Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)
    календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) по теме

    Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)

    Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)

    Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ktp_po_literature_8_klass.doc164.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование уроков литературы

     

     (надомное обучение)

    Класс 8в

    УчительУстинова О.В.

    Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч

    КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)

    Те

    № урока

    Тема урока

    Тип урока. Методы обуче

    ния

    Задачи

    Вопросы к изучаемой теме

    Проверяя

    емый материал

    Внутрипредметные  и межпред

    метные связи, НРК

    Виды самостоятель

    ной работы. Планируемые умения и навыки

    Виды контроля знаний и обратной связи. Формы организации учебной деятельности

    Домашнее задание

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

     

    1

    Вводный урок. Введение. Русская литерату

    ра и история

    Урок- исследо

    вание, беседа

    Дать представле

    ние о связи литературы и истории. Вызвать интерес к изучению творчества писателей и поэтов.

    1.Как связана история и литература?

    2. Как история влияла на развитие литературы?

    3. Какие исторические лица стали героями произведений русской и татарской литературы?

    Умение высказывать мнение о прочитанном материале, помещенном в учебнике. Пересказать текст. Ответить на вопросы по содержанию.

    Какие историчес

    кие лица стали героями произведе

    ний русских и писателей?

    Умение составлять конспект по статье, строить связный текст, высказывание впечатлений; анализировать прочитанное

    Фронтальный опрос: 1.В каком столетии историческая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания?

    2. С какими выдающимися деятелями русской истории вы встречались в художественных произведениях, изучаемых в школе или прочитанных самостоятельно.

    3. Какие важные исторические события были воспроизведены в литературных произведениях? Назовите эти произведения.

    1.Прочитать вводную статью учебника /с.3-4/

    2. Составить простой план ответа. Тезисы, статьи учебника.

    3. Вспомнить фольклор

    ные жанры, изученные в предыдущих классах

     

    2

    Устное народное творчест

    во.

    Рассказ с элемен

    тами беседы.

    Расширить представле

    ние

    1. Что такое фольклор?

    2. Какие малые жанры вы знаете?

    3.Какие существуют группы народных песен?

    4. Какова познаватель

    ная ценность русской народной песни?.

    Знание художественно-выразитель

    ных средств. Словарная работа: «лирическая песня», «историческая песня».

    Связь русского и татарского устного народного творчества..

    Татарская народная песня «Ай,  былбылым»

    Умение сопоставлять русские и татарские песни; выявлять сходство и различие

    Групповая работа, оформление альбома «Русская народная и татарская народная песня»

    1.Мини-сочинение «Песня-душа народа»

    2. Подгото

    вить исполнение частушек.

    Сочинить частушку.

     

    3

    Древнерусская литература «Из жития Александра Невского»

    Рассказ  учителя, работа с книгой, иллюстрациями

    Познако

    мить учащихся с подвигом А. Невского,  его духовным самопожертвованием. Показать особенности повести и жития.

    1. Какие темы привлекли внимание авторов древнерусс

    кой литературы?

    2. Какой теме посвящена повесть.

    3. С помощью каких средств создавался образ героя?

    4. Каков последний подвиг А. Невского?

    5. Зачем он пошел к царю?

    6. Как об этом говорится в повести?

    Определение предания, летописи. Восприятие сведений историческо

    го прошлого Родины

    Картина П. Корина «Александр Невский», музыкаль

    ное сопровождение произведения

    Чтение и анализ текста. Рассматривание иллюстрации учебника. Высказывания собственного отношения к герою жития А. Невского

    Фронтальный опрос.

    1. Почему народ сложил легенду об А. Невском?

    2. Чем привлекает вас этот образ?

    3. Как художники отобразили жизнь А. Невского в своих произведениях

    Подгото

    вить устную или письмен

    ную характеристику князя Александра.  Выразительное чтение по ролям отдельных фрагментов повести

     

    4

    « Шемякин суд» (повесть)

    Рассказ учителя, работа с текстом, беседа

    Проверить ранее изученный материал. Познако

    мить учащихся новшеством в литературе 17 века, изображе

    ние действительных и вымышлен

    ных событий. Показ своеобраз

    ной сатиры как комического жанра

    1. Кто герой повести «Шемякин суд»?.

    2. Кто герой повести?

    3. Кого высмеивает повесть?

    Слушание сочинений учащихся. Игра- путешествие.

    Связь с историей половины 17 века. Сопоставление образов жизни русского и татарского человека II половины 17 века.

    Работа в тетрадях. Чтение по ролям.

    Беседа по вопросам:

    1. Кто из героев оказался прав?
    2. На чьей стороне автор?
    3. Какие приемы

    сатиричес

    кого изображения используются в повести?

    Выразительное чтение повести. Подгото

    вить пересказ близко к тексту по традициям.

     

    5

    Класси

    цизм

    Урок изуче

    ния нового материала, сообще

    ния учителя, беседа.

    Познако

    мить учащихся с понятием «класси

    цизм». Выявить его особеннос

    ти. Совершенствовать умение работы с книгой.

    1.Какой период охватывает эпоха классицизма?

    2.Каковы основные черты ?

    3.Какие из произведений искусства эпохи классицизма вам известны?

    Рассказы учащихся с использова

    нием выражения Шемякин суд.

    Иллюстра

    ции «Петров

    ский дворец»; МГУ, Казаков, портреты Д.Левицкого и др.

    Составление тезисного плана. Словарная работа «классицизм», самостоятельная работа со словарем.

    Коллективное обсуждение. Умение выделять основные признаки классицизма

    Прочитать статью учебника. Подгото

    вить рассказ о каком- либо деятеле эпохи классициз

    ма.

