Конспект урока развития речи "Сочинение в жанре рекламы по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (9 класс).
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Долженко Ольга Александровна

Данный урок проводится в 9-ом классе после изучения комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".

Цели:   1. Обучение написанию сочинения в жанре рекламы.

            2. Развитие умений и навыков устной и письменной речи.

            3. Развитие коммуникативности.

            4. Формирование культуры сотрудничества.

Используемые технологии: групповое обучение, ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сочинение в жанре рекламы по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Уроки развития речи по творчеству А.С.Грибоедова.

9 класс (возраст учащихся – 14-15 лет)

Цели:   1. Обучение написанию сочинения в жанре рекламы.

           2. Развитие умений и навыков устной и письменной речи.

           3. Развитие коммуникативности.

           4. Формирование культуры сотрудничества.

Используемые технологии: групповое обучение, ИКТ.

1 урок

Время

Что делает УЧИТЕЛЬ

Что делают УЧЕНИКИ

Ресурсы

Советы, рекомендации

1

1 мин.

Разделение на группы.

     Перед началом урока раздайте учащимся цветные карточки. В зависимости от цвета карточки распределите учащихся на группы (6 групп по 5 человек).

Получают цветные карточки и рассаживаются в группы по 4-5 человек.

Карточки по количеству учащихся в классе 6-ти разных цветов.

2

1 мин.

Сформулируйте цель для учащихся.

     Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке, провожают – по уму». Это бесспорно. Но в наше стремительное время зачастую бывает так, что уже сразу при встрече вы должны произвести благоприятное впечатление на окружающих, будь то деловая встреча или дружеский разговор. Как этого добиться? Один из способов – умение поддерживать, вести беседу. Значит, нужно всемерно пытаться развивать свою речь, что мы и будем сегодня делать, но в необычном для нас жанре – жанре рекламы.

3

2 мин.

Слово учителя.

     В последние 10-15 лет с экранов телевизоров, с фасадов домов, с газетных и журнальных страниц нас буквально атакует реклама. По-разному мы можем к ней относиться, но факт остается фактом: реклама – двигатель торговли, составная часть маркетинга, а значит, и нашей жизни.

Реклама – вещь полезная.

     Что мы можем узнать из рекламы?

Отвечают на поставленный вопрос.

4

15 мин.

Работа в группах (реклама школьного учебника).

     Предложите учащимся следующее задание: попробуйте разрекламировать школьный учебник так, чтобы даже не очень покладистым ученикам захотелось его почитать.

Работают в группах над рекламой школьного учебника; выполняют ее на листах формата А3, используя рисунки надписи, текст и т.п.

На каждом столе в группах лежат школьные учебники (по 1 на столе) по разным предметам, бумага формата А3, фломастеры, маркеры.

Можно предложить учащимся выбрать учебник самим.

5

16 мин.

Демонстрация рекламы школьного учебника проходит так: 1 представитель от каждой группы представляет свою рекламу и сопровождает ее необходимыми комментариями. От каждой группы (кроме выступающей) задается по 2 вопроса, на которые должен ответить представитель группы (допускается помощь группы).

Обращайте внимание на активность групп, на специфику задаваемых вопросов и их формулировку, на ответы учащихся (содержание, полнота, убедительность).

6

3 мин.

Постановка вопросов.

     После завершения демонстрации необходимо подвести некоторые итоги. Сделать это можно, например, через постановку вопросов обобщающего характера:

  • Какова цель любой рекламы?
  • Достигли вы данной цели?
  • Всю ли необходимую информацию о школьных учебниках вы получили?
  • Кто изменил свое отношение к учебникам и впредь будет уделять им побольше внимания?

Отвечают на поставленные вопросы.

7

2 мин.

Работа в группах (по толковым словарям).

     Чтобы закрепить представление о рекламе, Вы даете следующее задание: итак, что же такое реклама? Найдите определение рекламы в предложенных вам словарях

Ищут в словарях определение рекламы, и 1 представитель от группы его зачитывает.

На каждом столе в группах лежат толковые словари (Большой толковый словарь, словарь Ожегова и др.).

8

1 мин.

Индивидуальная работа.

     Так как определения рекламы приводятся из разных словарей, то их формулировки будут различаться. Уместно спросить учащихся, что общего во всех прочитанных определениях?

Отвечают на поставленный вопрос.

9

1 мин.

Презентация. Слайд №1.

     Если у Вас есть такая возможность, воспользуйтесь мультимедийным проектором.

Слайд №1 Вашей презентации должен содержать определение рекламы.

     Одновременно выдайте каждому ученику распечатку «Определение рекламы».

Получают раздаточный материал №1 «Определение рекламы».

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация (слайд №1 «Определение рекламы»), раздаточный материал (№1 «Определение рекламы»).

Все раздаточные материалы готовятся на каждого ученика.

10

3 мин.

Слово учителя. Презентация. Слайд №2.

     Мы с вами ничего не продаем. Но можем «распространять сведения». О чем? О книгах, которые читаем дома и в школе.

     Реклама, как мы уже говорили, является главным элементом маркетинга. У нее очень много общего с пропагандой книги. Но книжная реклама в основном апеллирует к индивидуальным особенностям читателей, к их эмоциям.

     Создание рекламного буклета книги одного из русских классиков – одно из умений, которым должны овладеть учащиеся, заканчивающие школу.

     При этих словах Вы показываете слайд №2, содержащий краткую информацию об особенностях книжной рекламы.

Читают представленный материал.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация (слайд №2 «Особенности книжной рекламы»).

2 урок

Время

Что делает УЧИТЕЛЬ

Что делают УЧЕНИКИ

Ресурсы

Советы, рекомендации

1

1 мин.

Перераспределение в группах.

