Духовные искания в повести И. Шмелёва "Человек из ресторана"
учебно-методический материал по литературе (11 класс) по теме

БАБИНЕЦКАЯ НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА

Материал к уроку литературы в 11 классе по творчеству И. Шмелёва.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovnye_iskaniya_v_povesti_i.shmelyova.docx443.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2        г. КРАСНЫЙ КУТ

Духовные искания в повести И.Шмелёва «Человек из ресторана»

 

                  Материал к уроку литературы в 11 классе

                             по творчеству И.Шмелева

                                                                        Учитель русского языка и литературы

                                                    Бабинецкая НадеждаАлексеевна

И. ШМЕЛЕВ - яркий представитель неореализма

в русской литературе XX века.

Круг проблем, изучаемых в гуманитарном классе, значительно расширился. В частности, мы познакомились с таким важным явлением русской литературы XX века, как неореализм. К его крупнейшим представителям относится И. ШМЕЛЁВ.

             Среди замечательных русских писателей первой половины XX века особое место принадлежит И. ШМЕЛЁВУ. Он начал публиковаться в период - в 1900- 1910 годы. Оставаясь сторонником правдивого воссоздания жизни этот писатель обогащал свой творческий метод достижениями символизма, импрессионизма, экспрессионизма и примитивизма, то есть, в сущности создал новый реализм.

Этот термин возник в 1900-е годы в статьях А. БЕЛОГО, Ф. СОЛОГУБА и других. Наиболее точно определила особенности нового реализма критик Е.А. КОЛТАНОВСКАЯ - по её мнению, это «творческая комбинация» «натуралистической школы» и модернизма.

     _        Основной у неореалистов была тема национальной самобытности РОССИИ, раскрывавшаяся по- разному, в том числе и на религиозно - философском материале, столь важном для литературы той эпохи.  В своей повести «Человек из ресторана» Шмелёв решает, но по - своему, вечную в мировой литературе проблему добра и зла. Продолжает тему «маленьких людей», показывая их строгую мораль, которая не позволяет нарушать им библейские заповеди ни при каких жизненных обстоятельствах.

            В романе творчески обработана евангельская притча о блудном сыне. Тема отца и сына для ШМЕЛЁВА была интимной. Сам он самозабвенно Любил сына Сергея и тяжело переживал его гибель. В 1920 году Сергей Шмелёв, офицер   Добровольческой армии, не пожелавший покинуть родину, был взят из лазарета и расстрелян Бела Куном в Феодосии. Автор в повести показывает, насколько трудна дорога даже искренне верующего человека к Богу. Главный герой, страдающий из-за распада самого дорого в его жизни - семьи, выражает свой протест Творцу. Он обретает истинную веру «через муку и скорбь после чудесного спасения» его сына-революционера Колюшки. Символично, что это совершилось в Рождественские праздники. Итог нравственно-духовных исканий Скороходова раскрывается в «глубоком слове», сказанном причастным к спасению Колюшки Старичком-торговцем: «Без Господа не проживёшь».                                                                                 ШМЕЛЁВ устами своих героев говорит о самом сокровенном. Вот отчего повесть « Человек из ресторана» актуальна в наши дни.

Среди замечательных русских писателей первый половины хх века особое место принадлежит Шмелеву. Годы его жизни 1873 - 1950.

Иван Сергеевич Шмелев в своем творчестве был сторонником правдивого воссоздания жизни, он также, в сущности, был одним из создателей нового реализма. В 1900 — 1910-е годы Иван Сергеевич направленностью своего творчества был близок писателям- радикалам. В лучших своих произведениях этих лет - «Распад», «Патока», «Гражданин Уклейкин», и, наконец, в повести «Человек из ресторана» - Шмелев продолжает развивать характерную для русской литературы XIX в. тему «маленького человека», блудного сына, а также важное для древнерусского искусства слова изображение жизненного пути праведника. «Человек из ресторана» - самое значительное произведение Ивана Сергеевича дореволюционной поры. Оно было напечатано в издательстве «Знание» в 1911 году. В появлении этой «тузовой» вещи, да и в самой судьбе писателя важную и благотворную роль сыграл М. Горький. Именно ему Шмелев во многом обязан завершением работы над повестью «Человек из ресторана», которая выдвинула его в первые ряды русской литературы. В письме М.Горькому от 22 декабря 1910 года Иван Сергеевич поделился с ними замыслом этой повести» Хотелось выявить слугу человеческого, который по своей специфической деятельности как бы в фокусе представляет всю массу слуг на разных путях жизни. » В таком замысле «Человек из ресторана» обнаруживается сердцевина писательской индивидуальности Шмелева, выходца из торгово - промысловой среды, у которого уже в детстве формировалась «любовь и уважение» к сотням « простых людей  с  мозолистыми руками». Этим в частности, Шмелев близок М. Горькому.          

