№ урока
| Тема урока
| Тип урока. Методы обуче
ния
| Задачи
| Вопросы к изучаемой теме
| Проверяя
емый материал
| Внутрипредметные и межпред
метные связи, НРК
| Виды самостоятель
ной работы. Планируемые умения и навыки
| Виды контроля знаний и обратной связи. Формы организации учебной деятельности
| Домашнее задание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
| Вводный урок. Введение. Русская литерату
ра и история
| Урок- исследо
вание, беседа
| Дать представле
ние о связи литературы и истории. Вызвать интерес к изучению творчества писателей и поэтов.
| 1.Как связана история и литература?
2. Как история влияла на развитие литературы?
3. Какие исторические лица стали героями произведений русской и татарской литературы?
| Умение высказывать мнение о прочитанном материале, помещенном в учебнике. Пересказать текст. Ответить на вопросы по содержанию.
| Какие историчес
кие лица стали героями произведе
ний русских и писателей?
| Умение составлять конспект по статье, строить связный текст, высказывание впечатлений; анализировать прочитанное
| Фронтальный опрос: 1.В каком столетии историческая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания?
2. С какими выдающимися деятелями русской истории вы встречались в художественных произведениях, изучаемых в школе или прочитанных самостоятельно.
3. Какие важные исторические события были воспроизведены в литературных произведениях? Назовите эти произведения.
| 1.Прочитать вводную статью учебника /с.3-4/
2. Составить простой план ответа. Тезисы, статьи учебника.
3. Вспомнить фольклор
ные жанры, изученные в предыдущих классах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
| Устное народное творчест
во.
| Рассказ с элемен
тами беседы.
| Расширить представле
ние
| 1. Что такое фольклор?
2. Какие малые жанры вы знаете?
3.Какие существуют группы народных песен?
4. Какова познаватель
ная ценность русской народной песни?.
| Знание художественно-выразитель
ных средств. Словарная работа: «лирическая песня», «историческая песня». | Связь русского и татарского устного народного творчества..
Татарская народная песня «Ай, былбылым»
| Умение сопоставлять русские и татарские песни; выявлять сходство и различие
| Групповая работа, оформление альбома «Русская народная и татарская народная песня» | 1.Мини-сочинение «Песня-душа народа»
2. Подгото
вить исполнение частушек.
Сочинить частушку.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
| Древнерусская литература «Из жития Александра Невского»
| Рассказ учителя, работа с книгой, иллюстрациями
| Познако
мить учащихся с подвигом А. Невского, его духовным самопожертвованием. Показать особенности повести и жития.
| 1. Какие темы привлекли внимание авторов древнерусс
кой литературы?
2. Какой теме посвящена повесть.
3. С помощью каких средств создавался образ героя?
4. Каков последний подвиг А. Невского?
5. Зачем он пошел к царю?
6. Как об этом говорится в повести?
| Определение предания, летописи. Восприятие сведений историческо
го прошлого Родины
| Картина П. Корина «Александр Невский», музыкаль
ное сопровождение произведения | Чтение и анализ текста. Рассматривание иллюстрации учебника. Высказывания собственного отношения к герою жития А. Невского
| Фронтальный опрос.
1. Почему народ сложил легенду об А. Невском?
2. Чем привлекает вас этот образ?
3. Как художники отобразили жизнь А. Невского в своих произведениях | Подгото
вить устную или письмен
ную характеристику князя Александра. Выразительное чтение по ролям отдельных фрагментов повести
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
| « Шемякин суд» (повесть)
| Рассказ учителя, работа с текстом, беседа
| Проверить ранее изученный материал. Познако
мить учащихся новшеством в литературе 17 века, изображе
ние действительных и вымышлен
ных событий. Показ своеобраз
ной сатиры как комического жанра
| 1. Кто герой повести «Шемякин суд»?.
2. Кто герой повести?
3. Кого высмеивает повесть?
| Слушание сочинений учащихся. Игра- путешествие.
| Связь с историей половины 17 века. Сопоставление образов жизни русского и татарского человека II половины 17 века.
| Работа в тетрадях. Чтение по ролям.
| Беседа по вопросам:
- Кто из героев оказался прав?
- На чьей стороне автор?
- Какие приемы
сатиричес
кого изображения используются в повести?
| Выразительное чтение повести. Подгото
вить пересказ близко к тексту по традициям.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
| Класси
цизм
| Урок изуче
ния нового материала, сообще
ния учителя, беседа. | Познако
мить учащихся с понятием «класси
цизм». Выявить его особеннос
ти. Совершенствовать умение работы с книгой.
| 1.Какой период охватывает эпоха классицизма?
2.Каковы основные черты ?
3.Какие из произведений искусства эпохи классицизма вам известны?
| Рассказы учащихся с использова
нием выражения Шемякин суд.
| Иллюстра
ции «Петров
ский дворец»; МГУ, Казаков, портреты Д.Левицкого и др.
| Составление тезисного плана. Словарная работа «классицизм», самостоятельная работа со словарем.
| Коллективное обсуждение. Умение выделять основные признаки классицизма | Прочитать статью учебника. Подгото
вить рассказ о каком- либо деятеле эпохи классициз
ма.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
| Литература 18 века Д.И. Фонвизин
| Знакомство с творчеством Д.И. Фонвизина. Урок сообще
ния новых знаний
| Познако
мить учащихся с творчест
вом писателя. Совершенствовать навыки составления хронологической таблицы. Навыки самостоятельной работы с учебником.
| 1. Назовите годы жизни Д.И. Фонвизина.
