А. Солженицын «Матренин двор» «Дом, где разбиваются сердца».
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

 

1 Гипотеза. Кого можно считать нравственным человеком.

А) С чувством собственного достоинства (уважая себя, уважай других)

Б) Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг

В) Умеющего одухотворенно работать не ради одних денег

Г) С четким представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу

Д) Неравнодушного к чужой беде и страданиям

Е) Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на больные вопросы

2. Категории

Нравственности

ДОБРО

СОВЕСТЬ

ЧЕСТЬ

СТЫД

ПОРЯДОЧНОСТЬ

МИЛОСЕРДИЕ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

ТРУДОЛЮБИЕ

Безнравственности

Предательство

Цинизм

Эгоизм

Лицемерие

Ханжество

Приспособленчество

Корыстолюбие

3. Лексическое значение слов

Совесть – внутренняя убежденность о понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за свое общественное поведение.

Корыстолюбие – отрицательное моральное качество, личная выгода.

Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.

Смысл жизни – морально-мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями, идеалом и тем самым получает возможность оправдать себя в своих собственных глазах, перед лицом других людей.

4. Эпиграфы

А) Совесть – таинственное свойство человеческой души, мешающее ему оскотиниться. Ф Искандер

Б) У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей. А.Солженицын

В) Им жить бы хотелось иначе,

Носить драгоценный наряд,

А кони все скачут и скачут,

А избы горят и горят.

Н.Коржавин

5. Вопросы

  • Что значит дом для главного героя рассказа?
  • Описание дома Матрены. Какую символическую роль играют фикусы?
  • Как относятся к Матрене односельчане, родственники?
  • Какую роль в жизни героини играет труд?
  • Почему Матрена живет в крайней бедности?
  • По каким законам строит «свой дом» героиня?
  • Объясните смысл названия урока
  • Назовите самые главные, на ваш взгляд, черты характера Матрены

6. Выводы

А) Дом – это не только живое здание. Дом – отношение между людьми. Настоящий дом строится на нравственных основаниях – любви, добре, чуткости к чужим бедам, справедливости, трудолюбии.

Б) Матренин двор – символ «лада», где есть труд и честность, доброта и терпение, согласие с самим собой и сопричастность всему сущему.

В) Матрена  живет по канонам, завещанным предками, по правилам, о которых не говорят, но считают их незыблемыми. Первоначальное название рассказа «Не живет село без праведника», праведница сама Матрена.

Г) Одиночество и гибель Матрены – предупреждение писателя об опасности уничтожения нравственных понятий, искажения представлений о нравственном идеале.

7. Юрий Потолков г. Брест статья «Прощание с Матреной».

Матренин двор, осиротевший после гибели жившей здесь праведницы, воспринимается сегодня как метафора всей нашей разметенной и мятущейся державы, из которой уходит праведность. И все-таки это рассказ об одном человеке, об отдельной судьбе.

Рассказ автобиографический. В учителе нетрудно узнать Александра Исаевича, в 1956 году приехавшего из казахстанской ссылки на Рязанщину – учительствовать. Розовощекие плакаты, невесомые крестьянские трудодни, чванливость людей у власти, жадность Матрениной родни и она, Матрена, которая если что-то имеет, то это улыбку, дороже которой нет, честное и заботливое сердце и работящие, не знающие покоя, руки.

Характер ее традиционен. Она напоминает героинь из поэм Н.А.Некрасова. Писатель намекает на это. Эпизод, когда Матрена сумела усмирить испуганного мчащегося коня. Традиция с женщинами поэмы «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. Матрена – народная душа, в ней Россия светится. Матрена называет врагами власть имущих: она ворует торф. Согласуется ли это с понятиями нравственности? Автор дает понять: народ, забытый и заброшенный, вынужден поступать так. Безнравственна та социальная атмосфера, в которой оказывается Матрена: председатель колхоза обеспечивает себя торфом открыто; его жена приказывает Матрене выходить на колхозные работы бесплатно (Матрена не колхозница, ее из колхоза отпустили по болезни); за справкой она ходит за много километров.

Праведничество Матрены основано, прежде всего, на ее безразличии к материальному обогащению.  Она  лишена жадности, если кому поможет – денег не берет. Радуется  успехам людей. После работы у соседки, она не хочет уходить, так как «картошка крупная». Судьба Матрены заканчивается трагически. Случайность? Гибель ее была предопределена: праведнице было невмочь среди людей жадных, злобных, душевно слепых.

Последние строки рассказа – это поворот от разговора об одном прекрасном человеке ко «всей земле нашей».

Так от чего все беды наши? Солженицын отвечает – ото лжи. У Фадея Мироновича – брата пропавшего без вести на войне мужа Матрены  - есть младший сынок, Антошка, вся его жизнь построена на лжи: и дома, и в школе врет. Школа закрывает глаза, она уже часть системы. Система развратна и лживые подданные ей нужны. Матрена оказалась «белой вороной». Она несет в себе материнское, спасительное начало. Матрена. Мать. Мама. Материк души народной. С латинского Матрена – это «мать». А мать – Родина, ее двор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

А. Солженицын «Матренин двор»

«Дом, где разбиваются сердца»

1 Гипотеза. Кого можно считать нравственным человеком.

