олимпиады по литературе
олимпиадные задания (литература, 5 класс) по теме

олимпиады по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по литературе 2009 г. 5 класс

Тур 1

Анализ прозаического текста

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И.С. Тургенев

1. От чьего лица ведется повествование?

2. Назовите главных героев произведения.

3. Как вы понимаете значение слова «благоговеть»?

4. Почему автор благоговеет перед героической птицей?

Тур II

1. Выделите жанры фольклора:

      повесть, рассказ, загадка, небылица, литературная сказка, считалка, сказка.

2. Подчеркните постоянные эпитеты:

    хмурое небо, красна девица, вороной конь, желтые листья.

3. Отметьте верное продолжение предложения.

 Произведение А.С. Пушкина, начинающееся словами «У лукоморья дуб зеленый…»,

                     а) является самостоятельным произведением;

                     б) является прологом к поэме «Руслан и Людмила»;

                     в) является эпилогом к «Сказке о мертвой царевне  и о семи     богатырях»;

                     г) это не произведение А.С. Пушкина.

4. Укажите отличие литературной сказки от народной:

                     а) литературная сказка всегда заканчивается хорошо;

                     б) у литературной сказки всегда есть автор;

                     в) литературные сказки всегда пишутся

                         в стихотворной форме;

                     г) литературные сказки длиннее народных.

5. Какая из сказок А.С.Пушкина заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?

                      а) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

                      б) «Сказка о золотом петушке»;

                      в) «Сказка о рыбаке и рыбке»;

                      г) «Сказка о медведихе».

6. Звуковые совпадения слогов в конце стихотворной строки:

                        а) ритм;

                        б) стопа;

                        в) рифма;

                        г) аллегория.

7. После написания какого произведения А.С. Пушкин получил от В.А. Жуковского портрет с надписью: Победителю-ученику от побежденного учителя»?

З А Д А Н И Я

  1. Вот строчки, расплывшиеся от слез пятиклассника, который никак не мог угадать и вспомнить их. Помогите ему и восстановите начало одной известной литературной сказки.

          « _и_   с_а_и_  _о  _в_е_  с_а_у_о_  у  с_м_ _о  _и_ _го  _ор_».

  1. Назовите два произведения А.С.Пушкина, в которых действует дружина из 33 человек. Каковы ее функции?

  1. Кому из литературных или сказочных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

Разбитое корыто-

«…баса, альта, две скрипки»-

Ячменное семечко в цветочном горшке

Чудесный горшочек с бубенчиками

Сарачинская белая шапка

  1. Назовите автора, произведение и того, к кому обращены слова.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя…

  1. Давайте поиграем в буриме – напишем стихотворение, используя заданные рифмы. Сразу признаемся, что эти рифмы взяты из стихотворения русского поэта М.Ю.Лермонтова.

      безумный  -  шумный

      гранит  -  покрыт

       родится  -  промчится

            герой  -  покой



Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по литературе 2009 г. 6 класс.

Тур 1

Анализ прозаического текста

Таинственный ящик

В Сибири, в местности, где водится очень много волков, я спросил одного охотника, имеющего большую награду за партизанскую войну:

- Бывают ли у вас случаи, чтобы волки нападали на человека?

- Бывают, - ответил он. – Да что из этого? У человека оружие, человек – сила, а что волк! Собака, больше ничего.

- Однако, если эта собака да на безоружного человека…

- И то ничего, - засмеялся партизан. – У человека самое сильное оружие – ум, находчивость и в особенности такая оборотливость, чтобы из всякой вещи сделать себе оружие. Раз было, один охотник простой ящик превратил в оружие.

Партизан рассказал случай из очень опасной охоты на волков с поросенком. Лунной ночью сели в сани четыре охотника и захватили с собой ящик с поросенком. Ящик был большой, сшитый из полутеса. В этот ящик без крышки посадили поросенка и поехали в степь, где волков великое множество. А было это зимой, когда волки голодные. Вот охотники выехали в поле и начали поросенка тянуть кто за ухо, кто за ногу, кто за хвост. Поросенок от этого стал визжать: больше тянут – больше визжит, и все звонче и звонче, и на всю степь. Со всех сторон на этот поросячий визг стали собираться волчьи стаи и настигать охотничьи сани. Когда волки приблизились, вдруг лошадь их почуяла – и как хватит! Так и полетел из саней ящик с поросенком, и, самое скверное, вывалился один охотник без ружья и даже без шапки.