2. Как трактуется происхожде
ние фамилии писателя?
3. Какому жанру отдавал предпочтение Д.И. Фонвизин в своем творчестве? | Тестирова
ние по теме : Классицизм. Рассказ учителя о деятельности Д.И. Фонвизина
|
| Составление хронологичес
кой таблицы. Формирование умения точно и логично отвечать на вопросы
| Ответы на вопросы. В чем своеобразие творчества Фонвизина? | Прочитать 1, 2 действия комедии «Недо
росль».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
| «Недо
росль» комедия нравов
| Метод эвристическая беседа
| Показать сатиричес
кую направлен
ность комедии. Закрепить знания особеннос
тей сатиры
| 1. В чем видите смысл названия пьесы?
2. Чем в настоящее время интересна комедия.
3. Что высмеивается в комедии?
4. Какие вопросы возникли при чтении комедии?
| Знание содержания комедии «Недоросль»
| Лексичес
кая работа (афоризмы). Характеристика персонажей через особенности его речи
| Эргономика по действиям комедии
| Предложить свой вариант афиши к комедии
| Дорисовать афишу. Повторить особенности классициз
ма. Проанализировать подробно один из понравив
шихся сцен комедии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
| Внеклассное чтение Ж.Б. Мольер «Меща
нин во дворянстве»
| Урок-беседа
| 1. Познако
мить учащихся с проблематикой пьесы
2. Раскрытие понятия конфликта
3. Умение сравнивать героев комедии «Недоросль» и «Мещанин во дворянстве»
| 1. Кто такой мещанин?
2. К чему стремится Журден?
3. Почему он стремиться стать дворянином?
4. Что включает в себя понятие «дворянское воспитание»
5. Что обличает автор комедии
| Знание содержания текста. Ответы на вопросы. Чтение по ролям.
| Русская и зарубежная литература
| Умение сравнивать драматические произведения одной эпохи
| Составление кластеров на тему: Гражданин 18 века | Прочитать произведе
ние Карамзина «Бедная Лиза»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
| Мир басен И.А. Крылова. «Лягуш
ки, просящие царя».
| Урок усвое
ния материала, формирования знаний; репродуктивный
| 1. Обогатить представление учащихся о Крылове.
2. Закрепле
ние знания учащихся о басне как об одном из старейших литературных жанров.
3.соверше
нствовать знания и умения по анализу басен
| Что вам известно о Крылове? Какие басни вы знаете? О чем они? Что означает «эзопов язык»?
Что такое басня? Что характерно для басен?
Кто герои басен? Что происходит в басне Крылова «Лягушки, просящие царя»? Какие мысли русского баснописца отражены в ней? В чем заключалось управление Царей, которые были посланы к Лягушкам? В каких строчках заключена мораль басни? Кто ее произносит?
| Словарная работа: «эзопов язык», аллегория , мораль, басенный стих, сатира, порок | Зарубежная литература (басни Лаонтена, Эзопа), живопись (ИЗО): портрет И.А. Крылова. С оригинала О.А. Кипренского. 1816; И.А. Крылов, А.С. Грибоедов. Фрагмент памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Скульптор М.О. Микешин. 1862 Б.Лебедев «И.А. Крылов на вечере у В.Ф. Одоев
ского». 1947
| Определение основных понятий (басня); анализ басни (тема, идея мораль); изобразитель
ные средства.
| Фронтальный опрос (вспомнить определение басни, морали, аллегории); индивид. Задание- выразительное чтение басни | Подгото
вить инсцениро
ванное чтение басни, выделив характер
ные черты персона
жей, сочинение « К каким жизненным обстоятельствам может быть применима мораль басни Крылова «Лягушки, просящие царя»; индивид. задание: сообщение об Александре 1, Кутузове, Отечественной войне 1812 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
| К. Ф. Рылеев. Слово о писателе. Дума как литературный жанр.
| Урок изуче
ния материала, лекция с элемен
тами беседы
| 1. Познако
мить с личностью писателя.
2. Дать учащимся представле
ние о думе как литературном жанре, познако
мить с тематикой и проблематикой дум
| Когда началась деятельность К.Ф. Рыле
ева? Что нам известно о декабристах? Работа над каким жанром увлекла поэта? Какие произведения УНТ близки к думам Рылеева? Кто является героем рылеевских дум? К каким темам обращается, какие проблемы поднимает? | Навыки связной устной речи ( сообщения учащихся). Понятия: революционное движение, декабристы, дума, сатира
| УНТ, история
| Работа с текстом статьи учебника, запись опорного конспекта
| Вспомнить жанры УНТ, отражающие события давно минувших лет (предание, народная песня, былина). Аналитическая беседа
| Рассказ о Рылееве. Подгото
вить выразительное чтение думы Рылеева. Ответить на вопросы (индивид.- в.5),
( словарная работа). Вспомнить текст народной песни о Ермаке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
| Историческая тема в творчест
ве К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака»
| Урок усвое
ние нового материала, чтение с элемен
тами анализа
| 1. Формиро
вать умение чтения думы.
2. Научить анализиро
вать произведе
ние нового жанра, определять его особеннос
ти.
