Дидактические материалы к комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
учебно-методический материал по литературе (9 класс) по теме

Жигмитова Светлана Борисовна

материалы к комедии "Горе от ума"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon did._materialy_po_griboedovu.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

По свидетельству С. Бегичева, близкого друга А.С.Грибоедова, замысел комедии возник в 1816 г., работать над ней драматург начал в 1820 г. В 1824 г. он привез готовую пьесу в Петербург.

Напечатать и поставить пьесу на сцене было невозможно из-за ее политического свободомыслия и направленности против существующих порядков.

В печати при жизни Грибоедова появились лишь отрывки в сильно измененном виде. Но это не помешало популярности пьесы — она расходилась в списках, ее знали наизусть.

1831 г. (после гибели автора) — первое издание пьесы.

1862 г. — полное, не искаженное цензурой издание.

ЗНАЧЕНИЕ

Изображая в комедии социально-политическую борьбу консервативного и прогрессивного лагерей, общественные характеры, нравы и быт Москвы, Грибоедов воспроизводит обстановку всей страны.

«Горе от ума» — это зеркало феодально-крепостнической России с ее социальными противоречиями, борьбой уходящего мира и нового, призванного победить. В комедии выражены идеи первого этапа русского освободительного движения.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ

Первоначально пьеса задумывалась как драма с названием «Горе уму» и только потом стала комедией «Горе от ума». При изменении названия произошло и изменение идеи произведения. В первом названии ум пассивен, он ничего не может изменить — отсюда драматический конфликт. Во втором названии ум активен, он сам навлекает на себя горе и поэтому смешон.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

  1. Пьеса написана в жанре комедии. Однако изображенные события соответствуют этому жанру лишь формально (один человек противостоит обществу и смешон, когда в своих гневных обличениях не находит поддержки). Комедия Грибоедова вызывает грустные и горькие размышления.

  1. Использована стихотворная форма. Язык комедии живой, разговорный. Большое количество выражений стали пословицами и афоризмами.

  1. Использованы приемы комедии классицизма (в ней сохранены три обязательных единства: единство времени, места и действия), но характеры персонажей — реалистичны.

  1. Обилие монологов, раскрывающих характеры героев.

  1. С одной стороны, персонажи — конкретные люди, с другой — это знаковые фигуры:
  1. Фамусов — символ устойчивости и благополучия материальной основы бытия.
  2. Чацкий — символ борьбы против безнравственных законов фамусовского общества, символ романтического протеста.
  3. Молчалин — символ посредственности и согласия с большинством.

СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ

ЭКСПОЗИЦИЯ

1 действие (1—6-е явления): знакомство с хозяином, его дочерью Софьей, слугами, секретарем Молчалиным. Описание обстановки и нравственных устоев; первые характеристики персонажей.

ЗАВЯЗКА

1 действие (с 7-го явления): После приезда Чацкого происходит расстановка сил, и дальше действие развивается по двум направлениям: конфликт личный и конфликт общественный.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

Личный конфликт

2 действие: Чацкий пытается узнать, нет ли здесь жениха какого.

3 действие: Чацкий хочет добиться признания Софьи.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ

2 действие: обличение фамусовского общества (монолог Чацкого «А судьи кто?»).

3 действие: бал в доме Фамусова, приезд гостей; рождение и распространение сплетни о сумасшествии Чацкого.

КУЛЬМИНАЦИЯ

Личный конфликт

IV действие: Чацкий своими глазами увидел, кого ему Софья предпочла — прозрение героя.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ

IV действие: Чацкого объявляют сумасшедшим, объясняя его поведение; все танцуют, не обращая больше внимания на его речи. Чацкий одинок — он прозрел окончательно.

РАЗВЯЗКА

Прозревший Чацкий стремится вон из Москвы. Но финал открытый. Развязки в полном смысле в пьесе нет, потому что нет конца в борьбе «века нынешнего» и «века минувшего» и в жизни тоже. Комедия отразила эту борьбу реалистически.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

ЧЕРТЫ КОМЕДИИ

1. Использован комический прием несоответствия в изображении образов:

Фамусова (он является управляющим, но к обязанностям относится халатно; его речи не соответствуют его поведению: говорит, что «монашеским известен повеленьем», а сам волочится за служанкой).