Часть волков умчалась за взбешенной лошадью, другая же часть набросилась на поросенка, и в один миг от него ничего не осталось. Когда же эти волки, закусив поросенком, захотели приступить к безоружному человеку, вдруг глядят, а человек этот исчез и на дороге только ящик один лежит вверх дном. Вот пришли волки к ящику и видят: ящик-то не простой -  ящик движется с дороги к обочине и с обочины в глубокий снег. Пошли волки осторожно за ящиком, и как только этот ящик попал на глубокий снег, на глазах волков он стал нижеть и нижеть.

Волки оробели, но, постояв, отправились и со всех сторон ящик окружили. Стоят волки и думают, а ящик все ниже да ниже. Ближе волки подходят, а ящик не дремлет: ниже да ниже.  Думают  волки: «Что за диво? Так будем дожидаться – ящик и вовсе под снег уйдет».

Старший волк осмелился, подошел к ящику, приставил свой нос к щелке.

И только он свой волчий нос приставил к этой щелке, как дунет на него из щелки! Сразу все волки бросились в сторону, какой куда попал, и тут же вскоре охотники вернулись на помощь, и человек живой и здоровый вышел из ящика.

- Вот и все, - сказал партизан. – А вы говорите, что безоружному нельзя против волка выходить.  На то и ум у человека, чтобы он из всего мог себе делать защиту.

- Позволь, - сказал я, - ты мне сейчас сказал, что человек из-под ящика чем-то дунул.

- Чем дунул? – засмеялся партизан. – А словом своим человеческим дунул, и они разбежались.

- Какое же это слово такое он знал против волков?

- Обыкновенное слово, - сказал партизан. – Какие слова говорят в таких случаях: «Дураки вы, волки», сказал, - и больше ничего.  

М.М. Пришвин

1. Объясните смысл названия рассказа.

2. Каким предстает перед читателями охотник из рассказа старого партизана?

3. Почему партизан считает ум оружием?

Тур II

Т Е С Т

1. Подчеркните словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении:

золотое кольцо, золотые руки, холодная погода, холодные отношения, железные нервы, теплая погода, теплые отношения, черный день.

2. Как называется заключительная часть художественного произведения, в которой рассказывается, что произошло с героями после описываемых событий?

а) экспозиция;                         б) концовка;

в) эпилог;                                  г) полилог.

3. Допишите фамилии писателей.

Александр Сергеевич ______________________________

Николай Васильевич _______________________________

Иван Андреевич___________________________________

Василий Андреевич________________________________

Александр Иванович_______________________________

Михаил Юрьевич__________________________________

Михаил Михайлович_______________________________

Лев Николаевич___________________________________

4. Подчеркните, какие из представленных стихотворных размеров являются двусложными.

Ямб, анапест, амфибрахий, хорей, дактиль.

5. Ссылка М.Ю. Лермонтова на Кавказ явилась следствием реакции царя на стихотворение.

а) «Кинжал»;                          б) «Бородино»;

в) «Смерть поэта»;                 г) «Парус».

6. Укажите стрелками авторов следующих стихотворений о Родине:

«Зимнее утро»                           А.А. Фет

«Косарь»                                    А.С. Пушкин

«Чародейкою-зимою»              Ф.И. Тютчев

«Соловьи»                                 А.В. Кольцов

«Ласточки пропали»                Н.А. Некрасов

З А Д А Н И Я

  1. В названии произведений каких писателей встречается  упоминание животного (или его клички), насекомого, рыбы или птицы. Приведите не менее 5 примеров.

  1. Кто автор этих воспоминаний? О каком произведении идет речь?

Любопытнее всего было мое свидание с типографией: только что я просунулся в двери, наборщики, завидя меня, давай каждый фыркать и прыскать себе в рукав, отворотившись к стенке. Это меня несколько удивило; я к фактору, и он, после нескольких ловких уклонений, наконец, сказал, что «штучки, которые изволили прислать из Павловска для печатания, оченно до чрезвычайности забавны и наборщикам принесли большую забаву». Из этого я заключил, что я писатель совершенно во вкусе черни.

