Народные представления о здоровье, отразившиеся в малых фольклорных жанрах
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Материал отражает народные представления о ценности здоровья, содержащиеся в пословицах, поговорках, приметах, пестушках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_predstavleniya_o_zdorove.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Народные представления о здоровье, отразившиеся в малых фольклорных жанрах (семинар по литературе в 7 классе)

Цели:

1.Дать понятие народного представления о здоровье как одной из главных ценностей в жизни человека.

2.Развитие навыка самостоятельной работы с текстом, словарями, дополнительной литературой.

3.Формирование убеждения в сохранении своего здоровья, ответственности за здоровье, потребности в здоровом образе жизни.

4.Развитие коммуникативных навыков на уроке - семинаре.

Вопросы семинара:

1.Ценность здоровья.

2.Помощники в укреплении здоровья.

3.Роль пестушек в сохранении здоровья.

4.Приметы, суеверия по теме.

Литература:

1.В. Даль «Пословицы русского народа». Москва. «Русская книга». 1993г.

2.«Русское народное поэтическое творчество» (хрестоматия под редакцией Ю.Г. Круглова). Ленинград. «Просвещение». 1987г.

3.«Хрестоматия по детской литературе» (под ред. Е. Зубаревой). Москва. «Просвещение». 1988г.

4.«Энциклопедия детского фольклора». Москва. «Белый город». 2008г.

Вступительное слово учителя.

На предыдущих уроках мы говорили о системе ценностей русского народа, отразившейся в фольклоре, в пословицах и поговорках. Мы пришли к выводу, что элементами этой системы являются:

-работа, трудолюбие, мастерство;

-Родина, любовь к ней, забота о ней, защита её;

-семья;

-уважение, достоинство;

-здоровье.

О первых четырех компонентах мы с вами составили представление. Сегодня более подробно поговорим о здоровье в представлении наших предков. Вы работали с разными источниками, поэтому картина явления, я думаю, будет полной. И, конечно, хочется, чтобы мы не только получили интересную информацию по теме, но и воспользовались некоторыми советами наших прадедов, поскольку устное народное творчество - кладезь мудрости.

В наше время вопрос сохранения здоровья стоит очень остро. Ухудшающаяся экологическая обстановка, гиподинамия , вредные привычки, стрессы разрушают наше здоровье. Итак, чему же мы можем научиться, читая и анализируя малые фольклорные формы?

Ход семинара

 I. Ценность здоровья (выступления учеников).

В фольклоре отразилось представление народа о здоровье как главной, высшей, незаменимой ценности. Мы читаем у В. Даля:

1.Здоровье всего дороже. Здоровье дороже богатства.

2.Здоровью цены нет. Здоровье не купишь.

3.Болезнь человека не красит.

4.Здоровому все здорово.

5.Здорового и призор не берет.

6.Здоровье- всему голова.

7.Здоровье дороже денег.

8.Береги платье снову, а здоровье - смолоду.

9.Здоровье выходит пудами, а входит золотниками.

II. Помощники в укреплении здоровья (выступления учеников).

Исходя из многолетнего жизненного опыта, русский народ придумал множество рецептов, помогающих выздороветь, укрепить свое здоровье. Это такие советы, с которыми соглашаются и врачи. Помощники в, сохранении здоровья - крепкий сон, русская баня, умеренность в еде, лечение травами, овощами, молочные продукты.

Сон.

1.Сон лучше всякого лекарства.

2.Сон дороже лекаря.

3.Ляг да усни; встань да будь здоров!

4.Выспишься - помолодеешь.

Умеренность в еде.

1.Ешь вполсыта, пей вполпьяна, проживешь век до полна.

2.Где пиры да чаи, там и немочи.

3.Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

4.После обеда полежи, после ужина походи!

Травы, овощи.

1.И собака знает, что травой лечатся.

2.Лук от семи недуг.

3.Хрен да редька, лук да капуста - лихого не попустят.

Баня.

1.Баня парит, баня правит.

2.Когда б не баня, все б мы пропали.

3.Баня - мать вторая. Кости распаришь, все тело поправишь.

4.Наешься луку, ступай в баню, потрись хреном да запей квасом.

Молочные продукты.

1.Дай молочка, буренушка,

 Хоть капельку - на донышко.

 Ждут меня котята,

Малые ребята.

Дай им сливок ложечку,

 Творогу немножечко.