Скалозуба (его образ не соответствует и служебному положению и уважению, которое ему оказывают в обществе).

Молчалина (несоответствие его мыслей и поведения: он циничен, но угодлив и обходителен).

Чацкого (несоответствие между умом и ситуацией, в которую герой попадает).

2. Показаны комические ситуации (разговор глухих), пародийные образы (Репетилов), использован прием гротеска (спор гостей о сумасшествии Чацкого).

3. Язык пьесы — язык комедии (разговорный, меткий, остроумный, легко запоминается).

ЧЕРТЫ ДРАМЫ

1. Драматический конфликт главного героя и общества.

2. Трагедия любви Чацкого и трагедия любви Софьи.

ВЫВОД

В пьесе присутствуют элементы и комического и драматического начала. Это комедия особая, созданная на русской почве — 1-я грустная комедия. Чацкий — 1-й типичный русский герой — страдающий, ищущий. Таких героев в русской литературе стали называть «лишними людьми».

ЛЮБОВНЫЙ КОНФЛИКТ

Складывается из взаимоотношений следующих героев:

Чацкий — Софья

Софья — Молчалин

Молчалин — Лиза

Любовная драма завершается разоблачением любовной интриги, которую вел Молчалин. Развязка любовного конфликта влияет на основной конфликт пьесы: Чацкий оставляет неразрешенными все общественные противоречия и уезжает из Москвы.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ

Столкновение двух разных общественных идеалов и позиций.

«ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО»

Старый крепостнический уклад представляют и защищают такие персонажи, как Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Горичи, графини Хрюмины, Тугоуховские, Загорецкий, Репетилов и др.

ЧАЦКИЙ

Новый, прогрессивный взгляд на жизнь, разоблачающий все отсталое и провозглашающий передовые идеи времени, представляет Чацкий (в комедии у него есть единомышленники, внесценические персонажи: двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской).

СУТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНФЛИКТА

Основу конфликта составляет резкое расхождение сторон во взглядах на цель и смысл жизни, на ее ценности, на место человека в обществе и другие злободневные проблемы.

ЧАЦКИЙ

ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО

Отношение к богатству, чинам, карьере:

Чины людьми даются,

А люди могут обмануться.

Сперва насмешливо, а затем гневно протестует против господствующих в обществе нравов, которые требуют рабской покорности, лицемерия и приспособленчества.

Фамусов:

При мне служащие чужие очень редки;

Все больше сестрины, свояченицы, детки... Будь плохенький, да если наберется

Душ тысячки две родовых, —

Тот и жених.


Молчалин:

Ведь надобно ж зависеть от других.

...В чинах мы небольших.

Отношение к службе:

Служить бы рад, прислуживаться тошно...

Когда в делах — я от веселий прячусь,

Когда дурачиться — дурачусь,

А смешивать два этих ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

Фамусов:

...Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.


Молчалин:

Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать и весело пожить?

Отношение к крепостному праву:

Фамусов о Чацком (с ужасом):

Опасный человек! Он вольность хочет проповедать! Да он властей не признаёт!

Называет крепостников-помещиков «знатными негодяями», один из которых «на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», все «распроданы поодиночке». Мечтает избавить русский народ от рабства.

Хлестова:

От скуки я взяла с собой

Арапку-девку да собачку, —

Вели их накормить, ужо, дружочек мой.

...От ужина сошли подачку.

В этом обществе человек и собака имеют одинаковую ценность: помещик меняет крепостных, которые «не раз и жизнь и честь его спасали», на трех борзых собак.


ЧАЦКИЙ


ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО

Отношение к образованию, просвещению

Хорошо образован.


Фамусов о Чацком:

...он малый с головой,

и славно пишет, переводит.

Хлестова:

И впрямь с ума сойдешь от этих,

от одних

От пансионов, школ, лицеев...

Скалозуб:

Ученостью меня не обморочишь...

Фамусов:

...Ученье — вот чума, ученость —

вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел,

и мнений.

Как герои понимают ум (во время А. Грибоедова эта тема понималась широко: ум — не только просвещенность и интеллигентность, с ним связывали понятие вольнодумство)

Есть люди важные, слыли за дураков...

...но признаны всем светом,

Особенно в последние года,

Что стали умны, хоть куда...

(Предполагают, что эти строки посвящены Александру I.) Ум в его понимании — это просвещение, передовые взгляды, стремление искать блага не для себя, а для Отчизны. Для Фамусова это — ум бунтовщика, «карбонария». Вот почему в его восприятии ум Чацкого — это безумие (в их мире на гонение обречены всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство).

Софья (о Чацком):

Да эдакий ли ум семейство осчастливит...

Ум для фамусовского общества — это умение сделать карьеру, добиться чина, жить богато, жениться выгодно — «дойти до степеней известных». Это практический, житейский, изворотливый ум.


Конфликт заканчивается всеобщим признанием Чацкого сумасшедшим. Чацкий в этом столкновении терпит поражение, но, проигрывая, остается непобежденным: он не отказывается от своих взглядов и убеждений и не меняет их, а понимает необходимость борьбы с «веком минувшим», его нормами и идеалами.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ

ПАВЕЛ АФАНАСЬЕВИЧ ФАМУСОВ

  1. «Говорящая» фамилия в переводе с французского языка означает «всем знакомый, пресловуто известный» (делается обобщение образа: персонаж — типичный представитель общества).
  2. Хозяин дома, богатый московский барин, крупный чиновник, член Английского клуба — известный человек в кругу московского дворянства. Убежденный крепостник. Как и все люди его круга, уверен, что нет другого идеала, кроме богатства и власти.
  3. Вдовец; заботится о воспитании единственной дочери, искренне ее любит. Хочет казаться нравственным («монашеским известен повеленьем»), а сам заигрывает со служанкой Лизой.
  4. Строг с подчиненными на службе, но покровительствует родственникам («ну как не порадеть родному человечку»). Служебные дела его не очень интересуют («Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»).
  5. Посмеивается над увлечением общества всем иностранным, но сам не идет против этой моды. Дает дочери типичное для дворян домашнее воспитание. Не видит пользы в книгах.
  6. Ему хорошо живется, потому и перемены ему не нужны. Его идеал — «век минувший», и он главный его представитель; «прошедшего житья подлейшие черты» он воплощает в себе полнее всех. Ненавидит Чацкого, потому что видит в нем опасного бунтовщика, ниспровергателя старых устоев.
  7. Уважает тех людей, которые сделали карьеру и обеспечили себе видное положение в обществе (например, Кузьма Петрович, который и сам богат и на богатой женат; Максим Петрович, его дядя, «весь в орденах», «на золоте едал», способный при необходимости «сгибаться вперегиб»). Для него раболепие и подлость — тоже хорошие способы для свершения карьеры.

СОФЬЯ ФАМУСОВА

  1. Считается одной из самых загадочных героинь в русской литературе. В свои 17 лет она не только «расцвела прелестно», но и проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин, Скалозуб или ее отец.
  2. Красива, умна, горда, мечтательна, остроумна (дает точные характеристики гостям в доме отца). Ее любит Чацкий, а когда-то, видимо, и она его любила. Обладает пылким сердцем и готовностью пожертвовать собой ради любимого (реакция Софьи на падение с лошади Молчалина).
  3. Несомненно, она незаурядная личность. Девушка абсолютно уверена в себе, в своих действиях и чувствах, очень властная и во всем желает быть хозяйкой положения. В статье «Мильон терзаний» А. Гончаров отметил, что у Софьи «задатки недюжинной натуры». В другой среде эти задатки могли бы развиться.
  4. Любовь для Софьи, как для любой девушки, воспитанной на французских романах, самое главное. Героем этих романов всегда был робкий, мечтательный юноша. Именно таким она видит Молчалина — человека удобного (мягкого, тихого и безропотного). Ее идеал — тихая, спокойная жизнь, в которой ей принадлежит главенствующая роль. С Чацким ей беспокойно. Скорее всего, он подавляет ее силой своей личности. Недаром она не только отвергла его любовь, но и сделалась его врагом, объявив сумасшедшим.
  5. При всем уме и прочих достоинствах она все же дочь своего отца. Всеми своими привычками, устремлениями, идеалами она привязана к фамусовскому обществу.

АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ МОЛЧАЛИН

  1. Секретарь Фамусова. Живет у него в доме и прилежно выполняет свои обязанности.
  2. «Говорящая» фамилия подчеркивает немногословность персонажа: «вот он на цыпочках и небогат словами» («ведь нынче любят бессловесных»).
  3. Раболепствует; своим главным талантом считает «умеренность и аккуратность». Не высказывает своего мнения: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», «ведь надобно ж зависеть от других». Стал нарицательным обозначением подхалимства и лакейства. Лицемерие — основа его поведения.
  4. «Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была».

  1. Безвестный, безродный тверской мещанин, он уже стал секретарем московского «туза», получил три награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство и стал возлюблен
    ным дочери своего хозяина. Нет сомнения, что он достигнет «степеней известных», ведь в этом мире  Молчалины блаженствуют на свете!».
  2. По всем качествам принадлежит к фамусовскому обществу — он его прямое порождение.

АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ ЧАЦКИЙ

  1. Он не резонер, как главный герой в пьесах классицизма (т. е. не прямой проводник авторских идей), а прежде всего живой человек со сложным, ярким и даже противоречивым характером.
  2. В первой редакции — у героя была фамилия Чадский — тот, кто в чаду. Его примерный возраст — не более 20 лет. Сирота. Воспитывался в доме Фамусова, покинул его для более серьезной учебы, путешествовал и возвратился на родину (во многом это напоминает биографию самого Грибоедова).
  3. Умен, остер, пылок, красноречив, уверен в себе. Его ум, связанный с передовыми взглядами, с просвещением, со стремлением искать блага не для себя, а для Отчизны, приносит герою страдания.
  4. Презирает чинопочитание и карьеризм. Считает, что человек заслуживает уважение не по происхождению и чину, а за его личные достоинства. Служит «делу, а не лицам».
  5. Осуждает крепостнические порядки. Герцен писал: «Это — декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра Первого». Но он не просто борец-декабрист, он еще и романтик по своей природе.
  6. Патриот («И дым Отечества нам сладок и приятен»). Осуждает подражание всему заграничному, ратует за развитие национального, русского.
  7. В любви не столько обманут, сколько обманывает себя сам — как все влюбленные, видит то, что хочет, не замечая очевидного.
  8. Воплощает в себе лучшие черты передового человека своего времени. Но такой тип героя возможен и за пределами романтических и декабристских эпох. Герой может меняться внешне, приобретать черты времени, но останется неизменен в главном: он борец за правду, бескорыстный искатель истины.

СКАЛОЗУБ

  1. С точки зрения Фамусова, полковник Скалозуб — самый желанный жених для Софьи. Он говорит о нем так: «И золотой мешок, и метит в генералы!» Скалозуб надежный защитник старины, как и все представители фамусовского общества.
  2. Очень ограниченный человек: если и думает о чем-то, то лишь о своей карьере («Мне только бы досталось в генералы!»). Его интересуют лишь военные упражнения и танцы («Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки»). Враг всякого знания и просвещения (осуждает за ученость двоюродного брата).
  3. Представляет тип аракчеевского офицера: ограниченный и грубый солдафон, однако не лишенный высокомерия и апломба. «Говорящая» фамилия — человек с оскалом.