     Перед началом урока предложите двум участникам из каждой группы перейти для дальнейшей работы в другую группу.

По 2 ученика от каждой группы пересаживаются для работы на 2-ом уроке в другие группы.

Перераспределение происходит на добровольной основе.

2

10 мин.

Работа в группах (анализ текстов книжных реклам). Презентация. Слайд №3.

     Вы предлагаете ученикам проанализировать уже готовые тексты реклам разных художественных произведений по заданному плану.

      Вы показываете слайд №3 с вопросами для анализа текстов книжной рекламы и выдаете каждой группе распечатки с текстами.

Анализируют в группах полученные тексты раздаточный материал №2) по плану, представленному на слайде №3, и делают все необходимые пометки на рабочих листах (тетрадные листы).

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация (слайд №3 «Вопросы для анализа текстов»), раздаточный материал №2 («Тексты книжных реклам»), чистые тетрадные листы.

У каждой группы – свой текст.

3

3 мин.

Работа в группах (обсуждение и определение особенностей текстов  книжных реклам).

     Поставьте перед учениками вопрос: Какие особенности предложенных текстов реклам вы можете отметить?

     Раздайте им чистые карточки из белой бумаги и попросите записать на них те особенности, которые они отметили.

Обсуждают и записывают выявленные особенности на карточках.

Маркеры, карточки из белой бумаги.

4

2 мин.

Представление результатов обсуждения.

     Четко сформулируйте, как нужно представить результат своих обсуждений: от каждой группы называется 1 особенность и соответствующая карточка прикрепляется к магнитной доске.

     По очереди высказывается каждая группа, не повторяясь.

Называют по 1 особенности от группы и прикрепляют соответствующие карточки к магнитной  доске. Группы высказываются по очереди и не повторяясь.

Магнитная доска, магниты.

Надо следить, чтобы не было повторов.

5

1 мин.

Презентация. Слайд №4.

     Вы подытоживаете все отмеченное группами, демонстрируя слайд №4, на котором представлены кратко сформулированные основы построения текста в жанре рекламы, и раздаете каждому ученику распечатку с таким же текстом.

Читают представленный материал, получают раздаточный материал №3 «Основы построения текста в жанре рекламы».

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация (слайд №4 «Основы построения текста в жанре рекламы»), раздаточный материал №3 («Основы построения текста в жанре рекламы»).

6

2 мин.

Индивидуальная работа.

     Вы предлагаете учащимся ознакомиться с «Памяткой по составлению рекламы», мотивируя тем, что именно она поможет им успешно справиться со следующим заданием и выполнить домашнюю работу.

Получают раздаточный материал №4 «Памятка составляющему рекламу книги» и внимательно читают.

Раздаточный материал №4 («Памятка составляющему рекламу книги»).

7

1 мин.

Домашнее задание.

     Выдаете домашнее задание: составить рекламу комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», адресованную вашим сверстникам.

Записывают домашнее задание.

8

7 мин.

Работа в группах (по составлению части рекламы).

      Сейчас мы совместными усилиями попробуем составить свою, оригинальную рекламу комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

     Каждая группа будет работать над своей частью рекламы.

     Вы выдаете каждой группе заранее заготовленные листы с впечатанным заданием. На этих листах учащиеся и работают.

1 группа – составить вступление рекламы.

2 группа – составить часть о Чацком.

3 группа – составить часть «Чацкий – Фамусов».

4 группа – составить часть «Чацкий – Молчалин».

5 группа – составить часть «Чацкий – Софья».

6 группа – составить заключение рекламы.

Составляют и записывают свою часть рекламы.

Листы с заданием для каждой группы.

Учащиеся должны составить буквально по 3-4 предложения.

9

10 мин.

Представление результатов групповой работы. Презентация. Слайд №5.

     Вы демонстрируете слайд №5 с заданиями для групп, чтобы они были видны и понятны всем, и просите прочитать то, что сочинила каждая группа. Члены других групп дополняют ответы, или при необходимости Вы сами комментируете выполненные задания.

1 представитель от группы зачитывает часть рекламы. Члены других групп высказывают свои замечания, дополняют.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация (слайд №5 «Задания для групп»).

10

8 мин.

Обзор, анализ, рефлексия.

     В качестве обзора, рефлексии, Вы ставите перед учащимися следующие вопросы:

  • Что нового вы узнали о столь привычной для нас форме работе, как сочинение?
  • Трудно ли вам было работать в новом жанре? А интересно?
  • Все ли у вас получилось? Что именно не удалось?
  • Изменилось ли ваше отношение к рекламе?

Отвечают на поставленные вопросы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейн по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" (9 класс)

Данная работа содержит теоретический и практический материал по технологии "Синквейн". Она может быть использована на уроке литературы в 9 классе при изучении произведения А.С.Грибоедова, а также буде...

Практикум по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» .9 класс

Практикум выполняется на уроке письменно перед ломашним сочинением по комедии "Горе от ума". Учащиеся работают с текстом комедии и критическими статьями....

Раздаточный материал к уроку литературы "Развитие социального и любовного конфликта в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"

Раздаточный материал представляет собой план-опрос по тексту комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума". Предложенные вопросы помогут учащимся проанализировать основные моменты комедии, сделать итоговые в...

Игра по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" (9 класс)

Игра по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" ориентирует учащихся на обязательное прочтение произведения,  поэтому целесообразно провести игру перед началом изучения комедии. Задания с...

Тест по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" (9 класс)

Тест, проверяющий знание текста комедии, умение ориентироваться в персонажах, понимание образа главного героя, составлен в двух вариантах....

Тест по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" (9 класс)

Тест позволяет проверить усвоение материала по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума": характеристику персонажей, знание текста произведения и признаков разных литературных направлений.Содержи...