Изучение комедии А. П. Чехова "Вишневый сад" в 10 классе при помощи информативно-стимулирующих карточек
учебно-методическое пособие по литературе (10 класс) по теме

Андреева Алла Юрьевна

Информативно-стимулирующие карточки – подспорье отвечающему ученику. Учитель, видящий перспективу всего урока, оставляет часть открытий ученику. Наставник нацеливает обучаемого на его задачу, объем исследования. Перед ним менее опытный «союзник», поэтому ему  надо помочь...   

В этом  методическом пособии имеется комплект карточек по теме и руководство к  их использованию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

А. Ю. Андреева,

преподаватель литературы

МАХЛ РАХ.

Г. Москва

Изучение комедии А. П. Чехова

«Вишнёвый сад» в 10 классе

при помощи информативно-стимулирующих карточек.

Деятельностный подход к изучению литературы.

Работаем по ФГОС

Методическое пособие

I

Информативно-стимулирующие карточки

как прием сотворческого освоения  нового материала

Потребность развивать монологическую речь учащихся старших классов – насущная  проблема. Старшеклассники, к сожалению, все чаще становятся потребителями информации, щедро предоставляемой им Интернетом или учителями. Нет необходимости убеждать, что задача современного образовательного процесса – готовить ученика, не столько напичканного  знаниями, сколько умеющего их добывать,   критически их оценивать и пользоваться ими, читателя, способного найти в литературных произведениях факты и мысли, которые востребованы современностью и пригодятся в  жизни.

Научную фундаментальность, гармоничное слияние классики с современностью нашла в научно-исследовательских подходах к тексту  методиста из Кыргызстана, академика Российской академии Л. А. Шеймана. Его глубинное многослойное проникновение в текст натолкнуло меня на мысль о разработке одного из приемов сотворческого освоения новых знаний при помощи информативно-стимулирующих карточек (так условно назвала  я этот свой дидактический материал).

        На уроках в старших классах при знакомстве с новой темой приходится освещать много вопросов, рассматривать произведение многопланово, поэтому информативно-стимулирующие карточки готовятся в комплекте.  Наличие комплекта карточек у каждого ученика во многом облегчает работу. Если карточки выданы только ведущему ученику, то классу придется работать «со слуха», что, конечно, сложнее, но посильно.        

        Получивший задание по карточке ученик выступит в роли ведущего, заменит учителя на определенном этапе урока. Открывается простор для его самостоятельной учебной деятельности. Ему, ведущему ученику, предоставляется приоритетное  право информировать, исследовать, делать свои наблюдения, предлагать свои выводы, высказывать свое мнение. Материал будет осмысливаться активнее и одноклассниками, потому что все, сказанное учителем, большинством учащихся воспринимается как истина, а преподанное товарищем – критически. Высказать  учеником собственное первичное мнение о тексте – это умение первично  в требованиях современной методики, в заданиях ЕГЭ. Но способен ли читатель сходу понять авторскую мысль? – это вопрос  сложнее. Поверхностный взгляд на текст, неумение сопоставить слова и поступки героев, к сожалению, часто проявляется на уроках литературы. Особенно заметна  эта проблема при работе с информативно-стимулирующей карточкой, когда самостоятельность ученика возрастает. Я  часто подбираю материал «провокационного» характера, когда велика вероятность отвечающему  обмануться, если не утруждаться мыслительной работой. Цель? Мотивировать на вдумчивое чтение, на привычку вникать в  глубинные  процессы  авторского замысла. Итак, не исключены неверные  предположения, тогда возрастает роль соучеников, монолог ведущего  превращается в дискуссию. Ошибочную версию товарища класс оспаривает смело, активно. А в случае, когда спорщики не приходят к единой точке зрения,  потребуется и мнение учителя. Лучше всего, если спорщики сами обратятся к педагогу с просьбой высказаться, тогда  понимание старшего наставника не будет навязанным.

         При такой организации урока учитель корректирует ответы, направляет  их в нужное русло, синтезирует разрозненные ответы, делает урок целенаправленным, то есть становится дирижером. Так что на уроке работают и думают все.

        Информативно-стимулирующие карточки приобщают ученика к мыслительному процессу. Нужная для данного этапа деятельности информация уже предоставлена ученикам учителем. Таким образом ученику оказана помощь, потому что подобрать и выстроить  предлагаемый карточкой блок исследуемого материала не всегда посильно ученику. Этой внеурочной учительской заготовкой  сэкономлено  учебное время и показано ученику, как надо это делать. Идущий по тропке, проторенной для него учителем, составителем карточки, ученик должен почувствовать, что задание для него посильное. В карточке расставлены акценты внимания, выделены существенные для понимания текста детали, указаны ключевые слова и выражения, сформулированы вопросы - задан алгоритм действия. Большое внимание уделено пополнению словарного запаса учащихся, продуман процесс введения в монолог отвечающего новых слов и понятий.

        Серьезное внимание уделено становлению нравственности учеников. В карточках поднимается много проблем этического характера, значительное число таких вопросов, которые побуждают учащегося  сформулировать личное отношение к герою и его поступкам, сопоставить его с авторским.

        Повышение литературной эрудиции, формирование восприятия  литературы как закономерного процесса тоже входило в задачу составителя информативно-стимулирующих карточек. Учащиеся сориентированы  на  повторение и обобщение литературных фактов.

        Неназойливо, но постоянно десятиклассники будут обращаться к теории литературы, заниматься доступными для этой  школьной  ступени  литературоведческими исследованиями.

        Составителем продумана логика возможного построения урока, поэтому карточки с наиболее важными аспектами темы идут вначале.

        Объем материала каждой карточки таков, чтобы на уроке работал не один ученик, а как можно больше, поэтому примеры  для наблюдения невелики или сконцентрированы.

        Осмысление предлагаемого информативно-стимулирующими карточками материала должно помочь решать основные задачи урока.

        Карточки, включенные в пособие, рассчитаны на дифференцированную работу, наряду с заданиями повышенной трудности в них даны облегченные, предназначенные для тренировки и для укрепления уверенности ученика  в своих силах.

