Рабочая программа по литературе для 5 класса по программе под ред. В. Я. Коровиной
рабочая программа (литература, 5 класс) по теме

 

Данная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2004 года и программой под редакцией В. Я. Коровиной за 2008 год. Программа состоит из:

- титульного листа,

- пояснительной записки, которая включает цели и задачи курса, основное содержание, требования к уровню подготовки выпускников, учебно – тематический  плана, контроль уровня обученности, учебно – методическое обеспечение, литературу по учебному курсу,

- календарно - тематического планирования.

Календарно – тематическое планирование составлено таким образом, что при переходе на ФГОС ООО при работе по программе В. Я. Коровиной, можно будет прописать учебные универсальные действия (УУД). А до перехода на ФГОС ООО можно прописывать в графе «УУД» уже то, что педагог использует и это будет большой помощью в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_5_klass.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Погореловская средняя общеобразовательная школа»

 Принято

педагогическим советом школы.

Протокол № 1 от 31.08.2012

          Утверждена

             приказом

директора школы
 
от  31.08.2012  № 102

Рабочая программа учебного предмета

«Литература»

5 класс, базовый уровень

Программа: В. Я. Коровина.

                    Программа общеобразовательных учреждений.

                    Литература. 5-11 классы (базовый уровень).-

                    М.: Просвещение,

                    2008.

Учебник: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин; под ред. В. Я. Коровиной

                 Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /.-

                 М.:Просвещение,

                 2011.

2012-2013 уч. г.

Разработана

Силинской Анной Михайловной,

учителем русского языка и литературы

Погорелово

2012

Раздел I. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008).

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 5 кл.»: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2011.

Общая характеристика учебного предмета.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  1. осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  2. выразительное чтение художественного текста;
  3. различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  4. ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  5. заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  6. анализ и интерпретация произведения;
  7. составление планов и написание отзывов о произведениях;
  8. написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  9. целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

5 - 6 классы.

В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII,  XIX,  XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Авторская программа  под ред. В.Я. Коровиной в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения дополнительные произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна»;  А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный», «Сказка о мёртвой царевне и  о семи богатырях»; А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

В рабочую программу из вышеперечисленных включены для изучения произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна»;  А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный», «Сказка о мёртвой царевне и  о семи богатырях»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Сказка А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» перенесена в раздел «Произведения для самостоятельного чтения», т.к. учащиеся 5 класса получат достаточно полное представление о литературной сказке при знакомстве с творчеством Пушкина, Жуковского, Гаршина, Бажова, Маршака

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.

В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

 Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.

Учащиеся должны знать:

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

• выявлять основную нравственную проблематику произведения;

• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)

• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;

• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;

• создавать сочинения-миниатюры по картине.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература" в 5 классе.


Раздел II. Учебно-тематический план.


п/п

Содержание раздела

Количество часов

В том числе:

Развитие речи/ Внеклассное чтение

Контрольные работы

1

Введение. Книга в жизни человека.

1

2

Устное народное творчество

6

1/

3

Из древнерусской литературы.

1

4

Из литературы XVIII века.

1

5

Из литературы XIX века.

29

3/2

2

6

Из литературы XX века.

21

3/2

1

7

Из зарубежной литературы.

8

1/4

8

Итоговый урок

1

1/

ИТОГО

68

9/8

3

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок  (начальное представление). Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).  

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).  

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление).   Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление).   Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).  

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Раздел IV. Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся:

1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2009.

3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

4. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

5. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.

Для учителя:

1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2002.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.

3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2005.

6. Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

7. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.

8. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

9. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

10. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.


     

Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья...»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.


Список литературы для самостоятельного чтения.

Из русской литературы XIX века.

И.А.Крылов. 3 – 4 басни по выбору.

К.Ф.Рылеев. Иван Сусанин.

Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).

А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».

А. В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н. В. Гоголь. Страшная месть.

Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.

И. С. Никитин. Утро. Пахарь.

Я. П. Полонский. Утро.

А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат.......

Ф. И. Тютчев. Утро в горах.

Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.

А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.

Из русской литературы XX века.

М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».

А. И. Куприн. Чудесный доктор.

И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

Дон Аминадо. Колыбельная.

И. С. Соколов-Микитов. Зима.

П. П. Бажов. Каменный цветок.

М. М. Пришвин. Моя родина.

А. Т. Твардовский. Лес осенью.

Е. И. Носов. Варька.

В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Ю.Ким. Рыба-кит.

Из зарубежной литературы.

Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга   (на выбор).

Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М. Твен. Приключения Тома Сойера.

Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Форма урока

Тип урока

Основное содержание

УУД

Контроль

План

Факт

Введение

1.

Книга в жизни человека.

Беседа Тестирование.

Урок получения новых знаний

Выявление уровня литературного развития учащихся. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги. Учебник литературы и работа с ним.

текущий

Устное народное творчество.

2.

Что такое фольклор? Фольклорные жанры.

Рассказ учителя. Беседа.

Урок получения новых знаний

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Исполнители фольклорных произведений. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки.