  1. Приведите по одной строчке из разных стихотворений, в которой употребляется слово «небо» (не менее 3 примеров)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Где прошло детство М.Ю. Лермонтова?

________________________________________________________________

5. Давайте поиграем в буриме – напишем стихотворение, используя заданные рифмы. Сразу признаемся, что эти рифмы взяты из стихотворения русского поэта М.Ю. Лермонтова.

безумный  -  шумный

   гранит  -  покрыт

родится  -  промчится

     герой  -  покой



Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по литературе 2009 г. 7 класс

Тур 1

Анализ прозаического текста

Два богача

Когда при жизни мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет зелые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

- Возьмем  мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

- А мы ее… и не соленую, - ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

И.С. Тургенев

  1. Объясните смысл названия стихотворения в прозе.
  2. Какой художественный прием лежит в основе стихотворения?
  3. Как вы понимаете значение слов: «далеко Ротшильду до этого мужика»?

Тур II

  1. Расставь в хронологической последовательности развитие жанров фольклора:

а) былины;

б) мифы;

в) сказки.

  1. Пословица отличается от поговорки тем, что:

а) пословица выражает законченную мысль;

б) пословицы возникли раньше поговорок;

в) пословицы имеют переносный смысл.

  1. Крупное стихотворное произведение лиро-эпического характера называется:

а) балладой;

б) стихотворением;

в) поэмой.

  1. А.С. Пушкин родился в:

а) Санкт-Петербурге;

б) Москве;

в) Михайловском.

  1. Найди лишнее слово:

кудесник, вещий Олег, Григорий, княгиня Ольга.

  1. Найди обоснование для объединения:

«Песнь о вещем Олеге», «Бесы»

  1. М.Ю. Лермонтов:

а) родился в Санкт-Петербурге;

б) учился в Санкт-Петербурге;

в) был убит в Санкт-Петербурге.

  1. Определи стихотворный размер:

а) Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…

(М.Ю. Лермонтов)

б) Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный…

(А.С. Пушкин)

З А Д А Н И Я

  1. Вспомните, какие два цикла былин существуют? К какому относится былина «Садко»?

  1. Перечислите, какие повести А.С. Пушкина относятся к «Повестям Белкина».

1)______________________________________________________________

2)______________________________________________________________

3)______________________________________________________________

4)______________________________________________________________

5)______________________________________________________________

  1. Назовите время и исторические события, описанные в следующих произведениях:

«Хаджи Мурат» Л.Н. Толстого______________________________________

________________________________________________________________

«Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова__________________________

________________________________________________________________

     «Квентин Дорвард» В. Скотта____________________________________

________________________________________________________________

     «Русские женщины» Н.А. Некрасова______________________________

________________________________________________________________

  1. Чей это портрет? Назовите произведение и его автора.

«В эпоху, нами описываемую, ей было 17 лет, и красота ее была в полном цвете. Отец любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугал ее суровым, а иногда и жестоким обращением».

  1. Давайте поиграем в буриме – напишем стихотворение, используя    заданные рифмы. Сразу признаемся, что эти рифмы взяты из стихотворения русского поэта М.Ю. Лермонтова.

      безумный  -  шумный

         гранит  -  покрыт

      родится  -  промчится

           герой  -  покой



Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по литературе 2009 г. 8 класс

Тур 1

Анализ прозаического текста

МАША

Проживая — много лет тому назад — в Петербурге, я, всякий раз как мне случалось нанимать извозчика, вступал с ним в беседу. Особенно любил я беседовать с ночными извозчиками, бедными подгородными крестьянами, прибывавшими в столицу с окрашенными вохрой санишками и плохой клячонкой — в надежде и самим прокормиться и собрать на оброк господам.

Вот однажды нанял я такого извозчика... Парень лет двадцати, рослый, статный, молодец молодцом; глаза голубые, щеки румяные; русые волосы вьются колечками из-под надвинутой на самые брови заплатанной шапоньки. И как только налез этот рваный армячишко на эти богатырские плеча!

Однако красивое, безбородое лицо извозчика казалось печальным и хмурым.

Разговорился я с ним. И в голосе его слышалась печаль.

— Что, брат?— спросил я его.— Отчего ты не весел? Али горе есть какое?

Парень не тотчас отвечал мне.

— Есть, барин, есть,— промолвил он, наконец.— Да и такое, что лучше быть не надо. Жена у меня померла.

