Программа и содержание урока внеклассного чтения по теме "Жанр детектива. Великие сыщики в литературе", построенного по технологии модерации с использованием активных методов обучения.
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме

Матюшкина Мария Евгеньевна

Представлена разработка урока внеклассного чтения по теме "Жанр детектива. Великие сыщики в литературе", построенного по технологии модерации . 

 

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

-  формирование положительной учебной мотивации,

 -  повышение познавательной активности учащихся,

-  активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс,

-  стимулирование самостоятельной деятельности,

 - развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления,

-  эффективное усвоение большого объема учебной информации,

 -  развитие творческих способностей и нестандартности мышления,

 -  развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося,

  -  раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития,

-  развитие навыков самостоятельного умственного труда,

 - развитие универсальных навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moderaciya.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И. О. __Матюшкина М. Е.______________________________________________________________________

ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации

Предмет, по которому проводится урок

Литература. Урок внеклассного чтения.

Класс

7

Тема:

Жанр детектива. Великие сыщики в литературе.

Цели урока:

Цели урока:

Образовательные:

  1. осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: развивать способность интерпретировать текст и анализировать прочитанное;
  2. познакомиться  с понятием детективного жанра, вычленить его особенности ,определить продуктивность жанра в современной  литературе.

 Развивающие:

  1. развитие речи учащихся: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции; усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка;
  2. развитие мышления, двигательной и сенсорной системы на каждом этапе урока.

 Воспитательные:

  1. развивать интерес к изучению мировой литературы ,воспитывать литературный вкус ( а также формировать эстетическое восприятие);
  2. продолжить обучать учащихся работать коллективно, развивать навыки коллективной ( групповой) работы;









  1. учить анализировать, выделять главное и второстепенное, учить сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия.

Задачи урока: проследить историю жанра с момента появления в литературе до наших дней; выяснить, в чём секрет успеха  детективной литературы; составить схему «идеального» детектива; раскрыть особенности создания образа главного героя .








Этап

Время, продолжительность этапа

Активный метод обучения (прием, способ, техника)

Подробное описание АМО (приема, способа, техники)

Инициация

2 мин

Интервьюирование одноклассников, старшеклассников, библиотекарей.

Составление досье- презентации.

Составление рейтинга популярности в виде графика.

Цель: мотивация учеников к изучению жанра детектив как  одного из самых популярных  литературных жанров; проверка домашнего задания ( учащиеся объединялись в группы в зависимости от того,какой великий сыщик был им выбран для изучения), побудить учащихся работать в группе, потому что это интереснее и полезнее при изучении такой масштабной темы.Создание творческой обстановки на уроке и обеспечение положительного эмоционального состояния  учеников.

Пользуясь энциклопедией, словарём литературоведа, интернет – ресурсом(  Википедия)  учащиеся должны были выяснить особенности жанра детектив и проследить их на примере той книги, которую они прочитали.

На доске написано определение жанра, вывешены результаты «рейтинга» сыщиков ( героев детективной литературы), сделанные на предыдущем уроке. Каждая группа представляет досье-презентацию своего персонажа .

Вхождение или погружение в тему

5 мин

Объявление учителем темы урока ,его целей и задач. Запись в рабочей тетради определения жанра  темы урока.Обозначение круга изучаемых писателей .

Демонстрация видеофрагменты нескольких художественных фильмов ( «Приключения Шерлока Холмса», «Пуаро Агаты Кристи»,»Мисс Марпл», «Каменская», др), подготовленные учителем в форме небольшой ретроспективы.

Цель: донести до учащихся цели и задачи урока. Учащиеся должны самостоятельно вычленить особенности жанра ,узнать кратко о его развитии , узнать выдающихся мастеров жанра детектив.

Формирование ожиданий учеников

3 мин

Метод «Костюмчик ожидания». На уроке он называется «Костюм Шерлока Холмса».