     

    6

    Литература 18 века Д.И. Фонвизин

    Знакомство с творчеством Д.И. Фонвизина. Урок сообще

    ния новых знаний

    Познако

    мить учащихся с творчест

    вом писателя. Совершенствовать навыки составления хронологической таблицы. Навыки самостоятельной работы с учебником.

    1. Назовите годы жизни Д.И. Фонвизина.

    2. Как трактуется происхожде

    ние фамилии писателя?

    3. Какому жанру отдавал предпочтение Д.И. Фонвизин в своем творчестве?

    Тестирова

    ние по теме : Классицизм. Рассказ учителя о деятельности Д.И. Фонвизина

     

    Составление хронологичес

    кой таблицы. Формирование умения точно и логично отвечать на вопросы

    Ответы на вопросы. В чем своеобразие творчества Фонвизина?

    Прочитать 1, 2 действия комедии «Недо

    росль».

     

    7

    «Недо

    росль» комедия нравов

    Метод эвристическая беседа

    Показать сатиричес

    кую направлен

    ность комедии. Закрепить знания особеннос

    тей сатиры

    1. В чем видите смысл названия пьесы?

    2. Чем в настоящее время интересна комедия.

    3. Что высмеивается в комедии?

    4. Какие вопросы возникли при чтении комедии?

    Знание содержания комедии «Недоросль»

    Лексичес

    кая работа (афоризмы). Характеристика персонажей через особенности его речи

    Эргономика по действиям комедии

    Предложить свой вариант афиши к комедии

    Дорисовать афишу. Повторить особенности классициз

    ма. Проанализировать подробно один из понравив

    шихся сцен комедии

     

    8

    Внеклассное чтение Ж.Б. Мольер «Меща

    нин во дворянстве»

    Урок-беседа

    1. Познако

    мить учащихся с проблематикой пьесы

    2. Раскрытие понятия конфликта

    3. Умение сравнивать героев комедии «Недоросль» и «Мещанин во дворянстве»

    1. Кто такой мещанин?

    2. К чему стремится Журден?

    3. Почему он стремиться стать дворянином?

    4. Что включает в себя понятие «дворянское воспитание»

    5. Что обличает автор комедии

     

     

    Знание содержания текста. Ответы на вопросы. Чтение по ролям.

    Русская и зарубежная литература

    Умение сравнивать драматические произведения одной эпохи

    Составление кластеров на тему: Гражданин 18 века

    Прочитать произведе

    ние Карамзина «Бедная Лиза»

     

    9

    Мир басен И.А. Крылова.  «Лягуш

    ки, просящие царя».

    Урок усвое

    ния материала, формирования знаний; репродуктивный

    1. Обогатить представление учащихся о Крылове.

    2. Закрепле

    ние знания учащихся о басне как об одном из старейших литературных жанров.

    3.соверше

    нствовать знания и умения по анализу басен

     

    Что вам известно о Крылове? Какие басни вы знаете? О чем они? Что означает «эзопов язык»?

    Что такое басня? Что характерно для басен?

    Кто герои басен? Что происходит в басне Крылова «Лягушки, просящие царя»? Какие мысли русского баснописца отражены в ней? В чем заключалось управление Царей, которые были посланы к Лягушкам? В каких строчках заключена мораль басни? Кто ее произносит?

    Словарная работа: «эзопов язык», аллегория , мораль, басенный стих, сатира, порок

    Зарубежная литература (басни Лаонтена, Эзопа), живопись (ИЗО): портрет И.А. Крылова. С оригинала О.А. Кипренского. 1816; И.А. Крылов, А.С. Грибоедов. Фрагмент памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Скульптор М.О. Микешин. 1862 Б.Лебедев «И.А. Крылов на вечере у В.Ф. Одоев

    ского». 1947

    Определение основных понятий (басня); анализ басни (тема, идея мораль); изобразитель

    ные средства.

    Фронтальный опрос (вспомнить определение басни, морали, аллегории); индивид. Задание- выразительное чтение басни

    Подгото

    вить инсцениро

    ванное чтение басни, выделив характер

    ные черты персона

    жей, сочинение « К каким жизненным обстоятельствам может быть применима мораль басни Крылова  «Лягушки, просящие царя»; индивид. задание: сообщение об Александре 1, Кутузове, Отечественной войне 1812 г.

     

    10

    К. Ф. Рылеев. Слово о писателе. Дума как  литературный жанр.

    Урок изуче

    ния материала, лекция с элемен

    тами беседы

    1. Познако

    мить с личностью писателя.

    2. Дать учащимся представле

    ние о думе как литературном жанре, познако

    мить с тематикой и проблематикой дум

    Когда началась деятельность К.Ф. Рыле

    ева? Что нам известно о декабристах? Работа над каким жанром увлекла поэта? Какие произведения УНТ близки к думам Рылеева? Кто является героем рылеевских дум? К каким темам обращается, какие проблемы поднимает?

    Навыки связной устной речи ( сообщения учащихся). Понятия: революционное движение, декабристы, дума, сатира

    УНТ, история

    Работа с текстом статьи учебника, запись опорного конспекта

    Вспомнить жанры УНТ, отражающие события давно минувших лет (предание, народная песня, былина). Аналитическая беседа

    Рассказ о Рылееве. Подгото

    вить выразительное чтение думы Рылеева. Ответить на вопросы (индивид.- в.5),

    ( словарная работа). Вспомнить текст народной песни о Ермаке

     

    11

    Историческая тема в творчест

    ве К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака»

    Урок усвое

    ние нового материала, чтение с элемен

    тами анализа

    1. Формиро

    вать умение чтения думы.

    2. Научить анализиро

    вать произведе

    ние нового жанра, определять его особеннос

    ти.