3. Воспитание гражданс
ких патриотических чувств
| Что вы знаете о Ермаке Тимофееви
че? Какие события, рассказан
ные в исторической справке, отражены в произведе
нии? Какова тема и идея Думы Рылеева? Какие чувства стремится передать автор? В чем причина гибели дружины Ермака? Кого автор осуждает за это? Какие взгляды Рылеева проявились в думе? | Знание содержания статьи учебника о Рылееве. Выразитель
ное чтение думы. Понятия: дума, гражданственность, патриотизм, в. 5 учебника
| История.
Живопись: картина В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», Б. Дехтерев «Смерть Ермака»
| Сопоставительный анализ песни о Ермаке и думы Рылеева
| Определение Думы, аналитическая беседа, оценка индивидуального домашнего задания
| Читать думу Рылеева «Иван Сусанин». Какому заглавию оперы М..И. Глинки она отвечает: «Жизнь за царя» или позднейшему «Иван Сусанин»? Свое мнение обосновать, ответить на вопрос: «Что могло связывать Рылеева и Пушкина»?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
| Любовь, дару
ющая пробуждение души. Анализ стихотворения «К***»(Я помню чудное мгно
венье…»)
| Совершенствова
ние умений и навыков анализа поэтического текста. Эвристическая беседа
| 1.Дать образец более глубокого прочтения стихотворения, способство
вать развитию вдумчивого отношения к слову.
2. Сравнить со стихотворением «19 рктября», выявить мотив данных текстов | Ваши впечатления от пушкинских строк? Кому посвящено стихотворе
ние? Как начинает звучать в стихотворении музыка любви? Как построено стихотворе
ние? Остались ли в вашей памяти слова, из которых соткано «чудное мгновенье», образ любимой? В чем их тайна? О каком пробуждении души говорится в стихотворе
нии? В каком из стихотво
рений Пушкина подобный мотив уже встречался? (19 октября»)
| Адресат стихотворе
ния, план анализа стихотворе
ния, Понятия: звукозапись, аллитерация, ассонанс, лирический герой, мотив. Словарная работа: пробуждение | Живопись: портрет А.П. Керн неизвестно
го художника. 1830-е гг.
Музыка: романс Ф. Глинки.
Стихотворения Г. Тукая
| Составить «партитуру» стихотворения
| Сравнить со стихотворением «19 октября», найти общее (мотив пробуждения). Аналитическая беседа | Выучить стихотворение наизусть, индивид. Задание: подгото
вить заочную экскурсию «С Пушкиным по следам Пугачева» (подробнее остановиться на пребыва
нии Пушки
на в Казан
ском крае, 1833 г) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13
| Бунт «бессмысленный и беспощадный». А.С. Пушкин. «История пугачевс
кого бунта» (отрывки)
| Изуче
ние нового материала, аналитическая беседа, репродуктивный
| 1. Раскрыть особеннос
ти истори
ческой прозы Пушкина.
2. Выяснить смысловое различие заглавий истории пугачевщи
ны (заглавие Пушкина и поправка Николая 1).
3. Сравнить историю пугачевско
го бунта в художественном произведе
нии и историчес
ком труде писателя и историка.
4. Определить отношение народа , дворян и автора к предводителю восстания
| Как поэт относился к истории? Какие проблемы истории его интересова
ли? Какие произведения на исторические темы, созданные Пушкиным вам известны? Каким событиям они посвящены? Когда произошло пугачевское восстание? Что вам известно о Пугачеве? Почему Царь заменил название, данное Пушкиным, на другое? Есть ли отличие? Каким мы видим Пугачева на страницах произведения А.С. Пушкина? Каково отношение окружающих к Пугачеву? Согласны ли вы с утверждении
ем «бунт бессмыслен
ный и беспощад
ный»? В связи с чем Пушкин приезжает в Казань, в Поволжье, в Приуралье? | Знание биографии поэта и текста произведе
ния, заочная экскурсия
« С Пушкиным по следам Пугачева».
Чем был связан интерес А.С. Пушкина к истории Пугачева? Как Пушкин характеризу
ет Пугачева? Как он объясняет многочисленные бунты и мятежи? | История (эпоха Николая 1)
Живопись (портрет Е. Пугачева, Николая 1
| Сообщения учащихся. Работа со словарем: историческая повесть, бунт, мятеж
| Обобщение материала урока, выявление главного
| Перечитать главы 1 и 2 «Капитанс
кой дочки» подгото
вить пересказ эпизодов: 1.»жизнь Гринева в отчем доме».
2.»Встреча в степи «. Мини-сочинение:
«Мои первые впечатле
ния о повести «Капитанс
кая дочка» индив. задание: подгото
вить пересказ фрагментов из статей М. Цветаевой «Пушкин и Пугачев»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14
| А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Формирование характера Петра Гринева. Разбор 1 и 2 глав.
| Работа с текстом, аналитическая беседа, пересказ содержания глав
| 1. Познако
мить учащихся с творческой историей написания повести.
2. Рассмот
реть роль эпиграфов в повести.
3.Рассмот
реть компози
цию повести, героя произведе
ния
| Какие произведения А.С. Пушкина на темы русской истории вы читали? Каковы причины крушения дворянских мятежей и крестьянских бунтов эпоха Екатерины ?