На магнитной доске нарисована верёвка, на неё надо нанизывать детали костюма Шерлока Холмса, вырезанные из бумаги( кепи, пиджак и брюки, эти элементы символизируют ожидания,опасения и выводы ). Надписи на деталях костюма делаются в течение 35 мин урока и прикрепляются к «верёвке» руководителями групп ( руководители дают команду участникам группы выполнять это задание и следят за его выполнением).Пример того,что получилось: кепи- хотел побольше узнать о жизни Шерлока Холмса, пиджак- боялся, что не понравится моя презентация; брюки – хочу прочитать произведения Агаты Кристи и Уилки Коллинза, других английских писателей, работавших в жанре детектива).

Интерактивная лекция

5 мин

Демонстрация презентаций,подготовленных группами.

Просмотр презентаций и их оценка.

Примерный план приезентации: Внешность, манера одеваться, речь, привычки, увлечения. Методы расследования.

Второй ученик-рассказ о визави сыщика( доктор Уотсон, капитан Гастингс и т д.)

Ученики кратко рассказывают, какие произведения писателя они прочитали, определяя их жанр(рассказ, повесть, роман).

Вопросы по прочитанному( на примере группы «Шерлок Холмс»):

1)за какие преступления берётся Холмс, а от каких отказывается?

2)являются ли деньги заказчика главным фактором  для того, чтобы Холмс взялся за расследование? как его характеризует это обстоятельство?

3)кто и зачем обращается за помощью к великому сыщику?

4)какие способности помогают Холмсу блистательно справляться с труднейшими головоломками?

Все ответы являются матрицей для презентации.

 Подведение итогов этапа.


Проработка содержания темы

20 мин

Группа Учитель-Ученики( беседа).

Выполнение индивидуального задания в тетради и затем формирование кластера « Средства создания образа сыщика в детективном жанре»( работа в группах).

Мини-группа – класс для представления кластеров и пояснения к ним.

Вспоминаем понятие «контраст»,сопоставляем  образы сыщика и его помощника. Выясняем, для чего великим детективам авторы часто «дарят» непутёвых и недалёких визави.

Кратко оцениваем презентации ( понравилось или не очень,интересно или нет, какая наиболее содержательна,какой сыщик заинтересовал более всего, в какой презентации ярче раскрыт образ самого автора?).Группа показывает карточку с оценкой ( по пятибалльной системе).

Задание: после беседы записать в тетради,какими способами пользуется писатель для создания образа своего героя, как и при помощи чего он наделяет его яркой индивидуальностью). Далее группа должна создать кластер и определить двух представиелей( мини-группу),которая будет рассказывать о своих выводах остальному классу.

Подведение итогов этапа.

Подведение итогов

5 мин

Запись выводов в тетрадь, окончание работы «Костюм Шерлока Холмса».

Объяснение домашнего задания.

Цель: подвести итоги работы, оценить полноту выполнения целей и задач урока, выявить, сбылись ли ожидания и опасения учащихся во время урока.

Учитель просит ещё раз прочитать определение жанра детектива и ответить на вопрос, что же это такое? Какие особенности этого жанра мы сегодня выявили? Запись особенностей в тетрадь (их называют сами учащиеся ,при этом класс устно редактирует формулировки).Какова же причина популярности жанра? Каковы результаты ншего главного расследования? Запись этого важнейшего вывода станет  также домашним заданием. Также дома предлагается создать список детективов, который ученики предлагают прочесть младшим братьям  или сёстрам или младшим ученикам.

Заключительные слова учителя ,его благодарность за работу и интересный урок, пожелания и предложения дальнейшего сотрудничества.

Эмоциональная разрядка (разминка) – укажите, после какого этапа урока она будет проводиться и переместите строку( между интерактивной лекцией и проработкой содержания).

5 мин

«Электрическая цепь».

Цель: взбодрить уставших учащихся, переключить их на подвижную командную игру. Поскольку ребята много говорили, выбран способ релаксации, при котором надо молчать.


Ф.И.О. __Матюшкина Мария Евгеньевна.____________________________________________________

Ключевые процессы

Вопросы организации

Ответ

эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса

Каким образом будет обеспечена интеракция  участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока?

Достижение и поддержание состояния сотрудничества в групповой работе обеспечивают качественное формирование новых знаний и умений, активное развитие социальных навыков. Ученики сами объединялись в группы в соответствии со своими литературными предпочтениями, составляли вместе рейтинг, проводили для  интервьюирование на предмет самых читаемых книг заданного жанра.