    3. Воспитание гражданс

    ких патриотических чувств

    Что вы знаете о Ермаке  Тимофееви

    че? Какие события, рассказан

    ные в исторической справке, отражены в произведе

    нии? Какова тема и идея Думы Рылеева? Какие чувства стремится передать автор? В чем причина гибели дружины Ермака? Кого автор осуждает за это? Какие взгляды Рылеева проявились в думе?

    Знание содержания статьи учебника о Рылееве. Выразитель

    ное чтение думы. Понятия: дума, гражданственность, патриотизм, в. 5 учебника

    История.

    Живопись: картина В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», Б. Дехтерев «Смерть Ермака»

    Сопоставительный анализ песни о Ермаке и думы Рылеева

    Определение Думы, аналитическая беседа, оценка индивидуального домашнего задания

    Читать думу Рылеева «Иван Сусанин». Какому заглавию оперы М..И. Глинки она отвечает: «Жизнь за царя» или позднейшему «Иван Сусанин»? Свое мнение обосновать, ответить на вопрос: «Что могло связывать Рылеева и Пушкина»?

     

    12

    Любовь, дару

    ющая пробуждение души. Анализ стихотворения «К***»(Я помню чудное мгно

    венье…»)

    Совершенствова

    ние умений и навыков анализа поэтического текста. Эвристическая беседа

    1.Дать образец более глубокого прочтения стихотворения, способство

    вать развитию вдумчивого отношения к слову.

    2. Сравнить со стихотворением «19 рктября», выявить мотив данных текстов

    Ваши впечатления от пушкинских строк? Кому посвящено стихотворе

    ние? Как начинает звучать в стихотворении музыка любви? Как построено стихотворе

    ние? Остались ли в вашей памяти слова, из которых соткано «чудное мгновенье», образ любимой? В чем их тайна? О каком пробуждении души говорится в стихотворе

    нии? В каком из стихотво

    рений Пушкина подобный мотив уже встречался? (19 октября»)

    Адресат стихотворе

    ния, план анализа стихотворе

    ния, Понятия: звукозапись, аллитерация, ассонанс, лирический герой, мотив. Словарная работа: пробуждение

    Живопись: портрет А.П. Керн неизвестно

    го художника. 1830-е гг.

    Музыка: романс Ф. Глинки.

    Стихотворения Г. Тукая

    Составить «партитуру» стихотворения

    Сравнить со стихотворением «19 октября», найти общее (мотив пробуждения). Аналитическая беседа

    Выучить стихотворение наизусть, индивид. Задание: подгото

    вить заочную экскурсию «С Пушкиным по следам Пугачева» (подробнее остановиться на пребыва

    нии Пушки

    на в Казан

    ском крае, 1833 г)

     

    13

    Бунт «бессмысленный и беспощадный». А.С. Пушкин. «История пугачевс

    кого бунта» (отрывки)

    Изуче

    ние нового материала, аналитическая беседа, репродуктивный

    1. Раскрыть особеннос

    ти истори

    ческой прозы Пушкина.

    2. Выяснить смысловое различие заглавий истории пугачевщи

    ны (заглавие Пушкина и поправка Николая 1).

    3. Сравнить историю пугачевско

    го бунта в художественном произведе

    нии и историчес

    ком труде писателя и историка.

    4. Определить отношение народа , дворян и автора к предводителю восстания

    Как поэт относился к истории? Какие проблемы истории его интересова

    ли? Какие произведения на исторические темы, созданные Пушкиным вам известны? Каким событиям они посвящены? Когда произошло пугачевское восстание? Что вам известно о Пугачеве? Почему Царь заменил название, данное Пушкиным, на другое? Есть ли отличие? Каким мы видим Пугачева на страницах произведения А.С. Пушкина? Каково отношение окружающих к Пугачеву? Согласны ли вы с утверждении

    ем «бунт бессмыслен

    ный и беспощад

    ный»? В связи с чем Пушкин приезжает в Казань, в Поволжье, в Приуралье?

    Знание биографии поэта и текста произведе

    ния, заочная экскурсия

    « С Пушкиным по следам Пугачева».

    Чем был связан интерес А.С. Пушкина к истории Пугачева? Как Пушкин характеризу

    ет Пугачева? Как он объясняет многочисленные бунты и мятежи?

    История (эпоха Николая 1)

    Живопись (портрет Е. Пугачева,  Николая 1

    Сообщения учащихся. Работа со словарем: историческая повесть,  бунт, мятеж

    Обобщение материала урока, выявление главного

    Перечитать главы 1 и 2 «Капитанс

    кой дочки» подгото

    вить пересказ эпизодов: 1.»жизнь Гринева в отчем доме».

    2.»Встреча в степи «. Мини-сочинение:

    «Мои первые впечатле

    ния о повести «Капитанс

    кая дочка» индив.  задание: подгото

    вить пересказ фрагментов из статей М. Цветаевой «Пушкин и Пугачев»

     

    14

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Формирование характера Петра Гринева. Разбор 1 и 2 глав.

    Работа с текстом, аналитическая беседа, пересказ содержания глав

    1. Познако

    мить учащихся с творческой историей написания повести.

    2. Рассмот

    реть роль эпиграфов в повести.

    3.Рассмот

    реть компози

    цию повести, героя произведе

    ния

    Какие произведения А.С. Пушкина на темы русской истории вы читали? Каковы причины крушения дворянских мятежей и крестьянских бунтов эпоха Екатерины ?

    2. Чем был вызван интерес Пушкина к этой эпохе? Почему для автора столь мучителен поиск главного героя?

