проект "Портрет: словом и кистью"
учебно-методический материал по литературе (11 класс) по теме

Цель проекта: Показать богатство изобразительных средств, используемых художниками слова и кисти, научиться работать с информацией.оект подготовлен 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret_slovom_i_kistyu.pptx122.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект. «Портрет: словом и кистью» По произведениям русских писателей первой половины XIX века и художников XVIII-XIX веков Выполнила ученица 11 класса МБОУ « Джанайская СОШ» Кадырбирдиева Гульфинур

Слайд 2

Цель проекта П оказать богатство изобразительных средств, используемых художниками слова и кисти, научиться работать с информацией.

Слайд 3

Гипотеза Художники и писатели создавали портрет словом и кистью для раскрытия внутреннего мира и характера героев.

Слайд 4

Ход работы Сбор, анализ и обобщение информации из различных источников Выяснить значение слова «портрет» Показать портрет в литературоведении Показать портрет в живописи Составить викторину «Портретная галерея героев М.Ю.Лермонтова»

Слайд 5

Значение слова портрет Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. Перен.Художественное изображение, образ литературного героя. Толковый словарь С.И.Ожегова.

Слайд 6

Портрет в литературоведении Портрет литературный – изображение внешности героя как средство его характеристики, разновидности описания, «создаёт устойчивый, стабильный комплекс черт внешнего человека» ( В.Е.Хализев ). Портрет литературный включает описание наружности и черт, сформированных средой, культурной традицией, являющихся отражением его индивидуальности: одежды, манеры поведения, причёски. Через психологический портрет автор стремится раскрыть внутренний мир и характер героя.

Слайд 7

Портрет в живописи Картину художественной жизни эпохи дополняет изобразительное искусство, в котором на первое место выдвигается портрет. Портретная живопись русских мастеров, вставшая вровень с европейским портрет, прославила русское искусство XVIII века. Русский портрет вступил в качестве изобразительного летописца времени, явился окном в эпоху.

Слайд 8

Дмитрий Георгиевич Левицкий Д.Г.Левицкий в 1770 году представил 6 первоклассных портретов. Внимание привлёк «Портрет живописный господина ректора Академии А.Ф.Кокорина . Портрет был представлен на академическую выставку и среди знаменитостей ( Гроот , Лосенко ) безоговорочно взял первое место, как лучшая картина в смысле совершенства формы и как «высокая» — в смысле своей духовной наполненности. На портрете — человек с мужественным и спокойным лицом, вельможа «во славе», облаченный в специально сшитый для церемонии вступления в должность костюм (на атласный камзол с золотым шитьем и белый гродетуровый кафтан с собольей опушкой ушло целиком годовое жалованье). Он уверенно расположился в роскошно обставленном кабинете и горделивым жестом указывает на план здания спроектированной им Академии. В парике и при шпаге, с непринужденной легкостью опираясь на спинку массивного кресла, Кокоринов смотрит ласково и мечтательно, простодушно и устало, чуть усмехаясь.

Слайд 9

«Портрет П.А.Демидова» Знатных людей обычно изображали в величественной позе, наряженными в богатые одежды. Такой портрет называют парадным. Демидов у Левицкого стоит торжественно, как на парадном портрете. Но вместо расшитого золотом, увешанного орденами и лентами кафтана, вместо пудреного парика на нем домашний халат и колпак. Движение руки Демидова тоже величественно, как у полководца, который показывает на поле боя. Но Демидов показывает рукой на горшки с выращенными им цветами. И на столе перед ним не шлем и не шпага полководца, не свернутые свитком государственные бумаги, а ученый труд по ботанике, луковица какого-то цветка и лейка. Зрителям понятно, что человек на портрете Левицкого занимает высокое положение, но живет не но общим правилам, а по-своему. Богатство сделало из Демидова самодура, угождавшего всякой своей прихоти. Он ни с кем не считался, оскорблял и унижал людей. Он собрал редкостный гербарий, изучал жизнь пчел. Вот какой непростой человек заказал свой портрет художнику Левицкому.

Слайд 10

Портрет в живописи XIX века. Орест Кипринский Около 1808-1809 гг. художник создал «Портрет мальчика: А.А.Челищева». Кипренский вырабатывает свой стиль, когда четкая индивидуальность конкретной личности сочетается с типическими чертами эпохи — «приметами времени». Поэтому даже в детском портрете Челищева, которого постоянно сравнивают с Петей Ростовым, ощущается напряженность предвоенной поры. Сочетание ярких цветов в одежде мальчика — густо синего, алого, белого — и чёрные, почти без блеска глаза, создают образ, в котором сочетаются непосредственность ребёнка и серьёзность взрослого. Художник словно предсказал незаурядную судьбу своего героя. В пятнадцать лет А.А.Челищев уже участвовал в Отечественной войне 1812 г. и в рядах русской армии дошёл до Парижа.

Слайд 11

Портрет А.С.Пушкина В июне 1827 года, Антон Дельвиг , «друг и наставник» всех поэтов, заказывает еще одно изображение Пушкина — Оресту Адамовичу Кипренскому. Пушкин, приехав 25 мая из Москвы в Петербург, позировал Кипренскому в доме, где у художника была мастерская. Безупречная выверенность постановки фигуры и позы поэта подчеркивает простоту и естественность композиции портрета. «Лицо поэта мягко выделено светом. В нем деликатно обозначена „арапская характерность“ черт: широкие ноздри, слегка выдающиеся крупные губы. Вьющиеся темно-каштановые волосы обрамляют высокий лоб. Облик Пушкина отличается сдержанной простотой, но есть в нем и особое хрупкое изящество и какая-то экзотическая элегантность» (Головина Л.) Образ наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди. Через плечо эффектно перекинут шотландский плащ с клетчатой подкладкой «экосез». Эта деталь усиливает возвышенное романтическое звучание всей композиции, вызывая ассоциации с поэзией Джорджа Байрона и героем его поэмы, Чайльд-Гарольдом .

