Развитие речи. Роль пунктуации в произведении Гоголя «Тарас Бульба» (употребление восклицательного, вопросительного знаков и многоточия; смысловые функции знаков препинания). (7 класс)
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Рубанова Зоя Сергеевна

З.С.Рубанова

Тема

Развитие речи. Роль пунктуации в произведении Гоголя «Тарас Бульба» (употребление восклицательного, вопросительного знаков и многоточия; смысловые функции знаков препинания). (7 класс)

 

Педагогические цели

Образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению разных смыслов восклицательных и вопросительных предложений, опираясь на произведение  великого писателя «Тарас Бульба», обращая внимание на риторические восклицания как фигуру речи, которая помогает ярче, сильнее передать чувства человека. Определить функции многоточия, способствовать пониманию учащимися роли пунктуации в предложениях с помощью лингвистического анализа текста; помочь осознать практическую значимость изученного материала.

Развивающие: создать условия для развития творческого логического мышления учащихся, повышать их познавательную мотивацию, научить выделять главное, систематизировать, анализировать.

Воспитательные: увлечь учащихся произведениями Гоголя, содействовать развитию коммуникативных умений,  формированию четких представлений функции пунктуации в тесте, что дает успешность при сдаче ЕГЭ.

 

Тип

Обобщение и систематизация знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  • базовый уровень – знают употребление восклицательного, вопросительного знаков и многоточия в конце предложения, особенности их в тексте; умеют определять их смысловые функции; выразительно читать художественный текст, передавать интонацией разные смысловые оттенки предложений по цели высказывания;
  • продуктивный уровень – умеют «всматриваться» в текст, рассуждать, отстаивать свою точку зрения: объяснить постановку вопросительного и восклицательного знаков; редактировать текст с определением границ предложения; выполняют тестовые задания (часть А .и пишут творческую работу – эссе или сочинение;

Личностные: понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; формируют умения и навыки в написании сочинения на лингвистическую тему; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в изучении темы, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу; развивают функции общения на уроке как условие взаимопонимания. побуждение к действию, ощущение морального удовлетворения результатами работы.

Метапредметные (универсальные учебные действия)

познавательные – общеучебные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказывания; логические: совершенствуют мыслительные операции; владеют основными нормами русского литературного языка; обогащают словарного запаса речи; умеют анализировать и оценивать языковых явлений и факты.

регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке;

коммуникативные – умело реализуют все виды речевой деятельности и владеют основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения; умеют конструктивно взаимодействовать в вопросно-ответной форме обучения; слушать друг друга.

 

Основное содержание темы, понятия и термины

смысловые функции знаков препинания: разделительные,

выделительные; функции многоточия; восклицательные,

вопросительные предложения; лингвистическая сказка.

Образовательные ресурсы

1. Работа с предложением о Гоголе.

2. Обсуждение эпиграфа.

3.Схема «Смысловые функции знаков препинания».

4.Компьютер. Закрепление теории по опорному конспекту.

5.Работа в парах.

6. Работа с текстом.

7. Проектор. Схема «Информация о многоточии»

8 Творческая работа. Индивидуальная.

9. Рефлексия.

 

Технологическая карта

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы
контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I. Целевая установка

Форма – фронтальная (метод – беседа)

Предложены предложения без знаков конца предложения.. Работа с эпиграфом. Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме.

Задание:

Расставить знаки в конце предложений.

Вопросы:

– Из какого произведения первое высказывание?

– С какой интонацией его надо прочитать?

– Какую оценку даёт Белинский повести?

– Почему в этом году мы обратились именно к Гоголю? Какую дату отмечаем?

Задание:

Прочитать эпиграф урока.

Вопрос:

Как вы понимаете слова Тургенева о Гоголе?

– Прочитайте тему сегодняшнего урока. Обозначьте учебные задачи урока, определите круг заданий и упражнений, которые будем выполнять.

– Какие качества необходимы для выполнения практических заданий и упражнений?

Внимательно читают предложения, объясняют постановку знаков препинания в конце, отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ приобретенных знаний, умений и навыков по изучаемой теме, делают выводы.

 

 

 

 

Исходя из темы, определяют учебные задачи урока, задания и упражнения, направленные на решение поставленных задач, качества, необходимые для выполнения практических упражнений и заданий

Читают тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое).

Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы, осуществляют рефлексорно-оценочные умения.

 

 

 

 

 

Формулируют, осознают и принимают учебные задачи урока

*[U1]

II. Объяснение нового материала и закрепление

Форма – лекция (метод – объяснение с опорой на схему).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма – индивидуальная (метод – практический)

 

 

 

 

 

Форма – работа в паре (метод – практический)

Информация о смысловых функциях знаков препинания через схему мультимедиа.

