Лингвокультурологический комментарий Сказка П.П.Ершова «Конек-горбунок»
учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме

Шершнёва Екатерина Игоревна
Лингвокультурологический комментарий
Сказка П.П.Ершова «Конек-горбунок»
 
Затекстовая информация: Автор сказки "Конек-горбунок" Петр Павлович Ершов родился в Сибири в 1815 году. В детстве он слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал. 
Ершов очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал своих врагов - царя, бояр, купцов, попов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро. 
Ершов учился в Петербургском университете, когда он впервые прочитал замечательные сказки Пушкина. Они тогда только что появились. 
      И он тут же задумал написать своего "Конька-горбунка" - веселую сказку о смелом Иванушке - крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке-горбунке. Многое взял Ершов для "Конька-горбунка" из старинных народных сказок. 
Сказка была напечатана в 1834 году. А. С. Пушкин прочитал и с большой похвалой отозвался о "Коньке-горбунке".
Окончив университет, Ершов вернулся из Петербурга в Сибирь, на свою родину, и там прожил всю жизнь. Много лет он был учителем гимназии города Тобольска. Ершов горячо любил свой суровый край, изучал его и хорошо знал. 
      Кроме "Конька-горбунка", он написал еще несколько произведений, но они сейчас уже забыты. А "Конек-горбунок", появившись больше ста лет назад, по-прежнему остается одной из любимых сказок нашего народа. 
Тема анализируемого произведения: «Конёк-горбунок» — произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привёл его в более стройный вид и местами дополнил. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение.
Первое издание “Конька-Горбунка” не появилось на свет в полном своем написании, часть произведения была вырезана цензурой, но после выхода второго издания произведение выпускалось уже без цензуры.
После выхода четвертого издания Ершов написал:”Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству, счастливого ему пути.” ”Конёк-Горбунок”издавался не только на родине ,но и за рубежом.
 
Словарь к тексту: Ажно, балаган, балясы, басурманин, бочки с фряжским, буерак, водяной, вдругоредь, весь двор, в приказ даю, глазей, городничий, гость, давеж, дирочка, дира, дрягнул плясовую, Еруслан, естное, жар-птица, живот, жомы, загребь, зельно, зориться, зазориться, красно платье, кто-петь, курево, лик, лубки, льзя, малахай, мешкотно, настигу, не клепли, некорыстный наш живот, неможет, немские страны, оброк, опала, острог, очью, пенять, переимать, переться, пластью, плес, полонить, постучали ендовой, ендова, почивальня, опочивальня, принужусь, притча, прозумент (позумент), прошал, пулю слить, ражий, решеточный, рогожа, рядиться, сгинуть, седмица, исправник, сиречь, соглядать, спальник, срочное число, станичники, стрельцы, стремянной, суседка, сусек, сыта, талан, таловый, узрел, учинился, фата, челядь, чернокнижник, шабалки, ширинка, школить
 Система символов, связанных с поверьями и обрядами:
Петр Павлович Ершов, еще будучи гимназистом увлекался фольклором. "Среди стариков он внимательно прислушивался к рассказам о поверьях, обычаях, жизни русского народа". В 1834 году сказка Ершова предстала на суд взыскательной публики и до сих пор является образцом литературной обработки народной сказки. В чем же ее особенность? На мой взгляд в отношении писателя к форме повествования: здесь ощущается влюбленный в свое дело русский сказочник, а не просто писатель, интерпретирующий сказку. Стремясь сохранить литературную и народную сказку Ершов воссоздает в своем произведении манеру фольклорного жанра. Он часта обращается к читателю:
Но теперь мы их оставим,
Снова сказкой позабавим
Православных христиан,
Что наделал наш Иван,…
“Эх, послушай, люд честной!
Жили-были муж с женой,
Муж то примется за шутки,
А жена за прибаутки,…….”
А так же начинается рассказ о каких- либо событиях с частицы ”ну”:
Ну-с, так вот! Раз Данило
(В праздник, помниться, то было),
Натянувшись зельно пьян,
Затащился в балаган….
Ну-с, так едет наш Иван
За кольцом на океян.
Горбунок летит, как ветер,…
И как народный рассказчик прерывает изложение, поясняя что-то либо непонятное слушателю:
Тут, уклав его в ларец,
Закричал(от нетерпенья),
Подтвердив своё веленье
Быстрым взмахам кулака:
«Гей ! позвать мне дурака!»…..
В сказке Ершова используется много присказков, прибауток, пословиц ,поговорок:
Та-ра-ра-ли, та-ра-ра!
Вышли кони со двора;
Вот крестьяне их поймали
Да покрепче привязали.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу;……
Это присказка ведется,
Сказка после начнётся….
Как у наших у ворот
Муха песенку поёт:
«Что дадите мне за вестку?
Бьёт свекровь свою невестку:
Посадила на шесток,………»
Большую роль в сказке играет эпиграфы. Которые раскрывают сюжетную линию читателю. ”Начинает сказка сказываться”.Первый эпиграф- это своеобразная прелюдия к дальнейшем сказочным событиям. Автор говорит, интригует читателя. «Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается». Вторым эпиграфом автор говорит читателю, что главному герою еще много предстоит преодолеть. Он как бы предопределяет трудности, которые придется преодолеть герою. Как раз перед этим эпиграфом П.П.Ершов перечисляет все что произойдет с главным героем:
…Как в суседке он попал,
Как перо своё проспал,
Как хитро поймал Жар-птицу,
Как похитил Царь-девицу,
Как он ездил за кольцом,
Как был на небо послом,
Как он солнцевам селенье
Киту выпросил прощенье;
Как, к числу других затей,
Спас он тридцать кораблей;
Как в котлах он не сварился,
Как красавцем учинился;
Словом : наша речь о том,
Как он сделался царём.
«Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал.» Этим эпиграфом нам П.П. Ершов говорит о том что главный герой как и народной сказке, будет победителем. О победе добра над злом. Так же через отношения Ивана к братьям и к Царю мы можем судить о них. П.П.Ершов изображает их с иронией, с юмором, но если Ивана он изображает с добрым юмором, то братьев Ивана и Царя с придворными он изображает с сарказмом:
Ночь ненастная настала,
На него боязнь напала,
И со страхов наш мужик
Закопался под сенник. …
( о Даниле)
Дрожь на малого напала,
Зубы начали плясать;
Он ударился бежать-
И всю ночь ходил дозором
У соседки под забором.
( о Гавриле)
А вот как П.П.Ершов изображает братьев когда они пришли смотреть коней:
Спотыкнувшися три раза,
Починивши оба глаза,
Потирая здесь и там,
Входят братья к двум коням.
Братья не просто входят как Иван:
Вот он поля достигает,
Руки в боки подпирает
И с прискачкой , словно пан,
Бокам входит в балаган.
Братья падают, спотыкаются. П.П.Ершов изображает их жадными, подлыми, трусливыми и для сравнения ставит Ивана, который не врет, а сочиняет, он честный.
«Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее:
Он у вас коней не крал»…
С такой же иронией П.П.Ершов изображает Царя и придворных:
И посыльные дворяна
Побежали по Ивана,
Но, столкнувшись все в углу,
Растянулись на полу.
Царь тем много любовался
И до колотья смеялся.
А дворяна , усмотря,
Что смешно то для царя,
Меж собой перемигнулись
И вдругоредь растянулись.
Царь тем так доволен был, …
Очень хорошо проявляется отношение к Царю и его придворным когда П.П.Ершов описывает порядки и взаимоотношения в морском царстве которое является зеркальным отражением мира земного. Им даже для исполнения указа требуется много «рыб». Иван у П.П.Ершова не уважает Царя, так как Царь капризен, труслив и сумасброден, он напоминает избалованного ребенка, а не мудрого взрослого человека.
Ивана хотя и называют дураком, но он с самого начала сказки занят делом, он единственный не спит в дозоре и ловит вора. Он чистит , моет и ухаживает за лошадьми. Он не гонится за деньгами, славой или властью. Ему доставляет радость обычные житейские дела.
Царь же напротив изображён смешным и не приятным над ним смеётся не только Иван, но и Месяц Месяцович , вот как Месяц ответил узнав что Царь хочет жениться на Царь-девице:
Вишь, что старый хрен затеял:
Хочет жать там, где не сеял!...
Ершов использует фольклорные мотивы в своей сказке , она собрана из нескольких сказках здесь есть и друг главного героя. Конек помогает Ивану во всём и не бросает его в беде. Как и в русских народных сказках главный герои переживает воплощение и становится мужем прекрасной Царевны и сам становиться Царем. Главные «злодеи» повержены и наказаны.
Кроме того, "Конек-горбунок" состоит из ряда сказочных сюжетов, которые появляются в народных сказках. Например:
·         Отец поручает трем сыновьям оберегать свое добро, а выполняет это младший сын (в народной сказке это вариация конфликта главного героя с социальными силами - предательство старших братьев или тема несправедливого раздела имущества).
·         Чудесный конь помогает положительному герою.
·         Перо чудесной птицы приносит горе и т.п.
Все эти мотивы встречаются в сказках "Сивка-бурка", "Свинка - золотая щетинка", "Жар-птица и Василиса-царевна".
Ершов в сказке удивительно точно передает мифическое мироощущение народа. Уже с первых строк мы видим не невежественный русский народ, с ограниченным кругозором, а ум способный мыслить возвышенно, величественно. Ершов не просто говорит, что в такой-то семье живет такой-то мужик, а выносит повествование за рамки обыденности на какой-то вселенский простор:
За горами, за лесами,
За широкими полями,
Против неба - на земле,
Жил старик в одном селе.
Село - это частичка вселенной, но автор показывает и более реальную жизнь крестьянского народа:
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
 
