Главные вкладки

    Урок по литературе в 10 классе. Цветопись в произведении Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
    план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

    Урок исследовательского характера.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon cvetopis_prest._i_nak._seryogina_n.yu_.zip40.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 10 классе

    Автор: Серёгина Нина Юлдашевна

    Курс: Русская литература 20 века

    Раздел: Литература второй половины XIX  века 

    Тема: Цветопись в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

    Учебно-методическое обеспечение:

    1. авторский медиапродукт: презентация
    2. эпизоды произведения Достоевского «Преступление и наказание»;
    3. цветные карандаши

    Время реализации занятия: 45 минут

    Цель урока:

    1. Через цветосимволику произведения вывести учащихся на мироощущение писателя и его философию.
    2. Развивать связную и монологическую речь учащихся.

    Образовательные:

    1. Рассмотреть понятие цвета
    2. Рассмотреть значение цвета в произведении «Преступление и наказание».
    3. Проанализировать значимость употребления цветописи в произведениях

    Развивающие:

    1. Развивать умение анализировать, делать выводы.
    2. Развивать навыки работы учащихся в группе.
    3. Развитию навыки владения речью.

    Воспитывающие: 

    1. Актуализировать личностный опыт учащихся (в разрезе данной темы урока). Обратить их внимание на символику цвета.

    Проблемный вопрос:

    1. Ваше понимание значения цвета.
    2. Какими цветами пользуется Достоевский при описании портретов героев, интерьера?
    3. Каков смысл употребления цветописи в романе Достоевского?
    4. Почему употребление цветописи значимо для Достоевского?

    Предполагаемые варианты решений:

    1. Символика одного и того же цвета, может иметь несколько значений.
    2. Цветопись – это путь к разгадыванию тайны смысла художественного произведения.
    3. Автор пишет цветом то, что не может сказать словами.

    Тип урока: комбинированный

    Форма урока: урок-исследование

    Формы обучения:

    1. самостоятельная работа
    2. фронтальная работа
    3. групповая работа

    Оборудование: ОС Windows, мультимедийный проектор, презентация

    Методы:

    1. Объяснительно-иллюстративные
    2. Частично  - поисковые
    3. Проблемно-эвристические
    4. Когнитивный

    План проведения урока:

    № п/п

    Этапы  занятия

    Временная реализация

    1

    Организационный момент. Целеполагание.

    1 минута

    2

    Эвристическая беседа на актуализацию личностного опыта учащихся (в разрезе темы урока)

    4 минуты

    3

    Постановка основного проблемного вопроса урока

    1 минута

    4

    Проблемно-эвристическая беседа с опорой на имеющиеся знания и личностное восприятие.

    14 минут

    5

    Решение проблемной задачи

    Работа в группах: обсуждение и формулировка общих выводов.

    Выступление и обсуждение

    22 минуты



    6

    Рефлексия.

    1 минута

    7

    Заключительное слово учителя

    1 минута

    8

    Задание на дом.

    1 минута

    Карта урока:

    Комментарий хода урока

    Время (мин)


    Репродуктивные

    формы

    деятельности

    Продуктивные формы деятельности

    Вступительное слово учителя. Целеполагание урока (учитель чётко проговаривает цель урока)

    1

    1. Внимание

    Обращение к формулировке темы урока. Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: Попробуйте объяснить, что для вас означают такие цвета, как жёлтый, зелёный, красный.

    4

    1. Рефлексивность
    2. Аргументированность
    3. Активность

    Учитель ставит основной проблемный вопрос урока, на который учащимся предстоит ответить по итогам групповой исследовательской работы: Почему употребление цветописи значимо для Достоевского? 

    Учитель раздаёт учащимся отрывки из произведения.

    Задание: подчеркнуть встречающиеся цвета разными карандашами.

    15

    1. Память
    2. Внимание
    1. Активность
    2. Умение слышать

    Проблемный вопрос: Каков же смысл  жёлтого колорита в романе Достоевского?

    22

    1. Память
    2. Внимание
    1. Ассоциативность
    2. Рефлексивность
    3. Открытость
    4. Ясность и выразительность речи

    Учитель проводит рефлексию, выясняя, насколько изменилось первоначальное представление о символики цвета. Заключительное слово учителя.  Домашнее задание.

    3

    1. Рефлексивность
    2. Аргументированность
    3. Ясность речи

    Ход урока:

    Организационный момент. Целеполагание (см. слайд№1).

    Учитель: Сегодня на уроке мы обратимся к понятию цветописи. И попытаемся определить, зачем Достоевский использует цвета в своём произведении.

    Обращение к теме урока (см. слайд№2). Тема нашего урока «Цветопись в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»».

    Эвристическая беседа на актуализацию личностного опыта обучающихся.

     Что для вас означают такие цвета, как жёлтый, зелёный, красный, белый, чёрный?

    Ответы учащихся. Тезисная фиксация на доске ответов.

    Цвета

    Ответы учащихся

    Желтый

    Цвет солнца, жёлтые одуванчики и т.д.

    Зелёный

    Цвет травы, весенний цвет, т.е. пробуждение природы

    Красный

    Красивый, цвет крови

    Чёрный

    Ассоциируется с ночью, ничего не видно, пустота

    Белый

    Цвет зимы, холодный цвет, невеста вся в белом

    Учитель: Известно, что жёлтый цвет – цвет солнца, цвет жизни, радости, энергии. Красный означает напряжение сил, концентрацию энергии – тяжёлый труд, борьба, война, конфликты и т.д. (слайд № 5)

    Постановка основного проблемного вопроса урока.

    Учитель: А теперь, ребята, определим почему употребление цветописи значимо для Достоевского?

    Организация групповой исследовательской работы (см. приложения «Задание для групповой работы»

    Учащиеся делятся на группы. Группа 1 подчёркивает жёлтый цвет, 2 группа подчёркивает эпизоды, где встречается красный цвет, 3 группа находит зелёный цвет, 4 группа: чёрный и белый цвет.

    Учитель: Подчеркните, встречающиеся вам цвета. Объясните значение каждого цвета в  отрывках из произведения.

    Учащиеся. Подчёркивают цвета.

    Учитель: (Работа с эпизодами). При описании интерьера, портрета,  какой использует цвет Достоевский? И почему именно такой цвет?

    Учащиеся: Достоевский использует жёлтый цвет (жёлтые обои, мебель жёлтого цвета, жёлтое лицо от постоянного пьянства Мармеладова, жёлтая, «похожая на шкаф или сундук» коморка Раскольникова, жёлтоватые обои в комнате Сони, «мебель из жёлтого отполированного дерева» в кабинете Порвирия Петровича, перстень с жёлтым камнем на руке Лужина).  Эти детали отражают  безысходную атмосферу существования главных действующих лиц романа, становятся предвестниками недобрых событий. 

    В описании портрета героев: женщина-самоубийца с жёлтым испитым лицом, «исхудалое, бледно-жёлтое лицо» у Раскольникова, у Порфирия Петровича «больное, тёмно-жёлтое лицо», у Катерины Ивановны – «бледно-жёлтое лицо», у Мармеладова «отёкшее, жёлтое лицо».

    Учитель: Каков же смысл  жёлтого колорита в романе Достоевского? Когда у человека жёлтые круги под глазами. Это о чём свидетельствует?

    Учащиеся: О болезни. У Достоевского жёлтый цвет – это цвет болезни, печали, подавленности.  Жёлтый цвет, ставший в романе грязным, яркость которого приглушена, - это приглушённые, затушёванные грязью жизни, приглушённое жизнелюбие, способности и таланты.

    Учитель: Кроме жёлтого цвета, в описании природы,  портретов  в романе встречается красный цвет. Что он символизирует? (слайд № 4, 6)

    Учащиеся: «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками», красные отвороты на сапогах Мармеладова, раскольников видит мужиков в красных рубахах, у них красные лица.  Рядом сидит «бабёнка» в красном, закат «яркого, красного солнца», укладка «обитая красным сафьяном», заячья шубка, «крытая красным гарнитуром».

    Красный цвет – это агрессия, гнев. «Красные камешки» становятся как бы предвестниками неизбежного пролития крови.