— Ты ее любил... Жену-то свою?

Парень не обернулся ко мне; только голову наклонил немного.

— Любил, барин. Восьмой месяц пошел... а не могу забыть. Гложет мне сердце... да и ну! И с чего ей было помирать-то? Молодая! здоровая!.. В един день холера порешила.

— И добрая она была у тебя?

— Ах, барин!— тяжело вздохнул бедняк.— И как же дружно мы жили с ней! Без меня скончалась. Я как узнал здесь, что ее, значит, уже похоронили,— сейчас в деревню поспешил, домой. Приехал — а уж за полночь стало. Вошел я к себе в избу, остановился посередке и говорю так-то тихохонько: «Маша! а Маша!» Только сверчок трещит. Заплакал я тутотка, сел на избяной пол — да ладонью по земле как хлопну! «Ненасытная, говорю, утроба!.. Сожрала ты ее... сожри ж и меня! Ах, Маша!»

— Маша!— прибавил он внезапно упавшим голосом. И, не выпуская из рук веревочных вожжей, он выдавил рукавицей из глаз слезу, стряхнул ее, сбросил в сторону, повел плечами — и уж больше не произнес ни слова.

Слезая с саней, я дал ему лишний пятиалтынный. Он поклонился мне низехонько, взявшись обеими руками за шапку — и поплелся шажком по снежной скатерти пустынной улицы, залитой седым туманом январского мороза.

Иван Тургенев

1. О чём повествуется в этом тексте?

2. Найдите детали, языковые средства, которые свидетельствуют о тяжести переживаний героя.

3. Определите кульминацию произведения.

4. Для чего в этот эпизод введён образ сверчка?

5. Чем была любовь для извозчика?

Тур II

Т Е С Т

  1. Укажите годы жизни А.С. Пушкина:

а) 1978-1837 гг.

б) 1801-1838 гг.

в) 1799-1837 гг.

г) 1799-1835 гг.

  1. Кем, как правило, были авторы древнерусских летописей?

а) монахами;                                     б) княжескими дружинниками;

в) боярами;                                        г) врачами.

  1. Укажите, какой факт  не относится к биографии А.С. Пушкина:

а) участвовал в литературном обществе «Арзамас»;

б) издавал журнал «Современник»;

в) планировал написать «Историю Украины»;

г) погиб в результате дуэли с поклонником своей жены.

  1. Соотнесите название литературного произведения и его жанр.

«Борис Годунов»                                     баллада

«Песнь о вещем Олеге»                          трагедия

«Капитанская дочка»                             поэма

«Полтава»                                                 повесть

  1. Эта строка из стихотворения А.Т. Твардовского:

а) «Все мы немножко лошади»;

б) «Я знаю, никакой моей вины

в том, что другие не пришли с войны…»

г) «У братских могил нет заплаканных вдов»

  1. В строке «В сто сорок солнц закат пылал» автор использует:

а)  сравнение;

б)  эпитет;

в)  антитезу.

7.        Установи соответствие:

«Свидание»                              А.А. Платонов

«Живое пламя»                       А.В. Вампилов

«Юшка»                                    Е.И. Носов

8.        Найди обобщающее понятие:

«Парус», «Листок», «Туча», «Три пальмы» - это…

З А Д А Н И Я

  1. Переведите на современный русский язык эти церковнославянизмы:

прозябание______________, виждь____________, вертеп__________,

персть_____________, дольний_______________.

  1. Объясните значение и происхождение выражений:

авгиевы конюшни

потемкинские деревни

от младых ногтей

ящик Пандоры

  1. Соотнесите произведения, жанры и авторов русской, европейской и американской литературы (проставьте цифры в каждой колонке).

Произведение

Жанр

Автор

«Послание к Римлянам»

«Беовульф»

«Затерянный мир»

«Демон»

«Сердца трех»

«Хаджи Мурат»

«Ночевала тучка золотая»

«Спартак»

«Айвенго»

«Прерия»

ЖАНР: 1. Часть историко-приключенческой эпопеи. 2. Дидактические письма. 3. Героическая поэма. 4. Историческая повесть. 5. Героико-исторический роман о восстании рабов. 6. Военная повесть. 7. Роман об эпохе крестовых походов. 8. Фантастический роман. 9. Романтическая поэма. 10. Приключенческий роман.

АВТОР: 1. Ф.Купер. 2. Св. апостол Павел. 3. В.Скотт. 4. Р. Джованьоли. 5. Л.Н. Толстой. 6. А. Конан Дойл. 7. Неизвестный автор. 8. А.И. Приставкин. 9. Д. Лондон. 10. М.Ю. Лермонтов.

4. Напишите литературоведческую статью «Эпитет». Не забудьте привести примеры.



Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по литературе 2009г. 9 класс.

Тур 1

Комплексный анализ прозаического текста

Утро

Самое лучшее в мире - смотреть, как рождается день!

В небе вспыхнул первый луч солнца – ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, окропленной росой, а вершины гор улыбаются ласковой улыбкой – точно говорят мягкими тенями ночи:

- Не бойтесь - это солнце!

Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют:

- Приветствуем вас, владыки мира!

Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зеленые одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.

- Добрый день! – говорит солнце, поднимаясь над морем. – Добрый день, красавицы!

НО – довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?

Из трещин камня выбегают зеленые ящерицы и, мигая сонными глазками, говорят друг дружке:

- Сегодня будет жарко!-

В жаркий день – мухи летают лениво, ящерицам легко ловить и есть их, а съесть хорошую муху – это так приятно! Ящерицы – отчаянные лакомки.

Отягощённые росою, шаловливо покачиваются цветы, точно дразнят и говорят:

- Напишите-ка, сударь, о том, как мы красивы утром, в уборе росы! Напишите-ка словами маленькие портреты цветов. Попробуйте, это легко – мы такие простые…

Хитрые штучки они! Превосходно знают, что невозможно человеку описать словами их милую красоту, и – смеются!

Сняв почтительно шляпу, я говорю им:

- Вы очень любезны! Благодарю вас за честь, но – у меня сегодня нет времени. Потом, может быть…

Они гордо улыбаются, потягиваясь к солнцу, его лучи горят в каплях росы, осыпая лепестки и листья блеском бриллиантов.

А над ними уже кружатся золотые пчелы и осы, жадно пьют сладкий мёд, и в теплом воздухе льётся их густая песня:

Благословенно солнце –

Радостный источник жизни!

Благословенная работа –

Для красоты земли!

Проснулись красногрудые малиновки; стоят, покачиваясь на тонких ножках, и тоже поют свою песню тихой радости – птицы лучше людей знают, как это хорошо – жить на земле!

Малиновки всегда первые встречают солнце; в далекой холодной России их называют «зарянками» за то, что перья на грудках этих птичек окрашены в цвет утренней зари. В кустах прыгают веселые чижи, - серенькие с желтым, они похожи на уличных детей, такие же озорники и так же неустанно кричат.

Гоняясь за мошками, мелькают ласточки и стрижи, точно черные стрелы, и звенят радостно и счастливо, - хорошо иметь быстрые, легкие крылья!

Вздрагивают ветви пиний (итальянская сосна, ветви которой имеют форму зонта) – пинии похожи на огромные чаши, и кажется, что они налиты светом солнца, как золотистым вином.

Просыпаются люди те, для которых вся жизнь – труд; просыпаются те, кто всю жизнь украшают, обогащают землю, но – от рождения до смерти остаются бедняками.

- Почему?

Ты узнаешь об этом, если, конечно, захочешь узнать, а пока – умей любить солнце, источник всех радостей, и будь весел, добр, как для всех одинаково доброе солнце.

Проснулись люди, и вот они идут на свои поля, к своему труду, - солнце смотрит на них и улыбается: оно лучше всех знает, сколько сделано людьми доброго на земле, оно, когда-то, видело её пустынной, а ныне вся земля покрыта великой работой людей – наших отцов, дедов, прадедов…

Ах, они превосходно работали, наши предки, есть за что любить и уважать великую работу, сделанную ими всюду вокруг нас!..

На изгородях полей редеют розы, и всюду смеются цветы, многие из них уже увядают, но все смотрят в синее небо, на золотое солнце, шелестят их бархатные лепестки, источая сладких запах и в воздухе, голубом, тёплом, полном благоуханий, тихо несётся ласковая песня:

То, что красиво, - красиво,

Даже когда увядает;

То, что мы любим – мы любим,

Даже когда умираем…

День пришёл!