РЕПЕТИЛОВ

  1. Фамилия образована от французского слова «повторять». Этот человек не имеет своих убеждений; он не понимает того, что говорят, а просто повторяет пересуды со значительным видом («шумит и только», «пустомеля»).
  2. Появляется наперекор законам театра классицизма в последнем действии, когда борьба закончена и гости разъезжаются. В его репликах и поступках, словно в кривом зеркале, отражается сценическое поведение Чацкого (по сути это пародия на Чацкого).

ЗАГОРЕЦКИЙ

  1. Такой человек всегда находится рядом с Фамусовыми, Хлесто-выми и им подобными. Он всегда готов предложить свои услуги, услужить им (его сомнительные нравственные качества никого не смущают: «везде ругают, а всюду принимают»):
  2. «Отъявленный мошенник, плут», «и в карты не садись: продаст!» Всегда готов участвовать в скандалах и сплетнях.

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ

ФАМУСОВ

Речь внушительного, властного, самоуверенного человека, но тон меняется в зависимости от собеседника: со Скалозубом — лебезяще, заискивающе мягок, с Чацким — раздражителен, с Молчалиным — бесцеремонен, с Лизой — фамильярен.

Речь образна, выразительна, в ней присутствует ирония, пословицы, народные выражения.

СОФЬЯ

Речь близка к речи Чацкого (по литературности, лиричности, свободе выражений, остроумию).

Речь отражает ее воспитанность, начитанность, независимый ум, смелость суждений барышни, привыкшей властвовать.

Многие ее выражения стали крылатыми («Счастливые часов не наблюдают», «Шел в комнату, попал в другую», «Герой не моего романа», «Не человек, змея!»).

ЛИЗА

Речь крепостной служанки, росшей вместе со своей образованной барышней, представляет собой смесь разговорно-просторечного стиля с литературно-книжным: просторечные слова («покудова», «ан», «започивала»); слова из лакейской среды («мне-с», «от барышни-с», «осмелюсь», «доложусь»); литературные обороты («Кто так чувствителен, и весел, и остер»).

ЧАЦКИЙ

Речь логична и стройна; в значительной мере это книжная речь, но внутренняя страсть героя ее одухотворяет, придает живость и свежесть.

Владеет всеми возможностями русского языка:

— высокой патетикой («мильон терзаний»);

— полемической иронией («Певец зимой погоды летней»);

— современной ему гражданско-публицистической лексикой («раболепство», «ум, алчущий познаний», «к свободной жизни»);

— любовным, лирическим словарем («Я вас без памяти люблю!»)

— просторечием («черномазенький», «чай», «коли»).

В его речи использованы различные художественные средства:

метафоры («Француз, подбитый ветерком», «не сломил безмолвия печати»);

анафора («Как будто не прошло недели, / Как будто бы вчера вдвоем!»);

градация («Вот те, которые дожили до седин! Вот уважать кого должны мы на безлюдье! Вот наши строгие ценители и судьи!»);

инверсия («На съездах на больших, по праздникам приходским»);

антитеза («Сам толст, его артисты тощи»).

Речь изобилует эпиграммами («Дома новы, но предрассудки стары») и выражениями, которые стали крылатыми («Служить бы рад, прислуживаться тошно»).

В его речи проявляются богатство и красота русского языка. Это речь разносторонне образованного человека со сверкающим умом, глубиной чувств и природным дарованием оратора.

СКАЛОЗУБ

Речь бедна и невыразительна. Невежественность, казарменность, примитивность подчеркиваются его словарем («треснулся», «обморочить», «дал маху»).

Не говорит, а «рубит» (привык к военным командам), в речи преобладает военная терминология («фельдоребель», «шеренги», «егерьский», «мы с нею вместе не служили»).

Плохо знает родной язык («Мне совестно, как честный офицер»), путает слова (вместо «сметливости» говорит «смета», вместо «ушибить» — «ушибена»).

МОЛЧАЛИН

Подчеркнуто немногословен, оправдывает фамилию («не богат словами», «ведь нынче любят бессловесных»). Говорит короткими фразами, выбирает слова в зависимости от того, с кем говорит.

