«М. Ю. Лермонтов «Бородино».
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

«М. Ю. Лермонтов «Бородино».

( Рисунок №1)

 

Москва, Москва!.. люблю тебя,

как  сын,

Как  русский, - сильно, пламенно

и нежно.

М.Ю.Лермонтов

Цели урока: ( Рисунок №2)

 

 1. Знакомство с биографией М. Ю. Лермонтова.

1. Чтение содержания  стихотворения “Бородино” с обращением особого внимания на его художественные достоинства.

2. Развитие умения делать анализ художественного текста.

3. Воспитание  уважения к великому прошлому России.

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

2. Слово о поэте (ответ ученика.) ( Рисунок №3, 4, 5, 6)

  3. Историческая справка о Бородинском сражении. (Рисунок №7)

-Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

- А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?

(Упоминание о великих исторических событиях).

- Знакомо ли вам слово – Бородино? ( Рисунок №8).

(Относится к событиям войны 1812года, название деревни под Москвой, где произошло крупное сражение.)

- Сегодня темой нашего урока будет разговор о Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М. Ю. Лермонтова. История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.

1 ученик: ( Рисунок №9).

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России. Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тысяч человек.  В резерве у русских сохранилось не более 5 тысяч  человек, у французов – вся гвардия (19 тысяч человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, так как русские впервые остались непобежденными.

2 ученик:

 Не сбылось пророчество Наполеона: «Через три года я буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю ее…» Ему пришлось признать: «Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми». Вслед за русским генералом А. П. Ермоловым можем с гордостью повторить: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую». Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об ее учреждении говорилось: «Воины! Славный… год, в которой… поразили вы лютого и сильного врага… минул; но не пройдут и не умолкнут… громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!»

 

3ученик: 

26 августа состоялось Бородинское сражение. 1 сентября – военный совет в Филях, где Кутузов принимает решение оставить Москву. 2–6 сентября – пожар Москвы. Октябрь - Кутузов вынуждает французов покинуть Москву и отступать по Старой Смоленской дороге. Ноябрь – декабрь – окончательный разгром французской армии и изгнание его остатков за пределы России.

4. Словарная работа. ( Рисунок № 10)

- Прежде чем послушать стихотворение, обратите внимание на слова и их значения и постарайтесь запомнить:

Редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя;

мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин;

картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;

лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

бивак – стоянка войск под открытым небом;

кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи;

булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;

улан, драгун – солдаты конных полков;

басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

 

- С точки зрения лексики, что это за слова?

( Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии.)

5. Выразительное чтение стихотворения учителем. ( Рисунок №11).

-  Понравилось ли стихотворение? Как вы его поняли? Какие строки произвели на вас особое впечатление?

Анализ произведения.

- Что собой представляет первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит? Оправдывает ли себя такой выбор предложений?

(Первая строфа стихотворения – это вопросительное и два восклицательных предложения, в которых заключен вопрос молодых воинов о боевых схватках под Бородином и сожаление, что отдали Москву.)

- Что собой представляет остальная часть стихотворения?

(Рассказ бывалого воина, участника сражения – волнующий, гордый, правдивый.)

- Как построено произведение? (В форме разговора молодого солдата и старого).

- Как вы себе представляете дядю – героя, от лица которого ведётся рассказ?

- В каком он был возрасте во время битвы? А во время своего рассказа о битве? (Сейчас это старый человек, а во время сражения был молод).

- Какой он был - простой или образованный человек? Обратите внимание на его речь.

(Зачитывание строчек из текста: «Это человек из народа, солдат, артиллерист»).

- Был ли он храбрым? Прочитайте эти строчки?

- Как он вспоминает битву? (Постоянно чувствуется ещё не забытое восхищение подвигом солдат).

- Как он называет героев своего поколения? (Могучее, лихое племя, богатыри). Почему? (Он гордится ими, их победой).

- Почему солдат употребляет слово “мы” 20 раз, а слово “я” 3 раза? (Он не отделяет себя от войска, он спаян с народом, участвует во всеобщем деле).

-  Мысли старого солдата – это чувство всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни, объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг. И поэт Лермонтов, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Главные герои для него – это народ, участники битвы – богатыри. Качества русского солдата:

( Рисунок №12).