В сказке по народному показаны и праздничные стороны крестьянского труда:
Чистить коней начинает,
Умывает, убирает,
Гривы длинные плетет,
Разны песенки поет...

А убрав их в оба чана
Нацедить сыты медвяной
И насыпал дополна
Белоярого пшена
Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью и даже волшебные, сказочные образы обладают земной красотой, земными чертами.
Например, Жар-птица - это ветер, облако, молния плюс жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей. С ней связан и образ зарницы (когда над хлебным полем вспыхивают огоньки). Царь-девица живет в сказочном золотом дворце, этот мотив тоже взят из народного фольклора, точнее периода языческих поверий о дворце бога - Ярилы.
Подъезжают; у ворот
Из столбов хрустальный свод;
Все столбы те завитые
Хитро в змейки золотые,
На верхушках три звезды,
Вокруг терема сады,
На серебряных там ветках
В раззолоченных во клетках
Птицы райские живут.
 
Ершовский Иванушка - типичный персонаж русского фольклора. Он дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава. Среди других героев Иванушка-дурачок, самый свободолюбивый человек. Он простодушен, но правдив. В общении с царем он свободен и смел:
Чудно дело! Так и быть,
Стану царь тебе служить.
Только чур со мной не драться
И давай мне высыпаться,
А не то я был таков.
Образ Конька-Горбунка, можно сказать "двойник" Иванушки-дурачка. Иванушка-дурачок под своей глупость прячет качества, которые свойственны русскому богатырю, Конек-Горбунок - "паршивенький" жеребенок, который также таит все признаки могучего коня. Конек-Горбунок не только чудесный помощник (как в народной сказке), а еще и верный друг и товарищ.
Ершов сохраняет традиционные повторы в сказке (братья идут сторожить хлеба), совмещает народные и литературные традиции того времени.
Ершов уловил и воплотил в своей "волшебной сказке" самую суть народной культуры, которая связана с ранними языческими и с более поздними христианскими представлениями.
Лингвистическая характеристика слов и выражений:
      Ажно -- разве. 
      Балаган -- здесь: шалаш, сарай. 
      Балясы -- пустые разговоры, болтовня. 
      Басурманин -- иноземец, человек иной веры. 
      Бочки с фряжским -- бочки с заморским вином. 
      Буерак -- небольшой овраг. 
 Водяно́й (водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик) (чеш. vodník, сербо-лужицк. wodby muž, wodnykus, словен. povodnj, vodni mož и др.) — в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду(по некоторым источникам до пояса), зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью.
Кроме того, выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове), или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелеными усами.
С левой полы водяного постоянно капает вода (это можно сравнить с особым значением левой стороны у лешего). Из воды выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом около водяных мельниц. Любит ночевать под мельничным колесом, где струя воды вымывает глубокие омуты.
Водяной тоже требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека. Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома в народе называют «чёртова лошадь».
Водяные утаскивали людей себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьет из ручья или колодца, требует у захваченного царя или купца сына в залог, и т. п. В славянских поверьях о водяном и морском царе можно видеть отражение на более низком уровне мифологической системы представлений, некогда относившихся к особому богу моря и вод

      Вдругоредь - в другой раз, снова. 
      Весь двор - все приближенные царя, придворные. 
      Вина - здесь: причина, 
      В приказ даю - отдаю под надзор. 
      Глазей - человек, подсматривающий за кем-нибудь. 
      Городничий - начальник города в старину. 
      Гость - старинное название купца, торговца. 
      Давеж - давка. 
      Дирочка, дира - так произносилось да и теперь иногда произносится в некоторых местностях слово "дыра". 
      Дрягнул плясовую - пустился в пляс, заплясал. 
      Еруслан - один из героев русских народных сказок, могучий богатырь. 
      Естное - съестное. 
Жар-птица — сказочная птицаперсонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-Птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом (у Огнивака перья рыжезлатые), крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. По размерам она достигает павлина. Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней
Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга.
Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу сосредневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Прототипом Жар-птицы является павлин. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.
Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение.
Со временем такое перо превращается в золотое. Для ловли Жар-птицы используют золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.

      Живот - здесь: имущество, добро. 
      Жомы - тиски, пресс. 
      Загребь - горсть. 
      3ельно - сильно, весьма. 
      Зориться, зазориться - светать, рассветать. К водяному сесть в приказ - потонуть, пойти ко дну. 
      Красно платье - нарядное, красивое платье. 
      Кто-петь - здесь: кто же. 
      Курево - здесь: огонь, костер. 
      Лик - лицо. 
      Лубки - здесь: ярко раскрашенные картинки. 
      Льзя - можно. 
      Малахай - здесь: длинная широкая одежда без пояса. 
      Мешкотно - медленно. 
      Настигу - настигну, догоню. 
      Не клепли - не обвиняй напрасно, не клевещи. 
      Некорыстный наш живот - бедную нашу жизнь. Живот - жизнь. 
      Неможет - болеет; немочь - болеть. 
      Немские страны - иноземные страны. 
      Оброк - деньги или продукты, которые при крепостном праве крестьяне должны были отдавать своему помещику. 
      Опала - немилость царя, наказание. 
      Острог - тюрьма. 
      Очью - очами, глазами. 
      Пенять - укорять, упрекать. 
      Переимать - переловить. 
      Переться - спорить, отпираться. 
      Пластью - пластом. 
      Плес - рыбий хвост. 
      Полонить - взять в плен. 
      Постучали ендовой - выпили. Ендова - сосуд для вина. 
      Почивальня, опочивальня - спальня. 
      Принужусь - понадоблюсь. 
      Притча - здесь: непонятное дело, странный случай. 
      Прозумент (позумент) - золотая или серебряная тесьма, которую нашивали на одежду для украшения. 
      Прошал - просил. 
      Пулю слить - налгать, пустить ложный слух. 
      Ражий - здоровый, видный, сильный. 
 Рогожа - грубый плетеный из мочала материал для упаковки.
      Решеточный - пожарный. 
      Рядиться - торговаться, препираться, договариваться. 
      Сгинуть - погибнуть.
      Седмица - неделя. 
      Исправник - начальник сельской полиции в дореволюционной России. Сиречь - то есть, именно. 
      Соглядать - подсмотреть. 
      Спальник - царский слуга. 
      Срочное число - срок. 
      Станичники - здесь: разбойники. 
      Стрельцы - старинное войско. 
      Стремянной - слуга, ухаживавший за верховой лошадью господина. 
      Суседка - домовой (сибирское название). 
      Сусек - отгороженное место для хранения овса или другого зерна. 
      Сыта - вода, подслащенная медом. 
      Талан - счастье, удача. 
      Таловый - ивовый. 
      Узрел - увидел; узреть - увидеть. 
      Учинился - сделался. 
      Фата - женское покрывало из легкой ткани. 
      Челядь  слуги. 

      Чернокнижник – колдун - в мифологических представлениях славян человек, наделённый сверхъестественными способностями влиять на жизнь людей и явления природы. Считалось, что колдуны наводят порчу на людей и скот, сеют раздоры между людьми, насылают непогоду, мор, губят урожай и т.п. По преданиям, колдуны были большей частью люди старые, безродные и холостые. Днём они спали, а ночью выходили в одном и том же овчинном полушубке, подпоясанном кушаком. Сверхъестественными способностями колдунов наделяет нечистая сила, с которой они подписывают договор кровью. Колдун - лицо, способное творить добро и зло с помощью магических действий и средств, влиять на атмосферные явления, урожай, здоровье людей, брак, плодовитость скота и др. (ср. Ведьма). Чтобы стать Колдуном, нужно отречься oт Бога и заключить договор с нечистой силой ночью на перекрестке или в бане, отречься от родителей, стоя на иконе, положенной на перекрестке вниз ликом; залезть ночью на придорожный крест и сесть на него задом. Колдун мог получить «знание» по наследству от умирающего Колдуна или ведьмы, которые перед смертью передают свою власть над подчиненной им нечистой силой другому лицу, чаще всего родственнику. Восточные славяне и сербы считали, что способность к колдовству приобретается от рождения. Колдунами становятся те, кто родился под определенной планетой или, как считают сербы, — в рубашке, а по русским верованиям, — люди, проклятые матерью во чреве. Сербы полагали, что человек будет уметь колдовать, если при его крещении священник уронит из рук какую-либо вещь. Колдун действует зачастую по вдохновению: разрешает себе выдумку своих приемов и средств, лишь бы они казались внушительными и даже устрашали. Он выжидает и ищет случаев показать себя в возможно импонирующей обстановке. хотя бы и с растрепанными волосами и со всклоченной бородой. На свадьбы и за праздничные столы он является незваным и старается придти неожиданно, словно из-под земли вырасти и т.п. По русским и украинским поверьям, если девушка вне брака родит дочь и это повторится у трех поколений, то родившийся в четвертом поколении мальчик будет уметь колдовать; украинцы полагали, что Колдуном станет ребенок, который родился с зубами, причем родители в течение семи лет будут это скрывать от окружающих. Часто способность к колдовству приписывают инородцам. Колдун может насылать болезни и вызывать смерть людей, прибегая к порче (см. Сглаз). Колдун может насылать на людей бесов; превращать людей в животных на время или на всю жизнь (см. Волколак); мучить и душить спящих людей (ср. Мора). Колдун может испортить свадьбу, остановив свадебный поезд, наслав на молодую бесплодие, лишив молодого мужской силы, обернув свадьбу волками, поссорив жениха и невесту. Колдун умеет вызывать любовь между женщиной и мужчиной или ненависть между мужем и женой. Колдун портит скот и отнимает у коров молоко. Для этого он подкладывает порчу в хлев или закапывает ее в навоз, выдаивает молоко, воткнув колышек в стену, и т.д. На Русском Севере, украинских Карпатах и у западных славян способность к колдовству приписывается пастуху. Восточные славяне считают, что Колдун может губить посевы, отнимать урожай с чужих полей, вредить их хозяевам, в результате чего хозяин поля лишается большей части своего урожая. По украинским верованиям, Колдун портит леса, сады, пчел, а по русским — может испортить охотника, рыболова так, что у них не будет удачи в их деле. Колдун может повелевать всеми животными и насекомыми, особенно змеями. У южных и западных славян Колдун имеет власть над атмосферными явлениями: он насылает и отгоняет градовые тучи, ливни, вызывает солнечные и лунные затмения, ветры и вихри, засуху. Колдун может творить и добро: лечить людей и животных, переводить порчу или болезни с людей на животных; ворожить, гадать, предсказывать будущее, находить пропажи. Болгары делали зажин по четырём углам поля, в противном случае первой зажнет хлеб «полевая хозяйка» либо ведьмы и колдуны, «переманивающие» урожай с чужого поля в свои амбары. Бросив ветку осины перед путником, колдун сбивал его с дороги. В Брестской области при тяжелой смерти колдуна обязательно держали открытой печную трубу, а то и разбирали потолок и крышу. В древности колдуны назывались облакопрогонники, обладавшие особенной чародейной силою и умеющие воздействовать на погоду, изменять направление ветров, усмирять вихри. Ростом колдуны-облакопрогонники достигали небес, так что им ничего не стоило коснуться белоснежных облачных глыб, разогнать их и выпустить на свободу пресветлое солнце. Однако при надобности те же чародеи-колдуны-облакопрогонники гнали полчища дождевых и снеговых туч на поля, поливая их; иной раз благодаря их стараниям реки выходили из берегов, сутками бушевали ураганы... До наших времен дошли одни лишь отрывочные и восторженные слухи о баснословных колдунах - облакопрогонниках! см. Хмарник, Хала. В Огненного Змея могут превращаться колдуны. В Польше рожденных в «Рубашке» (околоплодный пузырь) детей считают колдунами и вампирами. Верят также, что родившийся в «сорочке» может сглазить человека, скот. Южные славяне обращают внимание на цвет «рубашечки»: белая предвещает успешную, счастливую жизнь; красная, голубая, зеленая означает, что ребенок может стать убийцей, колдуном или вештицей, морой, ветровняком и пр. В русской сказке колдун говорит, что расправиться после смерти с ним можно лишь сожжением; из тела его поползут разные гады, которых также надо бросать в костер, иначе с ними уйдет от смерти сам колдун. В фольклоре, поверьях и обрядах осина выступает действенным средством в борьбе с нечистой силой, ведьмами, колдунами и хтоническими существами. На огне из осиновых дров сжигали после смерти колдунов, чтобы они не вредили людям, а также утопленников, похороненных на общем кладбище, что вызывало сильную засуху (ср. в проклятиях: «Чтоб ты сгорел на осиновом дереве»). В южнорусских губерниях, «провожая жениха с невестою в храм для венчания, ... молодых перепоясывают по брюху сеточкою, снятою с рыбачьих вентерей: к перепоясанным так колдун никогда не прикоснется». Василиск делается оборотнем или соединяется со злым человеком, с колдуном. Волхвами (волхитами, волшебниками и т.п.) в русской фольклорной традиции именовали знахарей, иногда — колдунов и колдуний. Демонстрировали Кукиш при встрече с колдуном, чтобы парализовать его силу. Если колдун продолжал ходить после смерти, русские забивали кол из осины ему в спину напротив Сердца. Железными зубами обладает в русских поверьях колдун, встающий по ночам из могилы. Зеркалица не любит нечистой силы и нипочем не желает принимать ее облик, оттого домовые, кикиморы, вострухи, намные и прочие нечистики, а также привидения в зеркале не отражаются. Если это все-таки происходит, значит, Зеркалица порчена злым колдуном, попала в его полную власть и сделалась враждебна людям. Говорят, что Колдун, мстящий ребенку, угощает его сладостями, которые оказываются на деле осиновыми листьями, и тому подобное. Рассказывают, что Колдунам, самоубийцам, опасным покойникам, чтобы предотвратить их «хождение», кладут в Гроб освященные травы, освященный на Пасху хлеб, ладан; мак, чтобы самоубийца его собирал; терновник; кресты из осины и т.д. Ходят слухи, что Колдуны и знахари подбрасывают во Двор вредоносные предметы. Иван Купало — еще и празднество водяных, леших, ведьм, русалок, колдунов. Люди, совмещающие в себе свойства реального человека и нечистой силы (колдуны, планетники и др.), по поверьям, имеют две Души или у них нет христианской Души, они продают ее дьяволу, заменяют на “нечистый дух”. На Пороге символически уничтожали колдунов, ведьм и другую опасность. У мораван женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в Порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола ее тело. На Русском Севере пастуха считают колдуном, имеющим связь с лешим и другими потусторонними силами. На Украине Железо клали в гроб колдуну, чтобы он не вредил после смерти, закапывали под порог хлева, чтобы оградить скотину от ведьм. На Украине и в Белоруссии верят, что в облике Зайца появляются ведьмы и колдуны. На Украине, западе Белоруссии и юге России смешиваются образы Вампира и колдуна. Накануне Иванова или Духова дня в качестве оберега от ведьм, колдунов и другой нечистой силы раскладывали Крапиву на окнах, на порогах, вешали Крапиву на дверях домов. По мнению ведьм и колдунов, следует отыскать черную кошку, на которой ни единого волоса не было бы другого цвета, и, убив ее и ободрав, сварить в котле. Затем выбрать все кости и, положив перед собой, сесть перед зеркалом. Каждую кость надобно класть себе на голову и при этом смотреться в зеркало. Когда при какой-то кости себя в зеркале не увидишь — она и есть кость - невидимка. С нею можно куда угодно ходить, делать что угодно — и никому об том ведомо не будет. По рассказам украинцев, колдун, желая превратить кого-либо в волка, набрасывает на него с заклинаниями звериную шкуру. По русским поверьям, чтобы лишить колдуна силы, следовало поднести нож к его Сердцу. По свидетельству сказок, колдунам — выходцам из могил — вколачивают в сердце осиновый кол, бьют их наотмашь осиновым поленом и сжигают их трупы на осиновом костре... По севернорусским представлениям, посевы рядом с Пережином обычно бывают не вытоптаны, колосья не помяты, следов на земле не видно, поэтому говорили, что колдуны делают Пережин, «вися в воздухе вниз головой» и выстригая колосья ножницами: «Нечистая сила держит колдуна за ноги, и он срезает колосья». Жители Калужской обл. рассказывали, что колдунья привязывает к левой ноге крохотный серп и идет с ним через поле, сжиная стебли ржи. Полагали, что колдун и ведьма с утратой Зубов теряли силу и способность наводить порчу на людей. Полесские колдуны отгоняли от села градоносную тучу, делая Посохом кресты в воздухе. Колдуны превращает участников свадьбы в волков. Колдун сам может превращаться в Волколака, чтобы причинять зло людям. При выгоне скота колдуны и колдуньи закапывали на перекрёстке, где проходит стадо, «манту» (соль с кусочком пасхи) со словами: «Беру сметану, оставляю молоко...». При погребении колдуна его выносили из избы не ногами, а головой вперед и у первой реки переворачивали тело в гробу навзничь (Вологодский край). Придя в церковь в новой одежде, видели колдунов, стоящих спиной к алтарю. Рождение ребенка с двумя Зубами осмыслялось как признак его демонической природы: он мог стать колдуном, ведьмой, вампиром, двоедушником, а после смерти ходячим покойником. Русские охотники окуривали травами ружья, чтобы колдуны не навели на них порчу. Сильному колдуну довольно взглянуть своим недобрым косым взглядом, чтобы заставить чахнуть. Колдуну послабее нужен заклятый порошок, чтобы бросить его на намеченную жертву по ветру: дело сделано, если хоть одна порошинка попадет на человека или скотину. Вынутый след, то есть щепотка или горсточка земли из-под ног обреченного, в мешочке подвешивается в чело печи, а в трубе замазывают глиной волосы его; начнет земля и глина сохнуть— сухота обуяет и того человека. Через наговоренную сильным колдуном вещь достаточно перешагнуть, на зачурованное место стоит сесть, чтобы захворать. Иной колдун только лишь слегка ударит по плечу, ан смотришь— человек испорчен. Итак, порча иногда приходит от сглазу, или что одно и то же, от призору. Согласно быличкам счётом еловых хвоинок занимаются по поручению колдунов заброшенные к ним проклятые дети, а также черти, требующие себе работы у колдунов. Спасительное действие оказывает осина и против колдунов, упырей и ведьм. Заостренный осиновый кол получил в глазах народа значение Перуновой палицы. Чтобы мертвец, в котором подозревают злого колдуна, упыря или ведьму, не мог выходить из могилы, крестьяне вбивают ему в спину осиновый кол. Считается, что легко умирают праведники, а тяжелой смертью наказываются грешники, колдуны, которые не могут умереть, пока не передадут свое знание. Только у колдуна имеется в распоряжении Дух – обогатитель. У восточных и южных славян Ногти использовались ведьмами и колдунами для наведения порчи наряду с волосами, костями, яичной скорлупой и т.п. В народной демонологии длинные Ногти считаются характерным признаком нечистой силы — чертей, водяного, лешего, колдуна, волколака, а также демонов болезней — чумы, оспы и др. У восточных славян колдуны и ведьмы оставляют залом, завитка, закрутка — пучок скрученных, сломанных или связанных узлом колосьев, в житном или овсяном (реже - в конопляном или льняном) поле. Это вид вредоносной магии по отношению к хозяину нивы. Считалось, что с помощью Залома можно отобрать урожай, погубить скот, навлечь болезнь или даже смерть. У колдуна помощником – Дикая баба. У колдунов были помощники курдуши. После благополучного окончания обрядов посвящения в колдуны, к человеку, продавшему душу Сатане, на всю жизнь приставляются для услуг мелкие бойкие чертенята — курдуши, невидимые ни для кого более. На курдушах ведьмы и колдуны с сверхъестественной скоростью летают на свои шабаши на Лысую гору. И щепотку следа со следа, и волосы с головы жертвы принесут колдуну — все прихоти его исполняют маленькие нечистики! Но ошибается тот, кто считает это большим благом: курдуши беспрерывно требуют от ведьм и колдунов нового и нового заделья, исполняя всякую работу с невообразимой быстротой. И горе тому хозяину, который не сможет их занять! Часто Вихрь сопровождает смерть ведьмы или колдуна. Через Зыть-Реку не может перейти нечистая сила: по кашубским поверьям, если кони, на которых везут гроб, встанут на дыбы перед рекой между двумя селами то в гробу лежит колдун, упырь; чтобы ехать дальше, надо взять земли из вырытой могилы и перебросить ее через гроб и коней. Колдуны и чародеи дорожат тирличем, как сокровищем. Вампирами становятся развратники, убийцы, скупцы, пьяницы и другие грешные люди, колдуны, знахари и т.д. Волколаками могут стать колдуны и ведьмы. Восточные славяне и поляки верят, что колдун может превратить человека в Волколака на большой или малый срок, но не навсегда, обычно на семь лет, но если колдун умрет, человек останется Волколаком на всю жизнь. В других случаях полагают, что колдун не может умереть, пока не освободит человека от этого заклятья. Люди, персонажи нечистой силы, занимающиеся колдовством. Обладают способностью к оборотничеству. Колдун способен был превратить молодоженов или всю свадьбу в волколаков. Овчары держали Козу на выгоне для овец, полагая, что Коза не дает колдунам приблизиться к отаре (польские Бескиды). Отсутствие Бороды характерно для представителей потустороннего мира и колдунов. Часто отмечается бесплодность, бездетность колдунов, внешним выражением которой является отсутствие вторичных половых признаков, в том числе Бороды и бровей. По верованиям восточных и западных славян, вихрь или буря поднимается в момент смерти колдуна, ведьмы или в момент смерти самоубийцы. Считается, что у чертей, колдунов, шуликунов и др. голова украшена рожками либо деформирована — вытянута кверху и заострена или очень велика, лысая или, наоборот, взлохмаченная.
 Шабалки - шабаш, конец. 
      Ширинка - широкое, во всю ширину ткани, полотенце. 
      Школить -учить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvokulturologicheskiy_kommentariy.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвокультурологический комментарий

Сказка П.П.Ершова «Конек-горбунок»

Затекстовая информация: Автор сказки "Конек-горбунок" Петр Павлович Ершов родился в Сибири в 1815 году. В детстве он слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал. 

Ершов очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал своих врагов - царя, бояр, купцов, попов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро. 

Ершов учился в Петербургском университете, когда он впервые прочитал замечательные сказки Пушкина. Они тогда только что появились. 
      И он тут же задумал написать своего "Конька-горбунка" - веселую сказку о смелом Иванушке - крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке-горбунке. Многое взял Ершов для "Конька-горбунка" из старинных народных сказок. 

Сказка была напечатана в 1834 году. А. С. Пушкин прочитал и с большой похвалой отозвался о "Коньке-горбунке".

Окончив университет, Ершов вернулся из Петербурга в Сибирь, на свою родину, и там прожил всю жизнь. Много лет он был учителем гимназии города Тобольска. Ершов горячо любил свой суровый край, изучал его и хорошо знал. 
      Кроме "Конька-горбунка", он написал еще несколько произведений, но они сейчас уже забыты. А "Конек-горбунок", появившись больше ста лет назад, по-прежнему остается одной из любимых сказок нашего народа. 

Тема анализируемого произведения: «Конёк-горбунок» — произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привёл его в более стройный вид и местами дополнил. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение.

Первое издание “Конька-Горбунка” не появилось на свет в полном своем написании, часть произведения была вырезана цензурой, но после выхода второго издания произведение выпускалось уже без цензуры.

После выхода четвертого издания Ершов написал:”Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству, счастливого ему пути.” ”Конёк-Горбунок”издавался не только на родине ,но и за рубежом.

Словарь к тексту: Ажно, балаган, балясы, басурманин, бочки с фряжским, буерак, водяной, вдругоредь, весь двор, в приказ даю, глазей, городничий, гость, давеж, дирочка, дира, дрягнул плясовую, Еруслан, естное, жар-птица, живот, жомы, загребь, зельно, зориться, зазориться, красно платье, кто-петь, курево, лик, лубки, льзя, малахай, мешкотно, настигу, не клепли, некорыстный наш живот, неможет, немские страны, оброк, опала, острог, очью, пенять, переимать, переться, пластью, плес, полонить, постучали ендовой, ендова, почивальня, опочивальня, принужусь, притча, прозумент (позумент), прошал, пулю слить, ражий, решеточный, рогожа, рядиться, сгинуть, седмица, исправник, сиречь, соглядать, спальник, срочное число, станичники, стрельцы, стремянной, суседка, сусек, сыта, талан, таловый, узрел, учинился, фата, челядь, чернокнижник, шабалки, ширинка, школить

 Система символов, связанных с поверьями и обрядами:

Петр Павлович Ершов, еще будучи гимназистом увлекался фольклором. "Среди стариков он внимательно прислушивался к рассказам о поверьях, обычаях, жизни русского народа". В 1834 году сказка Ершова предстала на суд взыскательной публики и до сих пор является образцом литературной обработки народной сказки. В чем же ее особенность? На мой взгляд в отношении писателя к форме повествования: здесь ощущается влюбленный в свое дело русский сказочник, а не просто писатель, интерпретирующий сказку. Стремясь сохранить литературную и народную сказку Ершов воссоздает в своем произведении манеру фольклорного жанра. Он часта обращается к читателю:

Но теперь мы их оставим,

Снова сказкой позабавим

Православных христиан,

Что наделал наш Иван,…

“Эх, послушай, люд честной!

Жили-были муж с женой,

Муж то примется за шутки,

А жена за прибаутки,…….”

А так же начинается рассказ о каких- либо событиях с частицы ”ну”:

Ну-с, так вот! Раз Данило

(В праздник, помниться, то было),

Натянувшись зельно пьян,

Затащился в балаган….

Ну-с, так едет наш Иван

За кольцом на океян.

Горбунок летит, как ветер,…

И как народный рассказчик прерывает изложение, поясняя что-то либо непонятное слушателю:

Тут, уклав его в ларец,

Закричал(от нетерпенья),

Подтвердив своё веленье

Быстрым взмахам кулака:

«Гей ! позвать мне дурака!»…..

В сказке Ершова используется много присказков, прибауток, пословиц ,поговорок:

Та-ра-ра-ли, та-ра-ра!

Вышли кони со двора;

Вот крестьяне их поймали

Да покрепче привязали.

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу;……

Это присказка ведется,

Сказка после начнётся….

Как у наших у ворот

Муха песенку поёт:

«Что дадите мне за вестку?

Бьёт свекровь свою невестку:

Посадила на шесток,………»

Большую роль в сказке играет эпиграфы. Которые раскрывают сюжетную линию читателю. ”Начинает сказка сказываться”.Первый эпиграф- это своеобразная прелюдия к дальнейшем сказочным событиям. Автор говорит, интригует читателя. «Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается». Вторым эпиграфом автор говорит читателю, что главному герою еще много предстоит преодолеть. Он как бы предопределяет трудности, которые придется преодолеть герою. Как раз перед этим эпиграфом П.П.Ершов перечисляет все что произойдет с главным героем:

…Как в суседке он попал,

Как перо своё проспал,

Как хитро поймал Жар-птицу,

Как похитил Царь-девицу,

Как он ездил за кольцом,

Как был на небо послом,

Как он солнцевам селенье

Киту выпросил прощенье;

Как, к числу других затей,

Спас он тридцать кораблей;

Как в котлах он не сварился,

Как красавцем учинился;

Словом : наша речь о том,

Как он сделался царём.

«Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал.» Этим эпиграфом нам П.П. Ершов говорит о том что главный герой как и народной сказке, будет победителем. О победе добра над злом. Так же через отношения Ивана к братьям и к Царю мы можем судить о них. П.П.Ершов изображает их с иронией, с юмором, но если Ивана он изображает с добрым юмором, то братьев Ивана и Царя с придворными он изображает с сарказмом:

Ночь ненастная настала,

На него боязнь напала,

И со страхов наш мужик

Закопался под сенник. …

( о Даниле)

Дрожь на малого напала,

Зубы начали плясать;

Он ударился бежать-

И всю ночь ходил дозором

У соседки под забором.

( о Гавриле)

А вот как П.П.Ершов изображает братьев когда они пришли смотреть коней:

Спотыкнувшися три раза,

Починивши оба глаза,

Потирая здесь и там,

Входят братья к двум коням.

Братья не просто входят как Иван:

Вот он поля достигает,

Руки в боки подпирает

И с прискачкой , словно пан,

Бокам входит в балаган.

Братья падают, спотыкаются. П.П.Ершов изображает их жадными, подлыми, трусливыми и для сравнения ставит Ивана, который не врет, а сочиняет, он честный.

«Стыдно, братья, воровать!

Хоть Ивана вы умнее,

Да Иван-то вас честнее:

Он у вас коней не крал»…

С такой же иронией П.П.Ершов изображает Царя и придворных:

И посыльные дворяна

Побежали по Ивана,

Но, столкнувшись все в углу,

Растянулись на полу.

Царь тем много любовался

И до колотья смеялся.

А дворяна , усмотря,

Что смешно то для царя,

Меж собой перемигнулись

И вдругоредь растянулись.

Царь тем так доволен был, …

Очень хорошо проявляется отношение к Царю и его придворным когда П.П.Ершов описывает порядки и взаимоотношения в морском царстве которое является зеркальным отражением мира земного. Им даже для исполнения указа требуется много «рыб». Иван у П.П.Ершова не уважает Царя, так как Царь капризен, труслив и сумасброден, он напоминает избалованного ребенка, а не мудрого взрослого человека.

Ивана хотя и называют дураком, но он с самого начала сказки занят делом, он единственный не спит в дозоре и ловит вора. Он чистит , моет и ухаживает за лошадьми. Он не гонится за деньгами, славой или властью. Ему доставляет радость обычные житейские дела.

Царь же напротив изображён смешным и не приятным над ним смеётся не только Иван, но и Месяц Месяцович , вот как Месяц ответил узнав что Царь хочет жениться на Царь-девице:

Вишь, что старый хрен затеял:

Хочет жать там, где не сеял!...

Ершов использует фольклорные мотивы в своей сказке , она собрана из нескольких сказках здесь есть и друг главного героя. Конек помогает Ивану во всём и не бросает его в беде. Как и в русских народных сказках главный герои переживает воплощение и становится мужем прекрасной Царевны и сам становиться Царем. Главные «злодеи» повержены и наказаны.

Кроме того, "Конек-горбунок" состоит из ряда сказочных сюжетов, которые появляются в народных сказках. Например:

  • Отец поручает трем сыновьям оберегать свое добро, а выполняет это младший сын (в народной сказке это вариация конфликта главного героя с социальными силами - предательство старших братьев или тема несправедливого раздела имущества).
  • Чудесный конь помогает положительному герою.
  • Перо чудесной птицы приносит горе и т.п.

Все эти мотивы встречаются в сказках "Сивка-бурка", "Свинка - золотая щетинка", "Жар-птица и Василиса-царевна".

Ершов в сказке удивительно точно передает мифическое мироощущение народа. Уже с первых строк мы видим не невежественный русский народ, с ограниченным кругозором, а ум способный мыслить возвышенно, величественно. Ершов не просто говорит, что в такой-то семье живет такой-то мужик, а выносит повествование за рамки обыденности на какой-то вселенский простор:

За горами, за лесами,
За широкими полями,
Против неба - на земле,
Жил старик в одном селе.

Село - это частичка вселенной, но автор показывает и более реальную жизнь крестьянского народа:

Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.

 

В сказке по народному показаны и праздничные стороны крестьянского труда:

Чистить коней начинает,
Умывает, убирает,
Гривы длинные плетет,
Разны песенки поет...

А убрав их в оба чана
Нацедить сыты медвяной
И насыпал дополна
Белоярого пшена

Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью и даже волшебные, сказочные образы обладают земной красотой, земными чертами.
Например, Жар-птица - это ветер, облако, молния плюс жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей. С ней связан и образ зарницы (когда над хлебным полем вспыхивают огоньки). Царь-девица живет в сказочном золотом дворце, этот мотив тоже взят из народного фольклора, точнее периода языческих поверий о дворце бога - Ярилы.

Подъезжают; у ворот
Из столбов хрустальный свод;
Все столбы те завитые
Хитро в змейки золотые,
На верхушках три звезды,
Вокруг терема сады,
На серебряных там ветках
В раззолоченных во клетках
Птицы райские живут.

Ершовский Иванушка - типичный персонаж русского фольклора. Он дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава. Среди других героев Иванушка-дурачок, самый свободолюбивый человек. Он простодушен, но правдив. В общении с царем он свободен и смел:

Чудно дело! Так и быть,
Стану царь тебе служить.
Только чур со мной не драться
И давай мне высыпаться,
А не то я был таков.

Образ Конька-Горбунка, можно сказать "двойник" Иванушки-дурачка. Иванушка-дурачок под своей глупость прячет качества, которые свойственны русскому богатырю, Конек-Горбунок - "паршивенький" жеребенок, который также таит все признаки могучего коня. Конек-Горбунок не только чудесный помощник (как в народной сказке), а еще и верный друг и товарищ.

Ершов сохраняет традиционные повторы в сказке (братья идут сторожить хлеба), совмещает народные и литературные традиции того времени.
Ершов уловил и воплотил в своей "волшебной сказке" самую суть народной культуры, которая связана с ранними языческими и с более поздними христианскими представлениями.

Лингвистическая характеристика слов и выражений:

      Ажно -- разве. 
      Балаган -- здесь: шалаш, сарай. 
      Балясы -- пустые разговоры, болтовня. 
      Басурманин -- иноземец, человек иной веры. 
      Бочки с фряжским -- бочки с заморским вином. 
      Буерак -- небольшой овраг. 

 Водяно́й (водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик) (чеш. vodník, сербо-лужицк. wodby muž, wodnykus, словен. povodnj, vodni mož и др.) — в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду(по некоторым источникам до пояса), зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью.

Кроме того, выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове), или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелеными усами.

С левой полы водяного постоянно капает вода (это можно сравнить с особым значением левой стороны у лешего). Из воды выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом около водяных мельниц. Любит ночевать под мельничным колесом, где струя воды вымывает глубокие омуты.

Водяной тоже требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека. Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома в народе называют «чёртова лошадь».

Водяные утаскивали людей себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьет из ручья или колодца, требует у захваченного царя или купца сына в залог, и т. п. В славянских поверьях о водяном и морском царе можно видеть отражение на более низком уровне мифологической системы представлений, некогда относившихся к особому богу моря и вод


      Вдругоредь - в другой раз, снова. 
      Весь двор - все приближенные царя, придворные. 
      Вина - здесь: причина, 
      В приказ даю - отдаю под надзор. 
      Глазей - человек, подсматривающий за кем-нибудь. 
      Городничий - начальник города в старину. 
      Гость - старинное название купца, торговца. 
      Давеж - давка. 
      Дирочка, дира - так произносилось да и теперь иногда произносится в некоторых местностях слово "дыра". 
      Дрягнул плясовую - пустился в пляс, заплясал. 
      Еруслан - один из героев русских народных сказок, могучий богатырь. 
      Естное - съестное. 

Жар-птица — сказочная птицаперсонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-Птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом (у Огнивака перья рыжезлатые), крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. По размерам она достигает павлина. Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней

Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга.

Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу сосредневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Прототипом Жар-птицы является павлин. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение.

Со временем такое перо превращается в золотое. Для ловли Жар-птицы используют золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.


      Живот - здесь: имущество, добро. 

      Жомы - тиски, пресс. 
      Загребь - горсть. 
      3ельно - сильно, весьма. 
      Зориться, зазориться - светать, рассветать. К водяному сесть в приказ - потонуть, пойти ко дну. 
      Красно платье - нарядное, красивое платье. 
      Кто-петь - здесь: кто же. 
      Курево - здесь: огонь, костер. 
      Лик - лицо. 
      Лубки - здесь: ярко раскрашенные картинки. 
      Льзя - можно. 
      Малахай - здесь: длинная широкая одежда без пояса. 
      Мешкотно - медленно. 
      Настигу - настигну, догоню. 
      Не клепли - не обвиняй напрасно, не клевещи. 
      Некорыстный наш живот - бедную нашу жизнь. Живот - жизнь. 
      Неможет - болеет; немочь - болеть. 
      Немские страны - иноземные страны. 
      Оброк - деньги или продукты, которые при крепостном праве крестьяне должны были отдавать своему помещику. 
      Опала - немилость царя, наказание. 
      Острог - тюрьма. 
      Очью - очами, глазами. 
      Пенять - укорять, упрекать. 
      Переимать - переловить. 
      Переться - спорить, отпираться. 
      Пластью - пластом. 
      Плес - рыбий хвост. 
      Полонить - взять в плен. 
      Постучали ендовой - выпили. Ендова - сосуд для вина. 
      Почивальня, опочивальня - спальня. 
      Принужусь - понадоблюсь. 
      Притча - здесь: непонятное дело, странный случай. 
      Прозумент (позумент) - золотая или серебряная тесьма, которую нашивали на одежду для украшения. 
      Прошал - просил. 
      Пулю слить - налгать, пустить ложный слух. 
      Ражий - здоровый, видный, сильный. 

 Рогожа - грубый плетеный из мочала материал для упаковки.
      Решеточный - пожарный. 
      Рядиться - торговаться, препираться, договариваться. 
      Сгинуть - погибнуть.
      Седмица - неделя. 
      Исправник - начальник сельской полиции в дореволюционной России. Сиречь - то есть, именно. 
      Соглядать - подсмотреть. 
      Спальник - царский слуга. 
      Срочное число - срок. 
      Станичники - здесь: разбойники. 
      Стрельцы - старинное войско. 
      Стремянной - слуга, ухаживавший за верховой лошадью господина. 
      Суседка - домовой (сибирское название). 
      Сусек - отгороженное место для хранения овса или другого зерна. 
      Сыта - вода, подслащенная медом. 
      Талан - счастье, удача. 
      Таловый - ивовый. 
      Узрел - увидел; узреть - увидеть. 
      Учинился - сделался. 
      Фата - женское покрывало из легкой ткани. 
      Челядь  слуги. 


      Чернокнижник – колдун -
 в мифологических представлениях славян человек, наделённый сверхъестественными способностями влиять на жизнь людей и явления природы. Считалось, что колдуны наводят порчу на людей и скот, сеют раздоры между людьми, насылают непогоду, мор, губят урожай и т.п. По преданиям, колдуны были большей частью люди старые, безродные и холостые. Днём они спали, а ночью выходили в одном и том же овчинном полушубке, подпоясанном кушаком. Сверхъестественными способностями колдунов наделяет нечистая сила, с которой они подписывают договор кровью. Колдун - лицо, способное творить добро и зло с помощью магических действий и средств, влиять на атмосферные явления, урожай, здоровье людей, брак, плодовитость скота и др. (ср. Ведьма). Чтобы стать Колдуном, нужно отречься oт Бога и заключить договор с нечистой силой ночью на перекрестке или в бане, отречься от родителей, стоя на иконе, положенной на перекрестке вниз ликом; залезть ночью на придорожный крест и сесть на него задом. Колдун мог получить «знание» по наследству от умирающего Колдуна или ведьмы, которые перед смертью передают свою власть над подчиненной им нечистой силой другому лицу, чаще всего родственнику. Восточные славяне и сербы считали, что способность к колдовству приобретается от рождения. Колдунами становятся те, кто родился под определенной планетой или, как считают сербы, — в рубашке, а по русским верованиям, — люди, проклятые матерью во чреве. Сербы полагали, что человек будет уметь колдовать, если при его крещении священник уронит из рук какую-либо вещь. Колдун действует зачастую по вдохновению: разрешает себе выдумку своих приемов и средств, лишь бы они казались внушительными и даже устрашали. Он выжидает и ищет случаев показать себя в возможно импонирующей обстановке. хотя бы и с растрепанными волосами и со всклоченной бородой. На свадьбы и за праздничные столы он является незваным и старается придти неожиданно, словно из-под земли вырасти и т.п. По русским и украинским поверьям, если девушка вне брака родит дочь и это повторится у трех поколений, то родившийся в четвертом поколении мальчик будет уметь колдовать; украинцы полагали, что Колдуном станет ребенок, который родился с зубами, причем родители в течение семи лет будут это скрывать от окружающих. Часто способность к колдовству приписывают инородцам. Колдун может насылать болезни и вызывать смерть людей, прибегая к порче (см. Сглаз). Колдун может насылать на людей бесов; превращать людей в животных на время или на всю жизнь (см. Волколак); мучить и душить спящих людей (ср. Мора). Колдун может испортить свадьбу, остановив свадебный поезд, наслав на молодую бесплодие, лишив молодого мужской силы, обернув свадьбу волками, поссорив жениха и невесту. Колдун умеет вызывать любовь между женщиной и мужчиной или ненависть между мужем и женой. Колдун портит скот и отнимает у коров молоко. Для этого он подкладывает порчу в хлев или закапывает ее в навоз, выдаивает молоко, воткнув колышек в стену, и т.д. На Русском Севере, украинских Карпатах и у западных славян способность к колдовству приписывается пастуху. Восточные славяне считают, что Колдун может губить посевы, отнимать урожай с чужих полей, вредить их хозяевам, в результате чего хозяин поля лишается большей части своего урожая. По украинским верованиям, Колдун портит леса, сады, пчел, а по русским — может испортить охотника, рыболова так, что у них не будет удачи в их деле. Колдун может повелевать всеми животными и насекомыми, особенно змеями. У южных и западных славян Колдун имеет власть над атмосферными явлениями: он насылает и отгоняет градовые тучи, ливни, вызывает солнечные и лунные затмения, ветры и вихри, засуху. Колдун может творить и добро: лечить людей и животных, переводить порчу или болезни с людей на животных; ворожить, гадать, предсказывать будущее, находить пропажи. Болгары делали зажин по четырём углам поля, в противном случае первой зажнет хлеб «полевая хозяйка» либо ведьмы и колдуны, «переманивающие» урожай с чужого поля в свои амбары. Бросив ветку осины перед путником, колдун сбивал его с дороги. В Брестской области при тяжелой смерти колдуна обязательно держали открытой печную трубу, а то и разбирали потолок и крышу. В древности колдуны назывались облакопрогонники, обладавшие особенной чародейной силою и умеющие воздействовать на погоду, изменять направление ветров, усмирять вихри. Ростом колдуны-облакопрогонники достигали небес, так что им ничего не стоило коснуться белоснежных облачных глыб, разогнать их и выпустить на свободу пресветлое солнце. Однако при надобности те же чародеи-колдуны-облакопрогонники гнали полчища дождевых и снеговых туч на поля, поливая их; иной раз благодаря их стараниям реки выходили из берегов, сутками бушевали ураганы... До наших времен дошли одни лишь отрывочные и восторженные слухи о баснословных колдунах - облакопрогонниках! см. Хмарник, Хала. В Огненного Змея могут превращаться колдуны. В Польше рожденных в «Рубашке» (околоплодный пузырь) детей считают колдунами и вампирами. Верят также, что родившийся в «сорочке» может сглазить человека, скот. Южные славяне обращают внимание на цвет «рубашечки»: белая предвещает успешную, счастливую жизнь; красная, голубая, зеленая означает, что ребенок может стать убийцей, колдуном или вештицей, морой, ветровняком и пр. В русской сказке колдун говорит, что расправиться после смерти с ним можно лишь сожжением; из тела его поползут разные гады, которых также надо бросать в костер, иначе с ними уйдет от смерти сам колдун. В фольклоре, поверьях и обрядах осина выступает действенным средством в борьбе с нечистой силой, ведьмами, колдунами и хтоническими существами. На огне из осиновых дров сжигали после смерти колдунов, чтобы они не вредили людям, а также утопленников, похороненных на общем кладбище, что вызывало сильную засуху (ср. в проклятиях: «Чтоб ты сгорел на осиновом дереве»). В южнорусских губерниях, «провожая жениха с невестою в храм для венчания, ... молодых перепоясывают по брюху сеточкою, снятою с рыбачьих вентерей: к перепоясанным так колдун никогда не прикоснется». Василиск делается оборотнем или соединяется со злым человеком, с колдуном. Волхвами (волхитами, волшебниками и т.п.) в русской фольклорной традиции именовали знахарей, иногда — колдунов и колдуний. Демонстрировали Кукиш при встрече с колдуном, чтобы парализовать его силу. Если колдун продолжал ходить после смерти, русские забивали кол из осины ему в спину напротив Сердца. Железными зубами обладает в русских поверьях колдун, встающий по ночам из могилы. Зеркалица не любит нечистой силы и нипочем не желает принимать ее облик, оттого домовые, кикиморы, вострухи, намные и прочие нечистики, а также привидения в зеркале не отражаются. Если это все-таки происходит, значит, Зеркалица порчена злым колдуном, попала в его полную власть и сделалась враждебна людям. Говорят, что Колдун, мстящий ребенку, угощает его сладостями, которые оказываются на деле осиновыми листьями, и тому подобное. Рассказывают, что Колдунам, самоубийцам, опасным покойникам, чтобы предотвратить их «хождение», кладут в Гроб освященные травы, освященный на Пасху хлеб, ладан; мак, чтобы самоубийца его собирал; терновник; кресты из осины и т.д. Ходят слухи, что Колдуны и знахари подбрасывают во Двор вредоносные предметы. Иван Купало — еще и празднество водяных, леших, ведьм, русалок, колдунов. Люди, совмещающие в себе свойства реального человека и нечистой силы (колдуны, планетники и др.), по поверьям, имеют две Души или у них нет христианской Души, они продают ее дьяволу, заменяют на “нечистый дух”. На Пороге символически уничтожали колдунов, ведьм и другую опасность. У мораван женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в Порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола ее тело. На Русском Севере пастуха считают колдуном, имеющим связь с лешим и другими потусторонними силами. На Украине Железо клали в гроб колдуну, чтобы он не вредил после смерти, закапывали под порог хлева, чтобы оградить скотину от ведьм. На Украине и в Белоруссии верят, что в облике Зайца появляются ведьмы и колдуны. На Украине, западе Белоруссии и юге России смешиваются образы Вампира и колдуна. Накануне Иванова или Духова дня в качестве оберега от ведьм, колдунов и другой нечистой силы раскладывали Крапиву на окнах, на порогах, вешали Крапиву на дверях домов. По мнению ведьм и колдунов, следует отыскать черную кошку, на которой ни единого волоса не было бы другого цвета, и, убив ее и ободрав, сварить в котле. Затем выбрать все кости и, положив перед собой, сесть перед зеркалом. Каждую кость надобно класть себе на голову и при этом смотреться в зеркало. Когда при какой-то кости себя в зеркале не увидишь — она и есть кость - невидимка. С нею можно куда угодно ходить, делать что угодно — и никому об том ведомо не будет. По рассказам украинцев, колдун, желая превратить кого-либо в волка, набрасывает на него с заклинаниями звериную шкуру. По русским поверьям, чтобы лишить колдуна силы, следовало поднести нож к его Сердцу. По свидетельству сказок, колдунам — выходцам из могил — вколачивают в сердце осиновый кол, бьют их наотмашь осиновым поленом и сжигают их трупы на осиновом костре... По севернорусским представлениям, посевы рядом с Пережином обычно бывают не вытоптаны, колосья не помяты, следов на земле не видно, поэтому говорили, что колдуны делают Пережин, «вися в воздухе вниз головой» и выстригая колосья ножницами: «Нечистая сила держит колдуна за ноги, и он срезает колосья». Жители Калужской обл. рассказывали, что колдунья привязывает к левой ноге крохотный серп и идет с ним через поле, сжиная стебли ржи. Полагали, что колдун и ведьма с утратой Зубов теряли силу и способность наводить порчу на людей. Полесские колдуны отгоняли от села градоносную тучу, делая Посохом кресты в воздухе. Колдуны превращает участников свадьбы в волков. Колдун сам может превращаться в Волколака, чтобы причинять зло людям. При выгоне скота колдуны и колдуньи закапывали на перекрёстке, где проходит стадо, «манту» (соль с кусочком пасхи) со словами: «Беру сметану, оставляю молоко...». При погребении колдуна его выносили из избы не ногами, а головой вперед и у первой реки переворачивали тело в гробу навзничь (Вологодский край). Придя в церковь в новой одежде, видели колдунов, стоящих спиной к алтарю. Рождение ребенка с двумя Зубами осмыслялось как признак его демонической природы: он мог стать колдуном, ведьмой, вампиром, двоедушником, а после смерти ходячим покойником. Русские охотники окуривали травами ружья, чтобы колдуны не навели на них порчу. Сильному колдуну довольно взглянуть своим недобрым косым взглядом, чтобы заставить чахнуть. Колдуну послабее нужен заклятый порошок, чтобы бросить его на намеченную жертву по ветру: дело сделано, если хоть одна порошинка попадет на человека или скотину. Вынутый след, то есть щепотка или горсточка земли из-под ног обреченного, в мешочке подвешивается в чело печи, а в трубе замазывают глиной волосы его; начнет земля и глина сохнуть— сухота обуяет и того человека. Через наговоренную сильным колдуном вещь достаточно перешагнуть, на зачурованное место стоит сесть, чтобы захворать. Иной колдун только лишь слегка ударит по плечу, ан смотришь— человек испорчен. Итак, порча иногда приходит от сглазу, или что одно и то же, от призору. Согласно быличкам счётом еловых хвоинок занимаются по поручению колдунов заброшенные к ним проклятые дети, а также черти, требующие себе работы у колдунов. Спасительное действие оказывает осина и против колдунов, упырей и ведьм. Заостренный осиновый кол получил в глазах народа значение Перуновой палицы. Чтобы мертвец, в котором подозревают злого колдуна, упыря или ведьму, не мог выходить из могилы, крестьяне вбивают ему в спину осиновый кол. Считается, что легко умирают праведники, а тяжелой смертью наказываются грешники, колдуны, которые не могут умереть, пока не передадут свое знание. Только у колдуна имеется в распоряжении Дух – обогатитель. У восточных и южных славян Ногти использовались ведьмами и колдунами для наведения порчи наряду с волосами, костями, яичной скорлупой и т.п. В народной демонологии длинные Ногти считаются характерным признаком нечистой силы — чертей, водяного, лешего, колдуна, волколака, а также демонов болезней — чумы, оспы и др. У восточных славян колдуны и ведьмы оставляют залом, завитка, закрутка — пучок скрученных, сломанных или связанных узлом колосьев, в житном или овсяном (реже - в конопляном или льняном) поле. Это вид вредоносной магии по отношению к хозяину нивы. Считалось, что с помощью Залома можно отобрать урожай, погубить скот, навлечь болезнь или даже смерть. У колдуна помощником – Дикая баба. У колдунов были помощники курдуши. После благополучного окончания обрядов посвящения в колдуны, к человеку, продавшему душу Сатане, на всю жизнь приставляются для услуг мелкие бойкие чертенята — курдуши, невидимые ни для кого более. На курдушах ведьмы и колдуны с сверхъестественной скоростью летают на свои шабаши на Лысую гору. И щепотку следа со следа, и волосы с головы жертвы принесут колдуну — все прихоти его исполняют маленькие нечистики! Но ошибается тот, кто считает это большим благом: курдуши беспрерывно требуют от ведьм и колдунов нового и нового заделья, исполняя всякую работу с невообразимой быстротой. И горе тому хозяину, который не сможет их занять! Часто Вихрь сопровождает смерть ведьмы или колдуна. Через Зыть-Реку не может перейти нечистая сила: по кашубским поверьям, если кони, на которых везут гроб, встанут на дыбы перед рекой между двумя селами то в гробу лежит колдун, упырь; чтобы ехать дальше, надо взять земли из вырытой могилы и перебросить ее через гроб и коней. Колдуны и чародеи дорожат тирличем, как сокровищем. Вампирами становятся развратники, убийцы, скупцы, пьяницы и другие грешные люди, колдуны, знахари и т.д. Волколаками могут стать колдуны и ведьмы. Восточные славяне и поляки верят, что колдун может превратить человека в Волколака на большой или малый срок, но не навсегда, обычно на семь лет, но если колдун умрет, человек останется Волколаком на всю жизнь. В других случаях полагают, что колдун не может умереть, пока не освободит человека от этого заклятья. Люди, персонажи нечистой силы, занимающиеся колдовством. Обладают способностью к оборотничеству. Колдун способен был превратить молодоженов или всю свадьбу в волколаков. Овчары держали Козу на выгоне для овец, полагая, что Коза не дает колдунам приблизиться к отаре (польские Бескиды). Отсутствие Бороды характерно для представителей потустороннего мира и колдунов. Часто отмечается бесплодность, бездетность колдунов, внешним выражением которой является отсутствие вторичных половых признаков, в том числе Бороды и бровей. По верованиям восточных и западных славян, вихрь или буря поднимается в момент смерти колдуна, ведьмы или в момент смерти самоубийцы. Считается, что у чертей, колдунов, шуликунов и др. голова украшена рожками либо деформирована — вытянута кверху и заострена или очень велика, лысая или, наоборот, взлохмаченная.

 Шабалки - шабаш, конец. 
      Ширинка - широкое, во всю ширину ткани, полотенце. 
      Школить -учить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения в 5 классе по теме "Дух народный в сказке П.П.Ершова "Конек-горбунок"

Учебник чтения 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида предполагает знакомство детей не только с народными сказками, но и с литературными. Дети знакомятся с творче...

Викторина по сказке П.Ершова «Конек-горбунок»

Викторина по сказке П.Ершова «Конек-горбунок»...

Викторина по сказке П. Ершова "Конек - горбунок"

Викторина для учащихся 4 - 5 классов....

Литературный марафон по сказке Ершова "Конек-горбунок"

Литературный марафон включает в себя несколько этапов: игра "Битва знатоков", интеллектуальный-разгадывание кроссвордов, творческий - рисуем героев сказки....

Конспект урока по сказке П.П.Ершова «Конек-горбунок»

Цель создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки....

Игра-путешествие по сказке П.П. Ершова «Конек–Горбунок»

Тема: «ЕСЛИ Б ЧУДО-ГОРБУНОК ВЕРНЫМ ДРУГОМСТАТЬ МНЕ МОГ»...