Применение гибких методов обучения детей с ОВЗ, опирающиеся на новаторские подходы к использованию педагогических материалов, оборудования и ИКТ.
статья по литературе по теме

Тарасенко Наталья Анатольевна

Организация процесса познания – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями школ, где обучаются дети с ограниченными физическими возможностями. Познавательная деятельность – это средство достижения главной цели – самоопределения «особых» детей в нашем обществе и их социальная адаптация. Поэтому, можно сделать вывод, что использование информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать методы обучения. Использование гибких методов обучения, работа с одаренными детьми способствует решению одной из основных задач образования - развитию способностей ученика с ОВЗ, его социализации в современном обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx37.37 КБ
Файл статья37.37 КБ

Предварительный просмотр:

 Наталья Анатольевна Тарасенко

Применение гибких методов обучения детей с ОВЗ, опирающихся на новаторские подходы к использованию педагогических материалов, оборудования и ИКТ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №87

г.о. Тольятти

Детские годы оказывают огромное влияние на жизнь каждого человека. От того, в каких условиях находится ребёнок с самого раннего возраста, во многом зависит его будущее. Для семьи, воспитывающей «особого» ребенка, важнейшими функциями являются: коррекционно-развивающая и реабилитационная функции, целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ребенка-инвалида.

Целью данной работы предполагается теоретическое обоснование и подтверждение на практике необходимости применения гибких методов обучения детей с ОВЗ, опирающихся на новаторские подходы к использованию педагогических материалов, оборудования и ИКТ.

Достижение данной цели связано с рядом задач:

1) дать теоритическое  описание  приёмам  работы с детьми с ОВЗ;

2) раскрыть основные проблемы детей с ограниченными возможностями   в общеобразовательной школе ;

       3) рассмотреть применение  ИКТ,  здоровьесберегающих технологий и индивидуализацию обучения детей с ОВЗ.

Для решения поставленных задач и достижения цели работы использовались следующие приёмы: анализ психолого-педагогической литературы, материалы периодических изданий, обобщение и систематизация.

Новизна данной проблемы очевидна. Гибкие  методы  обучения детей с ОВЗ формируют познавательный интерес и творческое мышление, высокий уровень активности, умение находить оптимальные решения, предсказывать результат.  Активные методы обучения являются универсальным средством личностного развития ребенка

 В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Для ребенка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации. Однако немногие дети имеют возможность посещать общеобразовательную школу вместе со своими сверстниками, а обучение учителями-надомниками не позволяет изучить программу в полном объеме.  Эффективность  достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. В зависимости от успехов ученика применяется гибкая, индивидуальная методика обучения, предлагаются дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы.

Дети с ограниченными возможностями здоровья по специфике  неоднородны. В эту группу входят и школьники с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой развития и др. Поэтому   приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики здоровья  каждого ребенка[4 ]. Данный подход отличается от стандартного  образовательного преподавания. Ключевым моментом этой отличия  является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.  В школе учителя работают с «особыми» детьми на протяжении всех этапов урока разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося). Использование эффективных методов в организации системы работы по формированию жизненной компетенции позволит ученикам  школы уверенно начать самостоятельную жизнь после окончания обучения, успешно адаптироваться в социуме.

Существует несколько классификаций методов. Наиболее интересными в данном случае представляются две классификации. Одна из них, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером [5]. Согласно данной классификации методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся.

В ней выделяются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично поисковый (эвристический);
  • проблемное изложение;
  • исследовательский.

Другая, классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности, предложенная Ю. К. Бабанским[1]. Эта классификация представлена тремя группами методов:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты);
  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: (методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля).

Выбор методов возлагается на учителя. Педагог должен учитывать степень самостоятельности у детей с ОВЗ и вводить в обучения задания через различные методы. К числу гибких методов можно отнести активные, игровые методы обучения. Применяя игровые методы обучения, учитель достигает важные образовательные цели. Таким образом, мотивационный потенциал игры направлен на эффективное освоение школьниками образовательной программы. В своей работе я использую игровую деятельность. Например, в  начале урока литературы я использую словарную или хронологическую разминку. При проверке знания текста использую словарное лото, когда учащимся нужно соединить стрелками персонажей и их литературные портреты. Такие уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Кроме того я активно использую интерактивную доску, с помощью которой максимально наглядно можно донести до учащихся учебный материал. Мною разработаны следующие презентации к урокам по творчеству Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Ф.И. Тютчева и М. Булгакова. Наглядность материала  повышает усвоение  учениками. Использование  мультимедийных  презентаций,  интерактивных досок  целесообразно  на  любом  этапе  изучения  темы  и  на любом  этапе  урока. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизировать их познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся. Дети становятся активными участниками урока.