2. Чем был вызван интерес Пушкина к этой эпохе? Почему для автора столь мучителен поиск главного героя? | Проверка домашнего задания (сочинение), пересказ эпизодов, сообщение учащихся. Теория: повесть, роман, семейные записи, хроника, прототип, прообраз. Словарная работа: милосердие, мятеж, фаворит
| История, литературо
ведение, все уроки по «Капитанской дочке» сопровождать показом иллюстра
ций к повести (см.: А.С. Пушкин в русской и советской иллюстрации. Альбом. Т.2.М., 1987.-С.305-321)
| Работа с текстом, аналитическая беседа
| Постановка проблемного вопроса : 1.Почему Гринев и Маша Миронова остались живы и даже нашли счастье?
2. Почему Пугачев милует Гринева, офицера из стана врагов?
3. Почему Пушкин называет русский бунт «бессмысленным и беспощадным»? (1 вопрос на выбор)
| Перечитать главы 3-5, групповое задание:
- любовная история Гринева и Маши Мироновой
-столкно вение Гринева и Швабрина;
- проблема долга и чести в повести. Продол
жить пословицу «Береги честь смолоду». Объясните, почему эта пословица является эпиграфом ко всей повести?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15
| Падение Белогордской крепости (6,7)
| Чтение эпизодов, аналитическая беседа
| 1. Установить, какими видит Гринев людей и события на разных этапах своего развития?
2. Понять, в чем его оценки верны и в чем ошибочны?
3. Провести словарную работу(лазутчик, бунтовщик, урядник, воззвание, ранг, мятежник)
| Почему автор в качестве эпиграфа избрал слова из народной песни? Чья точка зрения представлена в этом введении: расскачика или автора А.С. Пушкина? Как ведет себя в трудную минуту капитан Миронов? Какие черты характера капитана Миронова раскрывает эпиграф в 7-ой главе? В чем причины падения Белогородс
кой крепости и победы пугачевцев?
| Знание текста произведеия, анализ прочитанного
сравнительный план образов Гринева и Швабрина; пересказ или заочная экскурсия
| Иллюстрации к произведению | Пересказ, рабоа с текстом, записи в тетрадях
| Аналитическая беседа
| Перечитать главы 8-10, сравнить 2 военных совета: -у Пугачева в Белогородской крепости;
- военный совет в Оренбурге. Подумайте, почему генерал отказался помочь Гриневу в спасении дочери капитана Миронова?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16
| Образ Пугачева в повести»Капитанская дочка». Отноше
ние автора и рассказчика к народной войне (8-12 гл.)
| Работа с текстом, сопоста
витель
ный анализ эпизо
дов, опреде
ление авторского отношения к героям
| 1. Обобщить и систематизировать материал;
2. Раскрыть глубину и обаяние личности Пугачева(речевая характеристика персонажа)
3. Провести словарную работу
| Вспомните пророческий сон Петруши Гринева во 2-ой главе. Почему рассказчик его не смог забыть? Как он сбылся? Почему Пугачев проявил явную благосклон
ность к Гриневу? Что удивило Гринева в Пугачеве? Как отнесся генерал Р. К просьбе Гринева о спасении дочери? Почему Гринева схватили мятежники- ведь он смог спастись? Что мы узнаем из диалога Гринева и Пугачева во время поездки в Белогородс
кую крепость? Каким Пугачев предстает перед нами в этом эпизоде?
| Устная связная речь учащихся (рассказы о соратниках Пугачева, портреты) отношение друг к другу;
Умение сравнивать(2 совета);
Выразитель
ное чтение диалога Гринева и Пугачева в кибитке
| История, литературо
ведение, этика
| Письменная работа «Анализ разговора Пугачева и Гринева «с глазу на глаз» в Белогородской крепости»
| Размышление о том, что сделало Пугачева вождем мятежников
| Ответить на вопросы: как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина? Как ведет себя Пугачев сцене убийства Василисы Егоровны?(гл.7) и в сцене освобожде
ния Марьи Ивановны?(гл.12)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17
| Литера
турная игра по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (или контрольная работа по повести)
| Синтетический урок с элемен
тами викторины и интеграции знаний по содержанию произведения
( Конт
роль знаний учащих
ся)
| 1. углубить понимание идейно-художественного- богатства произведения;
2. Учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентиро
ваться в тексте
| Кому книга показалась сложной? Простой? Вспомним страницы повести. Вспомним страницы повести. Блиц-опрос. Задания по командам для аргументированного ответа (жанр произведения ). Какая мысль повести кажется вам самой важной и почему?
| Знание текста повести; умение быстро и правильно отвечать на вопросы; работать в команде |
|
| Литературная игра или тест
| прочитать повесть «Пиковая дама», ответить на вопросы. Обдумать смысл названия повести. Словарная работа: рок, предопределение, судьба, предсказание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18
| Судьба Н.В. Гоголя. Повесть «Шинель» | Синтетический урок с элементами викторины на знание жизни и творчества писателя слова учителя и комментированного чтения.
| -Дать обзор жизненного и творческого пути писателя.
-Помочь учащимся войти в творческий мир писателя.
-Познако
мить с историей создания повести.
Воспиты
вать вниматель
ного читателя.
Расширение знаний о приеме комическо
го, гротеск
ного сказа.
| -Какому литератору, намекая на его фамилию, однажды сказали: «Если вы и птица, то небесная!»?
-Каким предстает перед нами Акакий Акакиевич с первых страниц повести ?
-Каково окружение героя? Петербуржс
кое общество в повести.
| _ Биография писателя:
-Умение выделять в тексте речевые, портретные, поведенчес
кие характеристики героя.
|
| -Выступления учащихся с сообщениями: «Украина в творчестве Гоголя», «Нежинский лицей».
