Главные вкладки

    Сценарий литературного вечера, посвященного 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова «КЛЯНУСЬ, Я ИСКРЕННО ЛЮБИЛ!»
    методическая разработка (литература, 8 класс) по теме

    Саранская Ольга Сергеевна

    Время ли говорить о поэте, чьё творчество, будем откровенны, сегодня почти забыто и мало читаемо?.. Но, если мы хотим быть великой нацией, мы должны помнить и знать свою историю и культуру, значимой частью которой является Николай Алексеевич Некрасов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл scenariy_nekrasov.docx25.18 КБ

    Предварительный просмотр:

              Сценарий литературного вечера, посвященного 190-летию со дня рождения              

                                                                   Н.А.Некрасова

                                                «КЛЯНУСЬ, Я ИСКРЕННО ЛЮБИЛ!»

    БЛОК 1.

    ВЕДУЩИЙ 1 (Ефимов Николай Борисович):   Добрый день, дорогие друзья!

    Вот мы собрались в этом зале, чтобы отдать дань памяти русскому поэту Н.А.Некрасову, 190 лет со дня рождения которого отмечает в этом году вся культурная общественность России.

    ВЕДУЩИЙ 2  (Саранская Ольга Сергеевна):    

    Время ли говорить о поэте, чьё творчество, будем откровенны, сегодня почти забыто и мало читаемо?.. Но, если мы хотим быть великой нацией, мы должны помнить и знать свою историю и культуру, значимой частью которой является Николай Алексеевич Некрасов.

    ВЕДУЩИЙ 1: Попытаемся же сделать невозможное – вместить хотя бы часть его творчества в наши души, а значит, вырваться из состояния черни к состоянию человека, способного внимать «Арфе Серафима» - «глаголом жечь сердца людей»

    И, не принижая ни на минуту великих алтарей Пушкина и Лермонтова, мы всё же говорим: нет в русской литературе человека, перед которым мы с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед Некрасовым.

    ВЕДУЩИЙ 2: Да, всё это так, но в истории русской литературы  Некрасову не повезло дважды. С одной стороны, в школе изучаются далеко не лучшие стихи его: «Поэт и гражданин», «Памяти Добролюбова». А с другой – почти все изучаемые стихотворения Некрасова беспросветны по содержанию. Это стихи о безутешном горе, страданиях, смертях. Впечатление такое, будто создатели школьных литературных программ совсем не знают детской психологии, ибо какой же ребёнок полюбит поэта, у которого всюду – смерть, смерть, смерть…

     ВЕДУЩИЙ 1:     «Нет, ты дитя больное века!

                                    Певец без цели, без звезды!

                                    И жаль мне, жаль мне человека

                                    В поэте злобы и вражды!»      

    Написал о Некрасове А.Майков.

    ВЕДУЩИЙ 2: Да, всё это так. У Некрасова – надо прямо сказать об этом – немало строк непоэтических, просто слабых. Об этом писали ещё его друзья и современники – Григорьев и Дружинин, Панаев и Фет, Толстой и Достоевский.

    ВЕДУЩИЙ 1:  Но о поэте, как о плодоносном дереве, судят по лучшему плоду.

    ВЕДУЩИЙ 2: И вот этих-то лучших стихов Некрасова, проникнутых любовью, любовью к детям и жизни, любовью к природе и Родине, любовью к женщине и матери, многие просто не знают.

    ЧТЕЦ 1. (                                       ):   стихотворение «Признание»

    ВЕДУЩИЙ 1: Каждому, кто захочет открыть Некрасова, предстоит интереснейшее знакомство с его стихами, комедиями, поэмами, прозой.

    ВЕДУЩИЙ 2: Попробуем и мы сегодня перелистать несколько страниц его жизни и творчества и открыть для себя поэта, чья жизнь была пронизана любовью.

    ВЕДУЩИЙ 1:  «Я в ней искать единоверца

                              В мою любовь, в мои мечты

                              Пойду везде, о сердце, сердце!

