Главные вкладки

    «Формирование устойчивой мотивации здоровья и здорового образа жизни школьников на уроках русского языка и литературы».
    методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

    Жанна Викторовна Панова

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

     МОУ  ВСОШ № 2

                                                         Панова Жанна Викторовна,

                                                          учитель русского языка и литературы.         

    Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

    Русский язык – богатый язык, он вмещает в себя всю мудрость и весь исторический опыт народа. В нем найдутся крылатые выражения и поговорки на все случаи жизни. Их можно объединить в «Словарь мудрых мыслей». Желательно, чтобы ученики завели такой «Словарь…» и делали в нем записи:

    •  Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды”,
    • “По яблоку в день – и доктор не нужен”,
    • “Ешь просто - доживёшь лет до ста”,
    • «Здоров на еду, да хил на работу».
    • «Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест».

     Без применения здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка не обойтись, т.к. они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Этот вопрос необходимо рассматривать в комплексе. Большое зн ачение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.

    Во избежание усталости учащихся необходимо на каждом уроке разнообразить виды работ: ввести игровые моменты, работу с учебником (устную или письменную), комментированное письмо, выполнение  небольших творческих заданий. Все это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Тут важен и сам подбор заданий по определенной тематике, связанной с укреплением здоровья, спортом. Например, в 5 классе при изучении темы: «Стили речи» можно детям предложить такой текст:

     В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры... Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады. Победители олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.

     Также с помощью подбора  текста можно развить определенные орфографические и пунктуационные навыки, решить учебные методологические задачи. Пропаганда здорового образа жизни, занятия физкультурой и спортом – неотъемлемая часть и воспитательного процесса. Желательно на уроке отвести время (2-3 минуты) для проведения «Оздоровительной страницы». Ученики продолжают вести свой персональный Словарь мудрых мыслей:

    • “Пешком ходить - долго жить”,
    • “Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься”,
    • “Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём здоровье”,
    • “Воздух, солнце и вода – три кита здоровья”.

    Также школьникам предлагается выполнить задания:

    • I. Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.
    • II.Запишите предложение, заменив один из причастных оборотов придаточным определительным.
    • Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегавших ежедневной тренировкой мышц.
    • III.Творческий словарный диктант.
    • 1. Вид спортивной гимнастики   (аэробика)
    • 2.Система физических упражнений, способствующая общему развитию организма и укреплению здоровья    (гимнастика)
    • 3. Расслабление и снятие психического напряжения     (релаксация).
    • 4. Правила времяпровождения  (распорядок дня)

       Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках в 10-11 классах блочно-модульной системы снижает нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. Школьной программой предусмотрено выполнение   творческих работ на спортивную тематику. Так в 5 классе ученики учатся составлять спортивный репортаж, в 6 классе школьникам предлагается написать сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро», в 7 классе сочинение-интервью по картине А.Сайкиной «Детская спортивная школа». Необходимо педагогу вводить в учебный процесс комплекс развивающих технологий.

        Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Использование ИКТ дает возможность сэкономить время и провести его интересно, избегая перегрузки, тем самым повышая мотивацию к учению.

    • Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию. Во время выполнения сложных заданий для снятия напряжения используется  «Психологическая страница».

                  Словарь мудрых мыслей:

    • “Хороший смех оздоравливает душу”,
    • “Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём”,
    • “Улыбка – лучшая таблетка”.
    • Предлагается текст для орфографического разбора в 7 классе:

          Очень полезно и приятно смотреть на аквариум с разноцветными рыбками. Плавно раскачивающиеся водоросли и плавающие рыбки погружают нас в состояние невесомости. Всё наше тело медленно расслабляется, кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться ровнее, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. Аквариум - прекрасное средство от страха в зубном кабинете.

       На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые  паузы, зрительную гимнастику  и, конечно,  эмоциональную  разгрузку (2-3 минуты) – послушать хорошую музыку, связанную с темой урока, посмотреть слайд с изображением пейзажа, обсудить увиденное и услышанное.

       Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. Конечно, это все требует от учителя больших затрат времени,  душевных сил и эмоциональной нагрузки.

         И все же цель таких уроков -  обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения.

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ на уроках русского языка и литературы

    Слайд 2

    Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

    Слайд 3

    Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока . Показателем рациональной организации учебного процесса являются: 1.Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; 2.Нагрузка от дополнительных занятий в школе ; 3.Занятия активно-двигательного характера : динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия.

    Слайд 4

    Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного напряжения проводятся: 1. физкультминутки; 2. определение психологического климата на уроке; 3. эмоциональная разрядка; 4. наблюдение за правильностью позы и осанки учащихся; 5 . чередование видов работ на уроке

    Слайд 5

    Здоровьесберегающее обучение направлено на: обеспечение психического здоровья учащихся.

    Слайд 6

    Достигается через: учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов , способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности ; предупреждение гиподинамии.

    Слайд 7

    Приводит к : предотвращению усталости и утомляемости ; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений .

    Слайд 8

    Применение некоторых образовательных технологии по их здоровьесберегающей направленности.

    Слайд 9

    Личностно-ориентированные , где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, старается обеспечить комфортные условия её развития и реализацию природных возможностей.

    Слайд 10

    Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

    Слайд 11

    Технология уровневой дифференциации обучения . Уроки строятся с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. Появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше.

    Слайд 12

    На уроках русского языка широко используются для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм. При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматривается режим дня школьника с последующим его обсуждением. Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды. На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.

    Слайд 13

    Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т

    В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать  у учащихся интерес к предмету....

    Формирование навыков индивидуальной познавательной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы: методические аспекты и школьный опыт работы.

    Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Наиболее характерной особен...

    Мотивация учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы

    Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без...

    Как заинтересовать школьников на уроках русского языка и литературы? Педагогические приемы положительной мотивации.

    В статье представлена подробная инфрмация о методах повышения мотивации у учащихся....

    Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы

    Презентация на тему "Фомирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы".Дано определение понятия "мотивация". Определены цели и задачи мотивации, методы и формы повы...

    Формирование положительной учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы

    Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы- падение интереса к изучению русского языка, классической литературы и, как следствие, падение грамотности. неумение правильно и логично выражать свои мысли...