Олимпиада по литературе в 5 классе № 2
олимпиадные задания по литературе (5 класс) по теме

Олимпиада по литературе в 5 классе № 2

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnye_olimpiady_2011-2012_god.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный тур олимпиады по литературе

5 класс

1. Чем отличается авторская сказка от народной?    

                                                               

2. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору:  скороговорка, стихотворение, загадка, пословица, повесть, поэма, рассказ, сказка, поговорка?  

                                   

3. Собери пословицы, соединив их части из первой и второй колонки.

    - На чужой сторонушке…                     - коли делать нечего.

    - Книга – наш друг,…                             - рад чужой воронушке.

    - Кто друга в беде покидает,…           - без неё, как без рук.      

    - Долог день до вечера,…                  - тот сам в беду попадает.

    - Тише едешь -                                        - дальше будешь.                

4. Эта сказка стала и мультфильмом, и балетом, и художественным фильмом. Автором её является Ю.К. Олеша. Назовите эту сказку.                                                                                           

5.  Что обозначают выражения? Откуда они произошли?

а) «Ахиллесова пята»

б) «Авгиевы конюшни»

6. Придумайте (в стихотворной форме) 1 загадку о предметах домашнего обихода (из 4 – на выбор – 1): о компьютере, об утюге, о холодильнике, о телевизоре.

Ответы на олимпиадные задания по литературе

5 класс

1.  У авторской сказки есть один конкретный автор – писатель, автором же фольклорных произведений является народ.

2.  Скороговорка, загадка, пословица, сказка, поговорка.

3.    На чужой сторонушке рад чужой воронушке. Книга – наш друг, без неё, как без рук.    Кто друга в беде покидает,  тот сам в беду попадает. Долог день до вечера, коли делать нечего. Тише едешь -        дальше будешь.        

        

4.  «Три толстяка».

5. а) «Ахиллесова пята» - уязвимое место, слабая сторона. Из греческого мифа об Ахиллесе, единственно уязвимым местом, которого была пятка, не коснувшаяся чудодейственной воды реки Стикс.

б) «авгиевы конюшни» - очень загрязнённое место, запущенное помещение. Из буквального словосочетания, т.е. громадные конюшни Авгия, царя Элиды. По мифу, это конюшни, которые не убирались 30 лет, геркулес очистил в один день, направив через них воды бурной реки Алфей. (2б. за каждое значение выражения).

Олимпиада по литературе

10 класс

1. Каким героям, из каких произведений и каких авторов принадлежат следующие высказывания?

1)  «...Жизнь моя началась с погасания. Странно, а это так!.. Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии, гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, <,..> гаснул в унылом хождении по Невскому проспекту...»

2) «...Зачем я жил? для какой цели я родился?...А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».

3) «Мы к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить, да и мне тут в одиночестве очень скучно будет…»

4)  «...Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете...»

5) «Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык, повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь, тем и дом держится, мой батюшка!»

6) «Улица моя тесна, воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».

7) «А у меня, что дело, что не дело,  

      Обычай мой такой:

      Подписано, так с плеч долой».

8) «Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша?.. Лгут люди, я совсем не хороша ‹…›. Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете?»

9) «Прощайте товарищи! ‹…› Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь, да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи?»

 

2. Допишите фамилии героев, а также укажите автора и произведение, в котором о них рассказывается:

1)  Григорий Александрович

2) Агафья Матвеевну

3) Антон Антоныч

4) Акакий Акакиевич

5) Мария Ивановна

6) Максим Максимыч

3. С жизнью каких писателей связаны следующие места:

1) Тарханы

2) Тригорское

3) Болдино

4) Сорочинцы

5) Тегеран

4. В каких произведениях русских писателей XVIII – XIX вв. действие происходит в Москве или есть московские сцены?

5. Какие герои, из каких произведений и каких авторов мечтали:

1) «чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были лавки и чтоб в них сидели купцы...».

2) «мне только бы досталось в генералы»

6. Назовите авторов и жанры произведений:

1) «Квартет»

2) «Дикий помещик»

3) «Женитьба»

4) «Повесть временных лет»

5) «Налим»

6) «Капитанская дочка»

7) «Война и мир»

8) «Мертвые души»

9) «Борис Годунов»

10) «…на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

7. Из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.

1.   «В сердце льстец всегда отыщет уголок»?

2.   «А ларчик просто открывался»?

3.   «У сильного всегда бессильный виноват»?

4.   «Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши!»?

5.  «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!»?

6.  «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь»?

7.   «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»?