 - что такое знаки препинания;

 - кем изобретена пунктуация;

 - сколько знаков препинания в современном русском языке;

 -разделительные и выделительные функции знаков препинания;

 - их роль в тексте.

Постановка вопросов при работе со схемой, направленных на актуализацию опорных знаний по изучаемой теме.

 - Назовите отделительные знаки препинания.

 - Назовите выделительные знаки препинания.

 - Для чего служат знаки препинания в тексте?

 

 

 

 

 

 

Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, взаимопроверку по теории; сравнить итоги самопроверки и взаимопроверки; сделать выводы, обращая внимание на затруднения, возникшие при выполнении практической работы, причины затруднений, меры по преодолению трудностей

Внимательно слушают, конспектируют, делают опорный конспект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запоминают основные правила пунктуации, в основу которых легли 3 основных принципа: логический (смысловой), структурно-синтаксический и интонационный: комментируют выполнение учебных задач.

Самопроверка; взаимопроверка; комментируют итоги проверки; делают выводы

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств её достижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют задания; удерживают в памяти условие учебных задач; находят пути решения учебных задач.

 

 

 

Осуществляют рефлексорно-оценочные действия; дают в устной и письменной форме оценку деятельности; осуществляют само и взаимоконтроль

*[U2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*[U3]

2. Работа с текстом.Тренировочные упражнения.

Форма – практикум(метод – иллюстративно-объ-яснительный)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма – работа в паре (метод – практический).

Форма – фронтальная (метод – беседа)

Формулирует задание: объяснить постановку знаков препинания в конце предложения. (Текст Гоголя «Тарас Бульба»)

Предлагает записать только смысловые функции восклицательного знака: восклицание-восторг, восклицание-угроза,

Восклицание-волнение,

Восклицание-потрясение,

Восклицание-признание,

Восклицание-приговор,

Восклицание-одобрение,

Восклицание-укор, насмешка

 

 

обозначить орфограммы.

 

 

Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, обозначить на оценочной шкале и прокомментировать результат.

 

 

Формулирует задание: определить роль вопросительного знака в предложениях через проектор.

Предлагает осуществить взаимопроверку выполненных заданий и прокомментировать результат.

 

Постановка вопросов о структуре  вопросительных предложений

Вопрос:

– Определить, где вопросительный знак содержит вопросы общего характера, частного, требующего ответа – «Да» или «Нет». альтернативного или выборочного  – с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО.

 

Формулирует задание: информация о многоточии. Через проектор подаётся схема: функции многоточия.

Записывают предложения, указывают смысловые функции восклицательного знака и определяют эмоциональную окраску предложения, дают определение восклицательному предложению; обозначают орфограммы.

 

 

 

 

Самопроверка.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с текстом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со схемой

Излагают мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста.

Формулируют вывод.

 

 

 

Принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют поиск средств их достижения; дают в устной и письменной форме оценку деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Соблюдают в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы; делают выводы и умозаключения

 

3. Конкурс «Учимся читать правильно»

Форма – работа в паре (метод – практический)

Раздаёт текст из произведения Гоголя для выразительного чтения с соблюдением основных произносительных, лексических, грамматических норм речевого общения

Осуществляет выборочную проверку выполненной работы, комментирует оценку, дает рекомендации

Выполняют задание

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств её достижения;

 

осуществляют выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

 

 

*[U4]

Форма – индивидуальная (метод – практическое упражнение)

Физкультминутка
(для улучшения мозгового кровообращения)

  • 1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
  •  2. 2.               И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
  • 3.               И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой.

 

Выполняют упражнения для улучшения мозгового кровообращения, следуя инструкции учителя

Осознают задание и выполняют действия четко и согласованно, следуя инструкции учителя

 

 

 

*[U5]

III. Контрольно-проверочная работа

Форма – написание лингвистической сказки (метод – сочинение-эссе)

Определяет ход выполнения творческой работы: написания сочинения или лингвистической сказки.

Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, обозначить на оценочной шкале результат

Пишут лингвистическую сказку или сочинение на темы (по выбору): «Функции знаков препинания», «Зачем нужна пунктуация?» (Использовать тему о Гоголе) оценивают свою деятельность на уроке

Самопроверка

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств её достижения; дают в письменной форме оценку деятельности

*[U6]

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности

 

Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме.

Вопросы:

– Над какой темой работали?

– Что узнали?