    Учитель: Разные оттенки красного (или его модификации)  скрываются и в именах героев (см. слайд №3). Родион по-гречески означает розовый. А как вы, ребята, понимаете значение розового цвета?

    Учащиеся: Розовый – это доброта, ранимость.

    Учитель: Да. Хотя герой и совершает страшное преступление, мы помним и добрые его поступки.  

    Имя Порфирий с греческого багряный. Ведь именно Порфирий будет главным мучителем Раскольникова.

    Учитель: Встречается в романе и зелёный цвет. (слайд № 7)

    Учащиеся: Зелёный купол церкви – надежда на лучшее, Раскольников сидит под кроной зелёного дерева, зелёный зонтик у дочери купчихи, зелёный драдедамовый платок у Сони.

    Вывод: Зелёный цвет в романе – это цвет защиты, символ Богородицы. В эпилоге романа героиня в зелёном платке, когда в душе Раскольникова происходит перелом и он возрождается к новой жизни.

    Учитель: Хорошо. Теперь переходим к чёрному и белому цвету. (слайд № 8,9)

    Учащиеся: Раскольников идя на убийство, поднимается по «чёрной  лестнице». Девочка-утопленница в белом платье, мраморного цвета руки, белые нарциссы. У Сони белокурые волосы, а у Свидригайлова с проседью.

    Учитель: Почему именно «чёрная лестница», белое платье и цветы, волосы с проседью?

    Учащиеся: дают варианты ответа.

    - Чёрная лестница – неизвестность.

    - Белый цвет – смерть (девочка-утопленница), у Сони - это символ святости. У Свидригайлова - это оболочка, которая скрывает страшного грешника.

    Учитель: Белые нарциссы у некоторых народов возлагают на могилы. Белый цвет – это символ чистоты (невеста вся в белом), невинности, но и символ скорби, печали. У некоторых народов в белом хоронят.

    Вывод: Белый цвет многозначен. Один и тот же цвет помогает писателю  показать разную сущность героев.

    Учитель: А теперь давайте соединим эпизоды над которыми вы работали. Что мы видим, какой цвет преобладает в романе?

    Учащиеся: Жёлтый.

    Учитель: Верно. Действительно, всё действие в романе происходит практически на жёлтом фоне. Именно цвет помогает нам понять душевное состояние героев произведения. Кроме того, не стоит забывать о том, что «Преступление и наказание» - петербургский роман. А Петербург второй половины ХIХ века – город «золотого мешка».  Поэтому жёлтый цветовой фон в романе, кроме того, символизирует золото, товарно-денежные отношения. (слайд № 10)

    Учитель. Давайте вернёмся к Вашим ответам в начале урока. Насколько изменилось Ваше представление о значении цвета?

    Учащиеся: (примерные варианты ответа) Общее понятие жёлтого цвета -  цвет солнца и др., а у Достоевского значение этого цвета как будто перевёрнуто.

    Учитель: Таким образом, использование различной цветовой гаммы в романе Достоевского помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние. Цветопись – это путь к разгадыванию тайны смысла художественного произведения.

    Рефлексия.

    Учитель: Я очень рада, что мы справились с трудной задачей: научились воспринимать художественный текст через цвет, почувствовали настроение автора, состояние героев произведения.

    - А с каким настроением вы уходите с урока?  (учащимся раздаются листочки, на которых они рисуют смайлики)

    Домашнее задание: Домашнее сочинение по роману. Найти в тексте другие цвета (синий и т.д.)

    Приложение

    Комната Сони Мармеладовой: «… Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… походила как будто на сарай, имела угол, ужасно острый…; другой же угол был слишком безобразно тупой. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам».

    (комната Раскольникова)Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того уже пыльными и изодранными, что цвет их (жёлтый) угадать ещё можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого".

    «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению».

    (старуха-проценщица)Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. "И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!.." -- как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова, и быстрым взглядом окинул он всё в комнате, чтобы по возможности изучить и запомнить расположение. Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, -- вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Всё было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; всё блестело. "Лизаветина работа", -- подумал молодой человек. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире.

    Женщина-самоубийца с жёлтым испитым лицом, «исхудалое, бледно-жёлтое лицо»

    Перстень с жёлтым камнем на руке Лужина.

    Жёлтое лицо от постоянного пьянства Мармеладова.

    УКатерины Ивановны – «бледно-жёлтое лицо.

    (Раскольников)Проснулся он желчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку.

    Страшный сон приснился Раскольникову. Среди кладбища каменная церковь с зеленым куполом, в которую он раза два в год ходил с отцом и с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке… Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками внакидку.

    Рядом сидит «бабёнка» в красном, закат «яркого, красного солнца», укладка «обитая красным сафьяном», заячья шубка, «крытая красным гарнитуром».

    Он почувствовал, что кто-то стал подле него, справа, рядом; он взглянул -- и увидел женщину, высокую, с платком на голове, с желтым, продолговатым, испитым лицом и с красноватыми, впавшими глазами. Она глядела на него прямо, но, очевидно, ничего не видала и никого не различала. Вдруг она облокотилась правою рукой о перила, подняла правую ногу и замахнула ее за решетку, затем левую, и бросилась в канаву.

    Порфирий Петрович был по-домашнему, в халате, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать.

    Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет.

    Вся в цветах лежала в нём девочка, в белом тюлевом платье, со сложенными и прижатыми на груди, точно выточенными из мрамора руками. Но распущенные волосы её, волосы светлой блондинки, были мокры; венок из роз обвивал её голову. Строгий и уже окостенелый профиль её лица был тоже  как бы выточен из мрамора, но улыбка на бледных губах её была полна какой-то недетской, беспредельной скорби и великой жалобы. Свидригайлов знал эту девочку; ни образа, ни зажжённых свечей не было у этого гроба и не слышно было молитв. Эта девочка была самоубийца-утопленница. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорблённое обидой, ужаснувшею и удивившею этот молодое детское, сознание, залившею незаслуженным стыдом  её ангельски чистую душу и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в тёмную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл ветер…»

    Раскольников сидит под кроной зелёного дерева, зелёный зонтик у дочери купчихи, зелёный драдедамовый платок у Сони.

    «чёрная лестница»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок музыки в 6 классе "Музыкальные образы произведений А.Н.Скрябина".

    Комбинированный урок для учащихся 6-го класса по теме "Музыкальный образ" сочетает различные формы и методы работы. Ученики на уроке музицируют, слушают музыку, составляют ассоциативные гроздья, размы...

    Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки в 5 классе при изучении произведений искусства по героико-патриотической теме.

    Это материал по данной теме, с которым я выступала на городском семинаре учителей музыки. В нём я делюсь опытом своей работы в школе. Описываю какие применяю виды учебных исследований, как использую п...

    Проверочная работа по литературе.10 класс. По роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".

    Итоговая проверочная работа по литературе по роману Ф.Достоевского "Преступление и наказание"....

    Конспект урока по литературе 10 класс "Петербург Ф.М.Достоевского в романе "Преступление и наказание"

    Конспект урока по литератеру 10 класс "Петербург Ф.М.Достоевского в романе "Преступление и наказание"...

    Бинарный урок по литературе, 8 класс. Пугачёв в истории и на страницах литературных произведений: А.С. Пушкина " Капитанская дочка", С.А. Есенина "Пугачёв"

    Данный бинарный урок, проводимый учителями литературы и истории, знакомит учеников со сложным и противоречивым историческим лицом - Емельяном Ивановичем Пугачёвым, ставшим литературным героем произвед...

    Конспект урока по литературе 9 класс по произведению М.А.Шолохова "Судьба человека"

    Этот урок учит анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;развивает аналитическое мышление, творческое воображение, устную ...

    Презентация к уроку по литературе 6 класс по теме : нравственный выбор в произведении "Маттео Фальконе" П.Мериме.

    Презентация содержит слайды, соответствующие теме урока. Общая информация  о жизни и творчестве П.Мериме. Дается толкование основным понятиям, прилагаются иллюстрации, помогающие дать срав...