Учебно - методическое пособие по проведению урока-семинара в 11 классе на тему: "Философско-этическая проблематика романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Три мира в романе"
учебно-методическое пособие по литературе (11 класс) по теме

Сердакова Наталья Владимировна

В ходе семинара  постараться понять замысел писателя, заметить и осмыслить перекличку линий романа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-seminar.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно – методическое  пособие по проведению урока -  семинара

 в 11 классе на тему: «Философско – этическая  проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Три мира в романе»

Цель: понять замысел писателя; заметить и осмыслить переклички линий романа.

Методические приёмы: работа с текстом, анализ стилевых особенностей романа.

Используемые технологии:  ИКТ-технологии  (презентация,   мультимедийный проектор)

     

                                ХОД  УРОКА

  1.  Вступление.  Слово учителя о жанровом своеобразии романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», об особенностях его композиции.

Проверка домашнего задания:

А)   Какие три мира ( или три пространственные и временные плоскости) отмечают в романе литературоведы?

Б)   Как описаны автором романа эти миры? Какие характерные особенности можно выделить?

В)   Как связаны между собой эти три мира ? ( роль связующего звена выполняет Воланд и его свита)

Г)   Ради чего писатель делает столь сложное построение?

Попробуем разобраться…

        II .   Основная часть урока.

1.     Москва и москвичи.

А)    Действие романа  начинается и заканчивается в Москве  приблизительно  1929-1937 годов, топография города в романе точна – Булгаков любил Москву. Читая роман, где мы побываем?

( презентация  сл. 1- 4)

Это только одна из пространственных и временных плоскостей романа, один мир – мир Москвы 30-х годов 20 века.

Б)  Как описывает Булгаков жителей Москвы?  ( как живут, что их занимает…)

     Как звучит название 1-й главы? Уж не предупреждение ли это?

В)  Привести примеры из текста: персонажи и их характеристика

( герои, лишённые чувства ответственности, равнодушные ко всему, кроме собственной персоны; герои, способные принять на себя ответственность…)

Г)  Над  чем потешается, издевается свита Воланда? Кого и за что наказывает? За что так страшно наказан Берлиоз?

2.   Итак,  Воланд… Синонимы этого имени?

      Какова основная функция Сатаны?  ( искушение и наказание…)

   А)   Выполняет ли свою основную функцию Воланд?  ( искушает москвичей всего лишь раз – на сеансе чёрной магии)

         Тогда с какой целью он посетил Москву?

«…  горожане сильно изменились, внешне…как и сам город, гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?»

Б)    Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело. Анализ эпизода «сеанс чёрной магии» :  какое  своё истинное лицо показали москвичи?

В)  Вывод Воланда?  Зачитываем отрывок « Ну что же, они люди как люди…»

3.   Московские главы романа – главы сатирические.

    А)  Какими средствами сатиры автор пользуется, изображая обывателей?  ( Фантастика, шарж, гротеск…)

    Б) Чьи традиции продолжает Булгаков?  Вспоминаем «Историю одного города»  Салтыкова-Щедрина,  героя из главы «Органчик», и сравниваем хотя бы с одним персонажем Булгакова, например, с костюмом  председателя комиссии, который самостоятельно подписывает резолюции…

ВЫВОД:  фантасмагоричен сам московский быт, жизнь обывателей, устройство общества. Похождения  и проделки нечистой силы воспринимаются как ловко проделанные фокусы, и всем вместе взятым чертям далеко до обычного москвича, который, не владея тайной 5-ти измерений, успешно занимается расширением своей квартиры…

В)  Что лежит в основе человеческого поведения?

       Существуют ли неизменные нравственные критерии  или они изменчивы и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства?

4.  Эти вопросы ставит автор в «Евангельских главах» романа

     «Евангельские главы» – своеобразный идейный центр романа.

А)   В чём вы видите отличие  этих глав романа от  «московских»? (язык повествования, стиль, роль рассказчика…)

Ершалаим,  Иудея  I  века нашей эры…  Второй мир романа.

Зачитываем начало 2-й главы, отмечаем словесный параллелизм…

( фраза, заканчивающая 1-ю главу , начинает и вторую…)

Б) Что за человек Понтий Пилат в изображении Булгакова? (даём характеристику)

В) Анализ сцены допроса. После анализа текста делаем вывод о том, что это не примитивный злодей…

Г)  Иешуа подчёркнуто реален, явная параллель образа с библейским образом Иисуса Христа, но почему автор подчёркивает отличия?

 ( возраст, родители…)

Через образ Иешуа  Булгаков передаёт своё убеждение в том, что «всякая власть является насилием над людьми….» ( читаем отрывок)

Писателю важно, что на смерть за свои убеждения идёт не бог, а обычный человек!

Д)  Почему Понтий Пилат утверждает смертный приговор?

Е)  За что он наказан и как?

Ж)  Мысль о каком бессмертии вызывало нестерпимую тоску?

ВЫВОД:  Пилат всесилен, но это могущество – миг в судьбе человечества, а несчастный Иешуа обладает той властью, признать которую заставит время! Он бессмертен добром , а бессмертие Пилата – проклятие всего человечества Пятому прокуратору Иудеи!

Беззащитный и слабый в земной жизни, Иешуа велик и силён как провозвестник новых человеческих идеалов со своей верой в то, что настанет царство истины и справедливости, где не будет надобна никакая власть…

Значит ли это, что если Иешуа –воплощение абсолютной идеи добра, то воплощение зла в романе  Пилат?

Вспомните судьбу Пилата в романе…

ОН  ПРОЩЁН!!!   НО ПОЧЕМУ???   Следовательно, не в нём автор видит безусловное зло…

5.  История Иешуа и Пилата связана таинственной тенью Воланда.

   Третий мир   -  мир Вечности.

Две пространственно-временные плоскости романа сливаются, становясь составными частями главного пространства – ВЕЧНОСТИ.

Вечность не имеет топографии в романе. ЧТО мы узнаём об этом мире?  ( узнаём о трёх царствах: Тьмы, Света и Покоя, но ни одно из них читателю не дано увидеть…)

А)   Расскажите о судьбах героев в  финале романа, который являет собой великую тайну…

Б)   Может быть, Иешуа и Воланд - антитеза?  Антитеза добра и зла?

В)   Каков он, Сатана  Булгакова?  Дайте характеристику , вспомните эпиграф к роману…

       Воланд  мудр, справедлив ( хотя и не милосерден – эпизод с Фридой) , в нём есть протест против рутины, застоя;  его шайка наказывает тунеядцев, взяточников, мошенников – словом, жуликов всех мастей! Он соединяет, наконец, Мастера и Маргариту!  Какая-то тонкая духовная организация  у него, если можно так сказать о Сатане…  Так что не надо жаловаться на дьявола!

ВЫВОД:  с  горечью автор утверждает в своём романе, что никакая нечистая сила не способна на то, что творят в жизни обычные люди, люди  Ершалаима 1-го века нашей эры, люди Москвы 30-х годов 20-го века… Булгаков рисует мистицизм повседневности в романе, и житейская мистика такова, что на неё не способна нечистая сила!

      III .    Заключение.  Итог урока.

Вот и мы, люди 21 века, должны помнить о трагическом духовном поединке Иешуа и Пилата, о горе, на вершине которой врыт столб с перекладиной, а ещё о совести, об одиночестве, об иллюзорности могущества власти  и незыблемости нравственных ценностей, о бессмертии добра и … снова о совести… потому что именно об этом роман Булгакова.

IV.    Домашнее задание.

        Тема судьбы и личной ответственности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Судьба художника, бессмертие любви и творчества.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Тесты по курсу биологии 8 класс"

Структура курса 8 класса складывается из трех частей.В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет ...

Учебно-методическое пособие "Упражнения по орфоэпии для 5 класса"

Пособие составлено специально к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 5 класс».Предназначено учителям-словесникам, школьникам, полезно родителям и всем желающим совершенствовать ...

Учебно-методическое пособие "Тесты по русскому языку. 9 класс"

Тесты по русскому языку для 9 классов составлены на основе  программы для 5-9 кл.: Ладыженской Т. А., Баранова М. Т. И др. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2008. Программа реали...

Учебно-методическое пособие для проведения внеурочных занятий по бадминтону

Карточки-тесты, примерное планирование, правила игры и таблица оценки подготовленности....

Учебно-методическое пособие "Сборник контрольных работ для 7 класса"

Представляю вашему вниманию контрольные работы по различным грамматическим темам для 7 класса школ с углублённым изучением немецкого языка....

Учебно методическое пособие по проведению музыкального конкурса "Таланты нашего лицея! "

Привлечение детей к активному творчеству, отражающему богатство общечеловеческой, национальной музыкальной культуры нашей Страны;Формирование художественного вкуса детей, приобщение их к современным ф...

Учебно-методическое пособие по проведению мероприятия ко Дню Земли Литературно-музыкальный вечер «Созерцание чуда весны»

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-11 классов, приурочено ко Дню Земли- 22 апреля. Пробуждение весны вызывает много положительных эмоций, и благодаря этому хотелось бы акцентировать внимание ребят...