– Были ли затруднения? Что еще хотели бы узнать по теме?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: 1.Написать размышление-эссе о повести Гоголя «Тарас Бульба» с использованием риторических вопросов.

                  2.Репортаж о Гоголе с урока литературы с использованием вопросительных и восклицательных предложений.

 

 

Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке

Осуществляют рефлексорно-оценочные действия:

какой бы знак (вопросительный, восклицательный, многоточие) вы поставили себе сегодня на уроке?

 

*[U7]

 

Сценарий урока.

 

Эпиграф: «Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих» (И.С. Тургенев»)

 

I. Задание: прочитать предложения, объяснить смысл постановки знаков     препинания в конце предложения, доказать (знаки не проставлены).

- «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Цитата из повести Гоголя «Тарас Бульба». (Передано восклицание – волнение).

- «Тарас Бульба» - есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа». В.Г.Белинский о повести. (Повествовательное предложение).

- «И это не эпопея?.. Да что же такое эпопея?.. И какая кисть, широкая, размашистая, резкая, быстрая! И какие краски, яркие и ослепительные!» Оценка повести В.Г. Белинским. (Вопросительные и восклицательные предложения передают эмоциональность, волнение).

- «И какая поэзия, энергическая, могучая, как эта Запорожская сечь…» В.Г. Белинский. (В конце предложения ставится многоточие, т.к. мысль не закончена, передана восторженность).

Учитель: Как вы поняли, все предложения связаны с именем Гоголя, так как   этот учебный год, 2008/09,   страна отмечает юбилей великого писателя. Прочитаем эпиграф урока. Как вы понимаете слова Тургенева о Гоголе «…он раскрыл нам нас самих»? (Дети дают объяснение, вспоминают изученные произведения).

Учитель: вы так рассказывали эмоционально, убедительно, что смогли передать свои добрые чувства к великому писателю, к его произведениям. А помогли вам в этом смысловые функции знаков препинания

 

 Информация  учителя о смысловых функциях знаков препинания: двоеточие, восклицательный, вопросительный знаки, запятая, точка, многоточие с использованием мультимедийного комплекса. (Учащиеся перечерчивают).

 

                   image

 

  1. Информация (от лат. рynktum – «точка») собрание правил о постановке знаков препинания. Знаки препинания (препинание – «остановка, перерыв») – это знаки, которые ставятся между словами или группами слов в письменной речи.
  2. «Знаки препинания – ноты при чтении», - так характеризовал А.П. Чехов пунктуацию в одном из писем, датированных 1999г. Знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит смысловое членение речи.
  3. Пунктуация изобретена типографами братьями Мануцци в середине XV века и в основных чертах была принята большинством народов Европы.
  4. В современном русском языке 10 знаков препинания: точка, запятая, вопросительный, восклицательный знаки, многоточие, двоеточие, точка с запятой, тире, двойное тире, скобки. К ним можно отнести также кавычки.
  5. По своей функции знаки препинания делятся на 2 группы:

разделительные (отделительные) и выделительные.

К отделительным знакам препинания относятся: точка, вопросительный, восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире.

Отделительные знаки, как правило, однофункциональные, кроме запятой и тире, они употребляются для отделения одних отрезков речи от других и всегда выступают как одиночные знаки.

Выделительные (выделяющие) знаки препинания – это двойные (парные) знаки. К ним относятся: скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые. С помощью этих знаков выделяются различные отрезки и смысловые единицы речи.

  1. В основу правил русской пунктуации легли три основные принципа: логический (смысловой), структурно-синтаксический и интонационный.
  2. Таким образом, знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме (смысловое членение), делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части (синтаксическое членение), служат для обозначения интонационного оформления, а также для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодики фразы.

II. Закрепление теории по новому материалу, рассказ учащихся по опорному конспекту. Работа в парах с приведением примеров.

III. Тренировочные упражнения. Предложения взяты из произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Задание 1.  Объяснить постановку знаков препинания в конце предложения. (Учащиеся записывают только смысловые функции восклицательного знака).

- А поворотись,-ка сын! Экой ты смешной такой! (восклицание – восторг).

- Стойте, стойте! Дайте разглядеть вас хорошенько…какие же длинные на вас свитки! (восклицание – волнение).

-…Хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу! (восклицание – угроза).

-  Смотрите, добрые люди: одурел старый! Совсем спятил с ума!.. дети приехали домой, больше году их не видали, а он задумал невесть что: на кулаки биться! (восклицание – потрясение).

- Да он славно бьётся! Ей-богу, хорошо! (восклицание – признание).

- Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! (восклицание – приговор).

- Добре, сынку! ей-богу, добре! (восклицание – одобрение).

- Э, да ты мазунчик, как я вижу! (восклицание – укор, насмешка).

- Ваша нежба – чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! (восклицание – жизненное кредо).

- Полно, полно выть, старуха! (восклицание – возмущение, предложение разговорного стиля).

Вопрос: какую функцию выполняют восклицательные предложения? Ответ:  разделительную, отделяют одни отрезки речи от других. Кроме того, несут дополнительную эмоционально-экспрессивную окраску, помогают ярче, сильнее передать чувства человека.

Вывод: такими разными по смыслу могут быть восклицательные предложения в произведении Гоголя. Они подсказывают, какой смысл вкладывает автор в то или иное предложение.

Задание 2. Дайте определение восклицательному предложению.

Ответ: восклицательное предложение – это предложение, в котором выражение содержания мысли сопровождается выражением чувств говорящего. Учитель добавляет: конструктивными элементами восклицательных предложений являются междометия, эмоциональные частицы, восклицательная интонация.

Задание 3. Рассмотрим роль вопросительного знака в предложениях. (Высвечивается запись на экране через диапроектор).

Вопросительный знак ставится в конце предложения, содержащего вопрос (общий или частный):

 общий:

А) - А с чем приехали? - спросил кошевой?

Б) требующий ответа:

       - Что, во Христа веруешь?

       - Верую! – отвечал приходивший.

       - И в Троицу святую веруешь?

       - Верую!

       - И в церковь ходишь?

       - Хожу!

       - А ну, перекрестись!

В) требующий ответа « ДА» или «НЕТ»:

      - Так не бывать войне?- спросил опять Тарас.

      - Нет!

Частный:

А) вопросительное предложение с вопросительными словами: что? Кто? Где? Куда? Когда? и т. д.

   - Кого же выберете теперь в кошевые? – сказали старшины.

   - Кирдягу! Кирдягу! – раздавалось сильнее прочих.

   - Что, Панове, что вам нужно? – спросил он.

Б) альтернативный, или выборочный, т. е. вопросительное предложение с разделительными союзами ИЛИ… ЛИБО

  - Скажи, кто ты? Мне кажется, как будто я знал тебя или видел где-нибудь?

В) риторический.

 - Так продать? Продать веру?  Продать своих?

   Учитель: вопросительный знак ставится также в конце риторического вопроса – стилистической фигуры, которая используется для выделения темы высказывания. С помощью риторического вопроса нарушается  монотонность монологической речи, следовательно, эта стилистическая фигура вносит элемент эмоциональности в высказываниях.

Закрепление. Проанализировать роль вопросительного и восклицательного знаков в предложениях. (На листах записаны предложения, учащиеся работают с текстом Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»).

« Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже  козаки были на челнах и гребли вёслами; пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана.

-Прощайте, товарищи! – кричал он им сверху. – Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чёртовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего не боялся козак? Постойте же, придёт время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Еже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..

А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

 (Примерные ответы: Гоголь  использует восклицательные предложения  с целью передачи сильного эмоционального чувства героя. Они подчёркивают волевой, непокорённый, героический характер Тараса Бульбы. Его возглас, крик привлекает внимание читателей.  А риторические вопросы подчёркивают  превосходство героя над ляхами. Тарас верит в светлое будущее своего народа).

4. Информация о многоточии.  Через проектор на экран подаётся информация. (Учащиеся перечерчивают схему).

.

 Организационная диаграмма

 

Задание. Определить функцию многоточия в предложениях.

- « Палач сдёрнул с него ветхие лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и…» (незаконченность высказывания, прерванность, вызванная волнением, позволяющая самому домыслить).

- « Пусть хранит вас…божья матерь… Не забывайте, сынки, мать вашу…пришлите хоть весточку о себе». (Указанные перерывы в речи  говорят о волнении матери).

- «…вот он, тот художественный талант, для которого где жизнь, там и поэзия!» (многоточие в начале предложения указывает, что продолжается прерванное изложение, что между событиями прошло много времени).

IV. Творческая работа по закреплению изученного материала.

Написание сочинения или лингвистической сказки на темы (по выбору): «Функции знаков препинания», «Зачем нужна пунктуация?» (Использовать тему о Гоголе). Работы выборочно зачитываются.

Образец 1.Фрагмент  сочинения.

На письме без знаков препинания не обойтись, так как они употребляются для отделения одних отрезков речи от других и помогают расставить эмоциональные акценты. Например, предложение: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!..» звучит взволнованно. Восклицательный знак передаёт чувства признания величия русского духа. В эти слова вложены и боль, и отчаяние, и сила, и вера автора в человека.