        Практически все информативно-стимулирующие карточки снабжены текстом анализируемого произведения с целью побуждать  учеников на уроках литературы работать с текстом, все  заключения и открытия искать в нем, сверять с ним. Однако все указания к текстам имеют ориентировочный характер и лишь подсказывают ученику направление мыслей, оставляя простор для его самостоятельности и творчества.        

        Итак,  информативно-стимулирующие карточки – подспорье отвечающему ученику. Учитель, видящий перспективу всего урока, оставляет часть открытий ученику. Наставник нацеливает обучаемого на его задачу, объем исследования. Перед ним менее опытный «союзник», поэтому ему  надо помочь:

        -подобрать тестовой и критический материал (так как это не всегда по силам учащимся, тем более зажатым в урочные минуты);

        -наметить траекторию  исследования;

        -обратиться к «багажу»  учащегося – вызвать жизненные и литературные связи;

        -поставить перед фактами противоречивой оценки одного литературного героя (или явления)  в критической литературе для определения позиции по поднятому вопросу отвечающего;

        -обратить внимание на детали, которые могут  ускользнуть от учащегося;

        -предложить словесный материал (опорные слова, обороты, термины), чтобы  сделать  устный ответ грамотнее.

        Ученик, идущий по намеченной учителем тропе, а  часто и прокладывающий свою, становится  «соавтором» учителя на уроке.

        Карточки чаще всего построены таким образом:

        1. Главный вопрос.

        2. Фрагмент художественного произведения или отрывков из разных мест, которые  должны выстроить перед учеником определенный логический ряд дедуктивного или индуктивного характера.

        3. Рассуждение – анализ – движение по пути поиска ответа на поставленный вопрос и конкретизирующие дополнения по заданному алгоритму.

        4. Формулировка найденного ответа-вывода.

        Преимущества данных карточек перед устным ответом:

  1. возможность сосредоточить и охватить весь комплекс задач, а потом перейти к их последовательному решению;
  2. побуждение к самостоятельному вчитыванию в  художественный текст и переход от одного логического звена к другому;
  3. экономия времени для класса: отвечающий меньше «тянет» ответ, так как выступает с уже подготовленным материалом;
  4. могут одновременно готовиться несколько человек;
  5. ученик идет к искомой мысли при приятном ощущении: «посильно», «хочу!», «могу!».

Недостаток этого метода, на мой взгляд, - трудоёмкость для учителя составления и изготовления подобной  дидактики.

Поэтому предлагаю комплект информативно-стимулирующих карточек по теме и методическое руководство к этому комплекту.

II

Методическое руководство к комплекту

информативно-стимулирующих карточек

по теме «Вишневый сад» А. П. Чехова

в 10-м классе

Рекомендации учителю

Раздел представляет информацию для учителя в планируемой по карточкам работе, пояснения, какие возможные ответы учащихся стоит подкорректировать, какие углубить, какие оспорить.

Использование карточек может быть различным и зависит  от желания учителя: можно использовать весь комплект или выборочно отдельные карточки. Лучший вариант – наличие на уроке комплекта  карточек у каждого ученика. Если такой возможности нет, то карточки выдаются  тем, кто станет ответственным за освещаемый вопрос.

К карточке 1

Учащиеся должны осознать, что у Чехова было свое понятие о значимости  личности, и оно напрямую связано  с понятием общественной полезности – пользы, приносимой Родине. С этой точки зрения,  бывшие владельцы вишневого сада – абсолютные паразиты, как это заметил еще М. Горький. Без сомнения, Раневская связана с родным имением не только тем, что она хозяйка. С ним связано все самое ясное, безмятежное в её жизни: её память о детстве, юности, о родительской любви. Её, утонченную и сентиментальную женщину, не может не восхищать красота   оживающей весенней природы, особенно поэтичной в этом запущенном саду, в старинном имении.  «Старый дом», «старый дедушка»…  Сколько воспоминаний хранят эти стены! Всё это, разумеется, так. Но исконно классические произведения убеждали нас: патриотизм – это активное, действенное начало в человеке. Быть настоящим гражданином – значит служить Родине, выполнять свой гражданский долг. А что сделала Любовь Андреевна для того, чтобы сохранить свое имение, свой уникальный сад, чтобы хотя бы в последний момент уберечь его от вырубки?

Ничего…

Пять лет назад она безоглядно бежала из родных мест, оставив все на попечение беспомощного  брата. Да и вернуться-то его заставила нужда. Предсказуемо и то, что долго грустить по потерянной Родине она не станет.

Не будем забывать и того, что перед нами не просто женщина, а помещица, владелица имения. На нее ложится ответственность за благосостояние людей, живущих и трудящихся на этой земле. Она же  забыла в заколоченном доме даже самого преданного из слуг – Фирса. А с помещиков – спрос особый, ответственность особая: они – хозяева земли и людей, живущих в их владениях. Чехов не одинок в спросе с дворян-помещиков. Ученики, конечно,  вспомнят   и гоголевских «небокоптителей», и тургеневских Кирсановых, возможно, речь зайдет и об Онегине.

Слова, эмоции  и дела Раневской расходятся. Глубоких привязанностей  нет.

К карточке 2

Задача учителя – пригласить учащихся вглядеться в поступки героини, не делать скоропалительных выводов.  Продолжается беседа, начатая на предыдущем этапе урока. Да, нежности и ласки Раневской-матери не занимать. И это вызывает ответную волну доброты и заботы со стороны дочерей. Эмоции и сантименты – на поверхности текста, и, бывает,  мешают отвечающим  почувствовать  подводное течение в чеховской пьесе. И если вопросы № 2 и № 3 не подведут к верному ответу,  учитель может вступить в обсуждение дополнительными вопросами:

-Что сделала она для дочерей, чтобы обеспечить их будущее?

Ответ напрашивается: фактически разорила их, ведя довольно безалаберный образ жизни. Самое большее – это (между делом!) предложила Лопахину сосватать Варю. Но, как всегда, не довела дело до конца.

-Сколько лет было Анечке, когда мать, поглощенная своим горем, оставила её с дядей?