А) С чувством собственного достоинства (уважая себя, уважай других)

Б) Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг

В) Умеющего одухотворенно работать не ради одних денег

Г) С четким представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу

Д) Неравнодушного к чужой беде и страданиям

Е) Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на больные вопросы

2. Категории

Нравственности

ДОБРО

СОВЕСТЬ

ЧЕСТЬ

СТЫД

ПОРЯДОЧНОСТЬ

МИЛОСЕРДИЕ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

ТРУДОЛЮБИЕ

Безнравственности

Предательство

Цинизм

Эгоизм

Лицемерие

Ханжество

Приспособленчество

Корыстолюбие

3. Лексическое значение слов

Совесть – внутренняя убежденность о понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за свое общественное поведение.

Корыстолюбие – отрицательное моральное качество, личная выгода.

Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.

Смысл жизни – морально-мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями, идеалом и тем самым получает возможность оправдать себя в своих собственных глазах, перед лицом других людей.

4. Эпиграфы

А) Совесть – таинственное свойство человеческой души, мешающее ему оскотиниться. Ф Искандер

Б) У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей. А.Солженицын

В) Им жить бы хотелось иначе,

Носить драгоценный наряд,

А кони все скачут и скачут,

А избы горят и горят.

Н.Коржавин

5. Вопросы

  1. Что значит дом для главного героя рассказа?
  2. Описание дома Матрены. Какую символическую роль играют фикусы?
  3. Как относятся к Матрене односельчане, родственники?
  4. Какую роль в жизни героини играет труд?
  5. Почему Матрена живет в крайней бедности?
  6. По каким законам строит «свой дом» героиня?
  7. Объясните смысл названия урока
  8. Назовите самые главные, на ваш взгляд, черты характера Матрены

6. Выводы

А) Дом – это не только живое здание. Дом – отношение между людьми. Настоящий дом строится на нравственных основаниях – любви, добре, чуткости к чужим бедам, справедливости, трудолюбии.

Б) Матренин двор – символ «лада», где есть труд и честность, доброта и терпение, согласие с самим собой и сопричастность всему сущему.

В) Матрена  живет по канонам, завещанным предками, по правилам, о которых не говорят, но считают их незыблемыми. Первоначальное название рассказа «Не живет село без праведника», праведница сама Матрена.

Г) Одиночество и гибель Матрены – предупреждение писателя об опасности уничтожения нравственных понятий, искажения представлений о нравственном идеале.

7. Юрий Потолков г. Брест статья «Прощание с Матреной».

Матренин двор, осиротевший после гибели жившей здесь праведницы, воспринимается сегодня как метафора всей нашей разметенной и мятущейся державы, из которой уходит праведность. И все-таки это рассказ об одном человеке, об отдельной судьбе.

Рассказ автобиографический. В учителе нетрудно узнать Александра Исаевича, в 1956 году приехавшего из казахстанской ссылки на Рязанщину – учительствовать. Розовощекие плакаты, невесомые крестьянские трудодни, чванливость людей у власти, жадность Матрениной родни и она, Матрена, которая если что-то имеет, то это улыбку, дороже которой нет, честное и заботливое сердце и работящие, не знающие покоя, руки.

Характер ее традиционен. Она напоминает героинь из поэм Н.А.Некрасова. Писатель намекает на это. Эпизод, когда Матрена сумела усмирить испуганного мчащегося коня. Традиция с женщинами поэмы «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. Матрена – народная душа, в ней Россия светится. Матрена называет врагами власть имущих: она ворует торф. Согласуется ли это с понятиями нравственности? Автор дает понять: народ, забытый и заброшенный, вынужден поступать так. Безнравственна та социальная атмосфера, в которой оказывается Матрена: председатель колхоза обеспечивает себя торфом открыто; его жена приказывает Матрене выходить на колхозные работы бесплатно (Матрена не колхозница, ее из колхоза отпустили по болезни); за справкой она ходит за много километров.

Праведничество Матрены основано, прежде всего, на ее безразличии к материальному обогащению.  Она  лишена жадности, если кому поможет – денег не берет. Радуется  успехам людей. После работы у соседки, она не хочет уходить, так как «картошка крупная». Судьба Матрены заканчивается трагически. Случайность? Гибель ее была предопределена: праведнице было невмочь среди людей жадных, злобных, душевно слепых.

Последние строки рассказа – это поворот от разговора об одном прекрасном человеке ко «всей земле нашей».

Так от чего все беды наши? Солженицын отвечает – ото лжи. У Фадея Мироновича – брата пропавшего без вести на войне мужа Матрены  - есть младший сынок, Антошка, вся его жизнь построена на лжи: и дома, и в школе врет. Школа закрывает глаза, она уже часть системы. Система развратна и лживые подданные ей нужны. Матрена оказалась «белой вороной». Она несет в себе материнское, спасительное начало. Матрена. Мать. Мама. Материк души народной. С латинского Матрена – это «мать». А мать – Родина, ее двор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

Урок-размышление с использованием мультимедийной презентации, раздаточного материала. Основная форма работы- работа в группах....

Урок литературы "Образ праведницы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор"

Урок литературы в 9 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор"...

Урок литературы в 11 классе. А.Солженицын. "Матренин двор"

Урок -семинар с элементами творческого практимума по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"....

Урок литературы "Мотив дома в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор"

На уроке исследуется сквозная тема "мотив дома" в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор" Путем сопоставительного  анализа художественных текстов раскрыв...

Александр Солженицын. "Матренин двор", урок в 10 классе

О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов А. Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили «Матрёнин двор». Его называли «блистательным», «подлинно гениальным п...

Тест по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"

Тест по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"...