                              Зачем так страстно любишь ты?»

    ВЕДУЩИЙ 2: Насколько сильно мог любить Некрасов можно судить по стихам поэта.

    ЧТЕЦ 2. (                                         ):    стих.  «Ты всегда хороша несравненно…»

    ВЕДУЩИЙ 1: Стихотворение это посвящено женщине, с которой Некрасов был близок до встречи со своей будущей супругой. Это произведение всё проникнуто светом, лаской, нежностью. В каждой строчке чувствуется неподдельное восхищение героиней, любование ее красотой, молодостью, жизнелюбием.

    БЛОК 2. (Панаева)

    ВЕДУЩИЙ 1  (                                ):    

    Особое место в любовной лирике Николая Некрасова занимают стихотворения, посвященные Авдотье Яковлевне Панаевой. Некрасову было 22, когда он познакомился с Панаевой. Ей было 24. Конечно, он сначала не смел и мечтать о благосклонности такой блистательной дамы. Авдотья Яковлевна была женщиной замечательной красоты, в которую были влюблены многие. Нелегко досталась ему эта женщина.

    ВЕДУЩИЙ 2  (                                ):  

    Панаева была замужем за Иваном Ивановичем Панаевым, человеком легкомысленным, повесой и кутилой. Он женился на ней, когда ей ещё не было 19-ти лет. Быстро охладев к молодой жене, не оставив холостяцких привычек, Панаев просто пользовался случаем, «чтобы щеголять красивой женой перед приятелями и гулять с нею на музыка в Павловске».

    ВЕДУЩИЙ 1: Она не сразу приняла предложение Некрасова. Но не таким он был человеком, чтобы отстать. С 1842 по 1848 год Некрасов добивался расположения женщины, которую безумно полюбил. Любил и ревновал, мучил её своей ревностью и мучился сам. Этой женщине посвящены лучшие стихотворения Некрасова.

    ЧТЕЦ 1. (                                     ):  стих. «Если, мучимый страстью мятежной…»

    ЧТЕЦ 2. (                                     ):  стих. «Так это шутка?...»

    ЧТЕЦ 3. (                                     ):  стих.  «Я не люблю иронии твоей»

    ЧТЕЦ 4. (                                     ):  стих.  «Где твоё личико смуглое?»

    ВЕДУЩИЙ 2: В 1848 году Авдотья Яковлевна Панаева уходит от мужа и становится гражданской женой Некрасова.

                               Казалось бы, не так давно объединились два «так горячо любящих сердца», а в стихотворениях Некрасова чувствуется неизбежность развязки. Духовная близость сменяется размолвками и ссорами, они часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.

    ВЕДУЩИЙ 1: Панаева, прототип героини его любовной лирики, предстала независимой, сильной, своенравной и неприступной, любящей и ревнивой, страдающей и заставляющей страдать!

    ЧТЕЦ  5. (                                     )   стих.  «Тяжёлый год – сломил меня недуг»

    ЧТЕЦ  6. (                                     )   стих   «Да, наша жизнь текла мятежно»

    ВЕДУЩИЙ 2:   Разрыв с Панаевой произошел в 1863 г. У неё умирает муж, и, казалось бы, Некрасов и Панаева могут быть вместе, теперь уже официально… Но развязка, которую предчувствовал Николай Некрасов, неизбежна. Авдотья Яковлевна выходит замуж за Головачёва и посвящает себя родившейся в браке дочери.

    ВЕДУЩИЙ 1: Тот, кто любил, не имеет права сходить с пьедестала, на который возвела его любовь. Благородством сердца измеряется закат чувств.

    ЧТЕЦ  7. (                                     )   стих.  «Прощание»

    ЧТЕЦ  8. (                                     )   стих.  «Горящие письма»

    ВЕДУЩИЙ 2: Отношения между Некрасовым и Панаевой продолжались 20 лет.           20 лет сложных, непонятных отношений, полных душевных страданий и мучений, сомнений и отчаяния, ревности и любви… Но это были лучшие 20 лет в жизни Некрасова! Он был счастлив, как никогда ранее и никогда более!