Двенадцать…

-Нужна ли ей была материнская забота?

Без сомнения!

-Сейчас, после продажи имения, нужно ли хотя бы материнское  участие,  хотя бы присутствие мамы девочкам-бесприданницам?

Наверное, еще больше, чем раньше.

-Материнство – это обязанность воспитать, обеспечить детей. Достойно ли выполняет свой материнский долг госпожа Раневская?

Нет. Мать и дочь словно поменялись местами.

К карточке 3

Любовь занимает в жизни Раневской первостепенную роль. Она женственна, добра, умеет прощать, заботиться о любимом мужчине, приносить себя в жертву  (к сожалению, жертвуя достатком и счастьем  самых близких людей…). Не хочется судить её за эти грехи, она и так наказана унижениями, которые уже вынесла (и еще  предстоит  вынести от «негодяя»). Но попробуем ответить хотя бы на один вопрос:

-Чего не хватает в характере Раневской?

Отсутствие гордости и воли делает ее рабски зависимой, жалкой.

Какая  она непоследовательная, безвольная  в своих решениях, хорошо проявляется через художественную деталь – телеграммы, которые сначала рвутся ею непрочитанными, потом – после прочтения, а затем хранятся в кармане…

К карточке 4

То,  что Раневская способна проматывать деньги, знают все, знает и она сама, но измениться не может. Увы, даже ее щедрые подачки нищим, слугам, соседу  не делают ей чести, потому что от этой расточительности страдает кто-то, а не она. Себя-то она не обделит, не изменит привычке к шикарным ресторанам, балам, прихотям. Голодают дворовые люди, идут в прислуги и на заработки ее дочери… Беседу можно продолжить:

-Почему она не знает счет деньгам? Почему так легко расстается с ними?

Потому что она никогда не зарабатывала их. Она, помещица,  жила на всем готовом. Она не приучена даже распоряжаться ими разумно. Именно здесь кроется причина ее финансового краха. Сцена, когда деньги посыпались у нее между пальцами, - символическая.

Лопахину деньги достались огромными усилиями, трудом с утра до ночи. Варя, взяв функции домоправительницы, бьется, как рыба об лед, экономя и выкручиваясь. Анечка рано узнала, что такое безденежье, и переходит на самообеспечение.

К карточке 5

Все приведенные факты свидетельствуют о том, что перед нами абсолютно недееспособный человек. Мы уже знаем в русской классике не только похожего на Гаева помещика, но помним и название болезни, которой поражены подобные типы. Если работа по карточкам идет быстро, можно обратиться к сопоставительному экскурсу:

-Назовите классического «собрата» Гаева и его «диагноз».

Обломов и обломовщина. Вечные Захары и Фирсы  с малолетства до старости обихаживают таких обленившихся господ, не приспособленных ни к какому труду. Вспомните, что в конце пьесы Гаеву самому смешна мысль о том, что он «банковский служака». Он констатирует факт: «Мы стали вдруг  не нужны». Верное наблюдение. Но Леонид Андреевич не в состоянии понять, почему старой жизни пришел конец. Они, «бывшие владельцы вишневого сада», по словам Горького, «ноют, ничего не понимая вокруг».

-А мы это поняли?

 Поняли, что перед нами «паразиты, лишенные силы снова присосаться к жизни» (М. Горький).

Гаеву  остается одно - до старости сосать леденцы. Эту деталь и использовал Чехов, дополняя образ своего «недотепы», престарелого господина, не умеющего самостоятельно ни одеться, ни раздеться.

К карточке 6

При всем, уже сказанном, он, русский дворянин Гаев, оставался при твердом убеждении  в своей избранности. Его снобизм и барское высокомерие здесь, в пьесе, особо проявилось  по отношению к слуге Яше, который осмелился отнестись к нему без привычной Леониду Андреевичу угодливость, а с насмешкой. От подобных простолюдинов они, аристократы, презрительно отворачиваются. Их носы не выносят холопьего духа. Они привыкли, чтобы с них пылинки сдували. Они – это и тургеневский Павел Петрович Кирсанов, и некрасовский Оболта Оболдуев, и салтыковский  Урус-Кучум-Кильдибаев, и даже обаятельная госпожа Раневская -  все те, у которых «страдало обоняние» от мужицкого запаха.

К карточке 7

Гаев в какой-то мере пародийный персонаж. Если Раневская эмоционально возбуждена, то Гаев в сходных ситуациях смешон (даже в глазах Яши). Если речь Раневской сентиментальна  и поэтична, то монологи Гаева  пафосны  и  комичны. Его духовное вырождение, растрачивание жизненной энергии по мелочам сквозит в каждой его фразе. Его пространные речи – это отчаянные попытки придать хоть какую-то значимость своей никчемной персоне.

Старинный шкаф – вещь, конечно, уникальная, привязанность чеховских дворян к родовым реликвиям похвальна, но набор  пышных фраз Леонида Андреевича полностью растворил, исказил понятное человеческое чувство. Хотя, известно, что знаменитый Станиславский читал этот монолог трогательно и печально…

К карточке 8

В драматургических произведениях Чехова всё - как в жизни. Поэтому рядом с господами суетятся и доживают «последние из могикан», такие как Фирс. Преданный господам, как некрасовский холоп  Ипат (Помните: «Балуйтесь вы. А я князей Утятиных – холоп – и весь тут сказ!»?), он – яркий представитель того уходящего в прошлое феодального уклада.  Близкая смерть Фирса  символична. Тихо и печально уходит «старая жизнь».  Многое  уже сейчас  забывается, забыли и старичка-недотепу… Об этом смиренно говорит умирающий слуга.