текущий

Русские народные сказки.

3.

Сказка – вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.

Обучение чтению. Беседа.

Урок получения новых знаний

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок (обзор).

текущий

4.

Волшебная сказка «Царевна – лягушка». Сюжет и художественный мир сказки.

Беседа.

Обучение чтению.

Особенности сюжета сказки. Иван Царевич, его помощники и противники. Поэтика волшебной сказки. Фантастика.

текущий

5.

Сказка «Иван – царевич и чудо – юдо». Жанр сказки.

Беседа.

Обучение чтению.

Народная мораль в сказке. Герои сказки в оценке автора – народа. Волшебная сказка героического содержания. Система образов.

текущий

6.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

Беседа.

Обучение чтению.

Народные представления о справедливости.

текущий

Древнерусская литература.

7.

Общее представление о древнерусской литературе.

Беседа.

Обучение чтению.

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

текущий

8.

Русское летописание. «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Беседа.

Обучение чтению.

Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.

текущий

Русская литература 18 века.

9.

М. В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру…»

Беседа.

Обучение чтению.

Из литературы 18 века. Роды и жанры литературы. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Юмор стихотворения.

текущий

Русская литература 19 века.

10.

Басня как литературный жанр.

Урок внеклассного чтения.

комбинированный

Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века).

текущий

11.

И. А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Краткий рассказ о баснописце. Понятие об аллегории и морали.

текущий

12.

И. А. Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом».

Беседа.

Обучение чтению.

Понятие об аллегории и морали.

текущий

13.

И. А. Крылов. «Волк на псарне».

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. Басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Инсценирование басни.

текущий

14.

В. А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Краткий рассказ о поэте. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

текущий

15.

В. А. Жуковский. «Кубок».

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Понятие о балладе. Герои. Нравственно – психологические проблемы баллады.

текущий

16.

А. С. Пушкин. Детство и начало творческого пути. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. Выделение смысловых частей статьи в учебнике, составление плана, построение устных высказываний, выразительное чтение, Ответы на вопросы.

текущий

17.

А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

текущий

18.

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета.

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Противостояние добрых и злых сил. Определение жанра. Формировать умение воспринимать и анализировать текст.

текущий

19.

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Система образов сказки.

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Система образов сказки. Отношение автора к героям.

текущий

20.

Контрольная работа по теме «Фольклор» и по творчеству А. С. Пушкина.

Урок контроля.

Итоговый

Русская литературная сказка.

Русская литературная сказка.

21.

Русская литературная сказка. Антон Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Слово об авторе. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно – условное, фантастическое и достоверно – реальное в сказке.

текущий

22.

В. М. Гаршин. «Attalea Princeps»

Беседа.

Обучение чтению.

Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.

текущий

23.

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино».

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.

текущий

24.

Изобразительно – выразительные средства языка стихотворения «Бородино».

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Особенности поэтических интонаций стихотворения.

текущий

25.

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Краткий рассказ о писателе. Поэтизация народной жизни в повести. Сочетание светлого и мрачного, комического и лирического.

текущий

26.

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».

Беседа.

комбинированный

Понятие о фантастике. Юмор. Моя любимая повесть из сборника . «Вечера на хуторе близ Диканьки».

текущий

27.

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. Начало литературной деятельности. «На Волге».

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете.

текущий

28.

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

Урок внеклассного чтения.

комбинированный

Поэтический образ русской женщины.

текущий

29.

И. С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Краткий рассказ о писателе. Жизнь в доме барыни. Герасим и Татьяна.

текущий

30.

Нравственный облик Герасима.

Беседа. Практикум.

комбинированный

Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

текущий

31.

Тургенев И. С. – мастер портрета и пейзажа.

Урок развития речи.

комбинированный

Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму» «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?»; «Друзья и враги Герасима»; «В чем вина и беда барыни?».

текущий

32

Контрольная работа по теме «Литературная сказка» и по творчеству И. С. Тургенева.

Урок контроля.

комбинированный

Итоговый

33.

А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь».

Рассказ учителя. Практикум.

комбинированный

Краткий рассказ о поэте. Обучение выразительному чтению. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

текущий

34.

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Краткий рассказ о писателе. Знакомство с творческой судьбой произведения, обучение нахождению завязки, кульминации, развязки.

текущий

35.

Жилин и Костылин. Две жизненные позиции.

.Урок развития речи.

комбинированный

Обучение сравнительной характеристики героев. Особенности характера.

текущий

36.

А. П. Чехов. Детские и юношеские годы писателя. Книга в жизни А. П. Чехова. «Хирургия» как юмористический рассказ.

Рассказ учителя. Беседа.

комбинированный

Краткий рассказ о писателе. Формирование умения восприятия юмористического текста. Обучение составлению киносценария по рассказу.

текущий

Поэты 19 века о Родине и родной природе.

Поэты 19 века о Родине и родной природе.

37.

Русские поэты 19 века о Родине и родной природе.

Урок практикум.

комбинированный

Биографическая справка. Работа над стихотворениями.