    Проверка домашнего задания (сочинение), пересказ эпизодов, сообщение учащихся. Теория: повесть, роман, семейные записи, хроника, прототип, прообраз. Словарная работа: милосердие, мятеж, фаворит

    История, литературо

    ведение, все уроки по «Капитанской дочке» сопровождать показом иллюстра

    ций к повести (см.: А.С. Пушкин в русской и советской иллюстрации. Альбом. Т.2.М., 1987.-С.305-321)

    Работа с текстом, аналитическая беседа

    Постановка проблемного вопроса : 1.Почему Гринев и Маша Миронова остались живы и даже нашли счастье?

    2. Почему Пугачев милует Гринева, офицера из стана врагов?

    3. Почему Пушкин называет русский бунт «бессмысленным и беспощадным»? (1 вопрос на выбор)

    Перечитать главы 3-5, групповое задание:

    - любовная история Гринева и Маши Мироновой

    -столкно вение Гринева и Швабрина;

    - проблема долга и чести в повести. Продол

    жить пословицу «Береги честь смолоду». Объясните, почему эта пословица  является эпиграфом ко всей повести?

     

    15

    Падение Белогордской крепости (6,7)

    Чтение эпизодов, аналитическая беседа

    1. Установить, какими видит Гринев людей и события на разных этапах своего развития?

    2. Понять, в чем его оценки верны и в чем ошибочны?

    3. Провести словарную работу(лазутчик, бунтовщик, урядник, воззвание, ранг, мятежник)

    Почему автор в качестве эпиграфа избрал слова из народной песни? Чья точка зрения представлена в этом введении: расскачика или автора А.С. Пушкина? Как ведет себя в трудную минуту капитан Миронов? Какие черты характера капитана Миронова раскрывает эпиграф в 7-ой главе? В чем причины падения Белогородс

    кой крепости и победы пугачевцев?

    Знание текста произведеия, анализ прочитанного

    сравнительный план образов Гринева и Швабрина; пересказ или заочная экскурсия

    Иллюстрации к произведению

    Пересказ, рабоа с текстом, записи в тетрадях

    Аналитическая беседа

    Перечитать главы 8-10, сравнить 2 военных совета: -у Пугачева в Белогородской крепости;

    - военный совет в Оренбурге. Подумайте, почему генерал отказался помочь Гриневу в спасении дочери капитана Миронова?

     

    16

    Образ Пугачева в повести»Капитанская дочка». Отноше

    ние автора и рассказчика к народной войне (8-12 гл.)

    Работа с текстом, сопоста

    витель

    ный анализ эпизо

    дов, опреде

    ление авторского отношения  к героям

    1. Обобщить и систематизировать материал;

    2. Раскрыть глубину и обаяние личности Пугачева(речевая характеристика персонажа)

    3. Провести словарную работу

    Вспомните пророческий сон Петруши Гринева во 2-ой главе. Почему рассказчик его не смог забыть? Как он сбылся? Почему Пугачев проявил явную благосклон

    ность к Гриневу? Что удивило Гринева в Пугачеве? Как отнесся генерал Р. К просьбе Гринева о спасении дочери? Почему Гринева схватили мятежники- ведь он смог спастись? Что мы узнаем из диалога Гринева и Пугачева во время поездки в Белогородс

    кую крепость? Каким Пугачев предстает перед нами в этом эпизоде?

    Устная связная речь учащихся (рассказы о соратниках Пугачева, портреты) отношение друг к другу;

    Умение сравнивать(2 совета);

    Выразитель

    ное чтение диалога Гринева и Пугачева в кибитке

    История, литературо

    ведение, этика

    Письменная работа «Анализ разговора Пугачева и Гринева «с глазу на глаз» в Белогородской крепости»

    Размышление о том, что сделало Пугачева вождем мятежников

    Ответить на вопросы: как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина? Как ведет себя Пугачев сцене убийства Василисы Егоровны?(гл.7) и в сцене освобожде

    ния Марьи Ивановны?(гл.12)

     

    17

    Литера

    турная игра по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (или контрольная работа по повести)

    Синтетический урок с элемен

    тами викторины и интеграции знаний по содержанию произведения

    ( Конт

    роль знаний учащих

    ся)

    1. углубить понимание идейно-художественного- богатства произведения;

    2. Учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентиро

    ваться в тексте

    Кому книга показалась сложной? Простой? Вспомним страницы повести. Вспомним страницы повести. Блиц-опрос. Задания по командам для аргументированного ответа (жанр произведения ). Какая мысль повести кажется вам самой важной и почему?

    Знание текста повести; умение  быстро и правильно отвечать на вопросы; работать в команде

     

     

    Литературная игра или тест

    прочитать повесть «Пиковая дама», ответить на вопросы. Обдумать смысл названия повести. Словарная работа: рок, предопределение, судьба, предсказание

     

    18

    Судьба Н.В. Гоголя. Повесть «Шинель»

    Синтетический урок с элементами викторины на знание жизни и творчества писателя слова учителя и комментированного чтения.

    -Дать обзор жизненного и творческого пути писателя.

    -Помочь учащимся войти в творческий мир писателя.

    -Познако

    мить с историей создания повести.

    Воспиты

    вать вниматель

    ного читателя.

    Расширение знаний о приеме комическо

    го, гротеск

    ного сказа.

    -Какому литератору, намекая на его фамилию, однажды сказали: «Если вы и птица, то небесная!»?

    -Каким предстает перед нами Акакий Акакиевич с первых страниц повести ?

    -Каково окружение героя? Петербуржс

    кое общество в повести.

    _ Биография писателя:

    -Умение выделять в тексте речевые, портретные, поведенчес

    кие характеристики героя.

     

    -Выступления учащихся с сообщениями: «Украина в творчестве Гоголя», «Нежинский лицей».

    -Работа с текстом- выявление комического изображения «бесчеловечья» среды.

    -Рассказ учителя

    -Составление хронологической таблицы жизни и творчества писателя.

    -Викторина «Гоголевская».

    -Комментирован

    ное  чтение.

    -Заполнение таблицы – характеристики героя.

    - Дочитать повесть «Шинель».

    -Доделать таблицу.

     

    19

    Образ «малень

    кого человека» в произве

    дениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

    Урок- семинар. Поиско

    вый метод.

    Сопоста

    вить образы С. Вырина и А.А. Башмачки

    на.

    Воспиты

    вать вниматель

    ного читателя.

    Дать понятие о художественной детали как одной из форм раскрытия духовного мира героя.

    Словарная работа с понятиями:

    а)бездушие общества

    б) адский холод

    в) шинель -надежда «согреться»

    Когда возник в литературе образ «маленького человечка»?

    Как складывались отношения «маленького человечка» с обществом?

    Каково было отношение писателей к своему герою?

    Случайно ли авторы приводят своих героев в самый фантастичес

    кий город- Петербург?

    Роль художественной детали в понимании авторского отношения к герою.

    Понятия- одиночество, косноязычие.

    Умение высказывать собственные мысли, аргументировать их текстом.

    Изображение «малого человека» художниками Д. Шмарино

    вым.(«Стан

    ционный смотритель») и Н.Альтма

    ным («Шинель»)

    выступления учащихся с сообщениями.

    Развитие речи учащихся.

    1.Опросно- ответная форма

    2.Инсценирова

    ние эпизода из каждой повести

    3.Составление сопоставительной таблицы

    Написать мини сочинение- рассуждение на тему: «В чем причина трагедии С.Вырина и А.А.Башмачкина»

    Индивидуальное задание: сообщение «Жизнь татарского народа I половины XIX века

     

    20

    М.Е.Сал

    тыков- Щедрин

    «История одного города»

    (отрывок)

    Актуализация извест

    ных знаний о жизни и

    творчестве Салтыкова- Щедри

    на Совершенство

    вать умения обоб

    щать и система

    тизиро

    вать полученные знания

    дать понятие о художественно- политической сатире

    вырабо

    тать навыки нахо

    дить сатирические приемы в изобра

    жении героев

    Углубить знания учащихся о жизни и творчестве Салтыкова-Щедрина

    совершенствовать умения обощать и систематизировать полученные знания

    дать понятие о художественно- политичес

    кой сатире

    выработать навыки находить сатирические приемы в изображении героев.

     

    Что мы знаем

    о Салтыкове- Щедрине к 8 классу?

    Какие произведения Щедрина вы читали?

    Какие новые сведения о нем вы почерпнули из статьи?

    Какие порядки существовали во времена Салтыкова-Щедрина?

    Нашли ли они отражение в произведени

    ях автора?

    Каким мы видим глуповцев?

    Какие сатирические приемы вы знаете?

    Какие из них помогают понять сущность «деяний» градоначаль

    ников?

    Умение выделять «старое» и «новое» в торчестве писателя (умение составлять кластер)

    Воспроизве

    дение сведений исторического прошлого России

    Значение сатиричес

    ких приемов изображения героев.

    Салтыков- Щедрин в Мамадышском уезде

    Групповая работа:

    Сравнение получившихся кластеров;

    работа со статьей учебника

    работа с текстом произведения

    анализ текста

    Составление кластера «Салтыков- Щедрин»(знание биографии).

    беседа с учащимися

    комментирован

    ное чтение «О  происхождении глуповцев» ( из «Истории одного города»)

    составление таблицы

    «Сатирические приемы Салтыкова- Щедрина»

     

    Дочитать отрывок из «Истории одного города» Салтыкова- Щедрина,

    составить характеристику основных героев (глуповцев)

    доделать таблицу,

    индиви

    дуальное задание: подгото

    вить сообщение

    «Ироническая сатира. Гипербола, гротеск, пародия,эзопов язык»

     

    21

    Художественный мир произведений Н.С.Лес

    кова

    Урок- путешествие по России 2-й полови

    ны XIX века

    Урок коммен

    тированного чтения с элемен

    тами аналитической беседы

    Определить основные этапы жизни и творчества НС.Лескова

    развивать понятия о рассказе

    развивать воображе

    ние

    Что хотел нам рассказать автор статьи о жизни и творчестве Н.С.Лескова

    Какой мы видим Россию у С.Щедрина?

    Какое историческое время проживают персонажи рассказа?

    Умение выделять и запоминать главное в тексте статьи учебника

    Биография писателя

    Умение составлять опорную схему- вывод всего сказанного на уроке

     

    Групповая работа.

    Коллективное сопоставление России С.Щедрина и Н.С.Лескова»

    Отгадывание кроссворда по теме: «Жизнь и

    творчество Н.С.Лескова»

    Комментированное чтение рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»

    Заполнение таблицы «Россия Лескова»

    дочитать рассказ,

    Задание 1 учебника на стр.26

    -составить и заполнить таблицу-

    характеристику героев рассказа

     

    37

    Л. Н. Толстой

    «После бала»

    Контраст,  как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа

    Изучение нового материала.

    Работа с текстом. Метод эмоцио-нально-об-разного постиже-ния слова

    1. Познакомить учащихся с жанром рассказа, 2.  дать представление о России в 40- е г.  19 в.,

    3. прививать навыки самостоятельной работы с текстом,

    4. ввести понятие «контраст»

    Почему этот тект по своему жанру является рассказом?

    Какое событие описано в рассказе? Почему автор  акцентирует внимание в заглавии на событиях, происходящих  «после бала»?

    Как контраст помог показать перелом в душе героя?

    Знание текста, словарная работа

    Иллюстрация  к рассказу Л. Н. Толстого «После бала»

    В. Гильберта

    Групповая работа с текстом, умение анализировать текст, составление таблицы по контрастам « На балу», «После бала»

    Ответы на вопросы, задания по группам (составление таблицы по итогам групп), фронталь-ный опрос, основные элементы композиции худож. произведе-ния

    Подготовить ответы на вопросы 1-5 учебника стр. 37, подготовить пересказ понравившегося эпизода.

    22

    Л. Н. Толстой «После бала». Автор и рассказчик в произведении

    Синтетический урок с элемента-ми рас-сказа учи-теля, пере-сказа эпизодов, эвристической беседы

    1. Познакомить учащихся с историей создания рассказа, 2. стимулировать самостоятель-ность и творческое мышление учащихся,

    3. раскрывать художественные особенности рассказа, образ рассказчика.

    Какие события воссозданы в рассказе?

    Почему Толстой обратился к событиям своей юности? Кто главный герой рассказа? Каково отношение автора к рассказчику? Почему рассказ сохраняет свою актуальность и по сей день?

     

    Умение пересказывать прочитанное, знание истории создания рассказа, умение  анализировать прочитанное.

    Связь с историей

    Иллюстра-ция к рассказу

    Л.Н. Толстого «После бала» «Сквозь строй»

    Е. Лансере

    Работа по тексту, умение вычленять главное в произведе-нии, соста-вить план рассказа, выделив важные эпизоды.

    Контроль за составлением плана рассказа.,

    Самостоя-тельная

    работа -  письмен-ный  ответ:

    «Кто из героев мне ближе и почему?

    Подготовить устный рассказ по темам: «Утро, изменившее жизнь», «Полковник на балу и после бала», «Почему любовь героя пошла на «убыль».

    23

    А. П. Чехов Слово о писателе. Рассказ «О любви»

     

    Урок изучения нового материала. Беседа.

    Анализ рассказа

    1. Дать обзор жизенного и творческого пути писателя.

    2. Помочь учащимся войти в художествен

    ный мир Чехова.

    3. Познакомить с рассказом

    А. П. Чехова «О любви»

    Что вам известно о жизни А. П. Чехова? Какие чеховские рассказы вы читали? В чём суть рассказа Чехова «О любви», что мы можем сказать о героях произведения.

    Знания учащихся о писателе. Чтении отрывков из рассказа. Умение выделять детали, помогающие раскрыть характер героя.

    Связь с изобразительным искусством (картина с портретом) Иллюстра

    ция В. Пано

    ва к рассказу «О любви»

    Индиви

    дуальные сообщения учащихся о жизни и творчестве писателя. Умение работать с текстом, отвечать на вопросы. Записи в тетрадях

    Оценка выступле

    ний учащихся.

    Комментированное чтение эпизодов. Проверка умения составлять план к рассказу.

    Дочитать рассказ, подготовить индивидуальный пересказ эпизодов. Составить план- характерис

    тику на героя.

    24

    И.А. Бунин Жизнь и творчество. Рассказ «Кавказ»

    Комбини

    рованный урок (изучения нового материала)Рассказ учителя с элемента

    ми беседы.

    1.Познакомить учащихся с биографически

    ми данными писателя.,

    2. обобщить знания о творчестве писателя,

    3. совершенство

    вать умения выделять смысловые части рассказа. 4. Вызвать интерес к рассказу «Кавказ»

    Кто оказал благотворное влияние на писателя? Каковы основные проблемы в рассказе?

    Какое впечатление у вас вызвало начало рассказа?

    Какой теме он посвящён?

    Каким настроением пронизан рассказ?

    Знание ранее изученных фактов из жизни Бунина. Сообщения учащихся о жизни писателя. Комментирован

    ное чтение отдельных эпизодов.

    Портрет писателя, иллюстрация к рассказу «Кавказ»

    И. Пчёлко.

    Сопоставле

    ние  рассказов А. П. Чехова и И.А. Бунина о любви.

    Самостоятельное чтение рассказа. Записи в читательских дневниках. Умение находить в тексте цитаты, характери

    зующие героев.

    Фронталь

    ный и инди

    видуаль

    ный опрос.

    Цитатный план по рассказу. Рассказ учителя Оценка индивидуального домашнего задания.

    Ответить на вопрос: Какую роль в произведе

    нии играет природа? Что этим достигается?

    Составить кластер «Любовь по Бунину»

    25

    А.И.Куприн.  Слово о писателе. Нравствен-ные проблемы рассказа «Куст сирени».

    Урок изучения нового материала. Беседа. Работа  по материалу учебника.

    1. Знакомство с жизненным и творческим путём писателя, 2. вызвать интерес к его произведениям,

    3. выявить нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

    Какова тематика произведений Куприна? Какие его рассказы читали раньше и чем они запомнились?

    Какое впечатление произвёл рассказ? Каков сюжет рассказа? Какие проблемы поднимает автор в произведении?

     

    Знание биогра-фии, содержания текста, умение высказывать собственные мысли

    Связь с биографией писателя

    Наблюде-ние за сюжетом, героями произведе

    ния. Работа с текстом. Сжатый пересказ.

    Работа над вопросами.

    Коллективное обсуж

    дение. Работа в группах (составить план рассказа.) Опреде-лить, что можно счи-тать экспо-зицией, где происходит  кульмина-ция, когда наступает развязка)

    Выбрать цитаты из текста рассказа к сравнитель

    ной характерис

    тике Николая и Веры Алмазовых , подготовить таблицу.

    Групповая работа: подготовить понравив

    шийся эпизод к инсцениров-ке.

    26

    А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве.

    Урок изучения нового материала. Работа с учебником (статья Д.С. Лиха-чёва)

    1. Краткое знакомство с жизнью поэта,

    2. выделение в его творчестве исторической темы,

    3. воспитание чувства патриотизма.