Добрый день, дети, и пусть в жизни вашей будет множество добрых дней!

Я скучно писал это?

Ничего не поделаешь: когда ребёнку минет сорок лет – он становится немного скучен.

М. Горький

Тур 2

  1. По данному фрагменту определите автора и его произведение.

а) «Вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшийся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дольнем озере».

б) Науки юношей питают,

    Отраду старым подают,

    В счастливой жизни украшают,

    В несчастный случай берегут…

в) «Когда вспомню, что это случилось на моем веку и что ныне дожил я до короткого царствования Александра. Не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространению правил человеколюбия. Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

г) …в дождь, укрывшись плащ-палаткой,

    Иль, зубами сняв перчатку,

    На ветру, в лютой мороз,

    Заносил в свою тетрадку

    Строки, жившие в разброс.

    Я мечтал о сущем чуде:

    Чтоб от выдумки моей

    На войне живущим людям

    Было, может быть теплей.

2. Назовите произведения, в которых эти фразы взяты в качестве эпиграфа.

а) Гоненье на Москву! Что значит видеть свет!

Где ж лучше?

- Где нас нет.

А.С. Грибоедов

б) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

Народная пословица.

в) «Вкушая, вкусих мало мёда, исе аз умираю»

1-я книга Царств

г) Мирская молва – морская волна.

Пословица.

3. Из каких произведений следующие строки?

                 а) «Науки юношей питают,

                      Отраду старым подают.

                      В счастливой жизни украшают,

                      В несчастной случай берегут»

                 б) И любовь так и сошла на нет. Так вот какие бывают дела и от чего переменяется и  направляется вся жизнь человека. А вы говорите…

                  в) «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!...»

                  г) Но дружбы нет и той меж нами.

                      Все предрассудки истребя,

                      Мы почитаем всех нулями,

                      А единицами себя.

                      Мы все глядим в Наполеоны.

4. Вспомните известные фильмы, снятые по произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

5. Назовите жанр произведения и автора:

        а) « Князь Серебряный»

        б) «Тартюф»

        в) «Марфа Посадница»

        г) «Ромео и Джульетта»

6. Назовите авторов, переводивших «Слово о полку Игореве».

7. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Баллада»



Предварительный просмотр:

Ответы 5 класс

        1 вопрос-3 балла.

2 вопрос-4 балла.

3 вопрос- 7 баллов

4 вопрос- 6 баллов

Итого:20 баллов.

Т Е С Т

1. Загадка, небылица, считалка, сказка                  4 балла

2. Красна девица, вороной конь                              1 балл

3.  б)                                                                            1 балл

4.  б)                                                                            1 балл

5.  б)                                                                            1 балл

6.  в)                                                                            1 балл

7. Поэма  «Руслан и Людмила»                               1 балл

З А Д А Н И Я

1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря         5 баллов

2. Поэма «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане»,

    Охранять владения                                                                   4 балла

3. Разбитое корыто – старуха («Сказка о золотой рыбке» Пушкина)

«…баса, альта, две скрипки» - осел, козел и косолапый Мишка (басня Крылова «Квартет»)

Ячменное зернышко в цветочном горшке – из него родилась Дюймовочка (одноименная сказка Андерсена)

Чудесный горшочек с бубенчиками – принц (сказка «Свинопас» Андерсена)

Сарачинская белая шапка – мудрец-скопец («Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина)

                                                                                                        12 баллов

4. М.Ю. Лермонтов «Бородино» (к молодому солдату)            3 балла

5.                                                                                                     10 баллов

Максимальное количество баллов (тест и задания) – 44 балла.

Максимальное количество баллов – 64 баллов.

Время выполнения работы – 90 минут.



Предварительный просмотр:

Ответы 6 класс

1 вопрос-6 баллов.

2 вопрос-7 баллов.

3 вопрос- 7 баллов

Итого за 1 тур - 20 баллов.

Т Е С Т

1. Золотые руки, холодные отношения,

     железные нервы, теплые отношения, черный день.             5 баллов

2. в)                                                                                                 1 балл

3. Пушкин, Гоголь, Крылов, Жуковский, Куприн, Лермонтов, Пришвин, Толстой  8 баллов

4. Ямб, хорей                                                                                   2 балл.

5. в)                                                                                                    1 балл.