Еще раз обратим внимание на то, что конец поместья Раневской – не случайность. Исторически закономерно завершается целая эпоха в жизни России. Время старых владельцев ушло…

К карточке 9

Время выдвинуло нового героя эпохи. Самый неординарный человек в драме Чехова – Ермолай Лопахин. За ним – Россия настоящего, капиталистическая Россия начала XX века, которая пришла на смену феодальной стране. Пробил их час, час людей деятельных, предприимчивых, энергичных. Лопахин полезнее разоряющихся помещиков уже хотя бы тем, что он прибирает к рукам то, что  было брошено на произвол судьбы бездеятельными старыми хозяевами. Они, буржуа, ускоряли естественный процесс вытеснения дворянства, уже не способного ни к чему. Они, «хищные звери», словно предчувствуя скоротечность их власти, торопятся урвать у судьбы и времени своё, самое, с их точки зрения, ценное: деньги, недвижимость. Во имя этого нещадно  эксплуатируют и рабочих, и себя.

К карточке 10

Вопрос о судьбе вишневого сада полемичный и многоплановый.  В приведенном споре о саде выявляются нравственные, культурные ценности героев, а главное - символическим образом обсуждается  судьба  России прошлого и настоящего.

Понятно, под лежачий камень вода не течет. Инертность помещиков, витающих в облаках, возмущает. Но душой понимаешь их: должны оставаться в жизни вещи, на которых действительно, как говорит Раневская, пошло  зарабатывать деньги, которые невозможно собственными руками пустить под топор… Тем более  что, кажется, мысль о преобразовании старинной усадьбы в дачный поселок не  по душе и автору. Стук топора по вырубаемым вишневым деревьям и звук лопнувшей струны – очень зловещие звуки…

-А как относится к этим переживаниям молодое поколение?

К карточке 11

Ключевая фраза в  приведенной сцене – лопахинский возглас «За все могу заплатить!». Идет «хищный зверь»! Вышагивает «рыцарь капитала»! Да, он многое приобрел, многого добился, даже того, чего и сам не ожидал, он много преодолел. Его восторг вполне понятен. Ощущение власти денег опьянило сильнее  шампанского. Местоимение  «Я», многократно повторенное, звучит здесь по-особому.  О, как Лопахин ощущает сейчас собственное всемогущество! С прошлой жизнью сведены счеты, прошлые унижения оплачены сполна. Но, к сожалению, остается чувство какой-то ущербности его счастья, неполноты радости, неразделенности ее другими, нагнетается ощущение одиночества, Вспомним его слова: « Выпей, Яша, хоть ты».

- Что-то приобрел, но не больше ли потерял? А что утратил в этот момент человек Лопахин?

К карточке 12

Господа и их слуги - неразрывные звенья одной цепи. Новый образ жизни накладывает на всех свой отпечаток. Время  меняет их всех. Господ, в силу их внутренней культуры, более благопристойным образом, слуг быстрее и пошлее. Вырождение естественных начал в Раневской прослежено нами на примере того, как ослабла в ней материнская ответственность, как измельчала  гражданская  ответственность. Но хоть внешне  взаимоотношение родных в семье Раневской  выглядят прилично. В Яше, самодовольном молодом мужичке, повидавшем Париж,  взыграло презрение  не только  к родине, но и ко всему родному. Отвратительно смотрится его пренебрежительное отношение к матери. Стоит предложить ученикам найти Яшино высказывание о Родине, столь же высокомерное и бесчувственное.

На уроке внеклассного чтения накануне чеховской темы рекомендую познакомить десятиклассников с легендой о манкурте (Ч. Т. Айтматов «И дольше века длится день»). Айтматовский манкурт, юноша, превращенный жуань-жуанами в беспамятного раба и убивший свою мать, - жертва насилия захватчиков.  Яша - «манкурт» по собственной воле.

К карточке 13

А. П. Чехов связывал будущее России с трудом. Страна должна принадлежать труженикам – это заветное желание автора. Сам представитель лучшей трудящейся интеллигенции, он возлагал большие надежды  на людей образованных, мыслящих, жаждущих познания, демократичных. По мысли драматурга, от развития культуры, образования, науки зависит прогресс общества.  Можно попросить учеников вспомнить единомышленника Чехова и знаменитые крылатые слова, целиком перекликающиеся со словами Пети Трофимова. (М. Ломоносов.  «Ода на день восшествия на всероссийский престол её Величества  Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»: «Науки юношей питают…»).

III

А. П. Чехов  «Вишневый сад»

Комплект информативно-стимулирующих карточек

Карточка 1

«С чего начинается Родина?»

Патриотизм Раневской

1. Объясните значение слова ПАТРИОТИЗМ.

2. Выразительно прочтите монологи Раневской:

*  *

*

         Неужели это я сижу? (Смеется.) Мне хочется прыгать, размахивать руками. (Закрывает лицо руками.) А вдруг я сплю! Видит бог,  я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть  из  вагона,  все  плакала. (Сквозь слезы.)

*  *

*

        (Глядит в окно на сад). О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось  вместе со мною каждое утро, и тогда он был  точно  таким,  ничто  не  изменилось. (Смеется от  радости.)

*  *

*

            Будьте великодушны хоть на кончике пальца, пощадите меня. Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом...

*  *

*

        Минут  через  десять  давайте   уже   в   экипажи  садиться...  (Окидывает  взглядом  комнату.)  Прощай,  милый  дом,  старый дедушка. Пройдет зима, настанет весна, а  там  тебя  уже  не  будет,  тебя сломают. Сколько видели эти стены!

3. Любит ли она Родину? На основании каких наблюдений за текстом вы делаете свой вывод? Осмыслите свой ответ в контексте всего произведения.

Карточка 2

Какая Раневская мать?

Слова и поступки…

1. Выразительно прочтите выбранные эпизоды о взаимоотношениях матери и дочерей.

                Из действия I

  Аня. Я спать пойду. Спокойной ночи, мама. (Целует мать.)

     Любовь Андреевна. Ненаглядная дитюся моя. (Целует ей руки.) Ты  рада,

что ты дома?

Из действия II

 Любовь Андреевна (нежно). Иди, иди… Родные мои… (Обнимая Аню и Варю.) Если бы вы обе знали, как я вас люблю. Садитесь рядом, вот так.

Из действия III

Аня. Мама!.. Мама, ты плачешь? Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя… я благословляю тебя. Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа… Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем!.. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама!