    Какую роль отводит

    Д.С. Лихачёв русской литературе в осознании необходимос-ти единства Русской земли? О чём повествует Блок в цикле «На поле Куликовом»? Почему в своём произведении он обращается к историческо-му прошлому?

    Восприятие сведений исторического прошлого Родины.

    Связь литературы с историей. Выступле-ние учащих-ся о прош-лом нашего края ( по материалам краеведчес-кого музея)

    Работа с текстом. Составле-ние класс-тера по статье      Д. С. Лиха-чёва по группам:

    1 гр.- «Чужезем-ное иго»,

    2 гр.-«Битва»,

    3 гр.- «Похвала и жалость»

    Беседа, комменти-рованное чтение, обсужде-ние статьи учебника, кластер

    Подготовить выразитель-ное чтение цикла «На поле Куликовом».

    Найти в цикле следы влияния древнерусс-кой  и фольклор-ной поэтики.

    Чем объеди-нены сти-хотворения Блока в цикле?

    27

    Р/ р.

    А.А. Блок. Тема Родины в лирике Блока.

    Обобще-ние и  системати-зация знаний.

    1. Развитие письменной и устной речи учащихся,

    2.  обобщение знаний по теме, 3. формирование умения анализа лирического произведения,

    4. воспитание патриотических чувств.

    Подготовиться к написанию сочинения по плану: 1. соот-ношение исто-рического и современного в поэзии Блока,

    2. тема, проблема,

    3.  мотивы.

    4. образы.

    5. художест-венное своеоб-разие.

    6. ответствен-ность человека за судьбу Родины.

    Сочинение.

    Анализ поэтического произведения.

    Связь с теорией литературы, с языковыми средствами, с типом речи рассуждение

    Активиза-ция мысли-тельных способнос-тей уча-щихся, умение анализиро-вать, рассуждать.

    Отработка различных видов вступления и заключе-ния. Групповая работа по карточкам.

    Написать сочинение- рассуждение Сообщение о Есенине. Прочитать поэму «Пугачёв»

    Выучить наизусть одно стихотво-рение Есенина (индивид. задание)

    28

    С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв –поэма на историчес-кую тему.

    Урок сообщения новых знаний

    1. Познакомить (кратко) с жизнью и творчеством поэта,

    2. познакомить   историей создания поэмы «Пугачёв»,

    3. сравнить каким предстаёт Пугачёв у Есенина, а  ка-ким у А.С.Пуш-кина в «Капитанской дочке»

    Какие характерные черты таланта С. Есенина отметили

    Б. Пастернак, М. Цветаева?

    Какие песни и романсы на его стихи  вы слышали? Почему многие стихи стали песнями?

    Каким предстаёт Пугачёв в произведении?

    В чём принципиаль-ное различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным? Какие художествен-ные средства использует Есенин?

    Выступления учащихся о поэте. Аналитическое чтение. Художественно- выразительные средства языка

    Портрет Есенина, бюст поэта

    Сопоста-вить характеристику Пугачёва, данную Пушки-ным,  и Пугачёва, данного Есениным.

    Устные ответы на вопросы, составле-ние плана о творчестве, сравни-тельная характе-ристика Пугачёва Пушкина и Пугачёва Есенина?

    Вспомнить , как образ Пугачёва освещается в истории?

    Выписать из произведе-ния внешние данные героя. Каким вы представ-ляете Пуга-чёва?

    29

    И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем»- воспомина-ние о пути к творчеству.

    Урок изучения нового материала.

    1. Познакомить с биографией писателя,

    2. познакомить с особенностями профессии писателя

    Где родился Шмелёв и о чём вспоминал вспоследст-вии?  Ваше впечатление от прочитан-ного? Как к Шмелёву пришло уме-ние писать?

    Какие чувства испытывает герой рассказа?

    Наблюдение над сюжетом, проблематика.

    Связь с произведе- ниями

    А. П.Чехова,

    И. Бунина, М. Горького.

    Воспомина-ния татар-ских писателей о своём первом  опыте.

    Работа с текстом, умение отобрать материал по теме.

    Устный (вопросно-ответная форма)

    Коллект. (беседа с классом)

    Сочинение- рассказ «Как я писал первое сочинение?»

    Сведения о биографии М. Зощенко.

    Чтение рассказа М. Зощенко «История болезни».

    Подумать над вопросом «Какие традиции русской сатиры  продолжал  автор?»

    30

    М. Зощенко

    «История болезни»

    Урок изучения нового материа- ла. Аналити-ческое чтение. Беседа по вопросам

    1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Зощенко,

    2. помочь понять, как создаётся сатирическое произведение,

    3. научить понимать юмор и сатиру в худ. произведении,

    4. воспитание негативного отношения к отриц. явлениям общества.

    Что вы узнали о М. Зощенко из высказыва- ний о нём   современни-ков?

    Подумайте, что высмеивает писатель?

    Сочувствует ли автор своему герою?

    Каким правильнее назвать рассказ юмористи-

    ческим или сатиричес- ким? План- характерис-

    тика на главного героя.

    Теория литературы: сатира, юмор.

    Сообщение учащихся о жизни Зощенко. Комментиро-ванное чтение начала и конца  произведения. Найти  примеры, которые  доказывают, что «хворать дома» лучше. Позиция автора по отношению к герою.

    Традиции  русской

    сатиры в рассказах Зощенко

    Анализ сатир. произве-

    дения. Создание комичес-кого эффекта, работа с текстом, ответы на вопросы.

    Устный (вопросно-ответная форма)

    Коллект. (беседа с классом)

    Написать план- характеристику на главного   героя. Подгото-вить биографи-ческую справку о Тэффи, прочитать рассказ «Жизнь и воротник» и нарисовать иллюстра-ции (Что требовал воротник?)

