Календарно-тематическое планирование по литературе по программе под редакцией Г.И.Беленького .7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме

Шлотгауэр Светлана Викторовна

Планирование составлено к учебнику 2013 года из расчета 3 часа в неделю.содержит региональный компонент.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературе

По программе под редакцией Г. И. Беленького. М.2009

К учебнику «Литература.7класс» под редакцией Г. И. Беленького

3 ч в неделю

7 класс

Тема урока

контроль

Путешествие без расстояний

1 четверть. 9 недель – 27 уроков

1

Пространство и время в литературе. Знакомство с программой предстоящего года

По следам прочитанного летом

2

Роды и виды (жанры) литературы

Эссе «Почему я люблю (не люблю) читать»

3

р/к

Проектное задание «Знакомство с поэтами и писателями Кузбасса»

Защита проектов

4

М. Ю. Лермонтов. Перенесемся в XVI век. Строки истории. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Чтение I части с комментариями

5

«Песня про купца Калашникова» .Картины быта ХIV века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы

6

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Анализ I, II частей

7

р/р

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». «Песня…» и устное народное творчество. Анализ III части

Подготовка к дом. сочинению-размышлению «Почему поэма М.Ю.Лермонтова заставляла задуматься  о  судьбе и правах человеческой личности?»

8

Обсуждение письменных работ

Сочинение-рассуждение

А. К. Толстой «Василий Шибанов» (для чтения и обсуждения)

9

р/к

Писатели Кузбасса об историческом прошлом

10

Н. В. Гоголь. О писателе. Историческая основа повести «Тарас Бульба». Что может быть непонятно в содержании повести? «Тарас Бульба». «Это было трудное, бранное время». Комментированное чтение 1 главы

11

«Тарас Бульба». Глава II. «…Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему»

12

«Тарас Бульба». Главы III–VI. «Так вот она, Сечь!<…> Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!» (Нравы и обычаи Запорожской Сечи)

13

V-VI главы. «И погиб казак!»

14

«Тарас Бульба». Главы VII–IX. «Как умеют биться на Русской земле и …как умеют умирать в ней за святую веру»

15

«Тарас Бульба». Главы X–XII. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!»

16

«Тарас Бульба». Характер литературного героя

17

р/р

«Тарас Бульба». Подготовка к сочинению «Тарас Бульба – герой повести Гоголя»  «Приглашаем в библиотеку»

18

р/р

Сочинение

Сочинение-рассуждение

19

А. С. Пушкин. О писателе.

Историческая основа поэмы «Полтава».

Сочинение-отзыв о прочитанном произведении

20

«Полтава». Композиция, стихотворный язык поэмы, анализ характеров Марии, Мазепы, Кочубея

21

«Полтава». Герои и язык поэмы. Полтавский бой. Метафора

22

р/р

«Полтава». О поэме. Петр I и его недруги. Кульминация и развязка событий в поэме. Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Полтава».

23

Выразительное чтение отрывков из поэмы «Полтава»

Чтение наизусть

24

Н. С. Лесков. О писателе. К истории создания рассказа «Человек на часах». «Человек на часах (1839 г.)». «…Отчасти придворный, отчасти исторический анекдот… любопытной эпохи»

Эссе «Проблема чувства и долга»

25

Р/р

«Человек на часах (1839 г.)» «Ложь во спасение». Лесковский герой-праведник.

26

вн/чт

Завершая раздел хрестоматии… И. С. Никитин «Русь». К. М. Симонов «Тарас Бульба»

27

Резервный урок        

2 четверть. 7 недель – 21 час

«Художник – голос своей эпохи»

28

р/к

(1)

 «Станет все это детством счастливым моим…»Писатели Кузбасса о своеймалой Родине        

29

(2)

Слово о И.С.Тургеневе.

30

(3)

Писатели о своем времени. История создания «Записок охотника». Рассказ «Бирюк». Особенность тургеневского рассказа

31

(4)

Рассказ «Бирюк». Сущность конфликта и роль в раскрытии характеров персонажей

32

(5)

Стихотворения в прозе. Особенности жанра

Чтение наизусть

33

(6)

р/р

Стихотворения в прозе. Выразительное чтение наизусть

34

(7)

Н. А. Некрасов. О поэте. Историческая основа стихотворения «Железная дорога». «Железная дорога». «Вот они – нашей дороги строители!..»

Письменный анализ стихотворения

35

(8)

р/р

«Железная дорога» и устное народное творчество. Два мнения о стихотворении «Железная дорога». Роль пейзажа.

