Тема Великой Отечественной войны в повести К.Воробьёва "Убиты под Москвой".
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Ходова Татьяна Николаевна

 Литература второй половины ХХ века о Великой Отечественной войне. (К.Воробьев. “Убиты под Москвой”). 2 часа.

 

Тема Великой Отечественной войны в литературе в произведениях 60-х годов 20 века.

Послевоенное осмысление событий войны:

  • Появление нового типа писателя – непрофессиональный писатель во время войны, человек, узнающий окопную правду на собственном опыте, - В. Некрасов.
  • Новые темы и проблемы – «В окопах Сталинграда»;
  • Попытка осмысления причин неудач начального периода войны (Керженцев и Фарбер)
  • Тип солдата (Валега) – сибирский       охотник – профессионал, убийство человека, как и убийство зверя, должно быть оправдано;
  • Карьеризм, приспособленчество на войне (эпизод бессмысленной гибели роты ради исполнения приказа);
  • «Мы все вышли из «Окопов Сталинграда» Виктора Некрасова, как писатели 19 века вышли из гоголевской шинели» (писатели-фронтовики).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_vov_ubity_pod_moskvoy_vorobyov.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Литература второй половины ХХ века о Великой Отечественной войне. (К.Воробьев. “Убиты под Москвой”). 2 часа.

Тема Великой Отечественной войны в литературе в произведениях 60-х годов 20 века.

1.Послевоенное осмысление событий войны:

  • Появление нового типа писателя – непрофессиональный писатель во время войны, человек, узнающий окопную правду на собственном опыте, - В. Некрасов.
  • Новые темы и проблемы – «В окопах Сталинграда»;
  • Попытка осмысления причин неудач начального периода войны (Керженцев и Фарбер)
  • Тип солдата (Валега) – сибирский         охотник – профессионал, убийство человека, как и убийство зверя, должно быть оправдано;
  • Карьеризм, приспособленчество на войне (эпизод бессмысленной гибели роты ради исполнения приказа);
  • «Мы все вышли из «Окопов Сталинграда» Виктора Некрасова, как писатели 19 века вышли из гоголевской шинели» (писатели-фронтовики).

2.Плеяда писателей военной темы 60-х годов  (Г. Бакланов, Ю.Бондарев, В.Быков, К. Воробьёв) – поколение лейтенантов, знающих войну не понаслышке.

3.Анализ повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой».

Повесть автобиографическая.  

Время действия - 5 ноябрьских дней 1941 года. Место указано в названии повести. Уже в первой строке заявлена тема: «Учебная рота кремлёвских курсантов шла на фронт». А чуть позже автор говорит о том, как представляли восемнадцатилетние вчерашние школьники то, что им предстоит: «Впереди – и уже недалеко – должен быть фронт. Он представлялся курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и они шли не к нему, в него, чтобы заселить и оживить один из его временно примолкших бастионов».

Всё, что показывает автор в 10 последующих главах, - это «суровая явь войны», тот опыт жизни на фронте, который приобретает главный герой повести, единственный оставшийся в живых лейтенант Алексей Ястребов.

Анализ 1 главы.

  • Каким показан командир роты капитан Рюмин?
  • Как относятся курсанты к командиру?
  • Как он относится к ним?
  • Кого из литературных героев напоминает капитан Рюмин?

Он  оставался стоять на виду курсантов перед вражескими «юнкерсами», «и с губ его не сходила всем знакомая надменно-ироническая улыбка».  (Андрея Болконского перед солдатами на Бородинском поле).

Глава 3-4.

Уже первая встреча с фронтовиками поражает курсантов и их командира, вызывает недоумение: заградотряд, расположившийся  в скирдах сена, отступающие бойцы и высокопоставленный дезертир – генерал-майор Переверзев.

  • Как показано отношение капитана Рюмина к Переверзеву? ( О генерал-майоре он (Ястребов) докладывал путано, и с каждым его словом у капитана Рюмина всё выше приподнималась бровь. Как зачарованный, он смотрел на ремень Переверзнева и вдруг    побледнел и сказал чуть слышно:

      -Предъявите документы!»)

  • Какая деталь говорит о том, что капитан считает, что обязан воспитывать курсантов, даже обманывать их, чтобы не разрушить их юношеского представления о войне?

(«Объясни, пожалуйста, взводу, что это был не генерал, а боец…Контуженный. Установил это я сам. Понимаешь?

-Я всё понял,- негромко сказал Алексей, с какой-то обновлённой преданностью глядя в глаза Рюмина.

-Обстановка не ясна. Кажется, на нашем направлении прорван фронт…».

Глава 5.

  • Как автор показывает единство Алексея Ястребова с курсантами?
  • Чем обусловлены его команды во время миномётного налёта?

Глава 6.

  • Почему капитан Рюмин  не выполнил устное распоряжение майора из штаба полка – немедленно отступать?
  • Почему он не сообщил позднее курсантам  своих подозрений о том, что рота находится в окружении?
  • Какой он отдал приказ и почему? («А что, если броском вперёд… И разгромить, и выйти к лесу, а потом на север и… Но обязательно разгромить! Курсанты должны поверить в свою силу, прежде чем узнать об окружении…»)  («Он был уже до конца убеждён, что избрал единственно правильное решение – стремительным броском вперёд. Курсанты не должны знать об окружении, потому что идти с этим назад значило просто спасаться, заранее устрашаясь. Нет. Только вперёд, на разгром спящего врага, а потом уже на выход к своим…»)

Глава 7.

  • Понимал ли капитан Рюмин, к каким последствиям может привести его решение? (Он гнал от себя мысли о возможной гибели роты. «…Почти безотчётно Рюмин не хотел сейчас думать о грядущем дне и о своих действиях в нём.»)
  • Ночной рукопашный бой курсантов. Как автор показывает переживания Алексея во время боя?