8. Какие строки из комедии «Горе от ума» стали крылатыми выражениями? Вспомните и запишите как можно больше крылатых выражений из этого произведения.

9. Напишите литературоведческую статью «Метафора». Не забудьте привести примеры.

Ответы на олимпиадные задания по литературе

10 класс

1. задание 1 балл за героя + 1 балл за произведение + 1 балл за автора

Ответ: 1. Обломов, И.А.Гончаров «Обломов» 2. Печерин, М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» 3. Левша, Н.С.Лесков «Левша» 4. Отец Чичикова, Н.В. Гоголь «Мертвые души» 5. Простакова, Д.И.Фонвизин «Недоросль» 6. Пугачев, А.С.Пушкин «Капитанская дочка» 7. Фамусов, А.С.Грибоедов «Горе от ума»                 8. Оксана, Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» 9. Тарас Бульба, Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

2. задание 1 балл за фамилию + 1 балл за произведение + 1 балл за автора

Ответ: 1. Печерин, М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» 2. Пшеницина, И.А.Гончаров «Обломов» 3. Сквозник-Дмухановский, городничий, Н.В. Гоголь «Ревизор» 4. Башмачкин, Н.В. Гоголь «Шинель» 5. Миронова, А.С.Пушкин «Капитанская дочка» 6. фамилии нет, М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

3. задание 1 балл за каждого писателя

Ответ: 1. М.Ю.Лермонтов 2. А.С.Пушкин 3. А.С.Пушкин 4. Н.В. Гоголь                        5. А.С.Грибоедов

4. задание 1 балл за произведение + 1 балл за автора

Ответ: А.С.Грибоедов «Горе от ума»; М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»; А.С.Пушкин «Евгений Онегин»; А.С.Пушкин «Капитанская дочка»; М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

5. задание 1 балл за героя + 1 балл за произведение + 1 балл за автора

Ответ: 1. Манилов, Н.В. Гоголь «Мертвые души»; 2. Скалозуб, А.С.Грибоедов «Горе от ума»;

6. задание 1 балл автор + 1 балл жанр

Ответ: 1.басня, И.А.Крылов, 2. сказка, М.Е.Салтыков-Щедрин, 3. комедия, Н.В. Гоголь, 4. летопись 5. рассказ, А.П.Чехов, 6. повесть, А.С.Пушкин, 7. роман-эпопея, Л.Н.Толстой, 8. поэма, Н.В. Гоголь, 9. трагедия, А.С.Пушкин, 10. ода, М.В.Ломоносов

7. задание  За каждое правильное название 1 балл

Ответы: 1 «Ворона и Лисица»; 2 «Ларчик»; 3 «Волк и Ягнёнок»; 4 «Стрекоза и Муравей»; 5 «Слон и Моська»; 6 «Квартет».7 «Лебедь, рак и щука»

8. задание 1 балл за каждое крылатое выражение

Ответ: Счастливые часов не наблюдают.

        Ослы! Сто раз не повторять                                 Ба, знакомые все лица.……..

Олимпиада по русскому языку

10 класс

           1. Какие из данных слов должны, в соответствии с литературным произношением, писаться с буквой «Ё»? Какие слова допускают варианты произношения? 

Житие, афера, планер, новорожденный, никчемный, побасенка, истекший, блеклый, шофер, крестный.

2. Почему два наречия с одной приставкой – досуха, досрочно – имеют разные суффиксы? Ведь по правилу приставка до - требует суффикса -а-?

3. В.И. Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какими русскими словами Вы предлагаете заменить слова абстрактный, моральный, оригинальный, пресс, регламент?

4. Определите, для каких слов дано правильное этимологическое объяснение, а для каких – ошибочное. По возможности дайте самостоятельное объяснение происхождения этих слов.

Раздолье. Место, которое из-за его широты можно разделить на много долей.

Рукопашный. Сложное прилагательное, образованное на основе корней, обнаруживаемых в словах рука и пахать в значении «махать» (ср. опахало).

Соловей. Птица носит такое название, потому что поет всегда в одиночку, соло.

Тихомолком. Возникло путём сложения наречий тихо и молком (т.е. молчком).

5. В «Словаре областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении» Александра Подвысоцкого в середине XIX века записана народная примета: «Ежели снег по весне тает допрежь всего на полночи от муравьиных куч – тёплое и долгое лето будет, а как на полдень, то холодное и короткое». Определите значение выделенных слов.

6. Предположим, иностранец Вас спросил: как правильно сказать по-русски: бегите или бежите? Что Вы ответите? Какой ответ будет наиболее полным? 

