Величие человеческой души
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Нешта Роза Газизовна

Цель:

1. познакомить учащихся с человеком, жизнь которого является образцом для подражания, образцом самовоспитания (Антон Павлович Чехов);

2. выработка умений размышлять о жизни, о сущности человеческого бытия, делать выводы, умозаключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anton_pavlovich_chehov.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Антон Павлович Чехов

(1860-1904 гг.)

Тема урока: «Величие человеческой души»

Цель урока:

  1. познакомить учащихся с человеком, жизнь которого является образцом для подражания, образцом самовоспитания;
  2. выработка умений размышлять о жизни, о сущности человеческого бытия, делать выводы, умозаключения.

Оборудование:

  1. Таблица «Экология А.П.Чехова»;
  2. Чехов с собакой на ступеньках мелиховской усадьбы (Калужский край);
  3. Альбом по творчеству А.П.Чехова.

4.  Словарь: Экология.

        Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

Экология А.П.Чехова

Духовность

Животные                                           Природа

        Каштанка – Белолобый – Тоска                Трилогия – Ионыч – Вишнёвый

                                                                о любви                        сад

Человек

Дуров        Левитан Чайковский        Книппер-Чехова

врач                 писатель            садовод

Урок-диалог

Ход урока

воспоминание, мнение, цитата

  1. Оргмомент

  1.      Начало – обращение к фотографии, сделанной в Мелихове (Чехов с собакой сидит на крыльце флигеля)

?             - Как вы относитесь к людям, которые любят собак? Всяких.

             А.П.Чехов выступил в эпоху «безвременья», т.е. 80е годы.

        «Безвременье» 80х ударило по разночинной интеллигенции. Именно их идеи, идеи шестидесятников и народников 70х годов – потерпели поражение: здание российской государственности даже не покачнулось.

        «Безвременье» еще и потому называется так, что давит на личность, заставляя её все больше и больше дорожить трудно приобретенным благополучием, и положением в обществе.

        «Безвременье» изо всех углов с всеми средствами нашептывает слабому человеку:

        «Высокие идеалы? – Чепуха! Гниль! Плюнь на это и живи, как все – сытно, покойно, сегодняшним днем. Цени своё неповторимое существование!»

        Перед таким натиском, казалось бы, порядочные люди не выдерживали, теряли себя как личность, становились обывателями. А наиболее счастливые проповедовали «теорию малых дел».

        80е годы дали миру Плеханова, Менделеева, Чайковского и Римского-Корсокова.

        В эти же годы «безвременья» выступил и А.П.Чехов, чтобы средствами художественного слова сказать современникам: в любых условиях человек, должен остаться человеком!

А.Павлович 17(29) января 1960г. в г.Таганроге в небогатой купеческой семье.(были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии, принадлежали помещику Черткову, отцу Черткова, ближайшего друга Л.Толстого)

1876г. – отъезд семьи из Таганрога в Москву.

1879г. – Антон заканчивает гимназию (дает частные уроки, помогает семье).

1879-1884гг. – медицинский факультет Московского университета.

1890г. – после смерти брата Николая едет на Сахалин (перепись населения - 10.000 карточек).

?        Существует расхожее мнение «Чехов далёк от политики». А он взял и отправился на Сахалин. Зачем? Сумасбродство? Осознанный шаг? И ведь чуть не погиб. Оправдана ли такая жертвенность? И можно ли назвать это жертвой?

«Остров Сахалин»; «Палата N 6»

1892-1899гг. Чеховское Мелихово

«Палата N 6»; «Черный монах»; «Скрипка Ротшильда»; «Три года»;

«Моя жизнь»; «Дом с мезонином»; «Мужики»; «Ионыч»; Пьеса «Чайка»

Впечатления от усадьбы, сада.

Антон Павлович очень любил музыку Чайковского и самого композитора. В письме к нему Чехов писал:

Подарил бы Вам солнце, если бы оно мне принадлежало.

Брату композитора Модесту Чайковскому Чехов пишет:

Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, - до такой степени я уважаю его. 

        (стр.151 журнал)

        О семье Чеховых (там же)

        

        4 брата:         Александр         Николай        Михаил        Иван

        Сестра        Маша

        Лика Мизинова

Лидия Алексеевна Авилова.

        Чехов никогда не стоял в стороне от нужд                 и интеллигенции.

        Он был основателем бескорыстной русской медицины, лечил простой люд, покупал и выдавал из домашней аптеки лекарства, строил холерных барак, боролся с холерой в Серпуховском уезде.

        А.П.Чехов выстроил 3 школы: в Талеже, Новоселках, Мелихове.

        Но что это значит – построить школу, вторую, третью? Ведь Чехов не был богачом, ни даже просто состоятельным человеком.

        В одном из своих поздних писем А.Чехов писал:

        У меня никогда не было зимнего пальто дороже 50 рублей. Деньги улетают от меня, как дикие птенцы… Чтобы нажить капитал, остался только один способ – безнравственный. Жениться на богатой или выдать «Анну Каренину» за своё произведение.

        Письма к братьям.

