Главные вкладки

    Нормы оценок, умений и навыков учащихся. Литература
    учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

    Глазина Елена Александровна

    Оценка устных ответов, сочинений и тестовых работ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Нормы  оценки знаний умений  и навыков  учащихся по литературе

    Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

    Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.

    Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых  классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9-ых  классах  первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

    Оценка устных ответов

    При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

    1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

    2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

    3.Понимание роли художественных средств  в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

    4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

    5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

    6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

    В соответствии с этим:

    Отметкой «5» оценивается ответ,  обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов,  свободное владение монологической литературной речью.

    Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

    Однако допускается одна-две неточности в ответе.

    Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств  в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст  произведения для подтверждения своих выводов.

    Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

    Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств  в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

    Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

    Оценка сочинений

    В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

    правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев,  исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

    точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

    Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

    Отметка «5» ставится за сочинение:

    глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

    стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

    написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

    Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

    Отметка «4» ставится за сочинение:

    достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

    логичное и последовательное изложение содержания;

    написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

    Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

    Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

    в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

    материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

    обнаруживается владение основами письменной речи;

    в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

    Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

    не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

    характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

    Отметка «1» ставится за сочинение:

    совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

    Оценка тестовых работ.

    При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

    «5» - 90 – 100 %;

    «4» - 78 – 89 %;

    «3» - 60 – 77 %;

    «2»- менее  59%. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нормы оценок знаний, умений и навыков учащихся пол русскому языку

    Оценки устных ответов учащихся, нормы оценок диктантов, сочинений и изложений...

    НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

    Оценка устных ответов учащихся Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логичес...

    Критерии оценивания различных видов работ прописаны в нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

    Данный материал освещает контрольно-оценочную деятельность учителя, соблюдая принципы гласности и открытости....

    Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературе

    Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературеОценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ...

    Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

    В статье обосновываются нормы и критерии  оценивания знаний  учащихся по русскому языку....

    Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

    Материал содержит нормы оценки знаний, умений  и навыков учащихся по литературе....