Легко ли создавать юмористические рассказы?
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Заключительный урок по творчеству А. П. Чехова в 6 классе. Интегрированный урок фантазии и творчества по литературе и русскому языку в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zakl_po_chehovu_6_kl.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок фантазии и творчества

по литературе и русскому языку в 6 классе

" Легко ли создавать юмористические рассказы?"

Цели урока:

  1. Завершить работу по изучению рассказов А.П.Чехова. Обозначить жанровые признаки юмористического рассказа, попытаться раскрыть природу смешного в рассказах Чехова, отмечая особенности чеховского стиля и использование языковых средств в данном литературном жанре.
  2. На примере творческих работ группы учащихся продолжить развитие навыков творческой работы у остальных учащихся класса.
  3. Овладевать культурой общения.

Оборудование:

  1. Портрет писателя.
  2. Цитатный материал [Эпиграфы, стихотворение.]
  3. Творческие работы учащихся.
  4. Театральный реквизит.

 Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Обобщение теоретического материала "Что такое рассказ. Разновидность рассказа. Особенности юмористического рассказа".
  4. Турнир эрудитов [Пять этапов испытаний.]:
  1. Этап: Знатоки теории литературы. Определение - формулировка понятия. Формулировка понятия - определение.
  2. Этап: Знатоки литературных произведений А.П. Чехова:
  1. узнай героя литературного произведения по портрету.
  2. узнай, кому принадлежат эти слова...
  3. узнай произведение по отрывку из него.
  1. Этап: Помоги героям попасть в свое произведение.
  2. Этап: Прослушивание творческих работ учащихся-победителей.
  3. Этап: Инсценирование эпизода из рассказа «Лошадиная фамилия»

 5. Подведение итогов урока.

Записи на доске

 «Все, что он делал, он делал необыкновенно просто».

А. Суворин

«Смех - дело серьезное».

                «Постарайтесь рассмеяться

                (Ведь смеяться не грешно),

                Рассмеявшись, докопаться,

                Почему нам так смешно»

Что такое рассказ.

Рассказ - это повествование о каком-нибудь случае из жизни, о том, что с вами произошло.

Случай                                 История

 Происшествие   

         Эпизод

  Событие

Однажды   


Случилось

Было

Произошло Приключилось

О случае можно


Рассказать

Поведать (книжн.) Повествовать (книжн.) Живописать

Случай           может быть


(Не)обыкновенным

Смешным,грустным Интересным

Забавным, волнующим

Как строить рассказ

 Рассказ, действительно, строят точно так же, как строят дома.

Чтобы построить дом, надо знать:

Чтобы построить рассказа, надо знать:

Для чего и для кого ты будешь строить

Для чего и для кого ты будешь рассказывать

Из каких частей его нужно сложить

Что именно скажешь

Как правильно их соединить

В какой последовательности, каким тоном

Рассказ состоит из:

  1. Вступление (экспозиция)
  2. Завязка (момент, с которого все начинается)
  3. Развитие действия (что конкретно произошло, основ, моменты)
  4. Кульминация (самый острый момент в развитии)
  5. Развязка (завершение действия)
  6. Заключение (эпилог).

1. Учитель: Сегодня мы с вами заканчиваем изучение творчества А.П. Чехова. Более того, мы заканчиваем знакомство с жанром рассказа. Поэтому задача урока следующая:

  1. Мы должны вспомнить, что представляет собой жанр рассказа.
  2. Мы должны обозначить жанровые особенности рассказа вообще и юмористического в частности.
  3. Мы отметим особенности чеховского стиля, посмотрим, какую роль играют языковые средства.
  4. И, наконец, продемонстрируем своё творчество.

Ведь урок у нас так и называется - «Урок фантазии и творчества». При этом мы не должны еще забывать   о  культуре общения. Вот как много нам нужно успеть за урок, но я в вас верю! Обратите внимание на доску. К уроку я взяла три эпиграфа (зачитать и  обговорить).

Примечание: 1-ый эпиграф обговаривается сразу. К третьему возвращаемся по ходу работа, второй - в конце урока.

После того, как мы обговорим с вами эпиграф, давайте посмотрим, о чем говорит на следующая запись на доске. Эта запись помогает нам вспомнить, что такое рассказ, как он строится, из каких частей состоит. Причем, глядя на запись, мы можем сделать вывод, что рассказ также трудно правильно построить, как и построить дома. Для этого нужно знать очень многое.

Вопросы классу:

  1. Как вы думаете, возможно ли анализировать любое произведение, не зная теории литературы?
  2. А возможно все сделать хорошо, не умея применять теорию на практике?

2.  Учитель: Вот именно поэтому мы много внимания уделяем теории литературы на своих уроках. Сейчас проверим, как мы ее знаем. Я приглашаю сюда 8 человек , которые будут отвечать сразу после получения карточки (назвать фамилии) Дети занимают места.. 

Класс пусть не расстраивается, вас тоже проверим на знание теории. Вас ждет игра наоборот. Если знатоки должны дать формулировку обозначенного термина, то вам будет легче: нужно будет назвать само определение после прочтения мною формулировки термина. Те, кто будет отвечать верно, будут получать знаки отличия в виде цветных бумажных лент. По итогам урока ответы будут суммироваться в оценки.

Начнем!

Первый этап турнира эрудитов: Знатоки теории литературы.

 см. Приложение №1

2.  Учитель: С теорией литературы вы справились хорошо! Молодцы! А вот давайте вспомним, с какими видами рассказов мы уже познакомились?

Учащиеся: рассказ-быль, фантастический рассказ, святочный, юмористический (чтение второго эпиграфа).

