Тихая моя родина
учебно-методический материал по литературе (7 класс) по теме

Шалаева Марина Авенировна

 

Урок внеклассного чтения

"Тихая моя родина"

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую тесную связь. 
Н. Рубцов

Цели урока:

1. Ввести учащихся в мир поэзии, достичь глубины понимания текста и авторской позиции;

2. Продолжить освоение навыков выразительного чтения и анализа поэтического текста;

3. Воспитывать любовь к природе, к родине.

Оформление: портреты, картины русской природы, иллюстрации учащихся к стихотворениям поэта, презентация.

 

Ход урока.

 

 - Ребята, обратите внимание на доску, прочитайте то, что на ней написано – «Тихая моя родина»

Словарная работа

1.  О чем пойдет речь на уроке? (о родине)

- Слово родина может быть употреблено в двух значениях. Каких?

(в большом значении – Россия, в малом – место, где человек родился)

- О каком значении пойдет речь? (слово в малом значении, место, где родился поэт – моя родина)

2. Словарная работа.

- Придумайте ряд однокоренных слов к слову родина.

Родина – родился, родители, родной, родственники, родня, род

-  Запишите ряд ключевых слов – понятий, который образуют вашу родину, понятий, главных для вас, дорогих сердцу конкретных предметов, обозначающих людей, место, где вы любите бывать, деталей пейзажа.

Ученики:

Мама – дом – семья – деревня бабушки – река

Родители – друзья – школа – парк отдыха – цветы

Мама – беседка в саду – березы – река - друзья в школе и т. д.

 

Вывод: общими для многих учащихся будут слова: мама, река, школа

ВЫВОД: среди русских слов больше добрых, теплых. Наверное, самое дорогое для себя место люди называли словами, состоящими из добрых звуков.

3. Работа над стихотворением “Тихая моя родина”

А вот как представляет свою родину Николай Рубцов.

(Ученик  начинает читать наизусть стихотворение “Тихая моя родина”).

1). Какой эпитет употребляет автор в обращении к своей родине?

- Тихая.

 Слово встречается в тексте 5 раз (тихая, тихо, тихо, тихо, тихая). Почему оно необходимо поэту?

- В деревне тихо. Людей мало. Кругом тишина.

- В минуты, когда тихо, когда кругом тишина, автор задумывается о своей родине, о себе.

-  Стихотворение имеет посвящение: В. Белову.

Василий Белов – известный русский писатель. В одном из своих рассказов именно он употребил эти слова «тихая моя родина». Николая Рубцов специально обратился к нему с просьбой разрешить использовать их в стихотворении.

- О чём это стихотворение? Какие чувства испытывает лирический герой?      (Чувства самые разные: тихая грусть, печаль, чувство жалости, ностальгия, трогательные воспоминания о прошлом, радость встречи с родными местами, чувство неразрывной связи с родиной).

 

1.     Обсудите  и ответьте на вопрос: какая же родина у Рубцова?

2.     Выясните, что можно из этого стихотворения узнать о жизни Н. Рубцова.

 

4.     КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА О НИКОЛАЕ РУБЦОВЕ (выступление учащегося)

Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в поселке Елецк Архангельской области. Вскоре его родители (отец был военным, политработником) переехали в Тотемский район, Вологодской области. Мать умерла рано, но совсем осиротила мальчишку война. В анкете литинститута, где учился Рубцов, о родителях он написал: “Сведений почти не имею”. С 1942 года начинается детдомовская жизнь Коли Рубцова (сначала Красновидовский, потом Никольский детдом).

Никольское, где он окончил семилетку и откуда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он своей родиной.

Затем – в Архангельске – он кочегар на рыболовецком судне, после - рабочий в Ленинграде, после чего четыре года служит на флоте. Здесь начинает писать и печататься во всех флотских изданиях.

Вернувшись в Ленинград, работает на Кировском заводе, оканчивает вечернюю школу, входит в литобъединение при многотиражке “Кировец”. В 1962 году проходит творческий конкурс в Литинститут им. Горького, а в 1965 году издает первую книжку “Лирика”.

 

5.

- Тему Родины, родной природы мы продолжим знакомством с лирикой следующих поэтов: Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Сергей Есенин, Николай Заболоцкий. И к уроку вы подготовили чтение наизусть понравившихся вам стихотворений.

- О чём они?

 

Чтение наизусть стихов.

 

Они ощущали  себя наследниками  великой национальной поэтической традиции. Вспомните, кто до них воспевал в своих произведениях родину, природу?(Чтение стихов Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева)

 

6. Литература и живопись.

- Ребята, только ли у поэтов мы встречаем описание природы, родного края?

- Каких художников-пейзажистов вы знаете? Почему их так называют?

( Художники, авторы картин, изображающих природу).

Шишкин, Саврасов, Левитан.

- Расскажите о некоторых из них (выступления учащихся)

- А сейчас я хочу показать вам презентацию  с репродукциями их картин. А сопровождать наш просмотр будет песня на слова Н. Рубцова «В горнице», в этом стихотворении мы видим органическую связь человека с миром природы. Оно очень музыкально, как и многие стихотворения Рубцова, ведь более 130 песен написано композиторами на слова только этого поэта.

 

- Что же такое ГОРНИЦА?

- Послушаем, как объясняет это слово словарь Ожегова.

(Чистая половина крестьянской избы)

 

 

8. Обобщение

В стихотворениях русских поэтов мы видим неизмеримо звездное небо, спокойствие, доброту, искренность. Все это разве не может перебороть злобу, мстительность, недоброту в человеческом сердце?

В наше страшное бездуховностью, ожесточением и цинизмом время светлая, родниковая поэзия  пробуждает нас, очищает, возвращает нам данное от природы чувство прекрасного.

 

Чтение учащимся заранее подготовленного сочинения о родном посёлке.

Вывод:

Малая родина есть у каждого человека. Это как корни у дерева. Уедет человек, покинет малую родину, но всю жизнь будет поддерживать его связь с детством, с родителями, школой. И каждое возвращение будет радостью и счастьем.

Невозможно прожить без таких слов: родина, родился, родители, родня, родной.

- Ребята, а что для нас является малой родиной?

Просмотр презентации о родном посёлке и крае с музыкальным сопровождением.

Д/З нарисовать иллюстрацию с изображением нашей малой родины.

СПАСИБО ЗА УРОК!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мой родной уголок1.16 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по творчеству Н.Рубцова "Тихая моя Родина"

Презентация подготовлена к уроку по чтению в коррекционной школе в 9 классе....

"Тихая моя родина..."

Урок-проект по литературному краеведению...

Урок-экскурсия "Тихая моя родина"

Урок по материалам экскурсии на родину С.Есенина. Рассматривается тема роли детства в формировании личности человека....

ТИХАЯ МОЯ РОДИНА (литературная композиция)

Литературная композиция построена на применении регионального компонента. Это мероприятие, воспитывающее в учениках любовь к своей малой Родине, чувство патриотизма, гражданственности....

урок литературы "Тихая моя Родина"

Тема Родины в лирике Н.Рубцова. Урок литературы в 7 классе....

Тихая моя родина

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе....