ТЕМА УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ НА СТРАНИЦАХ ПОВЕСТИ В.П. АСТАФЬЕВА «КРАЖА».
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Шевлюкова Ольга Николаевна

Тип урока: урок-беседа.

 

Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что человек должен отвечать за свои слова и поступки; помочь понять, какие уроке нравственности получили герои повести и что из них вынесли во взрослую жизнь.

 

Задача:

1) образовательные:

ü  Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.п. Астафьева;

ü Продолжить обучение анализу художественного текста, научить выделять главное;

2) развивающие:

ü  Развивать мышление учащихся, учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

3) воспитательные:

ü Воспитывать в детях отзывчивость, доброту, внимание к людям, любовь к родным и близким.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ НА СТРАНИЦАХ ПОВЕСТИ В.П. АСТАФЬЕВА «КРАЖА».

                        9 класс

                                           Шевлюкова О.Н.,

                                     учитель русского языка и литературы

                                      кандидат педагогических наук,

                                                МОУСОШ№13,г. Ноябрьск., Тюменская область.

Тип урока: урок-беседа.

 

Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что человек должен отвечать за свои слова и поступки; помочь понять, какие уроке нравственности получили герои повести и что из них вынесли во взрослую жизнь.

Задача:

1) образовательные:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.п. Астафьева;
  • Продолжить обучение анализу художественного текста, научить выделять главное;

2) развивающие:

  • Развивать мышление учащихся, учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

3) воспитательные:

  • Воспитывать в детях отзывчивость, доброту, внимание к людям, любовь к родным и близким.

Оформление:

1. Эпиграф к уроку:

                     Если мир расколется - трещина, прежде всего,

                     Пройдет по судьбам детей.  

В.П. Астафьев

2.Астафьев В. П. Кража; Последний поклон.- М.: Просвещение, 1990.

3. Портрет В.П. Астафьева.

4.Видеозапись встречи Н.С. Михалкова с В.П. Астафьевым.

5. Иллюстрации к повести «Кража».

6.Л. Бетховен « Лунная соната».

        Ход урока

1.Вступительное слово учителя

« Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Все прямее, все уже, все морочней обрез земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение…

    Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнетет усталости, пробудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества. И воскреси,- слышишь?- воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него…

 …Беру в свою большую ладонь руку мальчика и мучительно долго всматриваюсь в него, стриженого, конопатого,- неужто он был мною, а я им?!..»

     Урок я начала словами русского писателя В. П. Астафьева из « Оды русскому огороду». Именно о нем и об одной из его книг мы будем говорить сегодня на уроке.

2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя (обзорно)

- Вы знакомы с творчеством В.П. Астафьева по его детским рассказам. Вспомните и назовите их. («Васюткино озеро»,  « Конь с розовой гривой», «Монах в новых штанах», «Фотография, на которой меня нет».)

  Все эти рассказы автобиографичны в своей основе. Герои рассказов о детстве разные люди. Это и дядя Левонтий с теткой Васеней, и озорные Левонтьевские ребятишки, и, конечно, бабушка Катерина Петровна, мудрая, чуткая, самая родная.

   -Что же мы знаем об Астафьеве? (Сообщение ученика.)

3.Просмотр видеозаписи встречи Н.С. Михалкова и В.П. Астафьева в селе Овсянка

   -Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни несколько лет назад. Но остались его книги, фотографии, записи, знакомясь с которыми мы можем узнать о его жизни и творчестве, его мыслях и чувствах. Сейчас мы посмотрим отрывок из встречи Н.С. Михалкова с писателем в его родной Овсянке. У нас есть возможность увидеть Астафьева таким, каким был он в жизни. ( Просмотр записи.)

    - Таких людей, как В. П.Астафьев, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по- новому видеть мир, жесткая требовательность, прежде всего к самому себе и сентиментальность – лишь некоторые черты его неординарной личности. И убедиться в этом нам помогут его книги, об одной из которых мы будем сегодня говорить.

4. Работа по теме урока. Беседа по повести

 Повесть «Кража» появилась впервые на страницах журнала « Сибирские огни»(№8-9) в 1966 году. В общей сложности Астафьев работал над ней 4 года(1961-1965).

   Далекий порт Игарка далекое начало неуютных, голодных 30-х годов. Трое ребят подозрительного облика, озираясь по сторонам, пробираются по заснеженному двору, чтобы потом забраться на крышу сарая, открыть окно и под покровом густой северной ночи пробраться в помещение. Все подручные средства.

   Но вот страхи и опасения позади. Ребята благополучно возвращаются в свою ночлежку, стараясь ничем не вызвать еще не угасшего волнения,- ведь только так можно назвать это случайное прибежище беспризорных мальчишек, объединенных общей городской судьбою. Усевшись в круг, они предвкушают сладостные минуты: сейчас они станут читать долго- долго. Сегодня они забрались в местную библиотеку.

   Ребята заворожено смотрят на губы своего товарища, с которых слетают слова. А теперь и слов нет, есть волшебная музыка, погружающая ребят в мир, полный красоты и таинственности. И этот мир, чужой и далекий, становиться вдруг твоим собственным. И ты уже там.

  А поутру следы, протопанные от сарая до ночлежки, привели сюда участкового. Враз обрываются разгоряченные необузданной фантазией сны. Совсем короткий маршрут, и вот тебя уже окружают казенные стены детского дома. Здесь совсем другой мир, во всем  тебе незнакомый, но не таинственный.

  Это об Астафьеве. Но как похожи яти беспризорные мальчишки на тех, о ком рассказывает В.П.Астафьев в повести «Кража»!

  -Кто герои повести? (Воспитанники и воспитатели краесветского детского дома.)

  -Как называется город, в котором происходит действие повести? (Краесветск.)

  -О чем говорит такое название? (Находится на Крайнем Севере.)

  -Кто жители города? ( Половина города- ссыльные заключенные и раскулаченные переселенцы, другая половина - жители вольные, приехавшие по своему желанию обживать Север, « оттаивать мерзлоту своим дыханием».)

  -С какого события начинается повесть? (Смерть Гошки Воробьева.)

  -Как восприняли эту смерть в детдоме? (Чтение отрывка.)

  -А дальше В.П. Астафьев пишет: «…детдом, где умер мальчик, где ходят злые и заплаканные маленькие люди».

   -Кто же они такие, эти маленькие люди, какой злой рок привел их сюда, в стены Краесветского детского дома? (Рассказы  о судьбах детей: Гошка Воробьев, Паралитик, Попик, Малышок, Борька Клин- Голова, Толя Мазов.)

   -Сейчас мы говорим о судьбах воспитанников Краесветского детского дома. А сколько таких сирот было тогда разбросанно по стране?! На память приходят строки стихотворения Муссы Джалиля, написанного в октябре 1925 года, которое так и называется «Сироты». (Учитель читает отрывок из стихотворения.)

   -30-е годы ХХ столетия, годы трудные и страшные.… Это время сталинских репрессий,

массового раскулачивания крестьян. Именно в этом кроется еще одна причина сиротства.

   - Знакомы ли вам слова репрессии, раскулачивание? ( Слова записаны на доске.) Прочитаем лексическое значение слов в словаре С. Ожегова.

    Раскулачивание- лишение средств производства, права пользоваться землей и политических прав.

    Репрессия - карательная мера, исходящая от государственных органов.

    «Перепутало, разбросало людей по свету бурное время», - пишет Астафьев.

Мир раскололся. «Если мир расколется - трещина, прежде всего, пройдет по судьбам детей»,- считает писатель. ( Это эпиграф к уроку.)

     Как никто другой понимает это директор детского дома Валериан Иванович Репнин.

     -Как вы думаете, почему именно он? (Рассказ о судьбе Репнина.)

     -Повесть называется «Кража». Почему?

     -Когда и где произошла кража?

     -Почему в доме появились Аркашка и Наташка? Что изменилось с их появлением?

     -Почему Толя Мазов чувствует угрызения совести?

     -Какое он принял решение, чтобы помочь малышам?

     -Опасное ли дело он затеял и почему?

     -Как ребята добывали деньги?

     -Толя Мазов ожидал чуда. Но произошло ли оно? Вспомните тот момент, когда за Аркашкой и Наташкой пришла мать. (Чтение эпизода.)

     -Что изменила кража в жизни многих детдомовцев?

     -Толя Мазов не дружил с Гошкой Воробьевым. Но в финале повести ноги сами приведут Толю к Гошкиной могиле. Как вы думаете, почему?

     -Какие же уроки нравственности получили воспитанники детского дома? Читая повесть, мы увидели, как родилась личность, вырос гражданин. Мы не знаем, что будет с Толей Мазовым дальше. Ведь впереди еще страшная война. Дойдет ли он до Берлина или погибнет в первом же бою, защищая Москву?

Но одно мы можем сказать точно: не отступит он перед трудностями, не спасует. И,  глядя на Мазова, Валериан  Иванович говорит: «С уверенностью могу сказать: пойдет прямо, напролом, вилять и дешевить не станет!»

     -Как заканчивается повесть В.П.Астафьева? (Северным сиянием.)

     -Почему? (Очищение, надежда на лучшее)

   Звучит отрывок с описанием северного сияния, который ученица читает наизусть под звуки « Лунной сонаты» Л. Бетховен.

   Заканчивается урок, и я хотела бы ваш еще раз напомнить слова Валериана Ивановича, сказанные им на Гошкиной могиле: «Ребята, когда вы станете взрослыми и у вас будут дети - любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот!..»

5.Итоги урока.

- Какие выводы вы сделали, прочитав повесть В.П. Астафьева? Чему она вас научила? О чем заставила задуматься?

6.Домашнее задание

Сочинение-миниатюра на тему: «Мои мысли и чувства после прочтения повести В.П. Астафьева «Кража».

                           

                                                       Литература

1.Астафьев В.П. Кража. Последний поклон. (Любое издание.)

2.Ланщиков А.П. Виктор Астафьев.- М.:Просвещение, 1992.

3.Муса Джалиль. Пылай, моя песня! Стихи и поэмы.- М.: Советская  Россия, 1989. – С. 346-351.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1989.

5. 15 встреч в Останкине / Сост. Т. Земскова. – М.: Политиздат, 1989. – С. 7-26.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 9 классе по повести К.Д. Воробьева "Убиты под Москвой"

Урок внеклассного чтения в 9 классе по теме: "Ах, зачем война бывает, ах, зачем нас убивают?"(по повести К.Д. Воробьева "Убиты под Москвой")...

Урок внеклассного чтения «История о нас» по повести М Мартиросовой «Фотографии на память» (11 класс)

Открытый урок о  малоизвестной повестью современности М.Мартиросовой «Фотографии на память»....

Урок внеклассного чтения в 5 классе по повести Гоголя "Сорочинская ярмарка".

Материалы представляют собой детальную разработку урока внеклассного чтения....

Технологическая карта урока внеклассного чтения в 5 классе по повести Гоголя "Сорочинская ярмарка".

Материалы представляют собой детальную разработку технологической карты урока внеклассного чтения. Разработка основана на технологии активной читательской деятельности....

«И только правда ко двору» (урок внеклассного чтения в 11 классе по повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» )

Урок задуман и запланирован как традиционный урок с включением беседы, дискуссии, мультимедиапрезентаций, но при подготовке урока использованы элементы проектного обучения, которые направлены на разви...

Тема. Добру человек у человека учится. Урок внеклассного чтения в 9 классе по повести И. Евсеенко «Вторая учительница». (после изучения рассказов В.М.Шукшина «Крепкий мужик», «Мастер»)

Разработка урока литературы в 9 классе  Учитель.  Давайте, ребята, подумаем, о чём эта повесть: об учителе, о школе, о религии, о человеческих отношениях? Ученик. По-моему. Эта пов...

Разработка урока «Любить, мечтать и верить…» (урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности).

Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности...