Итоговый годовой тест по литературе в 10-м классе
тест (литература, 10 класс) по теме

Чеченина Екатерина Викторовна

Тест + развёрнутый ответ на один вопрос (по выбору ученика) + анализ стихотворения (ПЛАН АНАЛИЗА ПРИЛАГАЕТСЯ) + задание на дополнительную оценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_itogovyi_godovoi_test_po_literature.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый годовой тест для 10го класса по изученному материалу.

I. Сопоставьте

автора и произведение:

(пример:

1-А, 2-Б и т.д.)

1. Г.Р. Державин;

2. В.А. Жуковский;

3. А.С. Пушкин;

4. М.Ю. Лермонтов;

5. Н.В. Гоголь;

6. И.А. Гончаров;

7. А.Н. Островский;

8. И.С. Тургенев;

9. Н.А. Некрасов;

10. М.Е. Салтыков-Щедрин;

11. Ф.М. Достоевский;

12. Л.Н. Толстой;        

13. Н.С. Лесков;

14. А.П. Чехов.

А) «Герой нашего времени»;

Б) «Обломов»;

В) «Невский проспект»;

Г) романы «Дворянское гнездо», «Накануне»;

Д) «История одного города»;

Е) ода «Фелица»;

Ж) романы «Бесы», «Братья Карамазовы»;

З) «Севастопольские рассказы»;

И) пьесы «Гроза» и «Бесприданница»;

К) баллады «Светлана» и «Эолова арфа»;

Л) рассказы «Студент», «Душечка»;

М) «Медный всадник»;

Н) «Кому на Руси жить хорошо»;

О) «Очарованный странник».

II. Сопоставьте героя

и произведение:

1. «Герой нашего времени»;

2 «Обломов»;

3. «Мёртвые души»;

4. «Отцы и дети»;

5. «История одного города»;

6. «Преступление и наказание»;

7. «Война и мир»;

8. «Палата №6»;

9.  «Евгений Онегин»;

10. «Кому на Руси жить хорошо»;

11.  «Очарованный странник».

А) Савелий, богатырь святорусский;

Б) Евгений Васильевич Базаров;

В) князь Андрей Николаевич Болконский;

Г) сёстры Татьяна и Ольга Ларины;

Д) Григорий Александрович Печорин;

Е) Андрей Штольц;

Ж) Угрюм-Бурчеев;

З) Софья Семёновна Мармеладова;

И) Иван Северьяныч Флягин;

К) Павел Иванович Чичиков;

Л) Иван Дмитрич Громов.

III. Сопоставьте поэта и отрывок из стихотворения:

1. А.С. Пушкин; 2. М.Ю. Лермонтов; 3. Н.А. Некрасов; 4. Ф.И. Тютчев; 5. А.А. Фет.

А) Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

<…>

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..

Б) И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят - все лучшие годы!

Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

<…>

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка...

В) Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она.

<…>

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

Г) Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, —

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы…

Д) Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

IV. Сопоставьте писателя и факт из его биографии/творчества:

1. А.С. Пушкин;

2. М.Ю. Лермонтов;

3. Н.В. Гоголь;

4. Н.А. Некрасов;

5. М.Е. Салтыков-Щедрин;

6. Ф.М. Достоевский;

7. Л.Н. Толстой;

        

8. А.П. Чехов.

А) сам скупил и уничтожил весь тираж своей первой книги «Ганц Кюхельгартен» из-за резко негативной критики на неё;

Б) именно он впервые по-настоящему раскрыл «крестьянскую» тему;

В) авторский голос в его произведениях скрыт и почти незаметен, т.к. он считал, что писатель не должен навязывать читателям свою точку зрения;

Г) был приговорён к смертной казни, но в самый последний момент, прямо перед расстрелом было объявлено помилование с заменой казни на четыре года каторги;

Д) воспитывался бабушкой в усадьбе Тарханы, за стихотворение «Смерть Поэта» был сослан на Кавказ;

Е) автор «Сказок для детей изрядного возраста», в которых он с помощью иносказаний выражал свои мысли и взгляды;

Ж) погиб на дуэли, которая была спровоцирована анонимными письмами, намекавшими на неверность его жены;

З) был отлучён от церкви за убеждения, несовместимые с православием.

V. Сопоставьте произведение и его содержание:

1. «Герой нашего времени»;

2 «Обломов»;

3. «Мёртвые души»;

4. «Отцы и дети»;

5. «История одного города»;

6. «Преступление и наказание»;

7. «Война и мир»;

8. «Палата №6»;

9.  «Евгений Онегин»;

10. «Кому на Руси жить хорошо»;

11.  «Очарованный странник».