    31

    Контрольная

    работа по теме «Писатели улыбаются».

    Урок обобщения и система-тизации знаний.

    1. Обобщить и систематизиро-вать полученные знания,

    2. Проверка знаний по теории литературы,

    3. развитие творческих способностей.

     

    Объясните значение литературо-ведческих терминов. Какие проблемы поднимают авторы

    (М. Зощенко, Тэффи,

    М. Осоргин) в своих произве- дениях? Какие художествен-ные средства используют     авторы?

    За счёт чего создаётся в рассказах комический эффект? Творческая работа на выбор учащегося:

    1. «Один день из жизни моей ручки»,

    2. «Монолог резинки»,

    3. «Диалог карандаша и резинки»,

    4. «Мечты дневника»

    Проверка знаний литературоведческих  терминов

    (может быть и  в форме викто-рины).

    Знание художественных текстов и проблем, поднимаемых в них.

    Литературо-ведческие  термины: сатира, юмор, ирония, реальное, фантастическое и. др.

    Письмен-ные ответы на  вопро-сы, оценка  умения анализиро-вать, де-лать выво-ды, разви-тие речи учащихся

    Письмен-ная индиви-дуальная работа.

    Подготовить биографи-ческие сведения о Платонове,

    читать рассказ «Возвраще-ние», подумать над проблемати-кой рассказа

    32

    Судьба

    А. Платонова

    Проблемати-ка рассказа «Возвраще-ние»

    Викторина.

    Урок  чтения и обсужде-ния, работа с текстом.

    1. Познакомить с новыми вехами жизни Платонова.

    2. Обогащение словарного запаса,

    3. показать влияние войны на судьбы героев, трагизм ситуации, 4. выявить   нравственную позицию писателя и способы её выражения

    Что узнали нового о жизни и творчестве Платонова? Какие рассказы Платонова вам известны?

    Кто герои рассказа «Возвраще-ние»?  Какие эпизоды запомнились? Ваши впечатления от рассказа?

    Какие проблемы поднимает автор?

    Произведения Платонова прочитанные ранее. Внимание к слову. Словарная работа (стр. 209, в. 1)

    Устная характеристика героев

    Татарские писатели о ВОВ

    Смысл эпизода с женщиной в ватнике, которой хотел помочь Иванов.

    Викторина по пройден-ным произведе-ниям.

    Устный

    (вопрсно- ответная форма).

    Коллектив-ная (беседа с классом)

    Подумать над вопросом «В чём смысл названия рассказа?»

    33

    Великая Отечествен-ная  война в стихотворе-ниях поэтов.

    Выступле-ние  учащихся, вырази-тельное чтение стихотво-рений, беседа по вопросам, анализ стихотво-рения, чтение стихотво-рений наизусть.

    1. Значение поэзии в годы войны, 2.   подготовить материалы к литературной газете,

    3. показать, как высокие патриотические чувства в поэзии соединились с глубоко личными переживаниями поэта,

    4.  воспитание любви к Родине, к народу- защитнику.

    Как война отразилась в стихотворе-ниях поэтов?

    Назовите основные проблемы, рассматрива-емые в стихотворе-ниях

    «Жди меня», «Землянка»?

    Какие художествен-но- вырази-тельные средства использует автор? Как изображают войну художники?

    Краткие биографические данные о поэтах. Анализ одного стихотворения.

    Проверить письменные работы учащихся « Как война повлияла на судьбу моих родственников?»

    Выразительное чтение стихов

    Репродук-ции картин   на тему войны. Выразитель-ное чтение стихотворе-ний.

    Вырази-тельное чтение стихотво-рений.

    Выявление художест-венно- изобрази-тельных средств

    Оценка вырази-тельного чтения и чтения наизусть. Анализ одного стихотво-рения о войне. Индиви-дуальные задания  по анализу стихотво-рения

    1 гр.- подготовить материалы к выпуску литер. газеты о поэтах- песенниках,

    2 гр.-  подготовить выступления о композито-рах, 3 гр.- подготовить истории создания песен военных лет, 4 гр.- подготовить записи любимых песен о войне или индиви-дуальное   исполнение

    34

    В. Астафьев. Слово о писателе. Обзор повести «Последний поклон», «Фотография, на которой меня нет»

    Урок изучения нового материала. Беседа.

    1. Раскрыть личность писателя, его творчество.

    2. Раскрытие темы детства в творчестве Астафьева.

    3. Вызвать интерес к творчеству писателя

    Каким вы представляете себе автора? Какие факты биографии вызвали у вас удивление, восхищение.

    Какие ещё автобиографии ческие рассказы вы читали?

    Почему «Последний поклон»- последний поклон святому единству жизни во всей её полноте? Для чего он написал это произведение?

    Проверка знания творчества писателя. Основные темы в творчестве

    Связь с историей ВОВ

    Сообщения учащихся о писателе. Умение делать выводы и обобщения

    Коллективное обсужде

    ние учащимися поставлен

    ных вопросов.

    Умение чётко и обоснованно сделать по ним самостоятельные выводы и записать их в тетрадях.

    Прочитать рассказ «Фотогра

    фия, на которой меня нет»

    принести фотогра

    фии,  на которых вас нет





















     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе (надомное обучение)

    Данный материал может быть полезен учителю, работающему с учениками на домашнем обучении в 5 классе. В примерном планировании уроков по литературе в 5 классе дана пояснительная записка,цели и задачи и...

    Тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение) по УМК Коровиной

    Данная работа содержит календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе по программе В.Коровиной (надомное обучение по медицинской справке). По плану-18 уроков в год, т.е. 0,5 часа ур...

    Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

    Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

    Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе

    Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно  ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...