7. Определите, какими частями речи являются выделенные слова.

а) И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка (А.П. Чехов)

б) О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной (К.Н. Батюшков)

в) Перед закатом в тайге стало душнее, тише и дремучей (В.А. Астафьев).

8. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» старуха Хлестова говорит о Чацком: «Чай, пил не по летам» (действие III, явл. 21). Однако в одном из изданий книги в этом предложении была допущена опечатка пунктуационного характера. И ученик, который отсутствовал на уроке и к которому попала эта книга с опечаткой, спросил учителя: «Что же предосудительного в том, что Чацкий пил много чаю?» Какая опечатка была допущена в книге? Какой смысл имеет реплика Хлестовой?

9. О какой части речи писал М.В. Ломоносов: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». Докажите свой ответ.

10. Сохраняя авторский стиль, дополните следующий текст небольшим сочинением, используя в нём побудительные и вопросительные предложения. Всего не более 10 предложений.

Волшебная осень парков. Тихо. Чуть-чуть сыровато. Листья нехотя отрываются и словно повисают на невидимых паутинках. Долго-долго падают кленовые листья. Как они хороши! Хотелось сказать садовнику, чтобы не подметал. Пусть бы ходили люди по золотому ковру.

Как же снять? Как поймать это дыхание осени? Кажется, листья падают не беззвучно. Кажется, полёт сопровождает какая-то музыка. Бом-бом! Один ли я её слышу?

Нет.

Ответы на олимпиадные задания по русскому языку

10 класс

1. Планёр (или планер), новорождённый, никчёмный, побасёнка, блёклый (или блеклый), шофёр; крёстный отец, НО крестный ход; истекший срок, НО истёкший кровью.

Оценка: за каждое правильно указанное слово с буквой «Ё» - 1 балл. За каждое правильно указанное слово с вариантами произношения – дополнительный балл. Максимальный балл – 12.

2. Данные слова образованы разными способами: досуха – от прилагательного сухой при помощи приставки до- и суффикса -а-, а досрочно – при помощи приставки до- от наречия срочно.

Оценка: максимальный балл – 2.

3. Абстрактный – отвлеченный, умозрительный; моральный – нравственный, духовный; оригинальный – подменный, истинный, особенный, самобытный; пресс – гнёт; регламент – установление, порядок.

Оценка: максимальный балл – 5.

4. Раздолье этимологически связано с корнем дол – «просторное место».

Рукопашный – этимологическое объяснение дано верно.

Соловей назван по окраске: соловый – «серый, желтоватый».

Тихомолком – этимология представлена верно.

Оценка: по 1 баллу за слово за правильное определение верного и ошибочного этимологического объяснения, по 1 баллу за правильное этимологическое объяснение слов раздолье и соловей. Максимальный балл – 6.

5. В старину на Руси полночью называли не только середину ночи, как в современном русском языке. Это слово было также синонимом к слову север, точно так же полдень значило не только «середину дня», но и юг.

Оценка: максимальный балл – 3.

6. По-русски можно сказать и бегите, и бежите, обе формы правильные. Выбор одной из них зависит от того, что Вы хотите сказать: бегите – это форма повелительного наклонения (например: Не бегите, а идите спокойно); бежите – это форма изъявительного наклонения (например: Я иду спокойно, а вы всё время бежите).

Оценка: за правильный ответ с примерами максимальный балл – 4.

7. а) И чем ярче (имя прил.) становились воспоминания, тем громче (наречие) и тоскливее (наречие) скулила Каштанка (А.П. Чехов)

   б) О, память сердца! Ты сильней (прил.) рассудка памяти печальной (К.Н. Батюшков)

  в) Перед закатом в тайге стало душнее (кат. сост.), тише (кат. сост.) и дремучей (кат. сост.) (В.А. Астафьев)

Оценка: максимальный балл – 7.

        8. В книге допущена опечатка: была опущена запятая после слова чай. В комедии слово чай – вводное (равнозначное вводным словам вероятно, по-видимому, наверное).

Хлестова хотела уверить собеседника, будто Чацкий был пьяницей. Если же запятой после слова чай не поставить, то это слово будет прямым дополнением  к слову пил. Содержание реплики будет безобидным: Чацкий пил много чаю.

Оценка: максимальный балл 3.

9. М.В. Ломоносов писал о причастии

Оценка: максимальный балл – 2.

10. Оценка: максимальный балл - 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Школьный тур олимпиады по литературе 7 класс

В работе представлены вопросы и ответы  по литературе для проведения школьного тура олимпиады 7 класс...