБНЫЕ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структуирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста .

Слайд 9

Познавательные УУД: Логические универсальные действия: умение осуществлять синтез как составление целого из частей; формируем умение представлять информацию в виде схемы ; анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков, синтез положительных и отрицательных отношений и составление целого из частей — авторского мнения, установление причинно-следственных связей;. построение логической цепи рассуждений; доказательства; выдвижение гипотез и их обоснование при поиске фантазийного и реального в сказке

Слайд 10

Коммуникативные УУД: формирование умений работать в группах; умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками; уметь задавать вопросы.

Слайд 11

Регулятивные УУД: формируем умение определять цель деятельности на уроке ; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию .

Слайд 12

Организация пространства. Межпредметные связи. Литературное чтение. Музыка. Окружающий мир. Формы работы. Фронтальная. Групповая. В парах.

Слайд 13

Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научиться наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательсть. Этап №1

Слайд 14

Этап №2 Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Слайд 15

Задание №1

Слайд 18

1.Просмотр фрагментов мультфильмов. 2. Прослушивание музыкальной композиции. Задание №2

Слайд 19

Физминутка

Слайд 21

1. Ловит мух и в воду плюх! 2. Где же вы её найдёте? Ну конечно же в болоте. В луже прыгает квакушка Длинноногая ...

Слайд 22

Совместное открытие знаний. Этап №3

Слайд 23

Лягушка, жаба Ассоциации: Мерзкая, Страшная, Некрасивая, Бородавчатая, Толстая, Неуклюжая, Неприятная, Серая и др.

Слайд 24

Лягушка, жаба Ассоциации: Мерзкая, Страшная, Некрасивая, Бородавчатая, Толстая, Неуклюжая, Пахло чесноком, Неприятная, Серая и др.

Слайд 25

Стр. 27 (хрестоматия) ... Так вот, жила -была жаба — неуклюжая, некрасивая,..... вдобавок от неё пахло чесноком, а вместо колючек у неё были — можешь себе представить! - бородавки. Брр!

Слайд 26

Стр.27 (хрестоматия) К счастью, она не знала ни о том, что она такая некрасивая, ни о том, что она — жаба. Во-первых, потому, что была она совсем маленькая и вообще мало, что знала, а во-вторых, потому, что её никто так не называл. Она жила в саду, где росли Деревья, Кусты и Цветы, а ты должен знать, что Деревья, Кусты и Цветы разговаривают только с теми, кого они очень-очень любят. А ведь не станешь ты называть того, кого ты очень-очень любишь, жабой?

Слайд 27

Стр. 28 (хрестоматия) Какие имена предлагали цветы для Жабы? Почему именно такие?

Слайд 28

Стр. 35-36 (Хрестоматия) «Нечего сказать, «звёздочка», - прошипел толстый, старый Слизняк. Он вполз на розовый куст и подбирался к нежным молодым листочкам.- Хороша «звёздочка»! Ведь это самая обыкновенная серая...» Он хотел сказать «жаба», но не успел, потому что в этот самый миг Серая Звёздочка взглянула на него своими лучистыми глазами — и Слизняк исчез.

Слайд 29

Стр. 37 (хрестоматия) Цветы говорили ей самые ласковые слова, и благодарили, и хвалили её на все лады, а Серая Звёздочка скромно молчала — ведь она была очень-очень скромная, - и только глаза её так и сияли.

Слайд 30

друзья враги Так вот, как я уже сказал, Цветы знали, Что Серая Звёздочка — добрая,хорошая и полезная. Знали это и Птицы. Знали, конечно, и Люди, понятно — Умные Люди. И только враги Цветов бы с этим не согласны. «Мерзкая, вредная злючка!» - шипели они, конечно, когда Звёздочки не было поблизости. «Уродина! Гадость» - скрипели прожорливые Жуки. «Надо расправиться с ней!» - вторили им гусеницы. - От неё просто нет житья.

Слайд 31

Почему Серая Звёздочка не трогала бабочек?

Слайд 32

Стр. 48 — 51 пересказ (хрестоматия) А чтобы ты объяснил(а) этому Очень Глупому Мальчишке? Как Трава и Цветы отблагодарили Серую Звёздочку за её дружбу? От чего Звёздочка горько плакала: от испуга? от боли? от обиды?

Слайд 33

Нравятся ли тебе отношения Ежонка и его папы Ёжика? Как изменилась жизнь Серой Звёздочки после нападения на неё Очень Глупого Мальчишки? Правы ли были цветы и Учёный Скворец, когда утверждали, что главное в жизни — не красивая жизнь, а поступки?

Слайд 34

Лучистые глаза, Её любили, Приносит пользу, Серая звёздочка, Приносит радость, «скромно молчала» (скромная), Добрая, Наивная (крапивница) Хорошая. Внутренняя красота

Слайд 35

Этап №4 Применение новых знаний.

Слайд 36

Физминутка Для глаз

Слайд 37

Д и н ь Р о з а Б а б о ч к а У т р о С о в е с т ь П у с т о м е л я С а д

Слайд 38

Рефлексия. Этап №5

Слайд 39

Поставим точку в конце урока

Слайд 40

Спасибо за внимание!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII вида»

Реферат является методическим материалом для учителей коррекционной школы 8 вида по формированию навыков чтения у учащихся....

Чтение (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения. Изучение буквы И".

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Чтение (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения. Буква Ж. Многозначные слова"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Т."

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

урок во 2 классе по теме" Формирование навыков чтения, говорения и аудирования".

Цель: Формирование навыков чтения, говорения и аудирования....