Элективный курс Тема: «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой».
элективный курс по литературе (9 класс) по теме

Иванова Ольга Валериевна

Авторская программа элективного курса «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой» предназначена для учащихся 9 - 11  классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Волгоградская академия повышения квалификации и переподготовки

работников образования».

Кафедра  филологических дисциплин и методики их преподавания

Элективный курс

Тема: «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой».

 

Автор: Иванова О.В.,

учитель     русского языка и литературы

                         МБОУ СОШ №27

                   г.Волжского,

                       Волгоградской

           области

                                             г.Волгоград, 2013 г.

Авторская программа элективного курса по литературе для учащихся 9-11-ых на тему: «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой».

Методические рекомендации  

            Авторская программа элективного курса «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой» предназначена для учащихся 9 - 11  классов.

            Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением творчества Анны Ахматовой. Школьная программа не даёт возможности подробно изучить данную тему, однако  произведения поэтессы  представляют собой совершенно уникальное явление русской литературы и необходимы для изучения в школе.

            Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о творчестве Анны Андреевны.

    Данная программа поддерживает базовый школьный курс истории русской литературы. Программа насыщена историческими, биографическими сведениями, что способствует повышению интереса учащихся к личности  Ахматовой, а, следовательно, и к её творчеству.

            Программа «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой»  применима при организации занятий, ориентированных на подготовку учащихся 9 -11 классов не только к выпускному экзамену по литературе, но и к вступительному экзамену в вуз. Она имеет практическую направленность и предназначена не столько для формирования знаний учащихся творчества А. Ахматовой, сколько для развития их умений и навыков анализа художественного произведения. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения данного курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.

            Изучение данного курса рекомендуется после темы «Серебряный век русской поэзии».

            В качестве основной формы организации учебных занятий предусмотрены лекция и практикум (урок анализа произведения), на которых учащиеся осваивают творчество Анны Ахматовой: читают и анализируют стихи, обобщают информацию о литературном процессе Серебряного века – времени, связанном с основными вехами жизни и творчества Анны Ахматовой.

            Место предмета в базисном учебном плане: Авторская программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).

Планируемые результаты

  1. Предметные:  

знать  основные факты жизни поэтессы, особенности творческого метода, особенности литературного направления; понимать идейный смысл стихотворений; уметь пересказывать, читать наизусть; создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

2.Метапредметные:  

владеть изучающим видом чтения с целью анализа текстов стихотворений, приёмами отбора и систематизации материала, уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, выделять причинно-следственные связи в устных  высказываниях,  формулировать выводы, уметь работать с разными источниками информации, анализировать её, использовать в самостоятельной деятельности.

3.Личностные: 

осознать  значимость решения учебных задач,  выработать  свою жизненную позицию в отношении творчества А. Ахматовой и акмеизма, создавать связные тексты, участвовать в диалоге, дискуссии.

Оснащение мероприятия:

мультимедийный проектор, компьютер

Сценарий мероприятия

План

1.Учебно-тематический план.

  1. Введение. Обзор творчества А.А. Ахматовой. Акмеизм.
  2. Акмеизм. Статья В.М. Жирмунского «Преодолевшие символизм».
  3. Эстетические принципы акмеизма.
  4. О лирическом сюжете Пушкина в стихах Ахматовой.
  5. Об Ахматовой: Стихи.
  6. Сборники стихотворений: «Вечер».«Чётки».«Белая стая».
  7. Сборники стихотворений: «Подорожник», «Тростник», «Anno Domini».
  8. Чуковская Л.К. «Записки об А.А. Ахматовой».
  9. Лингвистический анализ текстов стихотворений А.А. Ахматовой.
  10. Зачёт по курсу.
  1. Содержание программы.

3.Список используемой литературы. Информационно-содержательная программа основного курса.

  1. Литература для учителя.
  2. Литература для учащихся
  3. Учебно-дидактический материал

Количество часов 17

Учебно-тематический план.

п/п

Наименование тем курса

Количество часов

Количество лекций

Количество практических занятий

Количество семинаров

Форы контроля

1

Введение. Обзор творчества А.А. Ахматовой. Акмеизм.

1

1

Лекция учителя с элементами беседы.

2-3

Акмеизм. Статья В.М. Жирмунского «Преодолевшие символизм».

2

1

1

Лекция. Составление плана лекции, семинар, сопоставительный анализ (символизм-акмеизм).

4-5

Эстетические принципы акмеизма.

2

1

Лекция, составление тезисов лекции, конференция.

6

О лирическом сюжете Пушкина в стихах Ахматовой.

1

Регламентированная дискуссия, сопоставительный анализ (Пушкин-Ахматова).

7

Об Ахматовой: Стихи.

1

1

1

Комментированное чтение, чтение стихотворений наизусть, семинар, лингвистический анализ, стенгазета.

8-10

«Вечер».

«Чётки».

«Белая стая».

3

3

Чтение наизусть, лингвистический анализ, сопоставительный анализ, доклады учащихся, сочинение.

11-13

«Подорожник».

«Тростник».

«Anno Domini».

3

3

Чтение наизусть, лингвистический анализ, сопоставительный анализ, доклады учащихся, сочинение.

14

Чуковская Л.К. «Записки об А.А. Ахматовой»

1

Сообщения, доклады учащихся, составление вопросов по тексту.