-Работа с текстом- выявление комического изображения «бесчеловечья» среды.
| -Рассказ учителя
-Составление хронологической таблицы жизни и творчества писателя.
-Викторина «Гоголевская».
-Комментирован
ное чтение.
-Заполнение таблицы – характеристики героя.
| - Дочитать повесть «Шинель».
-Доделать таблицу.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19
| Образ «малень
кого человека» в произве
дениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
| Урок- семинар. Поиско
вый метод.
| Сопоста
вить образы С. Вырина и А.А. Башмачки
на.
Воспиты
вать вниматель
ного читателя.
Дать понятие о художественной детали как одной из форм раскрытия духовного мира героя.
Словарная работа с понятиями:
а)бездушие общества
б) адский холод
в) шинель -надежда «согреться»
| Когда возник в литературе образ «маленького человечка»?
Как складывались отношения «маленького человечка» с обществом?
Каково было отношение писателей к своему герою?
Случайно ли авторы приводят своих героев в самый фантастичес
кий город- Петербург?
| Роль художественной детали в понимании авторского отношения к герою.
Понятия- одиночество, косноязычие.
Умение высказывать собственные мысли, аргументировать их текстом.
| Изображение «малого человека» художниками Д. Шмарино
вым.(«Стан
ционный смотритель») и Н.Альтма
ным («Шинель»)
| выступления учащихся с сообщениями.
Развитие речи учащихся.
| 1.Опросно- ответная форма
2.Инсценирова
ние эпизода из каждой повести
3.Составление сопоставительной таблицы
| Написать мини сочинение- рассуждение на тему: «В чем причина трагедии С.Вырина и А.А.Башмачкина»
Индивидуальное задание: сообщение «Жизнь татарского народа I половины XIX века
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20
| М.Е.Сал
тыков- Щедрин
«История одного города»
(отрывок)
| Актуализация извест
ных знаний о жизни и
творчестве Салтыкова- Щедри
на Совершенство
вать умения обоб
щать и система
тизиро
вать полученные знания
дать понятие о художественно- политической сатире
вырабо
тать навыки нахо
дить сатирические приемы в изобра
жении героев
| Углубить знания учащихся о жизни и творчестве Салтыкова-Щедрина
совершенствовать умения обощать и систематизировать полученные знания
дать понятие о художественно- политичес
кой сатире
выработать навыки находить сатирические приемы в изображении героев.
| Что мы знаем
о Салтыкове- Щедрине к 8 классу?
Какие произведения Щедрина вы читали?
Какие новые сведения о нем вы почерпнули из статьи?
Какие порядки существовали во времена Салтыкова-Щедрина?
Нашли ли они отражение в произведени
ях автора?
Каким мы видим глуповцев?
Какие сатирические приемы вы знаете?
Какие из них помогают понять сущность «деяний» градоначаль
ников?
| Умение выделять «старое» и «новое» в торчестве писателя (умение составлять кластер)
Воспроизве
дение сведений исторического прошлого России
Значение сатиричес
ких приемов изображения героев.
| Салтыков- Щедрин в Мамадышском уезде
| Групповая работа:
Сравнение получившихся кластеров;
работа со статьей учебника
работа с текстом произведения
анализ текста
| Составление кластера «Салтыков- Щедрин»(знание биографии).
беседа с учащимися
комментирован
ное чтение «О происхождении глуповцев» ( из «Истории одного города»)
составление таблицы
«Сатирические приемы Салтыкова- Щедрина»
| Дочитать отрывок из «Истории одного города» Салтыкова- Щедрина,
составить характеристику основных героев (глуповцев)
доделать таблицу,
индиви
дуальное задание: подгото
вить сообщение
«Ироническая сатира. Гипербола, гротеск, пародия,эзопов язык»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21
| Художественный мир произведений Н.С.Лес
кова
| Урок- путешествие по России 2-й полови
ны XIX века
Урок коммен
тированного чтения с элемен
тами аналитической беседы
| Определить основные этапы жизни и творчества НС.Лескова
развивать понятия о рассказе
развивать воображе
ние
| Что хотел нам рассказать автор статьи о жизни и творчестве Н.С.Лескова
Какой мы видим Россию у С.Щедрина?
Какое историческое время проживают персонажи рассказа?
| Умение выделять и запоминать главное в тексте статьи учебника
Биография писателя
Умение составлять опорную схему- вывод всего сказанного на уроке
|
| Групповая работа.
Коллективное сопоставление России С.Щедрина и Н.С.Лескова»
| Отгадывание кроссворда по теме: «Жизнь и
творчество Н.С.Лескова»
Комментированное чтение рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»
Заполнение таблицы «Россия Лескова»
| дочитать рассказ,
Задание 1 учебника на стр.26
-составить и заполнить таблицу-
характеристику героев рассказа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
37
| Л. Н. Толстой
«После бала»
Контраст, как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа
| Изучение нового материала.
Работа с текстом. Метод эмоцио-нально-об-разного постиже-ния слова
| 1. Познакомить учащихся с жанром рассказа, 2. дать представление о России в 40- е г. 19 в.,
3. прививать навыки самостоятельной работы с текстом,
4. ввести понятие «контраст»
| Почему этот тект по своему жанру является рассказом?
Какое событие описано в рассказе? Почему автор акцентирует внимание в заглавии на событиях, происходящих «после бала»?