Учитель: Что необходимо для создания юмористического рассказа, какие элементы?

Учащиеся:

  1. Смешной случай/событие/ситуация
  2. «Говорящий» заголовок
  3. «Говорящие» фамилии
  4. «Говорящие» художественные детали
  5. Лаконизм повествования

Учитель: В рассказах А.П. Чехова все эти детали присутствовали? (Да) А что еще характеризует рассказы Чехова? Посмотрите на них с точки зрения русского языка. Какие языковые средства использует Чехов для создания комического эффекта?

Учащиеся: В его рассказах встречаются диалоги, устаревшие слова, разговорная, просторечная речь, бранная лексика, фразеологизмы, многозначные слова

Учитель: А в каком разделе русского языка вы изучаете это? (Лексика)

А я еще сюда добавлю омонимы, синонимы, паузы, манеру говорить и т.д.

А можете ли вы назвать фонетические средства выразительности, встречающиеся в рассказах Чехова?

Учащиеся:

Звуковые повторы

Звукоподражание

Ударение

Интонация

Ритм

Учитель: А к графическим средства оформления речи это относится? И есть ли эти средства в рассказах Чехова?

Учащиеся: В рассказах Чехова встречалась многократно повторяемая буква. А еще может быть выделение слова другим шрифтом.

Учитель: А какой типа текст в юмористических рассказах Чехова? (Повествование). Вы просто молодцы! 

3. Учитель: Настало время второго этапа конкурса эрудитов: Знатоки литературных произведений  А.П. Чехова:

  1. узнай героя литературного произведения по портрету.
  2. узнай, кому принадлежат эти слова...
  3. узнай произведение по отрывку из него.

см. Приложение №2

Молодцы!

4.  Учитель:   Третий этап турнира: Помоги героям попасть в свое произведение.

Внимание на доску! Перед вами таблица с героями произведений, но некоторые из них попали не туда. Помогите им.

Запись на доске: Помоги героям попасть в свои произведения

Булдеев                      

Хрюкин

Жигалов

Порфирий (Толстый)

Елдырин

Повар Прохор          

Михаил (Тонкий)

Луиза Ванценбах

Нафанаил

Жуков                        V

Очумелов                Иван Евсеич

Яков Васильевич Варька                  

«Хамелеон»

«Толстый и Тонкий»

«Лошадиная фамилия»

Молодцы!

5.  Учитель:   Четвертый этап турнира: Чтение творческих работ.

Но прежде я скажу несколько слов о ваших работах. Письменные работы по написанию юмористических рассказов показали, что многие из вас, но не все, хорошо усвоили теоретический материал, используемый нами при изучении чеховских рассказов, и с успехом применили его в своих работах. 

    1.  За основу был взят смешной сюжет, существовала комическая ситуация.        

  1.  Вы использовали «говорящие» заголовки, фамилии, неожиданные повороты в сюжете.
  1.  Как правило, рассказ начинался быстро, герои - люди обыкновенные.
  2.  Речь простая, ясная, предложения короткие.
  1.   Используются диалоги.
  2.   Некоторые употребляли устаревшие слова, бранную лексику, необходимую по сюжету

То есть, все компоненты, которые необходимы для написания юмористического рассказа. Если говорить о сюжетах, то ваши работы можно разделить на рассказы с подражательным сюжетом и работы, связанные с современными ситуациями. У Чехова занимались поисками «лошадиной» фамилии. У вас фигурируют «медвежья», «птичья», «мышиная» фамилии.

Некоторые из вас познакомят нас со своими работами. Хочу напомнить вам, что многое будет зависеть от того, как выразительно вы прочитаете. (Звучат работы учащихся)

6.  Пятый этап турнира: инсценирование эпизода рассказа «Лошадиная фамилия»

7. Учитель: Давайте подведем итоги урока. Я довольна вашими знаниями, хорошей активностью на уроке, примерным поведением. Могу сказать смело: наши старания даром не прошли! Так держать! Впереди у нас еще много интересного, но докажите мне, что «Смех - дело серьезное»?

Примечание: если проводить не 1, а 2 урока, то можно:

  1. Инсценировать рассказ полностью
  2. Включить задание повышенной сложности на звание «Самый умный»
  3. Можно больше уделить внимания вопросу: Какие языковые средства использует Чехов для создания комического эффекта? (больше примеров из текста)
  4. Дать больше возможности высказаться учащимся при обсуждении эпиграфов
  5. Чтения стихотворений учащихся

http://www.zavuch.info/metodichka/gumanitarnie/literatura/razrurliterat/voin-mir


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А. П. Чехов — автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация

Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.Задачи:Познакомить с биографией А.П.Чехова. Введение понятий «юмор», «сатира».Развитие культуры речи...

Учимся создавать электронное портфолио

Представляю вам призентацию по созданию электронного портфолио...

Оценивание метапредметного умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

1. Использование опорных схем на уроках – считаем важным моментом в работе. На наш взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать...

«Учимся создавать письма»

Урок развития речи в 6 классе...

Творческая мастерская " Легко ли создавать юмористические рассказы?"

Урок проводится с применением технологии проблемного обучения, технологии «Метод проектов» и цифровых образовательных ресурсов. На уроке был реализован деятельностный подход в обучении.Данный урок пре...

Интегрированный урок фантазии и творчества по литературе и русскому языку в 6 классе "Легко ли создавать юмористические рассказы?"

Интегрированный урок фантазии и творчествапо литературе и русскому языку в 6 классе" Легко ли создавать юмористические рассказы?"...