Демонстрация видеофрагментов, иллюстраций, презентаций в форме досье сыщика , работа в группах для совместного выполнения заданий,- всё это обеспечит интеракцию на должном уровне и поможет выполнить цели и задачи урока в целом.

упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса

Как Вы будете учитывать разные каналы восприятия информации учащимися?

Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить?

Использованы средства, учитывающие потребности аудиалов , визуалов , кинестетиков. Яркая наглядность, много запоминающейся интересной устной информации, возможность выполнять сенсорную(«ручную») работу обеспечивают потребности всех групп детей с разными приоритетами восприятия. Чередование монологической и диалогической речи.

Помешать может «человеческий фактор», разный уровень воспитанности и терпимости к мнению , отличному от твоего. Учитель должен учитывать это ,  оказывая помощь при формировании группы. Несмотря на то, что ребята объединяются в группы самостоятельно ( их связывает общность интересов), данная возрастная группа не может обойтись без подсказок и советов учителя- модератора, поэтому целесообразно вносить коррективы в состав групп, умело мотивируя свои советы, чтобы это не выглядело как навязывание и диктат.

обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация)

Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого?

Демонстрация фрагментов фильмов, интересное и необычное оформление доски, красочные презентации (мультимедиа),- всё это обеспечит наглядность в полной мере.

Мультимедийная аппаратура, дивиди – проигрыватель с диском,на который учитель записывает маленькие фрагменты фильмов, таблицы( рейтинг), заготовки для АМО « Костюм сыщика».

мотивацию всех участников образовательного процесса

Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий Ваш урок?

Сам по себе жанр( тема урока) является сильным мотивирующим средством, потому что приключенческий жанр- это увлекательно и  всегда интересно. Сам по себе урок напоминает детектив- есть загадка, которую надо разгадать. Ребята самостоятельно создадут рекомендательный список для младшего поколения, им хочется поделиться тем ,что они узнали на уроках  внеклассного чтения по данной теме, они ощущают себя взрослыми и авторитетными( это очень действенный фактор для данной возрастной группы). Учащиеся придут на следующий урок с удовольствием, потому что они открыли ,что многое могут и умеют, что литература-это предмет, позволяющий раскрыть свой творческий потенциал. Кроме того, ученикам 7 класса очень нравится групповая работа и обсуждение ответов друг друга, они чувствуют себя взрослыми людьми,ч ьё мнение важно и ценно.

мониторинг образовательного процесса

Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики?

1. Четкое следование времени, отведенному на каждый этап.

2. Подведение промежуточных итогов на каждом этапе урока.

3. Корректировка групповой работы.

рефлексию педагога и обучающихся

Какие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока?

1. Промежуточная рефлексия, позволяющая проанализировать деятельность на каждом этапе занятия.

2. Фиксация результатов труда и его афиширование на этапе подведения итогов урока и оценивание их не только учителем, но и группами.

3. Итоговая рефлексия создает ощущение завершенности процесса, даёт ученикам ощущение удовлетворения от проделанной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения на уроках информатики

ВведениеI. Активные  методы обучения информатики1.1.Что скрывается за понятием активные методы обучения?1.2. Классификация активных методов обучения.1.3. Обоснование возможности и целесообр...

Использование активных методов обучения на уроках.

«Проведенный опрос педагогов из различных регионов России показал, что среди главных проблем сегодняшней школы они выделяют низкую мотивацию, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых прич...

Использование активных методов обучения на уроках литературного чтения

В статье описаны некоторые активные методы работы с учащимися с легкой умственной отсталостью...

«Раскрытие нравственного и интеллектуального потенциала личности через использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»

   Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных ф...

Разработка урока на тему "Merry Christmas" с использованием активных методов обучения (модерация)

Суть методики модерации состоит в том, что педагог выстраивает работу так, что используемые формы, приемы, методы организации умственной деятельности направлены на развитие исследовательскихь умений, ...

Использование активных методов обучения на уроках технологии

●Первичное овладение знаниями (проблемные лекции, дискуссии)●Контроль знаний “закрепление” (тестирование, коллективная мыслительная деятельность)●Формирование профессиональных умений, навы...