Урок-размышление "Над чем смеетесь, господин Мольер?"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Пахомова Светлана Иосифовна

Выявление идейного содержания и сопоставление комедии Ж.Б.Мольера "Мещанин во дворянстве" с комедиями "Недоросль" и "Ревизор".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moler_1.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА. Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (1670)

Урок-размышление «Над чем смеетесь, господин Мольер?»

ЗАДАЧИ: - выявить идейную направленность комедии,

  1. сопоставить с комедиями русского классицизма и реализма «Недоросль» и «Ревизор»,
  2. развивать творческие способности, аналитическое мышление,
  3. воспитывать активную жизненную позицию.

Основное содержание урока:

  1. Актуализация внимания учащихся. Вступительное слово учителя.
  2. Словарная работа (средства сатиры и юмора).
  3. Лингвистическое упражнение (характеристика персонажей).
  4. Аналитическая беседа с выборочным чтением сцен комедии Мольера, сопоставление с русскими комедиями.
  5. Творческая работа (сильная группа), тест.
  6. Итоговое обобщение (инсценировка-встреча с господином Мольером).

  1. Актуализация внимания учащихся. Вступительное слово учителя.

- Французский комедиограф 17 века Ж.-Б.Мольер подверг осмеянию всевозможные людские пороки: ханжество, лицемерие, подозрительность, тупость, легкомыслие, чванство, дворянскую спесь и жадность буржуа. Все это и стало предметом критики в беспощадной, порой горькой, порой доброй, но всегда глубокой по мысли, человечной по сути и виртуозной
по форме комедии Мольера.

Обличая в своих комедиях пороки, Мольер стремился совершенствовать человеческую природу, исправляя нравы, что соответствовало философии
классицистов.

  1. Словарная работа: средства сатиры и юмора.                                                 - Какими средствами владеет драматург для осмеяния пороков? Назовите средства создания комического эффекта и сатиры в пьесах Гоголя, Фонвизина, Мольера.

     3.         Лингвистическое упражнение «Кто есть кто и какой» (раздаточный материал).
Задание: соотнесите словарный материал правой колонки с левой.

- Письменно, в тетрадях. Не все данные прилагательные применимы к героям. Но и не исчерпывают характеристику. Если подберете свое, то и его напишите. Книги закрыты.
Г-н Журден        Прислуга, дворянин, буржуа, маркиза,

Г-жа Журден        учитель, лакей.

Дорант        Бескорыстный, грубый, доверчивый,

Доримена        изысканный, мошенник, находчивый,

Клеонт        великодушный, циник, настойчивый,

Николь        ворчливый, бесстрашный, жадный,

Ковьель        наглый, жалкий, добрый, скупой,

тщеславный, завистливый, любопытный,

надежный, властный...

4.        Аналитическая беседа с выборочным чтением комедии.

- «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» - знакомая реплика, не правда ли? Городничий, «Ревизор». Над чем смеялся Гоголь?

Взяточничество, казнокрадство, чинопочитание, злоупотребление                            служебным положением.  И...стремление казаться значительнее, чем есть на самом деле. Хлестаковщиной поражен и городничий, и жена, и свита.

- Может быть, и во французской стороне в другом веке в других условиях, но процветает хлестаковщина? Господин Журден, граф Дорант, учитель философии, да и благородный и положительный Клеонт, пусть и играя, но становится влиятельным лицом.

- Кто и почему вызывает наш смех?

- Справедлив ли Мольер, направив свой остроумный смех на доверчивого, простоватого мещанина? Почему? Можно оправдать господина Журдена в его стремлении стать как дворянин? А кто, подобно городничему, достоин быть более зло высмеян? Почему? Можно ли его оправдать?         Мы приветствуем стремление человека, пусть уже и пожилого, научиться хорошим манерам, стать просвещеннее. Это не смешно. А вот дворянин Дорант пренебрег дворянской честью, в словах и манерах изящен, безукоризнен, а на деле, в душе низок.

Но всегда следует помнить об исторической обстановке создания произведения. И сейчас я обращу ваше внимание на очень интересное явление в жизни литературы.
      Комедия «Мещанин во дворянстве» написана французом Мольером в...каком веке? (На доске год создания пьесы). А нам вспоминаются русские комедии... «Ревизор» и «Недоросль», которые написаны в... 1782 и 1835
(написать на доске, затем стереть). Разные страны, разные народы, разные обычаи, разные государственное устройство. НО общие проблемы, но
общие художественные открытия.
Литература не знает границ, развивается в едином литературном процессе. Классицисты Мольер и Фонвизин, а затем реалист Гоголь, владея едиными художественными приемами, высмеивают общечеловеческие пороки и общественные недостатки.