Как контраст помог показать перелом в душе героя?
| Знание текста, словарная работа
| Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «После бала»
В. Гильберта
| Групповая работа с текстом, умение анализировать текст, составление таблицы по контрастам « На балу», «После бала»
| Ответы на вопросы, задания по группам (составление таблицы по итогам групп), фронталь-ный опрос, основные элементы композиции худож. произведе-ния
| Подготовить ответы на вопросы 1-5 учебника стр. 37, подготовить пересказ понравившегося эпизода.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22
| Л. Н. Толстой «После бала». Автор и рассказчик в произведении
| Синтетический урок с элемента-ми рас-сказа учи-теля, пере-сказа эпизодов, эвристической беседы
| 1. Познакомить учащихся с историей создания рассказа, 2. стимулировать самостоятель-ность и творческое мышление учащихся,
3. раскрывать художественные особенности рассказа, образ рассказчика.
| Какие события воссозданы в рассказе?
Почему Толстой обратился к событиям своей юности? Кто главный герой рассказа? Каково отношение автора к рассказчику? Почему рассказ сохраняет свою актуальность и по сей день?
| Умение пересказывать прочитанное, знание истории создания рассказа, умение анализировать прочитанное.
| Связь с историей
Иллюстра-ция к рассказу
Л.Н. Толстого «После бала» «Сквозь строй»
Е. Лансере
| Работа по тексту, умение вычленять главное в произведе-нии, соста-вить план рассказа, выделив важные эпизоды.
| Контроль за составлением плана рассказа.,
Самостоя-тельная
работа - письмен-ный ответ:
«Кто из героев мне ближе и почему?
| Подготовить устный рассказ по темам: «Утро, изменившее жизнь», «Полковник на балу и после бала», «Почему любовь героя пошла на «убыль».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23
| А. П. Чехов Слово о писателе. Рассказ «О любви»
| Урок изучения нового материала. Беседа.
Анализ рассказа
| 1. Дать обзор жизенного и творческого пути писателя.
2. Помочь учащимся войти в художествен
ный мир Чехова.
3. Познакомить с рассказом
А. П. Чехова «О любви»
| Что вам известно о жизни А. П. Чехова? Какие чеховские рассказы вы читали? В чём суть рассказа Чехова «О любви», что мы можем сказать о героях произведения.
| Знания учащихся о писателе. Чтении отрывков из рассказа. Умение выделять детали, помогающие раскрыть характер героя.
| Связь с изобразительным искусством (картина с портретом) Иллюстра
ция В. Пано
ва к рассказу «О любви»
| Индиви
дуальные сообщения учащихся о жизни и творчестве писателя. Умение работать с текстом, отвечать на вопросы. Записи в тетрадях
| Оценка выступле
ний учащихся.
Комментированное чтение эпизодов. Проверка умения составлять план к рассказу.
| Дочитать рассказ, подготовить индивидуальный пересказ эпизодов. Составить план- характерис
тику на героя.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24
| И.А. Бунин Жизнь и творчество. Рассказ «Кавказ»
| Комбини
рованный урок (изучения нового материала)Рассказ учителя с элемента
ми беседы.
| 1.Познакомить учащихся с биографически
ми данными писателя.,
2. обобщить знания о творчестве писателя,
3. совершенство
вать умения выделять смысловые части рассказа. 4. Вызвать интерес к рассказу «Кавказ»
| Кто оказал благотворное влияние на писателя? Каковы основные проблемы в рассказе?
Какое впечатление у вас вызвало начало рассказа?
Какой теме он посвящён?
Каким настроением пронизан рассказ?
| Знание ранее изученных фактов из жизни Бунина. Сообщения учащихся о жизни писателя. Комментирован
ное чтение отдельных эпизодов.
| Портрет писателя, иллюстрация к рассказу «Кавказ»
И. Пчёлко.
Сопоставле
ние рассказов А. П. Чехова и И.А. Бунина о любви.
| Самостоятельное чтение рассказа. Записи в читательских дневниках. Умение находить в тексте цитаты, характери
зующие героев.
| Фронталь
ный и инди
видуаль
ный опрос.
Цитатный план по рассказу. Рассказ учителя Оценка индивидуального домашнего задания.
| Ответить на вопрос: Какую роль в произведе
нии играет природа? Что этим достигается?
Составить кластер «Любовь по Бунину»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25
| А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравствен-ные проблемы рассказа «Куст сирени».
| Урок изучения нового материала. Беседа. Работа по материалу учебника.
| 1. Знакомство с жизненным и творческим путём писателя, 2. вызвать интерес к его произведениям,
3. выявить нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
| Какова тематика произведений Куприна? Какие его рассказы читали раньше и чем они запомнились?
Какое впечатление произвёл рассказ? Каков сюжет рассказа? Какие проблемы поднимает автор в произведении?
| Знание биогра-фии, содержания текста, умение высказывать собственные мысли
| Связь с биографией писателя
| Наблюде-ние за сюжетом, героями произведе
ния. Работа с текстом. Сжатый пересказ.
| Работа над вопросами.
Коллективное обсуж
дение. Работа в группах (составить план рассказа.) Опреде-лить, что можно счи-тать экспо-зицией, где происходит кульмина-ция, когда наступает развязка)
| Выбрать цитаты из текста рассказа к сравнитель
ной характерис
тике Николая и Веры Алмазовых , подготовить таблицу.