 

Мужество – присутствие духа в опасности.

Храбрость – отсутствие страха.

Отвага – смелость, бесстрашие, храбрость.

Удаль – безудержная, лихая смелость.

Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической ситуации.

Патриотизм – преданность и любовь к Родине, народу.

 

- Чем объясняется победа русских?

Герои стихотворения – русские люди, победившие в войне с французами, - простые солдаты, руководимые талантливыми военачальниками: “…могучее, лихое племя, богатыри…” Русским воинам дороги простор и свобода родной земли: “Есть разгуляться где на воле!” Они горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: “Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!”

Русский солдат умеет хранить спокойствие, он рассудителен и мудр: “Но тих был наш бивак открытый: кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус”.

Он умеет быть искренне благодарен командирам за науку: “Полковник наш рожден был хватом: слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой”.

Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: «И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!»

 

- Мы встретились с произведением искусства. А искусство не только рассказывает о чем-то, но и делает нас соучастниками событий, заставляет пережить изображаемое.  А какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни?

Речь Лермонтова богата эпитетами (красочными определениями), сравнениями, метафорами, например: синие верхушки, поле грозной сечи, клятва верности, русский бой удалый, протяжный вой; умремте, как наши братья умирали; французы двинулись, как тучи; утро осветило пушки; звучал булат, картечь визжала.

6. Итог урока:

- Какие герои истории привлекают Лермонтова? Каких людей он ценит и за что? Как он относится к Родине?

( Рисунок №13).

Стихотворение “Бородино” - одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему родину от врага.

Домашнее задание:

Выучить наизусть отрывок стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Ю. Лермонтов Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский, - сильно, пламенно и нежно.

Слайд 2

Цели урока: 1. Знакомство с биографией М. Ю. Лермонтова. 1 . Чтение содержания стихотворения “Бородино ” с обращением особого внимания на его художественные достоинства. 2. Развитие умения делать анализ художественного текста. 3. Воспитание уважения к великому прошлому России.

Слайд 3

Лермонтов в детском возрасте. 1817-1818. Лермонтов в детстве. 1820-1822. Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка. 1834. Художник Ф.О. Будкин

Слайд 4

Лермонтов в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками. 1837. П.Е. Заболотский . Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837 Лермонтов. 1838. Художник А.И. Клюндер

Слайд 5

Лермонтов в сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка. 1839. Акварель А.И. Клюндера

Слайд 6

Лермонтов в сюртуке офицера Тенгинского пехотного полка. 1841. Художник К.А. Горбунов

Слайд 8

Знакомо ли вам слово – Бородино ? ( Относится к событиям войны 1812года, название деревни под Москвой, где произошло крупное сражение.)

Слайд 9

М. И. Кутузов Б. Наполеон

Слайд 10

Редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя; мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин; картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле; лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия; бивак – стоянка войск под открытым небом; кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи; булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки; улан, драгун – солдаты конных полков; басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

Слайд 12

Мужество – присутствие духа в опасности. Храбрость – отсутствие страха. Отвага – смелость, бесстрашие, храбрость. Удаль – безудержная, лихая смелость. Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической ситуации. Патриотизм – преданность и любовь к Родине, народу.

Слайд 13

Стихотворение “Бородино ” - одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему родину от врага . Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов "Бородино".

Конспект урока по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова"Бородино" ....

М.Ю.Лермонтов «Бородино» К 200-летию со Дня Бородинского сражения

Цель:познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» Задачи: - вспомнить страницы героического прошлого нашей страны; - познакомиться с композицией стихотворения и особенностями п...

методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос"

Методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос" разработана для 5 класса в соответствии с программой В.Коровиной ....

Презентация М.Ю.Лермонтов "Бородино"Автор Прохорова С.В.

Презентация показывает историческое значение войны 2012 года на примере литературного произведения....

М.Ю.Лермонтов "Бородино". Композиция, особенности повествования.

Цели урока: познакомить с детскими годами М.Ю.Лермонтова;знакомство  с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”,воспитывать уважения к великому прошлому....

разработка урока литературы в 5 классе "М.Лермонтов бородино"

Урок-исследование по литературе и истории посвящён победе России в войне 1812 года.Приложение к уроку- аудиозапись стихотворения, презентаця....