Проявляется лакейская льстивость («я-с», «с бумагами-с», «два-с», «по-прежнему-с»).

В его речи много уменьшительно-ласкательных слов («личико», «ангельчик», «шерстка») и приторно-деликатных выражений («Я вам советовать не смею», «простите, ради бога»).

РЕПЕТИЛОВ

Говорлив, быстро переходит от темы к теме, но «шумит и только» (за этим скрыта его внутренняя пустота), «пустомеля»; не знает вперед, что скажет дальше (вразброс и мысли, и слова).

ХЛЕСТОВА

Склонна к простонародным выражениям («я за уши его дирала», «тащиться мне к тебе», «вишь»).

КРИТИКИ О ЧАЦКОМ

И.А.Гончаров.  В статье «Мильон терзаний»: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи» Драма Чацкого в том, что он видит трагизм в судьбе общества, но повлиять ни на что не может.

А.С.Пушкин. «Что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями... Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и ему подобными».

В.Ушаков. «Чацкий — это Дон Кихот»

А.Григорьев. «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы. Возвышенная натура Чацкого, который ненавидит ложь, зло и тупоумие как человек вообще, а не как условный „порядочный человек", и смело обличает всякую ложь, хотя бы его и не слушали. Пора отречься от дикого мнения, что Чацкий — Дон Кихот».

В.Г. Белинский. «Мальчик на палочке верхом, крикун, фразер, идеальный шут, драма Чацкого — буря в стакане воды».

А.И.Герцен. «Чацкий — идеальный герой, взятый автором из самой жизни... Реальный положительный герой русской литературы. Энтузиаст Чацкий — декабрист в глубине души».

А.Лебедев. «Чацкий не сходит, а выходит со сцены. В бесконечность. Его роль не завершена, а начата».

М. Дунаев.  «В чем горе Чацкого? В роковом несоответствии системы его жизненных ценностей с теми, с которыми он сталкивается в доме Фамусова. Он — один. И его — не понимают. И у него — изнемогает рассудок. И для него здесь гибель, горе, „мильон терзаний". А внутренняя причина — в нем самом. Ибо горе — от его ума. Точнее: от своеобразия его ума».

А.Скабичевский.  «Чацкий — это яркое олицетворение современников Грибоедова... Чацкий был именно из тех безрассудных проповедников, которые являлись первыми провозвестниками новых идей, даже тогда, когда их никто не слушает, как это и вышло с Чацким на балу у Фамусова».

Тестовые задания по творчеству А.С.Грибоедова

Часть А

Биография

 1.  По образованию А.С. Грибоедов

а)дипломат и литератор б) военный и литератор в) музыкант и литератор;  г) юрист и литератор.

2. Что побудило Грибоедова бросить университет и поступить добровольцем в армию?

а) Желание сделать карьеру;          

б) Вторжение Наполеона в Россию;

в) Восстание декабристов, среди которых было много друзей;

г) Денежные затруднения.

3. Будучи в армии, подружился с человеком, который позднее станет прототипом одного из героев «Горя от ума». Кто этот человек?

а) П.Я. Чаадаев;        в) С.Н. Бегичев;

б) Н.И. Тургенев;        г) К.Ф. Рылеев.

4. Что послужило причиной назначения А.С. Грибоедова (а по сути дела ссылки) секретарем русской дипломатической миссии в Персии?

а) Сослан из-за «Горя от ума»;  б) Сослан за участие в «дуэли четверых»;

в) Потому что знал девять языков;

г) Ходатайствовал родственник Грибоедова и любимец императора И.Ф. Паскевич.

5.   После событий 14 декабря 1825 года Грибоедов был арестован, хотя во время восстания находился

а) на Кавказе, в ставке генерала Ермолова;

б) в Москве, где читает друзьям «Горе от ума»;

в) в имении Бегичева, где заканчивает комедию «Горе от ума»;

г) в Персии, где заключался Туркманчайский мирный договор.