текущий

38.

Лирика И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова, А. В. Кольцова.

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Краткий рассказ о поэте. Обучение выразительному чтению.

текущий

Из литературы 20 века.

Из литературы 20 века.

39.

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе.

Урок внеклассного чтения.

комбинированный

Краткий рассказ о писателе. Восприятие прекрасного героями рассказа.

текущий

40.

В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец.

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Краткий рассказ о писателе. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Размышления героев.

текущий

41.

Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей.

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Портрет как средство изображения героев.

текущий

42.

Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе. Обучение работе над сочинением по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе.

Урок развития речи.

комбинированный

«Почему Вася подружился С Валеком и Марусей?»; «Два отца: Тыбурций и судья»; «Вася и его отец: от вражды к пониманию». «Маруся и Соня :Два детства».

текущий

43.

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями».

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Краткий рассказ о поэте. Обучение выразительному чтению. Своеобразие языка стихотворений.

текущий

44.

П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка».

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Краткий рассказ о писателе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.

текущий

45.

Образ хозяйки медной горы в сказе П. П. Бажова.

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Понятие о сказе. Сказ и сказка.

текущий

46.

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Краткий рассказ о писателе. Характеристика героев и их поступков.

текущий

47.

Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Практикум.

комбинированный

Нравственные проблемы произведения.

текущий

48.

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы».

Урок внеклассного чтения.

комбинированный

Природа и человек в произведении.

текущий

49.

С. Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса - сказка «Двенадцать месяцев».

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Краткий рассказ о писателе. Драма как род литературы.

текущий

50.

Художественные особенности пьесы – сказки. Юмор в сказке «Двенадцать месяцев». Сочинение по пьесе – сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Урок развития речи.

комбинированный

Темы: « Падчерица и Королева в пьесе– сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; «Добро и зло в сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; «Пьеса – сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев и народные сказки».

текущий

51.

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита».

Комментированное чтение.

комбинированный

Краткий рассказ о писателе. Быль и фантастика.

текущий

52

Контрольная работа по литературе.

Урок контроля

комбинированный

Итоговый

53.

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Судьба рассказа «Васюткино озеро».

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Краткий рассказ о писателе.

текущий

54.

Автобиографичность произведения В. П. Астафьева «Васюткино озеро».  Черты характера героя и его поведение в лесу.

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Черты характера героя т его поведение в лесу. Открытие Васюткой нового озера.

текущий


55.

Сочинение. «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (По произведениям К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева)».

Урок развития речи.

комбинированный

текущий

Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.

Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.

56.

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: И. А. Бунин, Дон – Аминадо.

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Краткий рассказ о поэте. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем.

текущий

57.

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов.

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Краткий рассказ о поэте. Образ Родины в стихах о природе.

текущий

Писатели улыбаются.

Писатели улыбаются.

58.

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник». Юмористическое содержание рассказа.

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Краткий рассказ о писателе. Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.

текущий

Поэты о Великой Отечественной войне. (1941 – 1945 г. г.).

Поэты о Великой Отечественной войне. (1941 – 1945 г. г.).

59.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». К. М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…»

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Краткий рассказ о поэте. Патриотические подвиги детей В годы великой Отечественной войны.

текущий

Из зарубежной литературы.

Из зарубежной литературы.

60.

 Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед».

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Какие черты характера прославляются в балладе? Краткий рассказ о писателе. Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Драматический характер баллады.

текущий

61.

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

Урок внеклассного чтения.

комбинированный

Краткий рассказ о писателе. Необычные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

текущий

62.

Х. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Краткий рассказ о писателе. Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

текущий

63.

В поисках Кая.

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению.

Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

текущий

64.

Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Андерсена.

Урок развития речи.

комбинированный

«Герда против Снежной Королевы», «Добро и зло в сказках Андерсена», «О чем мечтал Андерсен В своих сказках?», «Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?».

текущий

65.

Ж. Санд. «О чем говорят цветы».

Урок внеклассного чтения.

комбинированный

Краткий рассказ о писателе. Спор героев о прекрасном.

текущий

66.

М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья.

Урок внеклассного чтения.

комбинированный

Краткий рассказ о писателе. Черты характера героев. Том и Гек вромане. Том и Беки. Внутренний мир героев.

текущий

67.

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя.

Урок внеклассного чтения.

комбинированный

Краткий рассказ о писателе.  Становление его характера. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа.

текущий

68.

Итоговый урок – праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Рекомендации книг для летнего чтения.

Урок развития речи.

комбинированный

Выявление уровня литературного развития учащихся.

текущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе. 11 класс. По программе В.Я.Коровиной

Рабочая программа рассчитана на работу в общеобразовательных классах....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС. ( учебная программа под ред. В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС. ( учебная программа под ред. В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс по программе В.Я.Коровиной (М.: Просвещение)

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго по­коления...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс по программе В.Я.Коровиной

Важнейшее значение в формировании духовно бо­гатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потреб­ностями имеет художественная литература. Курс ли­тературы в ...