    ВЕДУЩИЙ 1: В начале этого периода, в минуты душевного подъёма, Николай Некрасов написал лёгкий, весёлый водевиль «Осенняя скука». Посмотрите инсценировку этой комедии  в исполнении артистов театральной студии «Юность»:

    ******** «Осенняя скука» ********

    БЛОК 3.  (Зина)

    ВЕДУЩИЙ 1   (                                    ):  

    В жизни Некрасова была ещё одна женщина, которая служила ему музой, помогала творить. Фёкла Анисимовна Вигдорова (Викторова -?) – 1851-1915 г.

    ВЕДУЩИЙ 2   (                                    ):  

    Последний роман в жизни поэта начался в июле 1870 года и длился 7 лет. Между ними была огромная разница: ей 23, ему  49, он знаменитый поэт, она – простая девушка самого скромного происхождения и образования, он уже хронически больной человек, она….

    ВЕДУЩИЙ 1:   «Она была красавицей, располагавшей к себе и нежным взглядом, и всегда приветливой улыбкой. Волосы её светлые, профиль на редкость правильный, римский. Душа русской добрейшей женщины чувствовалась в ней с первого знакомства».

    ВЕДУЩИЙ 2:  Они обвенчались за несколько месяцев до его смерти. Ещё весной 1853 года Некрасов серьёзно, казалось, смертельно заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии замедлило течение болезни. Несколько лет болезнь то наступала, то отступала вновь. С 1875 года жизнь его превратилась в медицинскую агонию. Мучительная операция ни  к чему не привела, он жил и творил в страшных мучениях.

    ВЕДУЩИЙ 1: Лирические обращения «К Зине» пронизаны чувством безграничной благодарности женщине за её ласковое, нежное и сострадательное отношение к больному мужу…

    ЧТЕЦ 1.  (                                            ):     стих.  «Двести уж дней…»

    ЧТЕЦ 2. (                                             ):     стих.  «Пододвинь перо, бумагу, книги…»

    ВЕДУЩИЙ 2:  Да, Зина была «милым и единственным другом». Но в своих последних стихотворениях, написанных незадолго до смерти, поэт обращается к той единственной, которую любил всю свою жизнь! Он продолжает любить, ревновать, звать, надеяться…

    ЧТЕЦ 3.  (                                           ):      стих.   «Три элегии» (отр)

    БЛОК 4.   (мать)

    ЧТЕЦ 1.   (                                 ):   стих.   «Великое чувство!»

    ВЕДУЩИЙ 1 (                                              ):

     Мать для поэта была самым святым и дорогим в жизни. В своих стихотворениях Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства.

    ВЕДУЩИЙ 2   (                                          ):

    Родился Николай Алексеевич Некрасов 22 ноября 1821 года в Винницком уезде, Подольской губернии, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова. Детство протекло в родовом имении Некрасовых, деревне Грешнёва, Ярославской губернии и узда, куда отец, вышедши в отставку, переселился.

    ВЕДУЩИЙ 1: Алексей Сергеевич Некрасов – отец поэта – очень нравился женщинам. Его полюбила Александра Андреевна Закревская, варшавянка, дочь богатого посессионера Херсонской губернии.  Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, мало образованного армейского офицера. Брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив.

    ВЕДУЩИЙ 2:  «Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!                                                                                

                                Кто жизнь твою сгубил… о! знаю , знаю я!...»

    ВЕДУЩИЙ 1:  У Некрасова очень много стихотворений, в которых он с отвращением вспоминает «мятежную и суровую юность», «мрачный дом» своего детства, «тёмный бор» вокруг дома, «угрюмого невежду»,палача -  отца, но он всегда с огромной нежностью и любовью говорит о своей матери, от которой получал море любви и внимания. Именно она, своим примером, научила  его любить.

    ВЕДУЩИЙ 2:  «Клянусь, я честно ненавидел!