6.    Автор «Горя от ума» погиб

а) на Кавказе, сосланный за участие в подготовке декабрьского восстания;  

б) в Тегеране, во время нападения на русскую миссию;

в) во время дуэли с Якубовичем, который дал погибшему Шереметеву слово отомстить за него;

г) в Тифлисе, во время перестрелки, спровоцированной недовольными Закавказским проектом Грибоедова.

Обзор творчества

1.   Из ряда перечисленных произведений Грибоедова выберите комическую пьесу, написанную в университете и посвященную распре между учёными:

а) «Дмитрий Дрянской»;

б) «Молодые супруги»;

в) «Студент»;

г) «Кто брат, кто сестра, или обман за обманом».        

2.    Автор «Горя от ума» был талантливым музыкантом: занимался теорией музыки, сочинял ее. На каких музыкальных инструментах играл Грибоедов?

а) Фортепиано, орган, флейта;

б) Фортепиано, скрипка, флейта;

в) Фортепиано, орган, скрипка;

г) Орган, скрипка, виолончель.

3. В 1816 году Грибоедов опубликовал статью «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады «Ленора». Чей перевод баллады защищал Грибоедов?

а) В.А. Жуковского;        в) ПА. Катенина;

б) А.С.Пушкина;        г) В.К. Кюхельбекера.

4.   Какое из перечисленных стихотворений Грибоедова является программным?

а) «Давид»;

б) «Прости, отечество!»;

в) «По духу времени и вкусу... »;

г) «Освобожденный».

5. Какому из исторических событий была посвящена драма Грибоедова, черновики которой были уничтожены во время ареста?

а) Смерти Павла 1 и приходу к власти Александра I;

б)Войне 1812 года;

в) Кавказской войне;

г) Войне с Персией.

6. Ближе всего к «Горю от ума» по языку, персонажам и бытовым картинам была комедия в прозе:

а) «Дмитрий Дрянской»;

б) «Студент»;

в) «Кто брат, кто сестра, или обман за обманом»;

г) «Притворная неверность».

«Горе от ума»

1. «Горе от ума» по форме - классицистическое произведение. Найдите в представленном перечне требование поэтики классицизма, которое автор не соблюдает.

а) Единство места;

б) Говорящие имена и фамилии;

в) Единство времени;

г) Пять действий.

2.   Комедия написана:

а) александрийским стихом;       в) вольным ямбом;

б) онегинской строфою;             г) верлибром.

3.   Какая из оценок Чацкого принадлежит самому автору?

а) «этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих»;

б)«первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными»;

в) «мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади»;

г) «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен».

4.   Слух о сумасшествии Чацкого («Он не в своем уме») пускается:        

а) Фамусовым;                       в) Софьей;

б) Молчаливым;        г) Г.М. и Г.В.

5.    Последняя фраза комедии:

4   а) Ах! Боже мой! что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!

б) Карету мне, карету!

в) Молчалины блаженствуют на свете!

г) В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!

6.   А.С. Пушкин писал о языке комедии А.С. Грибоедова: «О стихах я не говорю: половина - должны войти в пословицу». Что не является цитатой из комедии «Горе от ума»?

а) Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два...

б) Тот сватался - успел, а тот дал промах,

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

в) Привычка свыше нам дана: / Замена счастию она.

г) Чины людьми даются, / А люди могут обмануться.

Часть В

1. «Горе от ума» традиционно считается первой русской пьесой, относящейся именно к этому литературному направлению.

2. В пьесе А.С. Грибоедова две сюжетные линии и два конфликта, которые развиваются параллельно. Назовите классическое «единство», которое таким образом нарушил автор «Горя от ума»?

3. Чертами какого литературного направления являются непонятость Чацкого окружающими, его максимализм, противостояние героя окружающей действительности?

4. «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих». Назовите жанр «Горя от ума».

5.   Назовите первоначальное название пьесы «Горе от ума».

6.   Какое стилистическое средство использует автор «Горя от ума», индивидуализируя речь Фамусова («коптел бы ты в Твери», «я испужал», «по службе хлопотня»)?