36

(9)

«Долюшка женская» в стихах Н. А. Некрасова. «Орина, мать солдатская». «Мало слов, а горя реченька…»

37

(10)

«Долюшка женская» в стихах Н. А. Некрасова. «Мороз, Красный нос» (отрывок). «В полном разгаре страда деревенская…»

38

(11)

Расширение и углубление знаний о поэзии Некрасова. Проектное задание по творчеству Некрасова

Защита проектов

39

(12)

Защита проектов

Защита проектов

40

(13)

М.Е.Салтыков-Щедрин. О писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Прокурор общественной жизни»

Письменная работа «Анализ сказки»

41

(14)

р/р

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Его обличительный смех «горек и пронзителен»

42

(15)

«Дикий помещик». М. Е. Салтыков-Щедрин как сатирик

43

(16)

«Премудрый пискарь». Значение сказки для нашего времени

44

(17)

А. П. Чехов. О писателе. «Хамелеон». Роль художественной детали и диалога. Особенности композиции. Поэтика заглавия

45

(18)

«На мельнице». «Тоска». О чем и почему молчит писатель. Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа

46

(19)

р/р

вн/чт

Для самостоятельного чтения. «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник». Завершая раздел хрестоматии

Самостоятельный анализ рассказа по выбору

47

(20)

Резерв

48

(21)

Резерв

3 четверть.10 недель – 30 часов

49

(1)

р/к

В. Л. Лаврина. «Сказочно вежливая Христина». Сказка о своем времени.

Запечатлённые мгновения (Художественное время в лирике)

50

(2)

Ф. И. Тютчев как проникновенный певец природы. «Весенняя гроза». «Песок сыпучий по колени…». «Тихой ночью, поздним летом…» «Как неожиданно и ярко…». «О, в этом радужном виденье/ Какая нега для очей!» (Ф. И. Тютчев)

Творческая работа

51

(3)

Ф. И. Тютчев как проникновенный певец природы. «Весенняя гроза». «Песок сыпучий по колени…». «Тихой ночью, поздним летом…» «Как неожиданно и ярко…». «О, в этом радужном виденье/ Какая нега для очей!» (Ф. И. Тютчев)

52

(4)

 «Одно из свойств поэта есть хранение живых впечатлений» (Фет).Стихотворения А. А. Фета. «Мотылек мальчику». «Сосны». «Осенняя роза»

53

(5)

Проектное задание. Вечер русской поэзии

54

 (6)

Р/к

Природа родного края в произведениях поэтов Кузбасса

55

(7)

р/р

Творческие работы «Огромный мир поэзии», «Я –поэт»

Человек в движении времени

56

(8)

Становление личности в литературе.

57

(9)

Л. Н. Толстой. Любить человека. О писателе. «Детство» (избранные главы). Глава I. «Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким…» (В. Г. Короленко)

58

(10)

р/р

«Детство» (избранные главы). Главы VII, XIII. «…Все это я видел, слышал и чувствовал»

59

(11)

«Детство» (избранные главы). Главы XV, XIX. «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?»

60

(12)

«Отрочество» (избранные главы). Глава II «Гроза». «…Глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства… всегда останутся существенными чертами его таланта…» (Н. Г. Чернышевский)

61

(13)

«Отрочество» (избранные главы). Главы III, V. «…Перемена моего взгляда на предметы, лица и свое отношение к ним…»

62

(14)

Герой и рассказчик повестей «Детство» и «Отрочество»

63

 (15)

р/р

Подготовка к сочинению по произведениям Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество»

 64

(16)

р/р

Сочинение «Самовоспитание как основа становления личности»

Сочинение-размышление на нравственную тему

65

(17)

Ф. М. Достоевский. О писателе. «Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы»). Глава «Связался со школьниками». «…Я лишь реалист в высшем смысле, т. е. изображаю все глубины души человеческой…» (Ф. М. Достоевский)

66

(18)

В семействе штабс-капитана Снегирева. (Главы из романа «Братья Карамазовы»). «Слезы… сочувствия, сострадания и любви». Сострадание и  милосердие как добрые начала в человеке

67

(19)

«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы»). У Илюшиной постельки. Илюша и Коля Красоткин.«Дорогой для нас мальчик..!»