Групповая работа: подготовить понравив
шийся эпизод к инсцениров-ке.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26
| А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве.
| Урок изучения нового материала. Работа с учебником (статья Д.С. Лиха-чёва)
| 1. Краткое знакомство с жизнью поэта,
2. выделение в его творчестве исторической темы,
3. воспитание чувства патриотизма.
| Какую роль отводит
Д.С. Лихачёв русской литературе в осознании необходимос-ти единства Русской земли? О чём повествует Блок в цикле «На поле Куликовом»? Почему в своём произведении он обращается к историческо-му прошлому?
| Восприятие сведений исторического прошлого Родины.
| Связь литературы с историей. Выступле-ние учащих-ся о прош-лом нашего края ( по материалам краеведчес-кого музея)
| Работа с текстом. Составле-ние класс-тера по статье Д. С. Лиха-чёва по группам:
1 гр.- «Чужезем-ное иго»,
2 гр.-«Битва»,
3 гр.- «Похвала и жалость»
| Беседа, комменти-рованное чтение, обсужде-ние статьи учебника, кластер
| Подготовить выразитель-ное чтение цикла «На поле Куликовом».
Найти в цикле следы влияния древнерусс-кой и фольклор-ной поэтики.
Чем объеди-нены сти-хотворения Блока в цикле?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27
| Р/ р.
А.А. Блок. Тема Родины в лирике Блока.
| Обобще-ние и системати-зация знаний.
| 1. Развитие письменной и устной речи учащихся,
2. обобщение знаний по теме, 3. формирование умения анализа лирического произведения,
4. воспитание патриотических чувств.
| Подготовиться к написанию сочинения по плану: 1. соот-ношение исто-рического и современного в поэзии Блока,
2. тема, проблема,
3. мотивы.
4. образы.
5. художест-венное своеоб-разие.
6. ответствен-ность человека за судьбу Родины.
| Сочинение.
Анализ поэтического произведения.
| Связь с теорией литературы, с языковыми средствами, с типом речи рассуждение
| Активиза-ция мысли-тельных способнос-тей уча-щихся, умение анализиро-вать, рассуждать.
| Отработка различных видов вступления и заключе-ния. Групповая работа по карточкам.
| Написать сочинение- рассуждение Сообщение о Есенине. Прочитать поэму «Пугачёв»
Выучить наизусть одно стихотво-рение Есенина (индивид. задание)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28
| С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв –поэма на историчес-кую тему.
| Урок сообщения новых знаний
| 1. Познакомить (кратко) с жизнью и творчеством поэта,
2. познакомить историей создания поэмы «Пугачёв»,
3. сравнить каким предстаёт Пугачёв у Есенина, а ка-ким у А.С.Пуш-кина в «Капитанской дочке»
| Какие характерные черты таланта С. Есенина отметили
Б. Пастернак, М. Цветаева?
Какие песни и романсы на его стихи вы слышали? Почему многие стихи стали песнями?
Каким предстаёт Пугачёв в произведении?
В чём принципиаль-ное различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным? Какие художествен-ные средства использует Есенин?
| Выступления учащихся о поэте. Аналитическое чтение. Художественно- выразительные средства языка
| Портрет Есенина, бюст поэта
| Сопоста-вить характеристику Пугачёва, данную Пушки-ным, и Пугачёва, данного Есениным.
| Устные ответы на вопросы, составле-ние плана о творчестве, сравни-тельная характе-ристика Пугачёва Пушкина и Пугачёва Есенина?
| Вспомнить , как образ Пугачёва освещается в истории?
Выписать из произведе-ния внешние данные героя. Каким вы представ-ляете Пуга-чёва?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29
| И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем»- воспомина-ние о пути к творчеству.
| Урок изучения нового материала.
| 1. Познакомить с биографией писателя,
2. познакомить с особенностями профессии писателя
| Где родился Шмелёв и о чём вспоминал вспоследст-вии? Ваше впечатление от прочитан-ного? Как к Шмелёву пришло уме-ние писать?
Какие чувства испытывает герой рассказа?
| Наблюдение над сюжетом, проблематика.
| Связь с произведе- ниями
А. П.Чехова,
И. Бунина, М. Горького.
Воспомина-ния татар-ских писателей о своём первом опыте.
| Работа с текстом, умение отобрать материал по теме.
| Устный (вопросно-ответная форма)
Коллект. (беседа с классом)
| Сочинение- рассказ «Как я писал первое сочинение?»
Сведения о биографии М. Зощенко.
Чтение рассказа М. Зощенко «История болезни».
Подумать над вопросом «Какие традиции русской сатиры продолжал автор?»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30
| М. Зощенко
«История болезни»
| Урок изучения нового материа- ла. Аналити-ческое чтение. Беседа по вопросам
| 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Зощенко,
2. помочь понять, как создаётся сатирическое произведение,
3. научить понимать юмор и сатиру в худ. произведении,
4. воспитание негативного отношения к отриц. явлениям общества.
| Что вы узнали о М. Зощенко из высказыва- ний о нём современни-ков?
Подумайте, что высмеивает писатель?
Сочувствует ли автор своему герою?
Каким правильнее назвать рассказ юмористи-
ческим или сатиричес- ким? План- характерис-
тика на главного героя.
| Теория литературы: сатира, юмор.