6. «Зимнее утро» (Пушкин), «Косарь» (Кольцов),                      5 баллов

«Чародейкою-зимою» (Тютчев), «Соловьи» (Некрасов), «Ласточки пропали» (Фет)

З А Д А Н И Я

1. «Каштанка», «Хамелеон» (Чехова), «Муму» (Тургенева),     5 баллов

«Белый пудель» (Куприна), «Щелкунчик и Мышиный король» (Гофмана) и др.

2. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»                        2 балла

3. «Буря мглою небо кроет»                                                           3 балла

«В небе крик орлиных стай»

«На мутном небе мгла носилась»   и т.д.

4. Тарханы Пензенской губернии,

имение бабушки Е.А.Арсеньевой                                                2 балла

5.      …………………                                               …………..  10 баллов.

Общее количество баллов (тест и задания) – 34 балла.

Максимальное количество баллов – 54 балла.

Время выполнения работы – 90 минут.



Предварительный просмотр:

Ответы 7 класс

1тур

1 вопрос-7 баллов.

2 вопрос-5 баллов.

3 вопрос- 8 баллов

Итого:20 баллов.

Ответы (7 класс)

ТЕСТ

  1. б – в – а                                        1 балл
  2. а)                                                   1 балл
  3. в)                                                   1 балл
  4. б)                                                   1 балл
  5. Григорий                                      1 балл
  6. Автор А.С.Пушкин, баллады     1 балл
  7. б)                                                   1 балл
  8. а) амфибрахий;                            2 балла

б) ямб.

ЗАДАНИЯ

  1. Киевский и Новгородский циклы . Новгородский.    2 балла
  2. «Выстрел»                                                                       5 баллов

«Метель»

     «Гробовщик»

     «Станционный смотритель»

     «Барышня-крестьянка»

  1. «Хаджи Мурат» - война России на Кавказе В30-40гг. 8 баллов

ХIХ века, пленение Шамиля.

«12 стульев» - 20-е годы ХХ века, эпоха советских преобразований.

«Квентин Дорвард» - Франция ХV века, распря между  Людовиком ХI и Карлом Бургундским.

«Русские женщины» - 20-е годы ХIХ века, когда жены осужденных декабристов отправились за своими мужьями в Сибирь.

      4. Маша «Дубровский» А.С.Пушкина                              3 балла

      5.                                                                                           10 баллов

Общее количество баллов (тест и задание)       37

Максимальное количество баллов – 57 баллов.

Время выполнения работы – 90 минут



Предварительный просмотр:

Ответы 8 класс

1 Тур

        1 вопрос-3 балла.

2 вопрос-6 баллов.

3 вопрос- 4 балла

          4  вопрос- 3 балла

        5  вопрос – 4 балла

Итого:20 баллов.

Т Е С Т

1.   в)                                                             1 балл

2.   а)                                                             1 балл

3.   в)                                                             1 балл

4. «Борис Годунов» - трагедия                4 балла

    «Песнь о вещем Олеге» - баллада

    «Капитанская дочка»   - повесть

    «Полтава»        - поэма

  1. б)                                                             1 балл

      6.  а)                                                              1 балл

      7.  «Свидание» (Вампилов),                     3 балла

           «Живое пламя» (Носов),

           «Юшка» (Платонов).

      8. Стихотворения М.Ю.Лермонтова      1 балл.

З А Д А Н И Я

1.прозябание – прорастание, виждь – смотри,                                               5 баллов

вертеп – пещера, персть – прах, дольний – глубокий, земной.

2. Авгиевы конюшни – запущенное состояние чего-либо                           10 баллов

 (из древнегреческой мифологии, подвиг Геракла)

     Народ безмолвствует – подавленное общественное сознание

 (из трагедии Пушкина «Борис Годунов)

     Потемкинские деревни – что-либо специально устроенное для

создания ложного впечатления (из русской истории)

     От младых ногтей – с юных лет (из памятников древнерусской

литературы)

     Ящик Пандоры – источник несчастий( из античности)

3.                                                                                                                                20 баллов

Произведение

Жанр

Автор

Послание  к Римлянам

2

2

Беовульф

3

7

Затерянный мир

8

6

Демон

9

10

Сердца трех

10

9

Хаджи Мурат

4

5

Ночевала тучка золотая

6

8

Спартак

5

4

Айвенго

7

3

Прерия

1

1

4. См. Литературоведческий словарь                                                                 4 балла

Общее количество баллов   (тест и задания)52

Максимальное количество баллов – 72 балла.