А) про ленивого «барина» - дворянина и помещика, который больше всего любит лежать на диване, ничего не делать и мечтать;

Б) основная часть повести рассказывает о правлении самых выдающихся градоначальников города Глупова;

В) роман-эпопея, в котором автор выводит Наполеона как самодовольного и глупого человека;

Г) 7 мужиков отправляются по свету искать счастливого человека;

Д) главный герой – нигилист, умирает в финале романа от заражения крови, случайно порезавшись при вскрытии умершего от тифа человека;

Е) в центре рассказа – доктор и его пациент, последний страдает от мании преследования;

Ж) молодой бездельник получает большое наследство от своего умершего дяди;

З) ГГ- скучающий молодой русский офицер, так называемый «лишний человек», в жизни которого нет никакой цели, по ходу действия романа он соблазняет дочь черкесского князя Бэлу и княжну Мэри;

И) описывается хитроумная афера по скупке уже умерших крестьян, которые ещё числятся живыми;

К) повесть рассказывает о русском «праведнике», которого отдать в монахи обещала ещё мать, но который попал в монастырь лишь в конце своей насыщенной приключениями жизни;

Л) главный герой убивает старуху-процентщицу и её сестру.

VI. Дайте РАЗВЁРНУТЫЙ письменный ответ на ОДИН любой вопрос по выбору:

1. Кто такой «лишний человек»? Объясните на литературном примере.

Подсказка: Печорин и Онегин – лишние люди.

2. На чьей стороне автор романа «Отцы и дети»: отцов или детей? Согласны ли вы с ним?

Подсказка: вспоминайте споры главного героя с его протагонистом и финал романа.

3. Почему Родион Раскольников из «Преступления и наказания» решается на убийство? Почему в результате сам идёт с повинной в полицию?

Подсказка: вспоминайте теорию Раскольникова.

4. Объясните, как связана поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и «Божественная комедия» Данте Алигьери

Подсказка: Ад -> Чистилище - > Рай.

5. Можем ли мы сказать, что в «Войне и мире» у автора есть любимые и нелюбимые герои? Если да – то кого он любит, а кого нет? Почему? (подтвердить хотя бы на одном примере из произведения)

Подсказка: главный принцип построения «Войны и мира» - противопоставление и сопоставление. Война противопоставляется миру, а некоторые из героев – друг другу. 

VII. Произведите анализ ОДНОГО любого стихотворения:

«Поэту».

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

А.С. Пушкин

Выхожу один я на дорогу;

 Сквозь туман кремнистый путь блестит.

 Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

 И звезда с звездою говорит.

 В небесах торжественно и чудно!

 Спит земля в сиянье голубом...

 Что же мне так больно и так трудно?

 Жду ль чего? Жалею ли о чём?

 Уж не жду от жизни ничего я,

 И не жаль мне прошлого ничуть.

 Я ищу свободы и покоя!

 Я б хотел забыться и заснуть!

 Но не тем холодным сном могилы...

 Я б желал навеки так заснуть,

 Чтоб в груди дремали жизни силы,

 Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь,

 Чтоб, всю ночь, весь день мой слух лелея,

 Про любовь мне сладкий голос пел,

 Надо мной чтоб, вечно зеленея,

 Темный дуб склонялся и шумел.

М.Ю. Лермонтов

Эти бедные селенья,

 Эта скудная природа —

 Край родной долготерпенья,

 Край ты русского народа!

 Не поймет и не заметит

 Гордый взор иноплеменный,

 Что сквозит и тайно светит

 В наготе твоей смиренной.

 Удрученный ношей крестной,

 Всю тебя, земля родная,

 В рабском виде Царь небесный

 Исходил, благословляя.

Ф.И. Тютчев

Silentium!

Молчи, скрывайся и таи

 И чувства и мечты свои —

 Пускай в душевной глубине

 Встают и заходя́т оне

 Безмолвно, как звезды́ в ночи, —

 Любуйся ими — и молчи.

 Как сердцу высказать себя?

 Другому как понять тебя?

 Поймёт ли он, чем ты живёшь?

 Мысль изречённая есть ложь.

 Взрывая, возмутишь ключи, —

 Питайся ими — и молчи.

 Лишь жить в себе самом умей —

 Есть целый мир в душе твоей

 Таинственно-волшебных дум;

 Их оглуши́т наружный шум,

 Дневные разгоня́т лучи, —

 Внимай их пенью — и молчи!..

Ф.И. Тютчев

 Как беден наш язык! — Хочу и не могу. —

 Не передать того ни другу, ни врагу,

 Что буйствует в груди прозрачною волною.