Из действия IV

 Любовь Андреевна.  (Целует горячо дочь.) Сокровище мое, ты сияешь, твои глазки играют, как два алмаза. Ты довольна?

Аня. Ты, мама, вернешься скоро, скоро… не правда ли? Я подготовлюсь, выдержу экзамен в гимназии и потом буду работать, тебе помогать. (Целует матери руки.) … Мама, приезжай…
Любовь Андреевна. Приеду, мое золото. (Обнимает дочь.)

2.  Ответьте на главный вопрос карточки. Обоснуйте свой ответ, подкрепите текстом.

3.  Мать или дочь  беспомощнее и почему?

4.  Обдумайте свой ответ, вспомнив другие, не приведенные здесь слова, поступки героини, а главное – её выбор в критических ситуациях.

Карточка 3

Любовь в жизни Раневской

Роль художественной детали. Мастерство Чехова-драматурга

  1. Выразительно прочтите предложенные эпизоды. Проанализируйте: как через детали – телеграммы – прослеживается отношение Раневской  к любви?

Из действия 1

Варя. Тут, Мамочка, вам две телеграммы из Парижа.

Любовь Андреевна. Это из Парижа. (Рвет телеграммы, не прочитав.) С Парижем кончено.

Из действия II

Любовь Андреевна. Муж мой умер от шампанского,- он страшно пил, - и, на несчастье, я полюбила другого, сошлась, и как раз в это время, - это было первое наказание, удар

прямо в голову, - вот тут на реке... утонул мой мальчик, и я уехала за границу, совсем уехала, чтобы никогда не возвращаться, не видеть этой реки... Я закрыла глаза, бежала, себя не помня, а он за мной... безжалостно, грубо. Купила я дачу возле Ментоны, так как он заболел там, и три года я не знала отдыха ни днем, ни ночью; больной измучил меня, душа моя высохла. А в прошлом году, когда дачу продали за долги, я уехала в Париж, и там он обобрал меня, бросил, сошелся с другой, я пробовала отравиться... Так глупо, так стыдно... (Достает из кармана телеграмму.) Получила сегодня из Парижа... Просит прощения, умоляет вернуться... (Рвет телеграмму.)

Из действия III

  Любовь Андреевна. … (Вынимает платок, на пол падает телеграмма.) …

  Трофимов (поднимает телеграмму)…

  Любовь Андреевна. Это из Парижа телеграмма. Каждый день получаю... И вчера и сегодня. Этот дикий человек опять заболел, опять с ним нехорошо... Он просит прощения, умоляет приехать, и по-настоящему мне следовало бы съездить в Париж, побыть возле него… Он болен, он одинок, несчастлив, а кто там поглядит за ним, кто удержит его от ошибок, кто даст ему вовремя лекарство? И что ж тут скрывать или молчать, я люблю его, это ясно. Люблю, люблю... Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу…

Трофимов (сквозь слезы). Простите за откровенность, бога ради: ведь он обобрал вас!..  

Ведь он негодяй, только вы одна не знаете этого! Он мелкий негодяй, ничтожество...

 Любовь Андреевна. … В ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... надо влюбляться!

  1. Какое место в жизни чеховской героини занимает любовь? О каких чертах ее характера можно сделать вывод?
  2. Можно включить в свой ответ строки из стихотворения Л. Татьяничевой:

Гордым легче. Гордые не плачут
Ни от ран, ни от душевной боли,
На чужих дорогах не маячат,
О любви, как нищие, не молят.


Широко раскрылены их плечи,
Не гнетёт их зависти короста.
Это правда - гордым в жизни легче.
Только гордым сделаться не просто.

  1. Вспомните, как рассуждала в истории с Анатолем Курагиным о любви-рабстве Наташа Ростова. Сопоставьте  высказывания героинь.

Карточка 4

Деньги в жизни Раневской

  1. Выразительно прочтите предложенные эпизоды. Задумайтесь над тем, что это такое: щедрость или расточительность?

*  *

*

Показывается прохожий в белой потасканной фуражке, в пальто; он слегка пьян…

 Прохожий. Мадемуазель, позвольте голодному россиянину копеек тридцать...

                                  Варя испугалась, вскрикивает.

 Лопахин (сердито). Всякому безобразию есть свое приличие!

 Любовь Андреевна (оторопев). Возьмите... вот вам... (Ищет в портмоне.) Серебра нет... Все равно, вот вам золотой...

 Прохожий. Чувствительно вам благодарен! (Уходит.)…

  Варя (испуганная). Я уйду... я уйду... Ах, мамочка, дома людям есть нечего,

  а вы ему отдали золотой.

*  *

*

Любовь Андреевна (глядит в свое портмоне). Вчера было много денег, а сегодня совсем мало. Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох, а я трачу как-то бессмысленно. (Уронила портмоне, рассыпала золотые.) Ну, посыпались... (Ей досадно.)

*  *

*

Варя. Мамочка такая же, как была, нисколько не изменилась. Если бы ей волю, она бы все раздала.

*  *

*

Любовь Андреевна. О, мои грехи… Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая…

*  *

*

Аня. Дачу свою около Ментолы она уже продала, у нее ничего не осталось, ничего. У меня тоже не осталось ни копейки, едва доехали. И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и лакеям на чай дает по рублю…

*  *

*

Яша. Прострой народ прощаться пришел…

Гаев. Ты отдала им свой кошелек, Люба. Так нельзя! Так нельзя!

Любовь Андреевна. Я не смогла! Я не смогла!

  1. Подумайте, почему так по-разному относятся к деньгам Раневская, Варя, Лопахин, Аня?
  2. За чей счет щедра Любовь Андреевна?
  3. Понимаете ли, почему М. Горький назвал Раневскую и ее брата «паразитами, лишенными силы снова присосаться к жизни»?


Карточка 5

Инфантильность Гаева

1.  Объясните значение слова ИНФАНТИЛЬНОСТЬ. В случае необходимости обратитесь к словарю. Какой словарь понадобится вам?

2.  Выразительно прочтите приведенные примеры из текста комедии, прокомментируйте их. Обратите внимание на то, сколько лет Леониду Андреевичу.