стр.154. Зачитать

Литература в школе №2, 97г.

Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям:

1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам.

3. Они платят долги.

4. Лжи они боятся, как огня.

5. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.

6. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они горды своим талантом.

7. Они воспитывают в себе эстетику: не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу.

8. Из уважения к чужим умам они чаще молчат.

1897г. – тяжелое легочное кровотечение у Чехова.

Вскоре умер отец                

пришлось продать Мелихово

Ольга Леонидовна Книппер – актриса художественного театра

стр.155. Литература в школе. Зачитать.

из переписки Книппер и Чехова

1904г. Баденвейлер. Последние минуты жизни (зачитать)

Работа над содержанием таблицы «Экология Чехова»

Произведения Чехова!!!

Домашнее задание:

1. Прочитать произведение А.П.Чехова «Ионыч»

?        - Как меняется Старцев на страницах произведения?

        - Какое впечатление производит семья Туркиных?

        2. Работа с карандашом!

        3. Почитать текст учебника

Литература:

1. Литература в школе №2, 97

2. Богомолова Т.И. Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах

Тема урока: «История болезни. Ионыч.
(Тема гибели человеческой души)»

р.«Ионыч» (1898г.)

  новелла

Цель урока:

  1. В ходе анализа произведения помочь увидеть причины гибели молодого доктора Старцева, проникнуть в «тайны» чеховского стиля, чеховского видения жизни;
  2. выработка умений анализировать, делать выводы, обобщать.

Оборудование:

  1. Иллюстрация к произведению «Ионыч»;
  2. Диаграмма к теме урока (круговая);
  3. Таблица «Экология А.П.Чехова» (с предыдущего урока)
  4. Эпиграфы:
  1.  У Чехова есть нечто большее, чем миросозерцание, - он овладел своим представлением жизни и таким образом стал выше её… Он освещает её скуку, её нелепости, её стремление, весь её хаос с высшей точки зрения.

   И хотя эта точка зрения неуловима, не поддается определению, - может быть, потому, что высока, но она всегда чувствовалась в его рассказах и все ярче пробивается в них.

М.Горький

  1.  Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами.

А.П.Чехов

Ход урока

I.         Оргмомент (работ над речевым голосом)

Выработка звуковысотного диапазона:

Пара барабанов

Била бурю                 3р

Пара барабанов

Била бой.                 3р

        Словарная работа:

        Экзерсис – упражнение для развития техники исполнения.

II. Слово учителя

        Многие критики писали о случайности тем у Чехова, об отсутствии четкой авторской позиции, о его равнодушии к жизни и ко всему тому, что он изображает в рассказах. Так, например, Н.К.Михайловский в статье «Об отцах и детях и о г-не Чехова» мы читаем:

        Его воображение рисует ему быков, отправляемых по железной дороге, потом 13-летнюю девочку, убивающую грудного ребенка, потом почту, переезжающую с одной станции на другую, потом купца, пьющего, закусывающего и неизвестно что подписывающего, потом самоубийцу-гимназиста и т.д.

        Возражая критикам М.Горький писал: Зачитать 1-й эпиграф к уроку.

  1. Беседа по содержанию

(выяснить, как старшеклассники восприняли его при самостоятельном чтении)

?        - Кто главный герой произведения?

        - О чем этот рассказ?

  1. Беседа, переходящая в дискуссию, сопровождающаяся комментирующим чтением произведения

Я предлагаю вместе со Старцевым посетить семью Туркиных.

Глава 1

?        - Что почувствовал Дмитрий Ионыч, впервые попав в этот дом?

        Реакция Старцева – реакция нормального человека, режут обращения хозяина дома «Здравствуйте пожалуйста»

        «он не имеет никакого римского права»

        «большинский роман»

        Или, скажем обращение хозяйки дома к человеку, которого она впервые видит:

        «Вы можете ухаживать за мной…»

        Старцеву приятно находиться в доме Туркиных, несмотря на …

?        - Отчего же это происходит? Откуда берутся у Дмитрия Ионыча «хорошие, покойные мысли»?

        Чтобы помочь лучше разобраться в ситуации рассказа, почувствовать дыхание той эпохи, послушайте отрывок из книги В.Вересаева «Записки врача» (Вересаев описывает почти каждодневное состояние земского врача):

        Все нервы напряжены, всё время жизнь бьёт по нервам; чтобы безнаказанно переносить такое состояние, нужна громадная сила, а между тем жить приходится так, что самая железная устойчивость должна разрушиться. Для меня нет праздников, нет гарантированного отдыха… И вот с каждым годом все больше обращаешься в развалину-неврастеника; пропадает радость жизни и любовь к ней.

        Вот из такой же примерно обстановки вырывается на несколько часов Старцев, попадая в дом Туркиных.

        После зимы, проведенной… (стр.243)

?        - Что вы можете рассказать о семье Туркиных?

        Здесь угощают, угощают всем: сытым и вкусным обедом, красивой дочерью, остроумием хозяина, романами, музыкой.

        И вот свежий человек попадает под действие этого ритма, сам не замечает, как оказывается во власти всей атмосферы, царящей здесь.