- Какие проблемы объединяют пьесы классицизма «Мещанин во дворянстве» и «Недоросль»? Проблема просвещения, образования, человеческого достоинства, счастья, истинного богатства.

-        Кто из героев комедии Мольера очень живо напоминает персонажей «Недоросля»? В чем вы видите аналогии?

Г-жа Простакова и г-жа Журден, Софья и Николь, Милон и Клеонт.

5. Творческая работа (сильная группа), тест.

- Интересно было бы увидеть встречу этих героев! Но такой комедии не создано. Однако в нашем воображении могут разыграться о-очень интересные мизансцены. Предлагаю сильной группе в течение 6-7 минут написать миниатюру, которая начиналась бы так:

«Повстречались однажды Митрофан и г-н Журден...», или

«Повстречались однажды Стародум(Милон) и граф Дорант», или

«Повстречались однажды Николь и г-жа Простакова...».

Ваша задача: в авторском повествовании, в диалоге этих персонажей выявить особенности характера и мировоззрение каждого и те пороки, над которыми смеются авторы. (Ал.С. и Н., Андрей, Алена, Юля, Роман, Гуля, Дамир, Алеша, Оля С. Лена - на свое усмотрение).

Остальные пишут тест. (Дать точный инструктаж оформления (это важно и при написании экзамена, который не за горами).

Прочитать 2-3 работы, авторам задать вопросы из теста.

6. Обобщающая беседа (инсценировка).

- Над чем же смеется господин Мольер?

Встреча с г-ном Мольером (подготовленный ученик):

-        Милостивые государи и государыни! Почему я назвал пьесу «Мещанин во дворянстве»? Мещанин не хуже дворянина. Незачем ему мечтать стать «выше самого себя». Это опасная попытка ставит его в смешное, нелепое положение, отдает его во власть мошенников да и попросту унижает.

Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе Небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, - это, на мой взгляд, признаки душевной низости.

Учитель:

- Стремитесь не казаться, а быть лучше. Для этого порой можно и посмеяться над собой.

ТЕСТ к уроку «Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»

  1. Классицизм - направление в искусстве Европы
    а) 15-16 вв, б) 17-18 вв, в) 19-20 вв, г)21в.
  2. Какие жанры были излюбленными в классицизме

а)        ода, трагедия, высокая комедия,

б)        элегия, новелла, послание,

в)        басня, афоризм, притча.

3.        Оказала ли влияние зарубежная литература на развитие русской
в 18-19 веке?

а) да,         б) нет,        в) наоборот,        г) очень незначительное.

4.        Какова идейная направленность комедии Фонвизина   «Недоросль»

а)        обличение крепостного права,

б)        призыв к социальным реформам,

в)        сатира на непросвещенное дворянство.

5.        Кто из героев комедий «Недоросль» и «Мещанин во дворянстве»
резонер?

а) Софья и Журден        б) Милон и Клеонт,

в) Правдин и Дорант,        г) Стародум и Николь.

6.        Какое произведение не написал Фонвизин

а) «Бригадир»,        б) «Придворная грамматика»,

в) «Ревизор»,        г) «Недоросль».

7.        Какую комедию не написал Мольер

а) «Укрощение строптивой», б) «Дон Жуан»,

в) «Тартюф»,        г) «Мнимый больной».

8.        «Все, что не проза, то стихи, а все, что не стихи, то проза», -
глубокомысленно заявлял

а) Дорант,   б) Журден,      в) Кутейкин,      г) учитель философии.

9.        «Ученье - вздор», - категорично утверждала

а) Софья,    б) Николь,       в) г-жа Простакова,     г) г-жа Журден.

10.        Мольер высмеивает

а)        преклонение буржуа перед дворянством,

б)        мошенничество, нечистоплотность дворян,

в)        невежество буржуа,

г)        стремление «стать выше самого себя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы. И.А.Бунин. "Господин из Сан-Франциско"

Данный материал содержит историю создания,  определение темы, идеи, проблемы произведения, а также помогает в выявлении особенностей композиции, рассматривает образ героя, выделяет символику расс...

И.А.Бунин "Господин из Сан-Франциско"

Предложенный фрагмент урока литературы в 11 классе представляет собой анализ рассказа И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Диалог учащихся с учителем и писателем поможет  пониманию произведени...

ВОПРОСЫ К РАССКАЗАМ И.А.БУНИНА "СОЛНЕЧНЫЙ УДАР", "ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО", "ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК", "ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ"

Вопросы к рассказам И.А.Бунина даются учащимся при подготовке к семинару, обобщающему творчество данного автора. Это помогает учащимся обобщить свои знания по теме и провести аналитическую работу...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет ...

"Класс смеется" нотный материал

Песня  (музыка О.Шарун(О.Молодова) - стихи М. Кулакова) для среднего школьного возраста бодрого, зажигательного характера.Может использоваться как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельнос...