Старинные русские меры
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Ерофеева Елена Владимировна

Интегрированный урок-ярмарка (математика и литература) в 5 классе: "Старинные русские меры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yarmarka._urok.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок-ярмарка

(математика и литература)

в 5 классе

Цели: ознакомить учеников со старинными русскими мерами; научить пользоваться этими мерами при решении задач; научить переводить старинные меры в метрическую систему единиц; познакомить с традициями старинной русской ярмарки; на уроке воссоздать атмосферу народной ярмарки; учащиеся повторят малые жанры фольклора; воспитывать уважение к истории своей Родины; развивать умение работать коллективно, уважая друг друга.

Оборудование:

  1. Таблица старинных мер.

Меры веса:

Ласт = 72 пуда = 1,2 т

Кадь = 14 пудов = 230 кг

Берковец = 10 пудов 1,64 ц

Пуд = 40 фунтов = 16 безменов

Фунт = 454 г

Безмен = 96 золотников = 409,5 г

Золотник = 4,3 г

Меры длины:

Миля = 1600 м

Верста = 500 сажень = 1,07 км

Сажень = 3 аршина = 7 футов = 2,13 м

Аршин = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 71,12 см

Дюйм = 10 линий = 2,54 см

Линия = 10 точек = 2,54 мм

Денежные единицы:

Рубль = 2 полтины

Полтина = 50 копеек

Пятиалтынный = 15 копеек

Алтын = 3 копейки

Гривенник = 10 копеек

2 деньги = 1 копейка

Грош = 0,5 копейки

Полушка = 0,25 копейки

  1. Прейскурант цен (в палатке «Самообслуживание»):

  1. В каждой палатке товар, необходимый для покупки ( по тексту задачи).
  2. Текст задачи, отпечатанный для каждого ученика.
  3. Прейскурант цен для палатки «Самообслуживание», написанный для группы ребят.
  4. Игра «Квартет» ( для группы ребят, 5 экземпляров):

а) старинные меры веса: на жёлтой бумаге в форме квадрата. На каждом квадрате отдельно слова: кадь, безмен, ласт, пуд, килограмм;

б) старинные меры длины: на голубой бумаге в форме равнобедренного треугольника. На каждом треугольнике отдельно слова: аршин, верста, миля, дюйм, метр;

в) старинные деньги: на розовой бумаге в форме разностороннего треугольника. На каждом треугольнике слова: полушка, копейка, полтина, алтын, грош;

г) метрическая система мер длины: на зелёной бумаге в форме прямоугольника. На каждом прямоугольнике слова: миллиметр, метр, дюйм, километр, сантиметр;

д) метрическая система мер веса: на белой бумаге в форме ромба. На каждом ромбе слова: фунт, тонна, килограмм, центнер, грамм.

7. Сундук старинный( или просто свитки таблиц).

Ребята в классе разбиты по группам по четыре человека. Вдоль одной из стен – палатки.

Участники урока:

       - ученики пятого класса в костюмах крестьянских детей прошлого века (цветные кофты, рубашки, у девочек - ленты);

        - ученики седьмого класса: два купца (в сапогах, жилетках, часы на цепочке);

       - три дочери первого купца (на плечах шали, на голове ленты);

       - четыре торговца (за стойками палаток, в цветных рубахах и кепках).

Содержание урока:

Учитель математики объявляет тему и цель урока. Учитель литературы рассказывает, что такое ярмарка прошлого века.

Учитель литературы: Ярмарки на Руси зародились в незапамятные времена. Ярмарка обычно гудела, шумела и представляла из себя толпу торгующих, покупающих, да и праздношатающихся. И сходилась Русь Южная с Русью Северной на торжищах, в рядах подле соборов, в которых епископам ещё в 996 г. Вменялось в обязанность «блюсти…городские и торговые всяческие мерила и спуды, и звесы, и ставила», т.е. меры длины, ёмкости, а также весы и гири.

Рынки и ярмарки русского средневековья были велики и обильны товарами. По словам немецкого путешественника, посетившего Киев в 1147 г., в нём насчитывалось 8 рынков. Стольный град имел хазарские, польские и венгерские ворота и поддерживал с этими народами регулярную торговлю. Приезжали в Киев торговать немцы, поляки, литовцы, греки, персы, итальянцы. «Сребро с торгов тех в пошлинах собирали и весили…сребра пошлинного пудового на 180 пуд». Подумать только, 180 пудов серебра с одного торга.