Фирс. А Леонид Андреевич небось шубы не надел, в пальто поехал…

*  *

*

Гаев. Ты уходи, Фирс. Я уж, так и быть, сам разденусь.

*  *

*

Гаев. (Вынимает из кармана коробку с леденцами, сосет.)

*  *

*

Гаев  (кладет в рот леденец). Говорят, что я все свое состояние проел на  леденцах… (Смеется).

*  *

*

Фирс входит; он принес пальто.

Фирс ( Гаеву). (Извольте, сударь,  надеется, а то сыро.

Гаев (надевает пальто). Надоел ты, брат.

Фирс. Нечего там… Утром ехали, не сказавшись. (Оглядывает его.)

*  *

*

Фирс ( чистит щеткой Гаева, наставительно). Опять не те брючки надели. И что мне с вами делать!

3.  Вспомните и включите в ваш анализ слова М. Горького: «Любовь Андреевна Раневская и другие бывшие хозяева вишневого сада дряблые, как старики, и беспомощные, как дети».

4. Какую художественную деталь для характеристики Гаева использовал Чехов? Объясните, как вы понимаете ее роль.

Карточка 6

Дворянское высокомерие

  1.   Выразительно прочтите и прокомментируйте реплики Гаева.

*  *

*

Гаев. (Раздраженно Яше). Что такое, постоянно вертишься перед глазами…

*  *

*

Гаев. (Глядя на Яшу.) От кого это селедкой пахнет?

*  *

*

Гаев. А здесь пачулями пахнет.

*  *

*

Гаев.(Яше.) Отойди, любезный,  тебя курицей пахнет.

 

  2.   Приведите примеры из классики и назовите героев, чьи аристократические носы страдали от запаха простолюдинов. (Стоит вспомнить программные произведения Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина.) Например, кто, «разговаривая с крестьянами, морщился и нюхал одеколон»?

  3.   Как эта деталь раскрывает характер героев?

  4.  Знаете ли вы значение слова СНОБ? Если нет, то обратитесь к словарю. Какой словарь понадобится вам?

  5.   Включите это слово в характеристику Гаева.

  6.  Обратите внимание на то, что и Раневскую тоже раздражают неприятные запахи…

Любовь Андреевна. Кто это здесь курит отвратительные сигары... (Садится.) 

Карточка 7

Черты характера Гаева

1.  Выразительно прочтите речь Леонида Андреевича Гаева, обращенную к шкафу.

*  *

*

 Гаев. А ты знаешь, Люба, сколько этому шкафу лет? Неделю назад я выдвинул нижний ящик, гляжу, а там выжжены цифры. Шкаф сделан ровно сто лет тому назад. Каково? Можно было бы юбилей отпраздновать. Предмет неодушевленный, а все-таки как-никак книжный шкаф…  (Ощупав шкаф.) Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания.
 

  2.  Найдите в тексте комедии хвалебное слово Гаева в честь «дивной природы».

4.  Сделайте вывод о чертах характера Гаева.

5.  Объясните значение слова ФРАЗЕРСТВО.

6.  Вспомните и объясните, почему тургеневский Базаров не любил пышных фраз и красивых слов. («Друг мой, Аркадий, прошу тебя: не говори красиво!»)

3.  Обратите внимание и на монолог Раневской, в котором она тоже обращается к шкафику. Подумайте, речи брата и сестры в смысловом, эмоциональном ключе родственны или чем-то отличны?

*  *

*

 Любовь Андреевна. Я не могу усидеть, не в состоянии… (Вскрикивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости… Смейтесь надо мной, я глупая… Шкафик мой родной… (Целует шкаф.) Столик мой.

Карточка 8

«Прощай, старая жизнь!»

1.  Выразительно прочтите выбранные монологи Фирса и его диалог с Лопахиным:

*  *

*

Фирс. И барин когда-то ездил в Париж… на лошадях… (Смеется)

*  *

*

Фирс. А воля вышла, я уже старшим камердинером  был. Тогда я не согласился на волю, остался при господах.

*  *

*

Лопахин. Прежде очень хорошо было. По крайней мере, драли.

Фирс (не расслышав). А еще бы. Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего.

                *  *

*

Фирс. Прежде у нас на балах танцевали генералы, бароны, адмиралы, а теперь посылаем за почтовым чиновником и начальником станции, да и те не в охотку идут.

                *  *

*

Фирс. Жизнь прошла, словно и не жил. (Ложится.) Я полежу… Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего… Эх ты, недотепа!..

2.  Судя по высказываниям, куда устремлены мысли Фирса?

3.  Как отнесся Фирс к реформе 1861 года?

4.  Назовите известного некрасовского героя, который рассуждал так же, как Фирс.

5.  Как вы считаете: для чего введен в сюжет драмы образ Фирса? Почему  Чехов заканчивает произведение его смертью?

Карточка 9

Время в жизни Лопахина

Мастерство Чехова-драматурга

Роль художественной детали

1.  Выразительно прочтите. Обратите внимание на роль художественной детали.

Лопахин. Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать. Такая досада! Хотелось поглядеть на вас, поговорить…

 Лопахин. Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, веселое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать… ну, да я в двух-трех словах.

 Лопахин. Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, веселое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать… ну, да я в двух-трех словах.

Лопахин  (поглядев на часы). Ну, мне пора.

Лопахин. Надо окончательно решить, - время не ждет.

Лопахин. Знаете, я встаю в пятом  часу утра, работаю до вечера.

Лопахин. Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад.

Лопахин. На дворе октябрь, а солнечно и тихо. Строиться хорошо. (Поглядев на часы, в дверь.) Господа, имейте в виду, до поезда осталось всего сорок шесть минут! Значит через двадцать минут на станцию ехать. Поторапливайтесь!

Лопахин. Сию минуту! (Быстро уходит).

2.  Охарактеризуйте ритм жизни Лопахина. Для какого общественного класса характерен такой образ жизни и почему?

3.  Почему Раневская не в состоянии разобраться в меняющемся времени («Я точно потеряла зрение, ничего не вижу»)?