15-16

Лингвистический анализ текстов стихотворений А.А. Ахматовой.

2

2

Лингвистический анализ, сопоставительный анализ, сдача проектов, подготовка к итоговой  зачётной работе по курсу, конференции.

17

Зачёт по курсу.

1

Тестирование.

Содержание программы.

  1. Знакомство учащихся с содержанием элективного курса, задачами, стоящими перед ними, с пособиями для занятий, списком для самостоятельного чтения. Общий экскурс в акмеизм и творчество А. Ахматовой.
  2. Анализ работы  В.М. Жирмунского «Преодолевшие символизм». Сопоставление литературных направлений (символизм – акмеизм).
  3. Выделение основополагающих принципов акмеизма. Их отражение в лирике А. Ахматовой.
  4. Влияние творчества А.С. Пушкина на поэзию А. Ахматовой. Сопоставление.
  5. Очерк жизни и творчества поэтессы. Влияние Н.С. Гумилёва. Создание литературной газеты.
  6. Лингвистический анализ стихотворений каждого сборника поэта.
  7. Знакомство с книгой Л.К. Чуковской «Записки об  А. Ахматовой». Дневниковые записи встреч Чуковской с Ахматовой.
  8. Тестирование по курсу.

Список используемой литературы

  1. Литература для учителя.
  1. Ахматова А. Автобиографическая проза. // Литературное обозрение. – 1989. - № 5.
  2. Ахматова А., Гумилёв Н. Стихи и письма. / Публ., сост. И примеч. Э.Г. Герштейн. // Новый мир. – 1986. - № 9.
  3. Ахматова А.А.

Сочинения: В 2 томах. – А. Ахматова. – М.: Художественная литература, 1990.

  1. Виленкин В.Я.

В сто первом зеркале (А. Ахматова). – М.: Сов. Писатель, 1990.

  1. Гумилёв Н.С.

Сочинения. В 3 томах. Письма о русской поэзии. – М.: 1991.

  1. Добин Е.С. Сюжет и действительность; Искусство детали. – Л.: Сов. Писатель, 1981.
  2. Жирмунский В. Преодолевшие символизм. // Русская мысль. – 1916. - № 12.
  3. Кормилов С.И. Поэтическое творчество А. Ахматовой. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Издательство МГУ, 1998.
  4. Лукницкая В.

Николай Гумилёв: Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. – Л.: Лениздат, 1990.

  1.  Найман А.Г.

Рассказы об А. Ахматовой. – М.: Вагриус, 1999.

  1.  Одоевцева И.В.

На берегах Невы: Литературные мемуары. – М.: Худож. литер., 1989.

  1. Павловский А.И.

А. Ахматова: Жизнь и творчество: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

     13. Чуковская Л.К. Записки об  А. Ахматовой. Книга 1.  1938-1941. М.: Книга, 1989.

  1. Литература для учащихся
  1. Ахматова А.А.

Сочинения: В 2 томах. – А. Ахматова. – М.: Художественная литература, 1990.

  1. Ахматова А.А. Тайны ремесла. – М.: Сов. Писатель, 1986.
  2. Виленкин В.Я.

В сто первом зеркале (А. Ахматова). – М.: Сов. Писатель, 1990.

  1. Гумилёв Н.С.

Сочинения. В 3 томах. Письма о русской поэзии. – М.: 1991.

  1. Добин Е.С. Сюжет и действительность; Искусство детали. – Л.: Сов. Писатель, 1981.
  2. Жирмунский В. Преодолевшие символизм. // Русская мысль. – 1916. - № 12.
  3. Кормилов С.И. Поэтическое творчество А. Ахматовой. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Издательство МГУ, 1998.
  4. Найман А.Г.

Рассказы об А. Ахматовой. – М.: Вагриус, 1999.

  1. Одоевцева И.В.

На берегах Невы: Литературные мемуары. – М.: Худож. литер., 1989.

  1.  Эхенбаум Б.М.

О прозе. О поэзии.: Сборник статей. – Л.: Художест. литер., 1986.

  1. Учебно-дидактический материал
  1. Наглядно-демонстрационные пособия, необходимые для реализации программы курса: портреты поэтов Серебряного века, А.С. Пушкина.
  2. Демонстрационный плакат «Литературные направления Серебряного века».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс по литературе "Серебряный век русской поэзии" в старших классах.

В элективном курсе по литературе "Серебряный век русской поэзии" в старших классах дается целостное представление о периоде, именуемом в литературе "Серебряный век"...

Пояснительная записка к элективному курсу "Русская литература ХIХ века"

В пояснительной записке к элективному курсу "Русская литература ХIХ века" представлены цели и задачи курса, основные методики изучения курса, рекомендуемый объем знаний, формы подведения итогов и спос...

элективный курс "Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество Н.С.Гумилева"

Программа курса ориентирована на первое полугодие 11 класса параллельно с изучением программного материала по Серебряному веку. "Самый непрочитанный поэт" - особое внимание уделено творчеств...

Авторская программа элективного курса по литературе серебряного века.

Предметом изучения данного курса является изучение  фольклорных традиций в лирике поэтов Серебряного века,  прочтение произведений серебряного века с точки зрения   отражения...

Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"

Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...