        Перед нами – обычные мещане.

        Итак, «первичный осмотр» Старцева показал, что в начале рассказа перед нами – вполне здоровый человек.

Домашнее задание: «Практически здоров»

Глава 2

      ?        - Сколько времени прошло с момента приезда Старцева в город С. до его второго свидания с Екатериной Ивановной?

                Около 2х лет.  Время в рассказе Чехове неумолимо, и человек подчас не успевает и оглянуться, - а жизнь-то уже прошла.

                У любви свой отчёт времени. Пословица «Счастливые часов не наблюдают» здесь не совсем верна: не наблюдают, когда они рядом, они вместе.

                Старцев: - Я не видел вас целую неделю…

                И сквозь эти строчки звучат другие слова:

                - Прошёл год в трудах и в одиночестве.

                Прошёл, пролетел незаметно.

                Свидание на кладбище было задумано как не очень удачная шутка, как разыгрываемый спектакль с привлечением романтических аксессуаров: ночная тишина, таинственный лунный свет, души усопших…

                Стр.246 сцена на кладбище

                Мы видим, что в душе Старцева всё время борются два чувства: желание жить полноценной жизнью и стремление к покою.

                Стр.247 бунт против скучной одинокой жизни.

                

                Глава 3

        ?        - Кто виноват в том, что любовь Старцева привела к «такому глупенькому концу, точно в маленькой пьесе на любительском спектакле»?

        ?        -  Почему Старцеву после объяснения с Екатериной Ивановной захотелось изо всей силы хватить зонтиком по широкой спине Пантелеймона?

                Старцев, в отличие от всех обитателей города С., прекрасно понимает истинные причины своего несчастья.

                Пантелеймон – олицетворение всей тупости и непробиваемости обывательщины, символ мещанского благополучия и сытости – всего, что в этот миг ему ненавистно… В то же время – это частичка его собственного «я».

                Пантелеймон был зеркалом его души. Хватить его зонтиком по спине означало бы больно ударить по самому себе, попытаться хоть как-то нарушить уже устоявшийся уклад его собственной жизни.

                Но на это Старцев уже не способен: время взяло свое.

                Глава 4

                Как бы повторяются события 1ой и 3ей глав.

                Прошла 4 года – так начинается глава. Время продолжает свой неумолимый бег.

        ?        - Что же изменилось за этот период в жизни героев?

        !        - Не на паре, а на тройке с бубенчиками.

        !        - Все это раздражало Старцева.

                Глава 5

                Окончательная и бесповоротная нравственная деградация доктора Старцева.

        ?        - Какой смысл вкладывает Чехов в слово Ионыч?

        !        - Теперь он свой, понятный и предсказуемый, такой же, как они.

        ?        - Что интересует доктора Старцева?

                - накопительство

                - обжорство

                - игра в карты

        !!        - недвижимость

        !!! - жадность одолела.

                Язык человека – лакмусовая бумажка, позволяющая судить о его нравственном облике.

                Ионыч и говорить разучился.

        ?        - Почему рассказ является страстным протестом против разрушения человеческой личности? Как вы понимаете призыв: «Берегите в себе человека?»

                Схема-план

        !        Работа с диаграммой схемой

        !        Возвращение ко 2ому эпиграфу

                История нравственной и физической болезни доктора Старцева, докатившегося до Ионыча, уместилась на полутора десятках страниц.

                Иному автору понадобилось бы написать об этом целый роман. Но многословие и излишние подробности для записывающего симптомы болезни врача несвойственны.

                Домашнее задание:

                Подготовиться к анализу произведений:

                1) Человек в футляре

                2) Крыжовник

        *        3) О любви

        ?        - Что объединяет эти произведения в трилогию.

        !        - Составить кроссворд

Литература:

                1. Литература в школе №1, 99г. История болезни.

                2. Анализ литературного произведения в 9ом классе. Шелепин. Изучение новеллы А.П.Чехова «Ионыч»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы по теме "Постепенная деградация человеческой души в рассказах А.П.Чехова"

Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова "Анна на шее"...

Тема: «Есть любовь в человеческих душах…»

Урок внеклассного чтения в 8-ом классе по рассказу Б.А.Ганаго «Белый носовой платок»...

Классный час "Семья - Храм человеческой души"

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию Формирование нравственного долга детей перед родителями; определение роли детского участия в заботах по дому и в создании   т...

"Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества"

Урок музыки в 6 классе по программе Д.Кабалевского, четвертая четверть ("В чем сила музыки")....

Поэтический мир природы и человеческой души в рассказе И.А.Бунина “Косцы». 5 класс

Особенности жизни, творчества И.А. Бунина достаточно глубоко уходят корнями в историческое прошлое и настоящее народа. Показать зримую и еле уловимую красоту природы, душу русского человека приз...

классный час «Святыни человеческой души, или Спешите делать добро»

классный час "Святыни человеческой души, или Спешите делать добро"...

Методическая разработка открытого урока: Гибель человеческой души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова.

Комбинированный урок с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....