Карточка 10

Лопахин против Раневской и Гаева

Практичность против сентиментальности и инертности

Кто прав в споре о вишневом саде?

Выразительно прочтите диалог  главных героев комедии, осмысляя их жизненные ценности, их выбор в решении трудных ситуаций.

 Лопахин . … Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.

Гаев. Извините, какая чепуха!
Любовь Андреевна. Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич.
Лопахин. … Только, конечно, нужно поубрать, почистить… например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…
Любовь Андреевна. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад.
Лопахин. Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает.
Гаев. И в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад.

*  *

*

Любовь Андреевна (глядит в окно на сад). О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости.) Весь, весь белый! О сад мой!

*  *

*

Любовь Андреевна. Дачи и дачник – это так пошло, простите.

Гаев. Совершенно с тобой согласен.

Лопахин. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили!

2.Вспомните другие высказывания бывших владельцев вишнёвого сада о родовом гнезде, перечитайте трогательную сцену прощания брата и сестры с родным домом. Вы можете их понять?

3.И всё-таки- на чьей вы стороне? Мотивируйте свою позицию. Поинтересуйтесь, много ли среди собеседников ваших единомышленников?

Карточка 11

Новый хозяин идёт!

1.Выразительно прочтите сцену апофеоза Лопахина:

Любовь Андреевна: Кто купил?

Лопахин: Я купил.

2. Обратите внимание на авторскую ремарку о состоянии свидетелей происходящего. А видит ли их в этот момент говорящий?

Лопахин. Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу…(Смеется.) … Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется…(Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется… Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности… (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет показать, что она уж не хозяйка здесь… (Звенит ключами.) Ну, да все равно…  
         Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Музыка, играй!

3.  Какой представляется Лопахину эта новая жизнь? Как вы полагаете, Чехову будущее России представляется так же, как этому буржуазному дельцу?

 Лопахин. Что ж такое? Музыка, играй отчетливо! Пускай все, как я желаю! (С иронией.) Идет новый помещик, владелец вишневого сада!

4.   Почему эти слова он произносит с иронией?

 Лопахин.  (Толкнул нечаянно столик, едва не опрокинул канделябры.) За все могу заплатить!

5.   Какие слова в этом монологе вы бы  выделили как ключевые к пониманию образа нового хозяина жизни?

6.  Охарактеризуйте поведение и состояние героя. Вы понимаете, чем это вызвано? (Обратите внимание на то, что это далеко не первая его покупка…)

7.   Власть чего он осознал в этот момент с особой силой?

Карточка 12

Чеховский «усовершенствованный слуга»

1.  Внимательно прочтите диалоги и дайте оценку поведению «офранцузившегося» слуги Раневской Яши.

*  *

*

 Варя (Яше). Твоя мать пришла из деревни, со вчерашнего дня сидит в людской, хочет повидаться…
   Яша. Бог с ней совсем!
   Варя. Ах, бесстыдник!
   Яша. Очень нужно. Могла бы и завтра прийти. (Уходит.)

*  *

*

   Варя (из соседней комнаты). Где Яша? Скажите, мать его пришла, хочет проститься с ним.
   
Яша (машет рукой). Выводят только из терпения.

2.  Чем вы объясните такое поведение Яши? Вспомните  его высказывание о России в разговоре с Раневской накануне отъезда, которое многое объясняет.

3.  Мы знакомы с понятием МАНКУРТИЗМ. Чем, по-вашему, чеховский «манкурт» отличается от айтматовского (Ч. Т. Айтматов «И дольше века длится день»)?

4.  Договорите фразу: «Сначала Яша отворачивается от матери,  затем …»

5.  «Усовершенствованный» слуга.  Из какого классического произведения взят этот эпитет? Как звали того героя? Участником какого кульминационного события он был?

6.  Система образов в чеховской комедии продумана, все образы взаимосвязаны, каким-то образом один другой дополняют, оттеняют или пародируют. Как образ Яши «перекликается» с образом Раневской?

Карточка 13

«Здравствуй, новая жизнь!»

Образ-символ России

  1. Вдумчиво прочтите монологи Пети Трофимова и Ани. Петя Трофимов и Аня представляют в пьесе молодую поросль России, её будущее. Что должно, по мысли Чехова, измениться в стране?

*  *

*

Трофимов. Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что

недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот

надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину. У нас, в России,

работают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, какую я

знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно. Называют

себя интеллигенцией, а прислуге говорят "ты", с мужиками обращаются, как с

животными, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о

науках только говорят, в искусстве понимают мало.

*  *

*

Аня.  Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа... Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем!.. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится  на твою душу…   Я подготовлюсь, выдержу экзамен в гимназии   и  потом буду работать, тебе помогать.

  1. Чего  не хватает современной Чехову стране?

  1. На каких людей  Чехов возлагает надежды?

  1. Объясните понятие ОБРАЗ-СИМВОЛ.

  1. Вишневый сад в драме Чехова олицетворяет Россию. Это образ-символ. В руках бывших владельцев он гибнет, стареет, перестает приносить доход, переходит в чужие руки. У нового хозяина вишневый сад пошел под топор, стал средством наживы. В руках молодых, в будущем...

6.  Закончите недоговоренную фразу. Теперь  от этих обобщений о вишневом саде перейдите к мысли о судьбе страны. Таким образом вы сформулируете идею этого произведения.

III

А. П. Чехов  «Вишневый сад»

Комплект информативно-стимулирующих карточек

Карточка 10

Лопахин против Раневской и Гаева

Практичность против сентиментальности и инертности

Кто прав в споре о вишневом саде?

Выразительно прочтите диалог  главных героев комедии, осмысляя их жизненные ценности, их выбор в решении трудных ситуаций.

 Лопахин . … Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.

Гаев. Извините, какая чепуха!
Любовь Андреевна. Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич.
Лопахин. … Только, конечно, нужно поубрать, почистить… например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…
Любовь Андреевна. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад.
Лопахин. Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает.
Гаев. И в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад.

*  *

*

Любовь Андреевна (глядит в окно на сад). О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости.) Весь, весь белый! О сад мой!