Слайд 12

Портрет как средство раскрытия образов в романе Пушкина «Евгений Онегин» Образы главных героев романа очень близки автору. В каждом из них он отразил какие-то присущие ему самому черты. Они стали для Пушкина почти родными. Наиболее близок автору образ Татьяны, которая является идеалом русской женщины для Пушкина. Именно такой представлял он себе истинную русскую женщину: искренней, пламенной, доверчивой и, в то же время, обладающей душевным благородством, чувством долга и сильным характером. В портрете Татьяны Пушкин дает не внешний облик, а скорее внутренний ее портрет: "...Дика, печальна, молчалива...". Это нетипичный образ, привлекающий не красотой своей, а внутренним миром. Пушкин подчеркивает разницу между Татьяной и Ольгой: Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей - говорит он о Тане и далее еще не раз повторяет, что Татьяна некрасива. Но образ этой кроткой, задумчивой девушки притягивает читателя и самого автора своей прелестью и необычностью. Образ жизни Онегина типичен для молодой столичной аристократии: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому, любовные приключения – полный набор удовольствий. Но Евгений устал от этого и он стремится вырваться из круга светских условностей, пошлости, однообразие на простор живой, полнокровной жизни. Автор подчеркивает достоинства, выделяющие Онегина над обывательской массой: "…Мечтам невольная преданность, не подражательная странность и резкий, охлажденный ум", "и гордость, и прямая честь", "души прямое благородство". Онегин в своем деревенском имении несмотря на прекрасные виды, "луга и нивы золотые", скучал, поскольку он "равно зевал средь модных и старинных зал", чуждался ограниченных соседей-помещиков, предпочитая всему этому одиночество. Исключение он сделал лишь для юного поэта, поклонника романтизма, Владимира Ленского. Оба они в глазах соседей-помещиков выглядели "белыми воронами", оба чуждались местного общества с бесконечными разговорами "о сенокосе и вине, о псарне, о своей родне", хоть и были такими непохожими. Онегин столкнувшись с искренней, глубокой любовью необыкновенной девушки, не нашел в себе достаточно душевных сил, чтобы ответить на это высокое чувство. Он отвергает любовь Татьяны и убеждает ее, что не создан для налаженной тихими радостями размеренной и однообразной семейной жизни.

Слайд 13

Портрет как средство раскрытия образа Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени» В повести «Максим Максимович» важнейшее средство характеристики Печорина- психологический портрет. «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками... чтобы докончить портрет я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза: об глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся!"Печорин идет, а руки его неподвижны. Он смеется, а глаза не лучатся жизнью: будто вставные. Собраны вместе разрозненные части. Свинчены. Слиты. "Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было на одной косточки..." Нет позвоночника, хребта. "В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность ...» Печорин будто бы собран из чего-то. Из кусков. Лоскутов: на тело без хребта натянута нежная кожа. На лицо приклеена улыбка. В рот вставлены "Зубы ослепительной белизны"; и все это наряжено в ослепительное белье". При детальном изображении Лермонтову удается представить героя в его внутренней противоречивости, выразить внутренний мир через внешние признаки. При этом следует признать, что внешний облик Печорина, данный непосредственно в портрете, в известной степени утрачивает цельность, соотнесенность о конкретной человеческой внешности. В этом портрете – противоречивость натуры Печорина, его поступков, поведения в обществе, также тонко подмечено автором, что его внешность нравится женщинам, покорение которых для героя является главным.

Слайд 14

Вывод Художники и писатели создают портреты, которые отражают внутренний мир героев, раскрывают черты их характеров, образ жизни и манеру поведения. И слово, и кисть служат единой цели – создание образа героев.

Слайд 15

Викторина «Портретная галерея героев М.Ю.Лермонтова» Узнай героя. Но людям я не делал зла, И потому мои дела Немного пользы вам узнать, А душу можно ль рассказать? 2. ..рука судьбы Меня вела иным путём… Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов. 3. Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу. 4. Сама бледная, простоволосая, Косы русые расплетённые Снегом – инеем пересыпаны , Смотрят очи мутные как безумные, Уста шепчут речи непонятные. 5. То чёрной бровью поведёт, То вдруг наклонится немножко, И по ковру скользит, плывёт Её божественная ножка; И улыбнётся она, Веселья детского полна. 6. Она питает уважение к уму и знаниям дочки, которая читала Байрона по-английски и знает алгебру. 7. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были чёрные – признак породы в человеке, так, как чёрная грива и чёрный хвост ту белой лошади. 8. А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всём скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нём нехорошо: ужасно падок был на деньги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Следуя за кистью Басё..."

Интегрированный урок (литература+ изобразительное искусство) Изучение японской поэзии Конспект урока, презентации...

Дополнительная образовательная программа "Волшебная кисть"

Направленность – художественное творчество.Программа ориентирована на младшего школьника (7-10 лет). Период обучения – 72 часа. Режим работы. Занятия целесообразно проводить  один раз в неделю по...

"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.

Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...

интегрированный урок по технологии 8кл и изобразительному искусству 7 кл"С кистью и краской готовимся к Пасхе"

интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству предполагает расширить знания об истоках народного праздника Пасха.обучить приемам переноса рисунка на выпуклую поверхность, работать с ...

Из опыта работы "Кистью, музыкой и словом"

О некоторых видах творческих работ при изучении литературы...