 Всем дает здоровье

 Молоко коровье!

2.Травка - муравка со сна поднялась,

Птица - синица за зерно взялась,

 Зайки - за капустку,

Мышки за корку,

 Детки- за молоко.

III. Роль пестушек в сохранении здоровья (выступления учеников).

Пестушки получили свое название от слова «пестовать» - «нянчить, растить, ходить за кем -либо, воспитывать, носить на руках. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяца жизни, ребенка до 5-6 лет.

В пестушках мама приучает малыша к соблюдению гигиены. Кроме того, пестушки часто сопровождались потягушками, легкой гимнастикой, массажем. Врачи- педиатры говорят о том, что это очень правильно. Разговор с малышом, массаж, гигиена помогают ребенку развиваться и расти здоровым, крепким. Для пестушек характерны повторения, интонация нежности, уменьшительно-ласкательные слова. Все это учитывает особенности психики малышей.

1.Потягунушки, потягунушки!

Поперек толстунушки,

А в ножки - ходунушки,

А в ручки - хватунушки,

А в роток - говорок,

А в голову - разумок.

2.Тяги, тяги, потягушеньки,

На Катю порастушеньки!

Расти, доченька, здоровая,

Как яблонька садовая;

На кота потягушки,

На дитя порастушки.

3.Вода текучая,

 Дитя растучее,

 Вода книзу,

А дитя кверху.

4.Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

5.Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.        

6.Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету.

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

- Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса.

IV. Приметы, суеверия по теме (выступления учеников).

Конечно, медицинские знания в давние времена были не столь глубоки и обширны, как сейчас. Люди были суеверны, верили во множество примет, не имевших под собой основания. Некоторые них очень красивы. Например, крестьяне вышивали полотенце, веря, что вышивка - оберег от болезни.

1.Не играй шапкой: голова болеть будет.

2.Зажать сучок в избе - кровь станет.

3.От лихорадки: сухую лягушку носить в ладанке.

4.Скатертью руки утирать - будут заусенцы.

5.На помело не ступай: судороги не потянут.

6.Не плюй в окно - зубы болеть станут.

7.Мышка, мышка, на тебе зуб репяной, а мне дай костяной (говорится, когда у детей выпадают зубы).

8.Кто утром в великий четверг скупается прежде ворона, здоров будет.

9.Вечером голову чесать - болеть станет.

Итоги семинара. Фронтальная беседа.

-Что нового мы узнали на уроке?

-Как надо относиться к своему здоровью, по мнению наших прадедов?

-Что помогает нам сберечь и укрепить здоровье?

-Что вы порекомендуете своей семье, вооружившись ценной информацией?

-Как используете свои знания, полученные в результате самостоятельной работы и нашего урока?

По итогам семинара оформить доклад и выступить с ним на классных часах в 4-6 классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чудесный край..." Малые фольклорные жанры. Урок-проект

В ходе подготовки данного урока – проекта учащиеся рисовали карту предстоящего маршрута, подбирали скороговорки, оформляли листы путевого дневника, принимали участие в подборе дидактического мат...

План кружковой работы "Народную мудрость - в лукошки - ладошки" (знакомство с малыми фольклорными формами)

Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование кружковой работы "Народную мудрость - в лукошки-ладошки". Планирование расчитано на воспитанников младшего возраста и включает в себя сле...

Занятие литературного кружка «Отражение событий Первой мировой войны в малых фольклорных жанрах» для обучающихся 5 класса.

Занятие литературного кружка на тему  «Отражение событий Первой мировой войны в малых фольклорных жанрах» для обучающихся 5 класса. Основная цель: изучить тематику и проблематику часту...

Конспект урока литературы "Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр", 8 класс

Конспект урока литературы "Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр", 8 класс...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ КАК МЕТОДА КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Знакомство детей с литературным наследием малых фольклорных форм включает все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи и нарушений звукопроизношения....

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей с ОВЗ раннего возраста

Особую роль в развитии детей ОВЗ раннего возраста играют малые фольклорные жанры, в том числе потешки. Потешки сопровождающие игровыми движениями, являются прекрасным посредником для установления конт...

Конспект образовательной деятельности с использование малых фольклорных жанров. Тема: "Как хорошо иметь друзей"

Данная методическая разработка  поможет специалистам закрепить правильное произношение сонорных звуков, развить связную речь посредством использования фольклора....