Время выполнения работы – 135 минут.



Предварительный просмотр:

Ключ к первому туру олимпиады 9 класс

1.

Понимание произведения

Максимальный балл: 15

1.1.

На уровне родо-жанровой специфики

На каждый пункт 0-3 балла:

0 баллов — не понято;

1 балл — понято частично;

2 балла — понято ;

3 балла — понято и проанализировано.

1.2.

На уровне темы, проблемы, идеи

1.3.

На уровне авторской позиции

1.4.

На уровне сюжетно-композиционной структуры художественного произведения

1.5.

На уровне отдельных образов, деталей

2.

Интерпретация произведения

Максимальный балл: 6

2.1.

Дана в контексте культурно-исторической эпохи.

На каждый пункт 0-2 балла:

0 баллов: не дана;

1 балл: дана кратко, без осмысления;

2 балла: дана подробно, осмысленно.

2.2.

Дана в контексте литературной традиции.

2.3

Дана в контексте творчества писателя.

3

Использование литературоведческих терминов

Максимальный балл: 9

3.1.

Используются ключевые термины анализа литературного произведения (композиция, образ, мотив, сюжет, контекст и т.п.).

На каждый пункт 0-3 балла:

0 баллов: не используются;

1 балл: используются без осмысления;

2 балла: используются с примерами;

3 балла: используются с примерами и комментариями.

3.2.

Используются названия тропов, стилистических фигур.

3.3.

Используются названия художественных методов, литературных школ.

4.

Композиция работы

Максимальный балл: 2

0 баллов: не выстроена;

1 балл: выстроена, но есть отдельные композиционные нарушения;

2 балла: целостна, последовательна.

5.

Привлечение текста произведения

Максимальный балл: 3

0 баллов: текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются;

1 балл: текст привлекается, но не комментируется;

2 балла: текст привлекается, но не всегда целесообразно;

3 балла: текст привлекается обоснованно.

6.

Речевое оформление

Максимальный балл: 6

6.1.

Стилевое единство работы.

На каждый пункт 0-2 балла:

0 баллов: не наблюдается / более 3-х речевых ошибок.

1 балл: частично / 2-3 речевые ошибки.

2 балла: на высоком уровне / 0-1 речевая ошибка

6.2.

Точность формулировок и словоупотребления.

6.3.

Речевая грамотность.

7.

Продуктивность мышления

Максимальный балл: 9

7.1.

Нестандартность идей.

На каждый пункт 3 балла

7.2.

Глубина ассоциативных рядов.

7.3.

Широта эрудиции.

ИТОГО:

50 баллов

2 тур

1.а) Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

   б) М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 год

    в) А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

    г) А.Т.Твардовский «Василий Теркин»

Указание автора- 0,5 балла, произведения- 0,5 балла

Итого 4 балла

2. а) А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

       б) Н.В.Гоголь «Ревизор»

       в) М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

       г) А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

За указанное произведение – 1 балл

Итого 4 балла

3.а) М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 год   б) А.С.Грибоедов  «Горе от ума»

   б) И.С.Тургенев «Ася»

    в) Н.В.Гоголь «Ревизор»

    г) А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

За указанное произведение – 1 балл

Итого 4 балла

4. За каждый названный фильм- 1 балл

5. а) А.К.Толстой- исторический роман

    б)Ж.Б.Мольер- комедия

    в)Н.М.Карамзин – историческая повесть

    г) В.Шекспир - трагедия

 Указание автора- 0,5 балла, произведения- 0,5 балла

Итого 4 балла

6.Д.С. Лихачев, В.А.Жуковский, А.Н.Майков, К.Д.Бальмонт, Н.А.Заболоцкий, Н.И.Рыленков, Андрей Чернов, И.Шкляревский

За каждого названного автора- 1 балл

7. 5 баллов

Количество баллов за второй тур – (приблизительно) – 28 баллов.

Максимальное количество баллов – 78 баллов.

Время выполнения работы – 135 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Школьный тур олимпиады по литературе 7 класс

В работе представлены вопросы и ответы  по литературе для проведения школьного тура олимпиады 7 класс...