"Образ солдата-участника Бородинского сражения". (По произведению М. Ю. Лермонтова "Бородино").
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

Ляхова Елена Евгеньевна

Предварительный просмотр:

                                                                              Учитель: Ляхова Е.Е.

Тема: «Образ старого солдата-участника сражения».

Цель: Формировать у школьников уметь делать художественный анализ текста в контексте исторической эпохи. Воспитывать уважение к историческому прошлому России.

Задачи:

Образовательные:

  1. Провести контроль знаний и умений, приобретенных на предыдущем уроке (историческая основа произведения, лирические особенности стихотворения, изобразительно-выразительные средства, строфа).
  2. Провести контроль умения пользоваться литературоведческими терминами при анализе лирического произведения (автор, рассказчик).
  3. Оценить мастерство автора при воссоздании картины Бородинского сражения.
  4. Провести проблемно-тематический анализ стихотворения «Бородино».

Воспитательные:

  1. Показать роль русского воина в Отечественной войне 1812 года в контексте изучаемого произведения.
  2. Способствовать формированию гражданской позиции, воспитывать патриотическое чувство к историческому прошлому страны.

Развивающие:

1.Развивать память, мышление, внимание.

2.Развивать устную и письменную речь учащихся.

Оформление доски. Иллюстративный материал(историческая карта Бородинского сражения, портрет поэта, тематическая выставка книг).

-Здравствуйте, ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы продолжим путешествие в страну героического подвига русского солдата. Мы познакомимся с новыми литературными понятиями, поговорим о том, как же М.Ю. Лермонтову удалось создать такое замечательное произведение, какую мысль до нас хотел донести поэт.

Чтение отрывка наизусть. 2 строфа.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром…

-Скажите, какому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»?

-Отечественной войне 1812 года, Бородинскому сражению (24-26 августа).

-Зачем Наполеон пришел на русскую землю?

-Он хотел завоевать Россию, подчинить ее своей власти.

-Кто в стихотворении рассказывает читателям об этом сражении?

-Старый, умудренный опытом солдат.

-Значит, кого мы будем считать рассказчиком?

-Солдата.

-А кем же тогда является М.Ю. Лермонтов?

-Он автор произведения.

Объяснение нового материала.

Инсценировка на историческую тему.

А сейчас к нам в гости придет удивительный рассказчик, который очень правдиво сможет рассказать о Бородинской битве. Как вы думаете, кто это?

-Солдат.

-Представьте себе, что случилось необыкновенное - вы встретили солдата, который участвовал в Бородинском сражении. Откройте свои исторические атласы на первой страницы и очень внимательно следите за рассказом нашего гостя.

-Здравствуйте, ребятушки! Звать меня Иваном Кормилицыном. Родился я в Тульской губернии, в селе Васильевка. Забрали меня в осемнадцать годков служить солдатом. Оплакали меня моя матушка и невестушка, а тут и война с французом. Определили служить в 3-й пехотный корпус. А знаете ли вы, какие войска пехотой звали?

 А командовал им славный наш командир Тучков Николай Алексеевич.

 Эх, Русь-то – матушка большая, а не сладить нам с французом никак. Отступали (машет рукой с досады). Вот оказались там, под Бородином.

-Трудно было сражаться?

-А как же. Вот там меня и ранило. А у вас тут и карта есть, сейчас покажу!

Вот красные значки - это наши, синие - противник (показывает на карте). Поле-то Бородинское не случайно выбрали, перекрыли мы врагу дороги на Москву. Видите, вот здесь Новая Смоленская дорога, а вот здесь Старая. Не пройти врагу без боя. Наш корпус стоял вот тут, на возвышенности, около села Утица. Как вы думаете, что мы обороняли?

-Старую Смоленскую дорогу.

-Молодцы! Бой начался рано, солнце взойти не успело, а французы атакуют наш курган.

