"Доктор Живаго" К вопросу о названии
статья по литературе по теме

Вихрова Юлия Георгиевна

исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вихрова Юлия Георгиевна

ГБОУ школа №350, РФ, Санкт-Петербург

Евангельские мотивы  в стихотворениях Юрия Живаго.

Юрий Живаго умирает в прозе и воскресает в поэзии в виде «Сына Бога Живаго», причем последним написанным Юрием стихотворением как раз оказывается «Гамлет», открывающий цикл стихов к роману. Так разрешается и «драма Слова» самого Пастернака: «Бог в тебе - стихи».

Своеобразие стихотворения «Гамлет» в том, что различные его интерпретации не противоречат друг другу, а дополняют, и, с одной стороны, включают стихотворение в идейную структуру романа, а с другой - сам роман - в контекст мировой культуры. Одно из прочтений стихотворения - это видение в нём образа Христа, который в Гефсиманском саду молит Бога о своей Чаше (о чём говорит почти точная цитата из Евангелия от Матфея: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Матф.26,39). Кстати, заключительное стихотворение цикла «СЮЖ» имеет соответственное название  «Гефсиманский сад» и является вольным переложением указанной главы.

Картиной звёздной ночи и упоминанием о фарисействе и одиночестве героев вводится тема жизни, как искупительной жертвы и тема начала с рождением Христа новой эпохи - начала современной истории, нашей эры.

Смысловая ткань романа, таким образом, приобретает значение общности духовного пути, выбранного однажды Христом и во все времена с тех пор выбираемого лучшими представителями человечества - пути жертвенного.

Своеобразие и стихотворения, и романа в том, что Борис Пастернак не прямо переносит обстоятельства двухтысячелетней давности в современность: эти обстоятельства как бы просвечивают сквозь покров времени, не подменяют друг друга, а сливаются в нерасторжимое целое. Этим преодолевается само время: случившееся века назад происходит здесь и сейчас, и уже никогда не пройдёт. Недаром и в «Рождественской звезде» сквозь библейский пейзаж просвечивают черты пейзажа зимней Руси. Преодоление времени есть победа над смертью. Преодоление, совершённое Христом, и продолжающее совершаться вечно.

Среди «Стихотворений Юрия Живаго» нет ни одного, воссоздающего «образ эпохи». Их время - не история, а вечность. «А что такое история? Это установление вековых работ по последовательной разгадке смерти и её будущего преодоления. Для этого открывают математическую бесконечность и электромагнитные волны, для этого пишут симфонии», - говорит в романе Веденяпин (С. 117).

В 17-й части романа - «Стихи Юрия Живаго» все темы подчёркнуты и обнажены. А тем оказывается две - Христос и Любовь, соединённых животрепещущей силой Природы, которая является синонимом жизни.

Из двадцати пяти стихотворений Юрия Живаго непосредственно библейских - девять («Рождественская звезда», «Чудо», «Магдалина - I», «Магдалина - II», «Дурные дни», «Гефсиманский сад»); в трёх стихотворениях - религиозное наполнение с его прямым обозначением («Гамлет», «На страстной», «Август»), любовной лирики тоже девять стихотворений, если «Объяснение» разделить надвое, чему есть основания («Белая ночь», «Объяснение», «Ветер», «Хмель», «Осень», «Зимняя ночь», «Разлука», «Свидание»); остальные стихи - пейзаж, быт и т.д.

Итак, Евангелие и Любовь оказываются количественно равными. Не потому ли, что поэт извлёк из «Вечной книги» одну вековечную истину: «Бог есть Любовь»?

В библейских стихотворениях Живаго идея Рождества - Жизни - Смерти - Воскресения получает отражение в природных циклах времён года, и чтобы «до воскресенья дорасти», надо пройти все круги Жизни и Смерти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускной бал "На бал пришли вы с корабля с названием "Ученье", а после бала - на корабль с названьем "Жизнь"

Сценарий выпускного вечера для одиннадцатиклассников  включает  торжественную часть и ответное слово выпускников. Содержит подробный пошаговый материал для подготовки и проведения   веч...

Кирнарская Д.К. (доктор искусствоведения, доктор психологических наук, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных) Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку ...

Урок письма 3 класс "Употребление названий предметов в зависимости от других слов в предложении, с помощью падежных вопросов"

Цель: развитие речи учащихся, учить их образовывать разные формы слова с помощью падежных вопросов и в зависимости от других слов в предложении и словосочетании. Развитие и коррекция речемыслительной ...

Названия действий. Различение названий действий по вопросам что делает? что делают?

конспект логопедического занятия на тему "Названия действий. Различение названий действий по вопросам что делает? что делают?"...

Смысл названия рассказа А.И.Куприна "Чудесный доктор"

Данный материал может быть использован  к видеоурока в рамках дистанционного обучения. Разработаны задания для коллективной работы, для индивидуальной работы, вводится новое теоретическое понятие...

Конспект урока русского языка "Различение названий предметов по вопросу кто это?"

Материал урока предназначен для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Конспект коррекционно-развивающего занятия с приемами развития мыслительной деятельности «Действие и его название. Различие названий действий по вопросам»

Закрепление программного материала по русскому языку с обучающимися 1 дополнительного класса на занятиях с учителем-дефектологом....