  Повесть «Человек из ресторана» имела большой успех, о чем можно судить по отзыву К. Чуковского, писавшего, что И. Шмелев, автор «по-старинному прекрасной, волнующей повести, сумел так страстно, так взволнованно и напряженно полюбить тех бедных людей, а которых говорит повесть, - что любовь заменила ему вдохновение».

В самом деле, в «Человеке из ресторана» острый анализ социальных и моральных проблем, предпринятый героем-рассказчиком, доверенным лицом автора, сопровождается волнующими переживаниями «маленького человека» ресторане Якова Скороходова. Скороходов и др. персонажи шмелевской повести свободно ориентируются в таких жизненных реалиях начала XX в, как оборот капиталов, вкладывание денег в ценные бумаги, развитие промышленности. В повести отдельными штрихами   изображены   главные события   российской истории 1900-х годов, пропущенные    через сознание главного героя: разразившийся  в России голод,  русско - японская  война. Более заинтересованно повествует Яков Софронович о революционных событиях 1905 года, что в них участвуют живущие у Скороходова революционер и его сын. И все же впечатления рассказчика от революции - впечатления человека, к ней не причастного. Вместе с тем в отличие от «маленьких людей» русской литературы XIX в. Яков Софронович активно не приемлет несправедливость и развращенность, лицемерие, равнодушие к народу представителей социальных верхов и интеллигенции. Яков Софронович - тихий бунтарь, думающий о себе. « Да за мои мысли меня бы, может, уж в каторжные работы   давно угнали!» Образ человека из ресторана, Скороходова, в силу своей   профессии имеющего возможность наблюдать за представителями привилегированных слоев общества в тех ситуациях,   когда   эти   люди   наиболее   естественны в проявлении своих чувств, приобретает повести важную сюжетно-Композиционную функцию. Он объединяет множество сюжетных Линий, нередко  соотносящихся  друг  с  другом  по принципу контраста. Так, история волокитства одного из «гостей» ресторана богача - промышленника Карасева за красавицей Гуттлет резко отличается  от  истории неравного    союза    между Наташей Скороходовой  с управляющим  из магазина,  где  она служит. История Карасева и Гуттлет рисует поединок хищников, в котором побеждает более умный и расчетливый. Гуттлет по мере развития сюжета  становится  дорогой  игрушкой для Карасева,  но такая жизнь   учит   ее   быть   дальновидной.   Она,   пригрозив своему «возлюбленному», что   уйдет   к   другом,   более состоятельному кавалеру, рассчитывает женить богача - промышленника на себе. Развязка   второй   истории   еще   раз   подтвердила неразвитость господина, потребовавшего, чтобы Наташа отдала их ребенка в воспитательный дом. Резкий контраст этому господину составляет Скороходову, он был очень рад своей крохотной внучке! Скороходов    в    воем    повествовании    обличает завсегдатаев увеселительных   заведений.   Им   лакей   выносит   суровый, но справедливый приговор: «...как иной раз мерзит и мерзит. И образованный тоже...И никто не скажет...И ничего! Хамы, хамы и холуи! Вот кто холуи и хамы!» Скороходов болезненно относится к равнодушию интеллигенции чиновников к простому народу. Герой, видящий все это, обнаруживает присущую Шмелеву социальную зоркость. Мозаика житейских впечатлений Скороходова складывается в повести в общую картину жизни, на которой помимо бездушных господ нарисованы контрастные им социально - психологические типы: революционер, юноша и девушка из мещанской среды, разрывающие связи с нею и ищущие свою независимую дорогу в жизни. Но центральной фигурой на шмелевском «полотне» является лакей из ресторана. Скороходов более мудр, нравственен, стоек, чем господа, которым он служит, которых он наблюдает. Хотя Скороходов и служит в месте, где люди предаются самым низменным порокам, он остается, целомудрен и чист. С особой симпатией в «Человеке из ресторана» показано братство «маленьких людей»: это семья Якова Скороходова, верного супруга и хорошего, денно и нощно заботящегося о детях отца. Шмелев явно симпатизирует своему герою за его благородство, Яков Софронович вернул хозяевам потерянные ими деньги, хотя сам в них очень нуждался. Герой Шмелева переживает здесь жестокую внутреннюю борьбу: « И остановился я у фонаря. Не знаю, как быть. ... Да что же это? Значит, всю жизнь насмарку? ... Сам Господь, думаю, теперь на меня смотрит. И ждет он, как я распоряжусь... Может, нарочно и послал бумажки, чтобы знать, как распоряжусь...» Шмелев в этой сцене предельно заострил проблему добра и зла, схватка между этими вечными врагами идет в душе героя. Яков Софронович преодолевает искушение, соблюдая закон « не укради», отказывается от денег, от мечты купить домик. Он знает, что эти деньги, которые он вернул, господа потратят на удовлетворение своих эгоистических замыслов. Но в этом весь характер героя, он противостоит аморальным господам и выше их. Особое место в образе лакая Якова занимает его огромная любовь к детям. Николаю он советует, наставляет его: «...Бери пример с Иисуса Христа...» А сын по своей неопытности противоречит отцу, но когда он попадает в беду, то только отец, преданный и любящий, поддерживает его. Судьба Николая трагична, он будет приговорен к казни, но  хотя поздно, он раскаивается в своей холодности к отцу.

Наташа тоже, подобно брату, будет пытаться оторваться от семьи, стать «независимой». Но жизнь показывает ей, что такая независимость - угроза стать одиноко, поэтому она находит опору в отце, когда попадает беду.

Главное в шмелевском официанте - сердечность, человечность, глубокое религиозное чувство. Скороходов искренне верит: «Господь все видит и всему положит суд свой». Эта вера - нравственный стержень героя. Она дает ему силы противостоять жизненным невзгодам. Так социально - бытовая повесть обнаруживает свой глубинный - религиозно - философский пласт. При этом Шмелев показывает, сколь трудна дорога даже искренне верующего человека к Богу. Скороходов переживает распад семьи. Он обретает истинную веру «через муки и скорбь» после чудесного спасения его сына - революционера Колюшки. Это чудо связано с Рождественскими праздниками. Итог нравственно - духовных исканий Скороходова раскрывается в «глубоком слове» старичка -торговца:

«Без Господа не проживешь».                                      А я ему говорю:

  • Да и без добрых людей трудно.
  • Добрые - то люди имеют внутри себя силу от Господа!

И вот когда осветилось все для меня. Сила от Господа….  Ах, как бы легко было жить, если бы все понимали это и хранили в себе».                       Писатель устами своих героев говорит здесь о самом сокровенном, непреходящем. Вот отчего повесть Шмелева актуальна и в наши дни.

Список литературы:

Шмелев И.С. Собр. соч. 5т - М: Русская книга, 1999 - 2001.    

 Михайлов 0.Н. Иван Шмелев. Избранное - М., 1989.                

  Михайлов  О.Н. Из статьи "И.С. Шмелёв" - М., 2002.          

 Ильин И.И. Из статьи ''Творчество Шмелева" - М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления. Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя.

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления.Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя....

Статья. "Духовные искания литературных героев 19 века".

Как говорил ещё В. О. Ключевский: «Высшая задача таланта своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни». В этой работе рассмотрено духовное пробуждение нескольких литературных героев 19 век...

Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Толстого "Война и мир".

Презентация к уроку литературы в 10 классе по роману толстого "Война и мир"....