Вот, там я ранение и получил, а генерал наш храбрый и вовсе буйную голову сложил. Лежу я в лазарете, раны мои перевязывают, слышу звук барабанов - отступают французы, и так радостно сделалось. Жаль только, что Москву отдали, так не даром же, сражались на совесть. Вот подлечили меня, да надо снова в строй возвращаться, никто врага, кроме нас, не прогонит. А сначала решил к вам зайти, побеседовать. До свидания, ребятушки!

Лексическая работа.

Ребята, в рассказе нашего гостя встретились малознакомые слова, эти слова встречались и в самом стихотворении. Я вам буду показывать картинки, а вы отгадайте, что на них изображено.

-Редут, кивер, лафет, уланы, драгуны.

Работа с учебником.

-Откройте учебник на стр.6. Найдите описание сражения. Чтение восьмой строфы.

-Как вы понимаете слова «рожден был хватом»?

-Был умелым, смелым человеком.

-Как вы понимаете слова «слуга царю, отец солдату»?

-Полковник верно служил царю, а значит и России; выполнял все приказы и был заботлив по отношению к солдатам, как отец.

-Что значат слова «сражен булатом»?

-Полковник участвовал в сражении вместе с солдатами, подавая достойный пример, и был убит.

Строфа 9.

-К чему призывает полковник своих солдат?

-Не жалеть сил и жизни и защитить Москву.

Строфа 10, 11,12.

-С помощью каких частей речи передается стремительное движение боя? Найдите и прочитайте такие глаголы.

-Двинулись, промелькнули, не видать, носились, блестел, колоть, пролетать, смешались.

-Какие слова и предложения помогают нам «услышать» бой, т.е. описывают звуки боя?

-Звучал булат, картечь визжала, залпы тысячи орудий слились в протяжный вой.

Строфа 14.

-Чем завершается стихотворение?

-Солдат жалеет о гибели многих русских воинов.

-Кого рассказчик называет богатырями и почему?

-Называл солдат своего поколения, потому что они защищали свою Родину не жалея сил, были храбрыми, удалыми, мужественными, волевыми.

-Что хотел сказать М.Ю. Лермонтов своим произведением? Какова идея произведения?

-Русский солдат защищал свою Родину не щадя себя, не жалея сил. Поэт воспевает подвиг русского воина.

Развитие речи. Работа в группах.

Напишите письмо солдату, участвовавшему в Бородинском сражении.

Рефлексия.

-Какое впечатление на Вас произвел сегодняшний урок и почему?

Д.З. Написать мини-сочинение на тему: «Образ старого солдата-участника Бородинского сражения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное задание по теме "Бородинское сражение"

Дифференцированные задания по теме:  «Бородинское сражение. Отечественная война 1812 года». Задание на «3»:I вариантЧто такое континентальная блокада?Когда произошло вторжение наполеон...

М.Ю.Лермонтов «Бородино» К 200-летию со Дня Бородинского сражения

Цель:познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» Задачи: - вспомнить страницы героического прошлого нашей страны; - познакомиться с композицией стихотворения и особенностями п...

Презентация "Бородинское сражение"

Компьютерная презентация предназначена для использования на уроке литературы в 10 классе при изучении романа Л.Н.Толстого "Война и мир"....

презентация урока Бородинское сражение 8 класс

презентация по теме: "Бородинское сражение" 8 класс...

Бородинское сражение

Рассказать  о масштабном, переломном сражении Отечественной войны 1812 года...

Роль Бородинского сражения в войне 1812 года

Войны оказывали влияние не только на жизнь людей, но и на природу. Для ведения войн  необходимо использование огромных количеств дополнительных природных ресурсов. Бородинское  сражени...

200 лет - Бородинскому сражению. Отечественная война 1812 года.

Цель: Ознакомить учащихся с элементами военной истории, особенностями военной стратегии, тактики, состоянием вооружения изучаемой эпохи.Задачи: Сформировать у учащихся понимание глубок...