Эмоциональная частица «Да разве» придаёт тексту торжественность и философичность.

Образец 2. Лингвистическая сказка.

Заспорили вопросительный и восклицательный знаки препинания, кто важнее.

- Скучно жить на этом свете без меня! – громко заявил восклицательный знак. Именно я могу ярко, эмоционально, восторженно передать главную мысль текста, выразить чувства человека.

- Не согласен с тобой! – с уверенностью вступил в разговор вопросительный знак. Не всё держится на чувствах. Считаю, что без  вопросов – нет ответов, трудно и диалог вести. Я очень любопытный. Хочу знать, что? где? когда? происходит;  с кем? о чём?  кто? как? говорил. Мне до всего есть дело. Без меня не обойтись на письме.

За разрешением спора обратились к госпоже Точке. Выслушала она обе стороны и попросила расставить знаки препинания в двух предложениях и прочитать их выразительно: «Помните описание степи у Гоголя? Какая роскошь и простота в этом описании!»

 - Вот видите, вы оба нужны в тексте. Чтобы ответить на вопрос эмоционально, надо выражать различные чувства: восторг, возмущение, восклицание и т. д.

Согласились вопросительный и восклицательный знаки с весомыми аргументами и больше не спорили.

Вывод по уроку: сегодня вы на практике убедились в роли смысловых функций знаков препинания. « Много знаков, но каждый знак имеет своё значение и место»,- говорил чеховский герой. Я думаю, что вы прочувствовали  значение  некоторых знаков препинания на произведении Гоголя «Тарас Бульба». Это вам поможет подняться в своём  нравственном развитии. Теперь надеюсь на осмысленное прочтение каждого художественного произведения. Пушкин утверждал, что «чтение – ничто, осмысленное чтение – кое-что, чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство». Так добивайтесь этого совершенства во всём!

 

Рефлексия. Какой бы знак (вопросительный, восклицательный, многоточие) вы поставили себе сегодня на уроке?

На дом. (По выбору) 1.Написать размышление-эссе о повести Гоголя «Тарас Бульба» с использованием риторических вопросов.

                  2.Репортаж о Гоголе с урока литературы с использованием вопросительных и восклицательных предложений.

 

 

Используемая литература при подготовке к уроку:

1. Войлова К.А., Гольцева Н.Г., Справочник-практикум по русскому языку, Москва «Просвещение», 1996г., стр. 161.

2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник лингвистических терминов. М., 1972г.

3. Соколова Г.П. Так ли просты «простые» знаки препинания.// Русский язык в школе. 2007г. №1, с. 10-18.

4. Гоголь Н.В. Избранные сочинения в двух томах. М. 1978г.

 5.Большакова С.А. Как мы открывали Гоголя.// Литература в школе.2005г. №4, с.40.


 [U1]Индивидуальная. Формируют внутреннюю целевую установку на уроке.

 [U2]Фронтальная. Приводят предложения с различными смысловыми функциями.

 [U3]Индивидуальная Работа с текстом. Определить границы предложений, указать разделительные и выделительные функции знаков препинания.

 [U4]Индивидуальная. Читают текст эмоционально с соблюдением этических норм произношения.

 [U5]Индивидуальная. Выполняют упражнения физкультминутки

 [U6]Индивидуальная. Выполняют тестовые задания

 [U7]Индивидуальная. Проводят самоанализ учебной деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по роману Е.Замятина "МЫ" 1.45 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Патриотический пафос в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""

Завершающий урок по изучению произведения Н.В.Гоголя  "Тарас Бульба"....

Открытый урок по произведению Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Тема: " Истоки товарищества, героизма и предательства в произведении Н.В.Гоголя " Тарас Бульба"...

тест по произведению Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Тест можно использовать на заключительном уроке по повести Гоголя "Тарас Бульба"...

Авторское учебно-методическое пособие (по произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Данное  учебно - методическое пособие  предусмотрено для  работы  с учащимися  7 класса  по общеобразовательной  программе школы   по предмету...

Урок по литературе для 7 класса (Кинофакт и произведение Н.В. Гоголя "Тарас Бульба")

Литература и искусство неразделимые понятия. Важно учить детей читать, смотреть, думать и анализировать, сравнивать и сопоставлять. В этом помогут творческие уроки в форме круглого стола....

Интегрированный урок "Роль деепричастий в создании художественных образов литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"

Интегрированный урок на тему "Роль деепричастий в создании художественных образов  литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"  Проводится...