*  *

*

Любовь Андреевна. Дачи и дачник – это так пошло, простите.

Гаев. Совершенно с тобой согласен.

Лопахин. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили!

2.Вспомните другие высказывания бывших владельцев вишнёвого сада о родовом гнезде, перечитайте трогательную сцену прощания брата и сестры с родным домом. Вы можете их понять?

3.И всё-таки- на чьей вы стороне? Мотивируйте свою позицию. Поинтересуйтесь, много ли среди собеседников ваших единомышленников?

Карточка 11

Новый хозяин идёт!

1.Выразительно прочтите сцену апофеоза Лопахина:

Любовь Андреевна: Кто купил?

Лопахин: Я купил.

2. Обратите внимание на авторскую ремарку о состоянии свидетелей происходящего. А видит ли их в этот момент говорящий?

Лопахин. Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу…(Смеется.) … Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется…(Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется… Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности… (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет показать, что она уж не хозяйка здесь… (Звенит ключами.) Ну, да все равно…  
         Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Музыка, играй!

3.  Какой представляется Лопахину эта новая жизнь? Как вы полагаете, Чехову будущее России представляется так же, как этому буржуазному дельцу?

 Лопахин. Что ж такое? Музыка, играй отчетливо! Пускай все, как я желаю! (С иронией.) Идет новый помещик, владелец вишневого сада!

4.   Почему эти слова он произносит с иронией?

 Лопахин.  (Толкнул нечаянно столик, едва не опрокинул канделябры.) За все могу заплатить!

5.   Какие слова в этом монологе вы бы  выделили как ключевые к пониманию образа нового хозяина жизни?

6.  Охарактеризуйте поведение и состояние героя. Вы понимаете, чем это вызвано? (Обратите внимание на то, что это далеко не первая его покупка…)

7.   Власть чего он осознал в этот момент с особой силой?

Карточка 12

Чеховский «усовершенствованный слуга»

1.  Внимательно прочтите диалоги и дайте оценку поведению «офранцузившегося» слуги Раневской Яши.

*  *

*

 Варя (Яше). Твоя мать пришла из деревни, со вчерашнего дня сидит в людской, хочет повидаться…
   Яша. Бог с ней совсем!
   Варя. Ах, бесстыдник!
   Яша. Очень нужно. Могла бы и завтра прийти. (Уходит.)

*  *

*

   Варя (из соседней комнаты). Где Яша? Скажите, мать его пришла, хочет проститься с ним.
   
Яша (машет рукой). Выводят только из терпения.

2.  Чем вы объясните такое поведение Яши? Вспомните  его высказывание о России в разговоре с Раневской накануне отъезда, которое многое объясняет.

3.  Мы знакомы с понятием МАНКУРТИЗМ. Чем, по-вашему, чеховский «манкурт» отличается от айтматовского (Ч. Т. Айтматов «И дольше века длится день»)?

4.  Договорите фразу: «Сначала Яша отворачивается от матери,  затем …»

5.  «Усовершенствованный» слуга.  Из какого классического произведения взят этот эпитет? Как звали того героя? Участником какого кульминационного события он был?

6.  Система образов в чеховской комедии продумана, все образы взаимосвязаны, каким-то образом один другой дополняют, оттеняют или пародируют. Как образ Яши «перекликается» с образом Раневской?

Карточка 13

«Здравствуй, новая жизнь!»

Образ-символ России

  1. Вдумчиво прочтите монологи Пети Трофимова и Ани. Петя Трофимов и Аня представляют в пьесе молодую поросль России, её будущее. Что должно, по мысли Чехова, измениться в стране?

*  *

*

Трофимов. Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что

недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот

надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину. У нас, в России,

работают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, какую я

знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно. Называют

себя интеллигенцией, а прислуге говорят "ты", с мужиками обращаются, как с

животными, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о

науках только говорят, в искусстве понимают мало.

*  *

*

Аня.  Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа... Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем!.. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится  на твою душу…   Я подготовлюсь, выдержу экзамен в гимназии   и  потом буду работать, тебе помогать.

2.   Чего  не хватает современной Чехову стране?

3.   На каких людей  Чехов возлагает надежды?

4.  Объясните понятие ОБРАЗ-СИМВОЛ.

  1. Вишневый сад в драме Чехова олицетворяет Россию. Это образ-символ. В руках бывших владельцев он гибнет, стареет, перестает приносить доход, переходит в чужие руки. У нового хозяина вишневый сад пошел под топор, стал средством наживы. В руках молодых, в будущем...

6.  Закончите недоговоренную фразу. Теперь  от этих обобщений о вишневом саде перейдите к мысли о судьбе страны. Таким образом вы сформулируете идею этого произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»  ВВЕДЕНИЕ       Выбор нашей темы обусловлен тем, что нам по ...

"Система уроков по изучению комедии Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Презентация  содержит теоретический, аналитический и иллюстрационный материал по изучению комедии Н.В.Гоголя "Мёртвые души"....

Презентация к уроку литературы по изучению комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Презентация содержит фотографии, на которых запечатлены мизансцены из спектакля 1977 года по комедии "Горе от ума"...

Материалы для изучения комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова

Презентации к уроку, видеофрагменты спектакля по комедии "Горе от ума" http://ololo.fm›artist/videos/Монолог Чацкого, http://video.yandex.ru/users/peressa2009/view/248/?cauthor=peressa2...

Система изучения английского языка с помощью интерактивных учебных карточек

Ни одно занятие английского языка не проходит без изучения либо повторения лексики. Она объясняется с помощью различных методов для того, чтобы студент побыстрее понял, запомнил и начал использовать н...

PISA. Задания для 1 урока изучения комедии Н. В. Гоголя "Ревизор".

Данные задания можно использовать на первом уроке по изучению комедии Н. В. Гоголя "Ревизор". Задания сделаны в формате международных исследований PISA....

"Анализ частиц и междометий при изучении комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".

  Представленная разработка  посвящена анализу использования частиц и междометий в комедии А.С Грибоедова  «Горе от ума» .. Во время изучения комедии  интер...


 

Комментарии