7.   «Пожар способствовал ей много к украшенью». Назовите год в истории России, связанный с этим «пожаром».

8. Грибоедов писал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку». Назовите имя героини, которую так характеризует автор.

9. «А все Кузнецкий мост да вечные французы...» Назовите город, в котором происходят события, описанные в «Горе от ума».

10. С периодом правления какого императора (императрицы) соотносится в сознании Фамусова «Золотой век» для карьериста?

Часть С1

1. Как вы понимаете название комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

2. В чем заключается жизненная философия «отцов» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

3. Как сочетаются в комедии Грибоедова черты классицизма, романтизма, сентиментализма и реализма? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

4. Кто главный герой в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

5. Умен или неумен Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

6. Как аттестует Москву А.С. Грибоедов? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

7. Против чего выступает Чацкий в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

8. Сколько «разновидностей» ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

9. Достойна ли Софья любви Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

10. Кто из молодых героев по своему характеру и мировоззрению принадлежит к «веку минувшему»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

11. В чем смысл финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

12. Счастлива ли Софья Фамусова в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

13. В чем заключается жанровое своеобразие пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

14. К кому обращается Чацкий со своими пламенно-ироничными монологами в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

15. Почему Софья предпочла Чацкому Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

16. Есть ли у Чацкого союзники? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

17. Софья - союзник «века нынешнего» или «века минувшего»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

18. Какова роль  внесценических  персонажей  в  комедии  А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

19. Есть ли в комедии Грибоедова «победители» и «побежденные»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

20. Кто и почему окрестил Чацкого сумасшедшим? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

Часть С2

При выполнении этой работы раскройте общий смысл  предложенного вам текста, определите роль художественных средств изображения, объясните суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей или чувства и настроения лирического героя.

Прочитайте фрагмент комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (действие 3, явление 14). Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.

Софья, потом Г.N.

Софья (про себя)

Ах! этот человек всегда

Причиной мне ужасного расстройства!

Унизить рад, кольнуть, завистлив, горд и зол!

Г. N.  (подходит)

Вы в размышленьи.

Софья

Об Чацком.

Г. К. Как его нашли по возвращенья?

Софья

Он не в своем уме.

Г.М. Ужли с ума сошел?

Софья (помолчавши)

Не то, чтобы совсем...

Г.М.

Однако есть приметы?

Софья (смотрит на него пристально)

Мне кажется.

Г.М.

Как можно в эти леты!

Софья

Как быть!

(В сторону)

Готов он верить!

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить.

Угодно ль на себя примерить?

(Уходит).

Ответы

Часть А

Биография

Обзор творчества

Произведение

1

Г

А

Г

2

Б

А

В

3

В

В

А

4

Б

А

В

5

А

Б

А

6

Б

Б

Б

               Часть В

№ задания

А.С. Грибоедов

1

классицизм

2

действия

3

романтизм

4

комедия

5

«Горе уму»

6

просторечие

7

1812

§

Софья

9

Москва

10

Екатерины II

Используемая литература

  1. Генералова Н.С. Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Издательство «Экзамен», 2004
  2. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

материалы к комедии "Горе от ума"

история создания комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова...

Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»

Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...

Дидактические материалы для учащихся. Тема: «Создание дидактических материалов для учащихся с использованием различных серверов»

     На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знани...

Дидактический материал по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Развёрнутый план к сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»:«Кто победитель, кто побеждённый: «век минувший» (жизненный опыт и мудрость П.А. Фамусова) или &laqu...

Дидактические материалы по предмету "Технология" по разделу «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» 5 класс.

Дидактические материалы содержат готовые разработки рабочиих листов, кейсовых заданий, лабораторных и практических работ по разделу «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов&raqu...

Дидактические материалы по предмету "Технология" по разделу «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» в 5 классе.

Дидактические материалы содержат готовые разработки рабочих листов,лабораторных и практических работ по разделу «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»  в 5 классе....