 Напрасно вечное томление сердец,

 И клонит голову маститую мудрец

 Пред этой ложью роковою.

 Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

 Хватает на лету и закрепляет вдруг

 И тёмный бред души и трав неясный запах;

 Так, для безбрежного покинув скудный дол,

 Летит за облака Юпитера орёл,

 Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

А.А.Фет

Учись у них — у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

А.А.Фет

Задание на дополнительную оценку (определите произведение по цитатам):

1. «Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?».

«Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

«Я ведь не старушонку убил, я себя убил!».

«Убей ее и возьми ее деньги, с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!».

2.

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же чёрт возьмет тебя!

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень,

Не столь различны меж собой.

Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна!

Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей.

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь.

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

Мы почитаем всех нулями,

А единицами – себя.

3. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

«Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои».

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

«Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельной березой».

«Да я люблю родителей.... Но мне с ними скучно....».

«Принципов вообще нет, а есть ощущения. Например, я: я придерживаюсь отрицательного направления - в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен - и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? - тоже в силу ощущения. Это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут».

 4. «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

«Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!».

«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться».

5. «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!...».

«Не личность делает историю, а делают ее народные массы, руководимые общими интересами».

«В плену он узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка».

6. «При расставании слёз не были пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: “Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку, эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой”».

План анализа стихотворения:

1. Тема стихотворения:

а) пейзажная зарисовка;

б) общественно-политическая;

в) интимная (любовная или дружеская);

г) философская.

2. Сюжет:

а) есть (тогда описать, какие события происходят);

б) нет (тогда вместо сюжета – образы, чувства, переживания и мысли автора).

3. Образ лирического героя, авторское "Я".

4. Художественные средства:

а) композиция – как построено стихотворение (можно ли разбить на части, если да – на сколько, как они связаны);

б) имеющиеся тропы:

  • эпитет - художественное определение, прилагательное НЕ В ПРЯМОМ значении;
  • сравнение (присутствуют сравнительные союзы);
  • метафора - скрытое сравнение, существительное НЕ В ПРЯМОМ значении (отсутствуют сравнительные союзы);
  • ирония - скрытая насмешка над чем-то;
  • гипербола - художественное преувеличение;
  • литота - художественное преуменьшение;
  • олицетворение;
  • паралеллизм (одинаковое построение строк либо частей стихотворения);

в) имеющиеся  стилистические фигуры:

  • повторы;
  • риторический вопрос, риторическое обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
  • антитеза (противопоставление);
  • градация;
  • умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, и поэтому читатель додумывает её сам.

План анализа стихотворения:

1. Тема стихотворения:

а) пейзажная зарисовка;

б) общественно-политическая;

в) интимная (любовная или дружеская);

г) философская.

2. Сюжет:

а) есть (тогда описать, какие события происходят);

б) нет (тогда вместо сюжета – образы, чувства, переживания и мысли автора).

3. Образ лирического героя, авторское "Я".

4. Художественные средства:

а) композиция – как построено стихотворение (можно ли разбить на части, если да – на сколько, как они связаны);

б) имеющиеся тропы:

  • эпитет - художественное определение, прилагательное НЕ В ПРЯМОМ значении;
  • сравнение (присутствуют сравнительные союзы);
  • метафора - скрытое сравнение, существительное НЕ В ПРЯМОМ значении (отсутствуют сравнительные союзы);
  • ирония - скрытая насмешка над чем-то;
  • гипербола - художественное преувеличение;
  • литота - художественное преуменьшение;
  • олицетворение;
  • паралеллизм (одинаковое построение строк либо частей стихотворения);

в) имеющиеся  стилистические фигуры:

  • повторы;
  • риторический вопрос, риторическое обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
  • антитеза (противопоставление);
  • градация;
  • умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, и поэтому читатель додумывает её сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест по литературе за курс 8 класса.

В тесте подобраны вопросы по всем изучаемым произведениям....

Итоговый тест по литературе за курс 5 класса

Данный тест основан на материалах учебника по программе В.Я.Коровиной (учебник в 4х частях) и отражает все основные моменты ЗУН: теоретико-литературные, историко-литературные, собственно знание учебно...

Итоговый(годовой) тест для 5 класса

Итоговый тест для обучаемых 5 класса общеобразовательных учреждений...

Итоговый годовой тест за курс 8 класса.

Итоговый годовой тест за курс 8 класса....

Итоговый (годовой) тест по литературе (9класс)

Методическая разработка тест...

Итоговые годовые тесты

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени усвоения системы знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения отдельного предмета....