   68

(20)

«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы»). Главы «Илюша», «Похороны Илюшечки. Речь у камня». «…Ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства…»

69

(21)

вн/чт

Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке». Обостренное восприятие писателем страданий

70

(22)

р/р

 Сочинение по темам «Становление личности»

Сочинение -рассуждение

71

(23)

р/к

Из прошлого высвечен сердцем

Нетленный родительский дом…

Поэты Кузбасса о своем детстве

72

(24)

М. Горький. О писателе. «Детство» (избранные главы). Глава I. «…Её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни»

73

(25)

«Детство» (избранные главы). Главы II, III. «…Свинцовые мерзости дикой русской жизни…»

74

(26)

«Детство» (избранные главы). Главы III, IV, V. «…И потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь»

75

(27)

«Детство» (избранные главы). Главы VII, VIII. «…Моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране – лучших людей ее…»

76

(28)

р/р

«Детство» (избранные главы). Главы XII, XIII. «Хотя они (эти мерзости) …и противны, и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, – русский человек все-таки настолько здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их»

Подготовка к домашнему сочинению по повести М. Горького «Детство»

Эссе на заданную тему

77

(29)

вн/чт

В. А. Солоухин «Закон набата», «Моченые яблоки». Урок внеклассного чтения. (Рассказы Солоухина предлагаются не для глубокого изучения, а для самостоятельного чтения и краткой беседы о них)

78

(30)

Резерв

4 четверть.8 недель – 24 часа

Содружество искусств.

Пространство и время в разных видах искусства

79

(1)

С. П. Шевырев «Звуки». В мире красок и звуков. Три языка искусства

80

(2)

К. Г. Паустовский. О писателе. «Корзина с еловыми шишками». «Слушая хорошую музыку, я мечтаю о том, чем в это время занято мое сердце» (Стендаль)

81

(3)

К. Г. Паустовский. «Исаак Левитан» (в сокращении). «Художник часто замечает то, чего мы совсем не видим» (К. Паустовский)

82

(4)

Языком поэзии. А. Блок «Я никогда не понимал…» К. Бальмонт «Грусть». К. Фофанов «Художник», «Уснули и травы и волны…». «…Знание соседних областей искусства – поэзии, живописи, скульптуры и музыки – необыкновенно обогащает внутренний мир…» (К. Г. Паустовский)

83

(5)

Ж. Б. Мольер. О драматурге. «Мещанин во дворянстве» (избранные сцены). Действие первое. Жизнь Ж. Б. Мольера

84

(6)

«Мещанин во дворянстве» (избранные сцены). Действие второе. Действие третье (явления 1–3). Журден и его наставники

85

(7)

«Мещанин во дворянстве» (избранные сцены). Действия третье (явления 4–21, в сокращении) и четвертое. Фиаско господина Журдена

86

(8)

И. А. Крылов. О писателе. «Урок дочкам» (отрывки). Явления второе, третье, четвертое, пятое, шестое. «Люблю, где случай есть, / Пороки пощипать!»

«Урок дочкам» (отрывки). «…С нашим вкусом, с нашим дарованием – зарыть нас живых в деревне!»

87

(9)

Завершая раздел. Проектное задание «Перекличка эпох – осмеяние стремления не «быть», а «казаться»

88

(10)

Защита проектов

Защита проектов

89

(11)

Защита проектов

Защита проектов

90

(12)

А. де Сент-Экзюпери. О писателе. «Маленький принц» (избранные главы). «Откуда я? Я из моего детства. Я пришёл из детства, как из страны»

91

(13)

«Маленький принц» (избранные главы). «…Я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр».

 

92

(14)

«Маленький принц» (избранные главы). «…Я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр».

Подготовка к сочинению «Ты в ответе за тех, кого приручил»

Сочинение-эссе

93

Вн/чт

(15)

Р. Брэдбери. О писателе. «Каникулы». «А нам не будет одиноко?»

94

(16)

Р. Брэдбери. «Земляничное окошко». «…Чего нам больше всего недостает?»

95

(17)

Завершая раздел…Обобщающий урок

96

(18)

Р/к

Семинар « Мои литературные открытия»

97

(19)

Итоговая контрольная работа

Контрольная работа

98

(20)

Итоговая контрольная работа

99

(21)

Итоговый урок

100

(22)

Резерв

101

(23)

Резерв

102

(24)

Резерв

                        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы по программе Г.С.Меркина для 5 - 7 классов

В предлагаемой форме календарно-тематического планирования по литературе по программе Г.С.Меркина отражены темы уроков, материал по теории литературы, практическая часть, диагност...

Календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г. Беленького

Календарно-тематичско планирование уроков литературы в 8 классе (64 часа)...

Календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г. Беленького

Календарно-тематическое планирование по программе Г. Беленького 6, 7 класс (64 часа)...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс

Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое  внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...