Глава 8-9.

  • Какие чувства испытывают курсанты и Алексей Ястребов во время бомбардировки и последующей атаки немецкого танкового десанта и  пехоты?
  • Как автор показывает преодоление естественного страха смерти? Осталось ли место для показного геройства?
  • Чем обусловлено поведение курсанта, с которым  столкнулся Алексей?

Глава 10.

  • Как вы понимаете слова капитана Рюмина, сказанные после гибели советских «ястребков»:

- Всё,- страдальчески сказал он. – Всё… За это нас нельзя простить. Никогда!..

  • Почему Алексей не осудил Рюмина ни за командование ротой, ни за самоубийство?
  • Как вы думаете, повлияла ли на жизнь и судьбу Ястребова жизнь и смерть Рюмина?
  • Что поддерживает силу духа Алексея Ястребова в поединке с танком?

 («То оцепенение, с которым он встретил смерть Рюмина, оказывается не было ошеломлённостью или растерянностью. То было неожиданное и незнакомое явление ему мира, в котором не стало ничего малого, далёкого и непонятного. Теперь всё, что когда-то уже было и могло быть ещё, приобрело в его глазах новую, громадную значимость, и это всё…требовало к себе предельно бережного внимания и отношения. Он почто физически ощутил, как растаяла в нём тень страха перед собственной смертью. Теперь она стояла перед ним, как дальняя и безразличная ему родня-нищенка, но рядом с нею и ближе к нему встало его детство, дед Матвей, Бешеная лощина…»)

  • К кому обращается Алексей, единственный оставшийся в живых из 240 человек? (К смерти, ругает её, не хочет покориться).
  • Какой смысл  вкладывает автор в открытый финал повести?
  • («Далеко впереди беззвучно и медленно в небо тянулись от земли огненные трассы, и Алексей шел к ним. Он ни о чем отчетливо не думал, потому что им владело одновременно несколько чувств, одинаково равных по силе, - оторопелое удивление перед тем, ему он был свидетелем в эти пять дней, и тайная радость тому, что остался жив; желание как можно скорее увидеть своих и безотчетная боязнь этой встречи; горе, голод, усталость и ребяческая обида на то, что никто не видел, как он сжег танк…

        Подавленный всем этим, он шел и то и дело всхлипывающее шептал:

       -Стерва… Худая…

        Так было легче идти»).

  • Какая основная проблема повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой»?  (Война как проявление истинной сущности человека в экстремальной ситуации, проблема нравственного выбора – основная проблема произведений лейтенантской прозы).

Константин Воробьев прожил недолгую трудную жизнь. Он родился в 1919 году на Курской земле. В 1934 году переехал в Москву. Работал рабочим на заводе грузчиком. После окончания вечерней школы поступил в педагогический институт, оттуда в 1937 году был призван в Красную Армию, а через год направлен в Кремлевское военное училище. В 1941 году в составе роты кремлевских курсантов ушел на фронт. В конце того же года попал в плен, был в четырех концлагерях. Дважды бежал. Командовал отдельной партизанской группой в Литве.

 После демобилизации в 1947 г. Стал серьезно заниматься литературной работой.

 Повесть « Убиты под Москвой « вышла в 1963 г.  Её главный герой – младший лейтенант Алексей Ястребов, во многом автобиографичен. Всего пять дней, проведенных на фронте, меняют его, заставляют мужать и взрослеть. События, описанные в повести, происходят в ноябре 1941 г. В Подмосковье. Рота кремлевских курсантов ( 240 человек и все одного роста 183 см) . Ни один из них еще не участвовал в боях. И представление их о фронте весьма далеки от реальности.

 Алексей Ястребов командует  четвертым взводом. Для него идеалом командира является капитан Рюмин, подтянутый,            преподаватель их училище. Сам Алексей только две недели назад получил звание лейтенанта. Все для него происходит в первый раз. Первые погибшие товарищи и первый убитый в рукопашной охватке враг, первый бой и первый безумный животный страх перед смертью ; впервые испытанное чувство полного душевного опустошения после страшной гибели роты и после собственного малодушия и первый один на один – бой с фашистским танком.

 Эти эпизоды , как ступеньки , по которым Константин Воробьев крупными шагами ведет своего героя  Алексея Ястребова к тому моменту , когда он почувствует себя не просто повзрослевшим , но солдатом и гражданином , ответственным « за собственную судьбу « и за судьбу Родины.

 В финале повести , оставшись один из всей роты, полуопущенный , измученный. Ястребов все же не сломлен духом , он стремится выйти из окружения к своим , он верит в победу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме Великая отечественная война"

Тест включает 2 варианта и рассчитан на школьников, изучающий предмет на базовом уровне. По форме он аналогичен заданиям ЕГЭ по истории России....

Итоговый тест по теме "Великая Отечественная война"

Материал может быть использован для итогового контроля в 11 классе по теме "Великая Отечественная война", а также позволяет проверить знания учащихся при подготовке к ЕГЭ....

Тестирование по теме "Великая Отечественная война" 11 класс

Тест (2 варианта) по материалу учебника Н.В.Загладина, С.И.Козленко "История отечества. XX- начало XXI века. 11 класс...

Урок по теме Великой Отечественной Войны (ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”). (УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ).

Тема:”ВОЙНА И ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ”.(ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”)....

Экспериментальное изучение темы «Великая Отечественная война» в курсе Отечественной истории 11 класса.

Данная статья раскрывает особенности изучения такой сложной темы как "Великая Отечественная война". В статье описывается эксперимент по проведению уроков на основе деятельностного подхода к изучению и...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса   Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....


 

Комментарии

Спасибо, Татьяна Николаевна!