                                Клянусь, я искренно любил!»             («Поэт и гражданин»)

    ВЕДУЩИЙ 1:  Некрасов не мог не любить русскую природу, родную землю, крестьянских детей. Его стихи пронизаны глубокими чувствами, лиризмом, нежностью.

    ВЕДУЩИЙ 2: В 1861 г. Некрасов приобретает усадьбу Карабиха (бывшее имение Голицыных), расположенную недалеко от Ярославля. Начиная с этого года, в Карабихе поэт проводит каждое лето.

    ВЕДУЩИЙ 1:  «Но я реки любимой не покинул,

                               Вблизи её песчаных берегов

                               Я и теперь на лето укрываюсь

                               И, отдохнув, в столицу возвращаюсь

                               С запасом сил и ворохом стихов».       («Уныние»)

    ВЕДУЩИЙ 2: Именно в это время Николай Некрасов пишет одну из лучших своих поэм «Рыцарь на час». По мнению современников Некрасова, «это лучшее его произведение, которого одного было бы достаточно, чтобы обеспечить Некрасову вечную память даже в случае, если бы он больше ни строки не написал».

    ВЕДУЩИЙ 1: В поэме Николай Некрасов снова обращается к образу матери:

                                «Всё так ярко рисуется взору,

                                  Что не верится мне в эту пору,

                                  Чтоб не мог увидать я и той,

                                  Чья душа здесь незримо витает…»    («Рыцарь на час»)

    ЧТЕЦ 2.  (                                          )    стих. «Рыцарь на час» (отрывок)

                                     

    БЛОК 5.  («Русские женщины»)

    ЧТЕЦ 1.  (                                        ): стих.  «Не может быть»

    ВЕДУЩИЙ 1 (Саранская О.С. ): Да, Не может быть! Ведь сердцем никогда не лгут, а стихи Некрасова написаны сердцем!

    ВЕДУЩИЙ 2. (Ефимов Н.Б.):  

                                            Стихи мои! Свидетели живые

                                            За мир пролитых слёз!

                                            Родитесь вы в минуты роковые

                                            Душевных гроз

                                            И бьётесь о сердца людские,

                                            Как волны об утёс.

    ЧТЕЦ 2.  (                                        ): стих.  «Прости»

    ВЕДУЩИЙ 1: Сквозным мотивом через всю лирику Николая Некрасова  проходит тема любви. И апофеозом любви, самопожертвования во имя любви стала его поэма «Русские женщины», воспевающая подвиг жён декабристов.

     ВЕДУЩИЙ 2.   Посмотрите инсценировку 2-й части поэмы Николая Некрасова «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая» в постановке актёров нашего школьного театра:

    ******(«Русские женщины»)*******

    ФИНАЛ: Музыка из кинофильма «Звезда пленительного счастья» - «Кавалергарда век…»

                     Танцуют вальс:  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературный вечер, посвященный 195-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. «Он был источник дерзновенный…»

    В данном материале представлен сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.Ю. Лермонтова....

    Литературный вечер, посвященный 210-летию со дня рождения А.С.Пушкина

    Литературная композиция предназначена для учащихся среднего и старшего звена. В ней изложен материал о годах, проведенных А.С.Пушкиным в Лицее...

    Сценарий литературного вечера, посвященного 120-летию С. Есенина

    Литературная гостиная. Вечер, посвященный 120-летию С. Есенина...

    Сценарий литературного вечера, посвященного 130-летию Н.С. Гумилева "Рыцарь Мечты"

    Материал отражает основные этапы жизни и творчества поэта. Звучат стихи и романсы на слова Н.С. Гумилева...

    Сценарий литературного вечера, посвященный 105-летию со дня рождения С.В. Михалкова «Вот теперь мы точно знаем, кто такой он - Михалков!»

    Сценарий литературного вечера, посвященный 105-летию со дня рождения С.В. Михалкова«Вот теперь мы точно знаем, кто такой он - Михалков!»...