Чем торговали на этих ярмарках? Немцы везли рулоны сукна, серу, вино, перчатки – «руковицы перстаты готские»; итальянцы – сухофрукты, орехи, пряности. Древнерусский потребитель так же, как и его западноевропейский собрат, любил пряности и даже налоги брал перцем.

Шумит ярмарка. Вон около богатого новгородского гостя, может, у самого Садко, вертятся калики перехожие, просят подаяние. Окружённый толпой проходит табор скоморохов, гудошников, и вожаков медведей. Орудуют тати (воры), бывает и коня сведут. По закону, если украден «княж конь», то плати 3 гривны, а за «инех» - 2 гривны. Конокрадов ловят, недаром ещё в древнем Киеве существовали государственные сыщики – «погонные мужи». Не обходится и без скандалов. Рыночная стража бросается разнимать, торжище святое место.

Но особенно велик был объёмом торговли Новгород. Новгородские купцы ещё XI – XII вв. совершали плавание к острову Готланду. Шведские, готские, немецкие, ливонские, голландские гости вели обширную торговлю  в самом Новгороде и в Пскове. В XII в. отечественные купцы представляли уже значительную силу, выгодная торговля помогала им окрепнуть и организоваться в торговые объединения. Первое самое известное торговое объединение – это Иваньковское сто. Оно было подтверждено грамотой от 1130 г. Князя Всеволода Мстиславовича. Чтобы стать членом этой почётной гильдии, требовалось внести налог 50 гривен серебра, из которых 25 гривен шли в казну церкви.

Русские города уже в раннем средневековье были «велики и обильны». Города богатели на торговле, развивались ремёсла, росло население.

Н.А.Некрасов так писал о сельской ярмарке XIX в.:

Играет солнце вешнее…

Хмельно, горласто, празднично,

Пестро, красно кругом.

Штаны на парнях плисовы,

Жилетки полосатые,

Рубахи всех цветов;

На бабах платья красные,

У девок косы с лентами,

Лебёдками плывут!

Слово «ярмарка», каким бы родным ни выглядело, происходит от немецкого «ярмархт» - «ежегодная торговля». Но сейчас даже на Западе считают традицию проведения ярмарок исконно русской.

Ярмарки проходили и проходят шумно, весело, с разными играми и забавами, с уличными представлениями. И мы нашу ярмарку начнём с трещотки.

Какое лексическое значение имеет слово «трещотка»?

  1. Игрушка, а также вообще устройство, издающее треск.
  2. Народный музыкальный инструмент из нанизанных одним концом на две верёвки деревянных дощечек.
  3. (перен.) Тот, кто громко, без умолку говорит. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка.)

А вот и наши трещотки-тараторки.

Инсценировка «Тараторки».

Пять-семь девочек оживлённо общаются друг с другом во время пения и рассказывают содержание песни не только в словах, но и в жестах, мимике, выражая своё отношение к тому, о чём поют. Между двумя парами девочек во время запевов снуёт одна. Она демонстрирует любопытство, прикладывает ладошку к уху, подслушивает, о чём тараторят подружки, но те её всё время прогоняют, отталкивают. Во время припевов она возмущается тем, что её не принимают в компанию маленьких сплетниц, и грозит им пальцем, а затем упрямо старается снова подслушать, о чём они толкуют так увлечённо. В конце песни к девочкам выходят два мальчика и укоряют их за сплетни, предлагая сначала посмотреть на себя, каковы они сами.

Во время исполнения этой забавной сценки девочки пританцовывают, а к мальчикам они, угрожающе надвигаясь, подходят, но затем ещё раз отходят назад, с тем чтобы решительно прогнать их и вытеснить со сцены.

Девочки.

  1. У Федорки на задворках

     Собралися тараторки, эх,

Припев. У Федорки на задворках

              Собралися тараторки,

              Всех судили, да рядили.

  1. Всех судили, да рядили,

     До полночи говорили.

Припев. Тары-бары, растабары,

             Растабары, тары-бары,

             Говорили, говорили.

Одна.

  1. – Катя личиком красива,

Да сонлива, да ленива.

Все.

Припев. Тары-бары, растабары,

Растабары, тары-бары,

Да ленива, да ленива.

Одна. – Вера очень задаётся,

Как увидит, отвернётся!

Все.

Припев. Тары-бары, растабары,

Растабары, тары-бары,

Отвернётся, отвернётся.

Одна.

5.- А Марина всё дерётся,

И во всё она суётся.

Все.

Припев. Тары-бары, растабары,

Растабары, тары-бары,

Всё суётся, всё суётся.

Одна.

6.-У Серёжки тонки ножки,

Никому не даст ни крошки!

Все.

Припев. Тары-бары, растабары,

Растабары, тары-бары,

Ну ни крошки, ну ни крошки!

Одна (пятая или первая)

7.- А у Пети есть две двойки.

А у Трифона – три тройки.

Все.

Припев. Тары-бары, растабары,

Растабары, тары-бары,

Есть три тройки, есть три тройки.

Мальчики.

8.- Что трещите, как сороки?

Позабыли про уроки!

Все.

Припев. Тары-бары, растабары,

Растабары, тары-бары,

Про уроки, про уроки!

9. Про других вы говорите,

На себя вы посмотрите!

Все.

Припев. Тары-бары, растабары,

Растабары, тары-бары,

Посмотрите, посмотрите!

Стук в дверь. Входят купцы и три дочери первого купца.

Купцы (вместе). Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

1-й купец. Сегодня мы проводим в вашей губернии ярмарку. Приглашаем вас приобрести наш товар. Товару разного много, покупайте, не скупитесь. Покажите смекалку, сообразительность, умение считать, быстроту мышления.

2-й купец. Будет куплен весь товар, получите награду по заслугам.

Учитель. Но простите, уважаемые купцы! Как же добры молодцы и красны девицы будут покупать товар, ведь они из разных поместий, учились мало, не знают ни мер длины, ни денежных единиц.

2-й купец.  А поможет в этом вам волшебный сундук.

1-й купец. И мои дочери, которые получили хорошее домашнее образование.

Учитель. Ну что ж, ребята, откроем сундук. Что же там?

Учитель приглашает двух ребят вытащить из сундука свитки таблиц мер длины, веса, денег.

Учитель. Ребята, эти таблицы (называет их) помогут нам переводить старинные единицы мер в метрическую систему мер.

Купцы помогают учителю разместить плакаты на доске и раздать таблички по группам.

Выступают дочери купцов.

Старшая дочь рассказывает о старинных мерах веса, поясняя таблицу.

Средняя дочь рассказывает о старинных мерах длины, поясняя таблицу.

Младшая дочь рассказывает о старинных деньгах, поясняя таблицу.

Учитель. Итак, вы ознакомились с таблицами мер веса, длины и денег. Давайте посмотрим, а сможем ли мы правильно вычислить, ведь все меры даны в десятичных дробях, а умножать десятичные дроби мы, ещё не умеем (пример с тканью).

Дети (отвечают). Нет.

Учитель. Что же мы должны сделать, чтобы участвовать в ярмарке?

Дети. Округлить данные значения всех мер до целых.

Учитель. Молодцы! Округляем.( Приводит пример округления цифр до целых). 

1-й торговец (палатка «Овощи-фрукты»).

Добры молодцы, красны девицы,

Вы на ярмарку пришли,

Много денег принесли.

Вы нам деньги принесли,

А мы товару припасли.

Покупая наш товар, знай:

Там задача ждёт тебя. Да!

    Учитель. Ребята, покупая товар, вы должны перевести старинные деньги в копейки,                                      

  пользуясь таблицей. Откройте тетрадь, запишите число. Решать можно    

  индивидуально и группой. За правильное решение задачи получите жетон.

   2-й торговец (палатка «Самообслуживание»). Продаётся зоосад: 2 цыплёнка, 5 гусят.

Дети решают. Товар продан.

    1-й торговец. В нашем краю, словно в раю: рябину, грибы корзиной бери… Кладу на    

   весы 2 фунта еды. Покупай грибы! За фунт плати полтину.

    3-й торговец (палатка «Ткани-одежда»). Продаётся модный жилет. Модный жилет с  

   поношенным пиджаком стоит полтора рубля с пятиалтынным. Пиджак стоит рубль с  

   пятиалтынным. Сколько стоит жилет? 

    4-й торговец (палатка «Рыба-мясо»). Продаётся чебак на золотой цепочке. 1 фунт чебака  

   стоит 4 гривенника, за цепочку золотую заплатить надо 5 рублей с пятиалтынным.  

   Сколько стоит весь товар?

    2-й торговец. Продаются в лесопарке два мышонка, два крота. Налетай, покупай!

    1-й торговец. Капуста не пуста, сама летит в уста. Ты приготовил деньги на покупку

   кочана в 3 кг? 1 кг капусты стоит полтину.

    1-й торговец. На прилавке остался лишь кочан весом 5 кг, да и цена 1 кг выше на  

   алтын  с 4 грошами. Придётся тебе покупать этот кочан!

   3-й торговец. Папаха боярская с сапогами изношенными. Вместе стоят без четырёх  

грошей 6 рублей с полтиной. Покупай! Могу обмен устроить: за папаху давай 15  

лаптей, а за сапоги – 3.

4-й торговец. Продаётся курица 3 фунта весом, несущая яички не простые, а золотые.

Сом в 2 фунта, не простой – учёный. 1 фунт сома стоит рубль с двумя гривенниками. 1 фунт курицы стоит рубль с полтиной без двух грошей.

2-й продавец. В клетке этой два ежа, мышки две и два ужа.

1-й торговец. В бочонке 32 фунта огурцов. Полбочонка продаю по 4 гривенника с двумя грошами за фунт, а другую половину – по полтине за фунт.

3-й торговец. Продаю хвост лисий. Отдам за две полтины с пятиалтынным или за два хвоста куницы с полушкой. Покупай лисий хвост!

4-й торговец. Продаётся налим с максой. 1 фунт налима стоит полтину с четырьмя алтынами, а макса- 2 рубля без гривенника. Налим весит 10 фунтов, а макса – 2 фунта.

2-й торговец. В клетке 8 гусят. Заплати мне за пол-столько 6 полтин и 10 гривенников и забирай гусят.

1-й торговец. Дневной рацион для поросёнка: картофель – 10 фунтов, свекла – 2 фунта. Закупай овощей на три дня, если два фунта картофеля стоят гривенник, а фунт свеклы – алтын.

Все торговцы. Товар продан, товар продан! Ярмарка закрывается.

2-й купец. Да, умны вы, красны девицы и добры молодцы. Думаю, что ваш учитель вознаградит вас сполна, по заслугам.

Учитель выставляет оценки, комментируя их.

Учитель. Итак, ребята, где вы побывали?

Дети. На ярмарке.

Учитель. Каковы особенности русской ярмарки?

Дети отвечают.

Учитель. Как вы думаете, удобна ли была старинная система мер?

Дети отвечают.

Учитель литературы. Какая же ярмарка без шутки, веселья и песен.

«Делу время, потехе - час».

Ученики пятого класса вспоминают малые жанры фольклора: считалки, загадки. Выбывший по считалке загадывает загадку, остальные ученики должны отгадать.

Учитель математики. Итак, ребята, вы ознакомились со старинной системой мер. А сейчас я выясню, хорошо ли вы её узнали. Поиграем в игру «Квартет».

На каждую группу ребят раздаётся одна группа карточек.

Учитель математики. Вам, ребята, необходимо узнать и назвать данную систему мер, а также назвать лишнюю единицу, не входящую в данную систему.

Выполнившим первыми задание – оценка «5», вторым – «4».

Учитель математики. Когда был осуществлён переход от старинных систем мер к современной метрической системе мер?

Дети отвечают.

В конце урока все учащиеся поют народную песню «Барыня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

старинные русские меры длины

Предмет: математикаТема: Отрезок. Длина отрезка.Урок: «Старинные русские меры длины»Основная цель проекта: развитие кругозора  познавательной деятельности у учащихся.Обучающий аспект проекта:Форм...

Старинные русские меры длины, веса, объёма

Старинные русские меры длины, веса, объёма....

Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.

Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....

«Старинные русские меры».

Проект по теме «Старинные русские меры»....

СТАРИННЫЕ РУССКИЕ МЕРЫ ДЛИНЫ 20.12.13

работа содержит определение старинных мер длины, их современное применение, проведенный эксперимент...

Презентация для интегрированного урока по математике и литературе на тему "Старинные русские меры в математике и литературе"

Данная презентация предназначена для интегрированного урока по математике и литературе для учащихся 6 класса. Этот материал может быть использован учителями, работающими в гуманитарных классах....

"Старинные русские меры". Интегрированный урок по математике, русскому языку и литературе. Авторы: Дороженко Ж.Ю., Прищепова И.А.

Урок посвящен таким забытым старинным мерам, как пядь, вершок, аршин, локоть, сажень. Направлен на обогащение  знаний по  темам русского языка, литературы и математики, развитие интереса к...