Образовательный маршрут как метод внеклассной работы по литературе в рамках изучения романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин".
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Писарева Марина Антоновна

Автор делится опытом проведения образовательных маршрутов, определяя сущность, этапы прохождения и значение данного метода внеклассной работы по литературе на примере изучения 1 главы романа "Егений Онегин"  А. С. Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный маршрут как  метод  внеклассной работы по литературе  в рамках изучения  романа  А.С.Пушкина  « Евгений Онегин».


                                                                                                           


                                                                                               Давно стихами говорит Нева,

                                                                                               Строкою Гоголя ложится Невский,

                                                                                               Весь Летний сад  - Онегина глава ,    

                                                                                               А по Разъезжей бродит Достоевский.                                                                                                

                                                                                                              ( С. Я. Маршак)

  1. Сущность образовательного маршрута.                                                                                      

                                                                                                                 

Образовательный маршрут  -  это обучение  в процессе путешествия, результатом которого является  самопознание  личности, ее становление и самоопределение в культурном пространстве.      

 Маршрут проходит в реальном пространстве Санкт – Петербурга  и предполагает решение нескольких задач:                                                                                                                                                                а) изучение объектов, связанных с  идеей путешествия;                                                                                  б) приобретение опыта освоения этих объектов;                                                                                                   в) приобретение представлений о тех культурных процессах и явлениях, которые нашли отражение в данных объектах.

  1. Организация образовательного маршрута.

  • Подготовка к маршруту.
  1. Выбор темы  «Один день с Евгением Онегиным».
  2.  Определение целей и задач образовательного маршрута:  

Цели:

- определение роли  Санкт – Петербурга  в формировании личности героя А. С. Пушкина;        

  - создание  коллектива, способного в нестандартной  ситуации решать общие проблемы;    

Задачи:

- найти ответы на задания дня с целью выхода на ответ главного вопроса: Почему именно Петербург стал местом действия 1 главы романа « Евгений Онегин»?                                             - развивать умение слушать и слышать мнение каждого участника  путешествия;

- развивать умение работать в группе, этически корректно высказывать собственные версии, аргументировать их и  вырабатывать единую  точку зрения на основе коллективного  обсуждения.

        3.   Введение в контекст исследования (усвоение основных терминов, понятий, текстов).

                - уроки литературы на тему: « Евгений Онегин в начале романа. Анализ 1 главы романа»;

                - заочная экскурсия.  Петербургский период  жизни  А. С. Пушкина.

                - лекция на тему: « Петербургский текст в русской литературе конца 18 – начала 19 века.  Две традиции изображения Петербурга в русской литературе ».

          4.  Организация малых групп (деление класса на группы 5 – 6 человек, выбор командира).

5.  Тренинг по развитию визуальной грамотности, коммуникативных навыков, навыков ориентирования на  местности  с помощью карты выбранной эпохи.

6.        Выезд    на отправную точку маршрута, знакомство с групповодами (студентами культурологических факультетов вузов города).

 

  •  Работа на маршруте.
  •  

Основной частью образовательного маршрута является самостоятельная работа учащихся.  Педагог и групповоды не дают готовых ответов. Во время работы на маршруте они направляют внимание учеников, помогают найти пути получения информации, организуют их исследовательскую деятельность.

  Как правило, объекты городского маршрута подбираются таким образом, чтобы расстояние между ними было невелико. Это дает возможность путешествовать пешком. Для реализации конечных целей работы  этот факт важен.  Прохождение маршрута предполагает тщательное и вдумчивое постижение пространства, в ходе которого выявляются и устанавливаются  коммуникативные связи человека с миром, открываются  новые каналы получения информации, в ряду которых личностные переживания играют важную роль.    

Каждой группе выдается маршрутный лист, где четко определена последовательность действий учащихся при работе в городском и (или) музейном пространстве. Выявлены объекты, которые предстоит найти и исследовать.

Участникам данного маршрута предстоит «прожить» день с героем романа «Евгений Онегин». Задачи сформулированы следующим образом:  на материале 1 главы  романа   и с только с помощью карты Санкт – Петербурга начала 19 века найти

- дом, в котором мог жить герой;

- сад и бульвар, где он гулял ;

- ресторан, где обедал;

-театр, который посещал.

Чтобы найти ответы на вопросы , необходимо исследовать часть Невского проспекта ,включая территорию Александринского театра и Аничкова моста, часть Фонтанки, Летний сад, Марсово поле, Миллионную улицу, Адмиралтейский проспект. Прокладывая маршрут в поисках нужного объекта, ребята учатся работать  в группе, аргументировано отстаивать свою точку зрения, принимать к обсуждению  возможные версии, вести конструктивный диалог.

  • «Защита» образовательного маршрута.

Путешествие не может считаться завершенным до тех пор, пока не будет проведено итоговое занятие, которое  получило название -  защита, так как на нем учащимся предоставляется возможность отстоять свое мнение, основываясь на тех фактах, с которыми они познакомились во время путешествия. Защита – это не отчет о проделанной работе или последовательное изложение того , что удалось увидеть или узнать в процессе прохождения маршрута. Она строится как проблемное обсуждение заданий. Ученикам предлагается изложить свой взгляд на вопросы, которые  обозначены в маршрутном листе под рубрикой « Поразмышляйте». Первоначально эта работа проводится в каждой из подгрупп, в итоге  вырабатывается общая позиция, которая выносится на защиту. Возможность представления различных маршрутов на итоговой защите позволяет  выстроить логически завершенную картину, отражающую тему путешествия.

 Данное занятие может проходить  в различной форме:  выступление подгрупп, диспут, театрализация, создание визуальных образов.  Это обучающая игра ,  имеющая свои правила  и систему оценивания, которые разработаны  « Центром культурно – образовательных инициатив « Среда». Педагоги  « Центра»  помогают учителю  организовать работу на всех этапах маршрута, в частности оценить  проделанную работу. Защита строится таким образом, чтобы высказывалось как можно больше участников, подсказки и дополнения ответов товарищей   приносят дополнительные баллы.

Три этапа образовательного маршрута : подготовка, прохождение и защита   - составляют единое целое и проходят последовательно в течение 1-2 дней. Это дает возможность «погрузиться в эпоху, текст произведения», прожить с героем день.

3.   Послесловие.

Защита маршрута  - итог, но не конец работы по теме « Один день с Евгением  Онегиным».  Открытия, сделанные  ребятами на маршруте, оказались настолько интересными и значимыми, что появилось желание продолжить исследования, создать творческие работы и подготовиться к следующему маршруту по теме : «Один день с Родионом Раскольниковым».  Заключительный этап работы  может проходить и в виде конференции для сверстников и родителей, и в форме презентации, видеофильма, научно- исследовательской работы.  В нашей копилке «Послесловия» есть школьная стенгазета, статья в муниципальную газету «Ульянка», презентация  маршрута  и сборник эссе  « Прогулки с Пушкиным» в рамках городского литературного конкурса « Пушкинский Петербург» (диплом   1степени), творческая работа « Онегинская строфа», где ученица в стихотворной форме ответила на некоторые вопросы маршрута.

Главным итогом этой работы стало обретение нового взгляда на город, в котором живем, на произведение классики, которое надо « пройти» на уроке, и даже на самих себя.  В своих  работах учащиеся отмечают:

Тамара П.  – Мы погрузились в тайны нашего города, чтобы найти ответы на литературные вопросы. Это очень интересная работа.

Катя П.  – Герой Пушкина – настоящий петербуржец. Он примеряет разные маски и роли. Это путешествие сплотило наш коллектив, помогло  узнать  друг друга…

Никита П. – Каждый в нашей группе нашел в себе какую – нибудь  онегинскую  черту.

Евгений П. – Такое изучение приключением позволяет вжиться в образ героя… Благодаря коллективной работе, мы быстро справились со всеми заданиями.

Игорь Л. – Я никогда не видел своих одноклассников такими увлеченными . Мы работали на единую цель, и  наша группа выложилась по максимуму.

Маша П. – Это был самый лучший день в моей школьной жизни… Мне бы хотелось, чтобы он не заканчивался.

 

                                                                 

 

         

 

             

 

                                                                                                     


               

             

             

                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ

В данной статье  подробно описываются некоторые формы внеклассной работы по физике, которые по праву можно назвать инновационными.  Данная методика была создана авторским коллективом учителе...

Проверочная работа по литературе по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Тип урока: контрольный. Тема: идейное содержание романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Форма урока: индивидуальное выполнение заданий по карточкам. Класс: 9 класс (рекомендуется для 9 –...

Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина.

Статья, посвященная особенностям формирования ценностно-смысловых компетенций на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина....

Внеклассное мероприятие по литературе в рамках Недели филологии, посвященного 75-летию со Дня рождения В.С. Высоцкого «И до боли в душе не хватает его!»

Внеклассное мероприятие по литературе в рамках Недели филологии, посвященного 75-летию со Дня рождения В.С. Высоцкого«И до боли в душе не хватает его!»...

Обобщение опыта работы: "ЗА РАМКАМИ УРОКА: ОПЫТ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ"

Обощение опыта внеклассной работы по литературе на базе школьного музея Сергея Есенина гимназии №69 г. Липецка....

Индивидуальный образовательный маршрут. Подготовка школьника к олимпиаде по литературе.

Цель работы: Развитие коммуникативных навыковЗадачи:-научить рассматривать произведение как единство художественного содержания и его   словесного выражения,-освоить понятие художе­...

Технологическая цепь конструирования образовательного маршрута, направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся (в рамках предмета русский язык и литература).

Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной грамотности обучающихся.Самостоятельная работа № 2....


 

Комментарии

Изучение приключением. Каждый нашел в себе Онегинскую черту. Замечательно!!!