Сообщение учащихся о жизни Зощенко. Комментиро-ванное чтение начала и конца произведения. Найти примеры, которые доказывают, что «хворать дома» лучше. Позиция автора по отношению к герою.
| Традиции русской
сатиры в рассказах Зощенко
| Анализ сатир. произве-
дения. Создание комичес-кого эффекта, работа с текстом, ответы на вопросы.
| Устный (вопросно-ответная форма)
Коллект. (беседа с классом)
| Написать план- характеристику на главного героя. Подгото-вить биографи-ческую справку о Тэффи, прочитать рассказ «Жизнь и воротник» и нарисовать иллюстра-ции (Что требовал воротник?)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31
| Контрольная
работа по теме «Писатели улыбаются».
| Урок обобщения и система-тизации знаний.
| 1. Обобщить и систематизиро-вать полученные знания,
2. Проверка знаний по теории литературы,
3. развитие творческих способностей.
| Объясните значение литературо-ведческих терминов. Какие проблемы поднимают авторы
(М. Зощенко, Тэффи,
М. Осоргин) в своих произве- дениях? Какие художествен-ные средства используют авторы?
За счёт чего создаётся в рассказах комический эффект? Творческая работа на выбор учащегося:
1. «Один день из жизни моей ручки»,
2. «Монолог резинки»,
3. «Диалог карандаша и резинки»,
4. «Мечты дневника»
| Проверка знаний литературоведческих терминов
(может быть и в форме викто-рины).
Знание художественных текстов и проблем, поднимаемых в них.
| Литературо-ведческие термины: сатира, юмор, ирония, реальное, фантастическое и. др.
| Письмен-ные ответы на вопро-сы, оценка умения анализиро-вать, де-лать выво-ды, разви-тие речи учащихся
| Письмен-ная индиви-дуальная работа.
| Подготовить биографи-ческие сведения о Платонове,
читать рассказ «Возвраще-ние», подумать над проблемати-кой рассказа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32
| Судьба
А. Платонова
Проблемати-ка рассказа «Возвраще-ние»
| Викторина.
Урок чтения и обсужде-ния, работа с текстом.
| 1. Познакомить с новыми вехами жизни Платонова.
2. Обогащение словарного запаса,
3. показать влияние войны на судьбы героев, трагизм ситуации, 4. выявить нравственную позицию писателя и способы её выражения
| Что узнали нового о жизни и творчестве Платонова? Какие рассказы Платонова вам известны?
Кто герои рассказа «Возвраще-ние»? Какие эпизоды запомнились? Ваши впечатления от рассказа?
Какие проблемы поднимает автор?
| Произведения Платонова прочитанные ранее. Внимание к слову. Словарная работа (стр. 209, в. 1)
Устная характеристика героев
| Татарские писатели о ВОВ
| Смысл эпизода с женщиной в ватнике, которой хотел помочь Иванов.
| Викторина по пройден-ным произведе-ниям.
Устный
(вопрсно- ответная форма).
Коллектив-ная (беседа с классом)
| Подумать над вопросом «В чём смысл названия рассказа?»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33
| Великая Отечествен-ная война в стихотворе-ниях поэтов.
| Выступле-ние учащихся, вырази-тельное чтение стихотво-рений, беседа по вопросам, анализ стихотво-рения, чтение стихотво-рений наизусть.
| 1. Значение поэзии в годы войны, 2. подготовить материалы к литературной газете,
3. показать, как высокие патриотические чувства в поэзии соединились с глубоко личными переживаниями поэта,
4. воспитание любви к Родине, к народу- защитнику.
| Как война отразилась в стихотворе-ниях поэтов?
Назовите основные проблемы, рассматрива-емые в стихотворе-ниях
«Жди меня», «Землянка»?
Какие художествен-но- вырази-тельные средства использует автор? Как изображают войну художники?
| Краткие биографические данные о поэтах. Анализ одного стихотворения.
Проверить письменные работы учащихся « Как война повлияла на судьбу моих родственников?»
Выразительное чтение стихов
| Репродук-ции картин на тему войны. Выразитель-ное чтение стихотворе-ний.
| Вырази-тельное чтение стихотво-рений.
Выявление художест-венно- изобрази-тельных средств
| Оценка вырази-тельного чтения и чтения наизусть. Анализ одного стихотво-рения о войне. Индиви-дуальные задания по анализу стихотво-рения
| 1 гр.- подготовить материалы к выпуску литер. газеты о поэтах- песенниках,
2 гр.- подготовить выступления о композито-рах, 3 гр.- подготовить истории создания песен военных лет, 4 гр.- подготовить записи любимых песен о войне или индиви-дуальное исполнение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34
| В. Астафьев. Слово о писателе. Обзор повести «Последний поклон», «Фотография, на которой меня нет»
| Урок изучения нового материала. Беседа.
| 1. Раскрыть личность писателя, его творчество.
2. Раскрытие темы детства в творчестве Астафьева.
3. Вызвать интерес к творчеству писателя
| Каким вы представляете себе автора? Какие факты биографии вызвали у вас удивление, восхищение.
Какие ещё автобиографии ческие рассказы вы читали?
Почему «Последний поклон»- последний поклон святому единству жизни во всей её полноте? Для чего он написал это произведение?
| Проверка знания творчества писателя. Основные темы в творчестве
| Связь с историей ВОВ
| Сообщения учащихся о писателе. Умение делать выводы и обобщения
| Коллективное обсужде
ние учащимися поставлен
ных вопросов.
Умение чётко и обоснованно сделать по ним самостоятельные выводы и записать их в тетрадях.
| Прочитать рассказ «Фотогра
фия, на которой меня нет»
принести фотогра
фии, на которых вас нет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|