Данная  форма  позволяет  представить учебный  материал  как  систему  ярких  опорных  образов,  что позволяет  облегчить  запоминание  и  усвоение  изучаемого материала. Использование учителями ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) помогает сократить время на объяснение нового учебного материала, увеличив объем продуктивных видов деятельности на уроке; помогает создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы.

Сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения.      Современные информационные компьютерные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

  • при объяснении нового материала,
  • при контроле знаний, при закреплении,
  • при обобщении и систематизации материала.

Применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника[3]. При помощи компьютерных технологий можно совершить виртуальную экскурсию в музей, пройти контрольное тестирование, график и др. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей. Использование презентаций позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме. Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном (инклюзивном) образовании оно приобретает особенно большую значимость.

Не менее важная задача, стоящая перед педагогами - это выявление одаренных детей среди детей с ОВЗ. Совместная работа педагогов, родителей и  психологической службы предполагает постоянное их взаимодействие по вопросам развития ребенка. Как результат работы в этом направлении в 2012\2013 учебном году следует отметить следующие успехи ученицы (выпускницы) МБУ школы №87 Соколовой Анны. Благодаря собственной целеустремленности, поддержке родителей и учителей Аня постоянно участвовала в литературных и художественных мероприятиях. За участие в областном конкурсе молодых журналистов «Кожура» награждена Дипломом III степени и победила в номинации «Прогулка по городу» в IV ежегодном  конкурсе молодых журналистов г. Тольятти. В данный момент Анна студентка ТГУ, печатается  в   молодежной газете «Спичка», имеет собственный блог, где публикует свои рассказы и эссе.

Организация процесса познания – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями школ, где обучаются дети с ограниченными физическими возможностями. Познавательная деятельность – это средство достижения главной цели – самоопределения «особых» детей в нашем обществе и их социальная адаптация. Поэтому, можно сделать вывод, что использование информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать методы обучения. Использование гибких методов обучения, работа с одаренными детьми способствует решению одной из основных задач образования - развитию способностей ученика с ОВЗ, его социализации в современном обществе.

Литература: 

  1. Бабанский  Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения// Народное образование.- 1986. - № 11
  2. Васильева, И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.А. Васильева, Е.М. Осипова, Н.Н. Петрова // Вопросы психологии. -2002. – №3.
  3. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании. -М.: Коррекционная педагогика, 2004
  4. Розенова М.И. Педагогическая психология. М., 2003,
  5. Скаткин М. Н. Методология и методика пед. исследований.- М., 1986.



Предварительный просмотр:

 Наталья Анатольевна Тарасенко

Применение гибких методов обучения детей с ОВЗ, опирающихся на новаторские подходы к использованию педагогических материалов, оборудования и ИКТ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №87

г.о. Тольятти

Детские годы оказывают огромное влияние на жизнь каждого человека. От того, в каких условиях находится ребёнок с самого раннего возраста, во многом зависит его будущее. Для семьи, воспитывающей «особого» ребенка, важнейшими функциями являются: коррекционно-развивающая и реабилитационная функции, целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ребенка-инвалида.

Целью данной работы предполагается теоретическое обоснование и подтверждение на практике необходимости применения гибких методов обучения детей с ОВЗ, опирающихся на новаторские подходы к использованию педагогических материалов, оборудования и ИКТ.

Достижение данной цели связано с рядом задач:

1) дать теоритическое  описание  приёмам  работы с детьми с ОВЗ;

2) раскрыть основные проблемы детей с ограниченными возможностями   в общеобразовательной школе ;

       3) рассмотреть применение  ИКТ,  здоровьесберегающих технологий и индивидуализацию обучения детей с ОВЗ.

Для решения поставленных задач и достижения цели работы использовались следующие приёмы: анализ психолого-педагогической литературы, материалы периодических изданий, обобщение и систематизация.

Новизна данной проблемы очевидна. Гибкие  методы  обучения детей с ОВЗ формируют познавательный интерес и творческое мышление, высокий уровень активности, умение находить оптимальные решения, предсказывать результат.  Активные методы обучения являются универсальным средством личностного развития ребенка

 В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Для ребенка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации. Однако немногие дети имеют возможность посещать общеобразовательную школу вместе со своими сверстниками, а обучение учителями-надомниками не позволяет изучить программу в полном объеме.  Эффективность  достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. В зависимости от успехов ученика применяется гибкая, индивидуальная методика обучения, предлагаются дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы.

Дети с ограниченными возможностями здоровья по специфике  неоднородны. В эту группу входят и школьники с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой развития и др. Поэтому   приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики здоровья  каждого ребенка[4 ]. Данный подход отличается от стандартного  образовательного преподавания. Ключевым моментом этой отличия  является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.  В школе учителя работают с «особыми» детьми на протяжении всех этапов урока разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося). Использование эффективных методов в организации системы работы по формированию жизненной компетенции позволит ученикам  школы уверенно начать самостоятельную жизнь после окончания обучения, успешно адаптироваться в социуме.

Существует несколько классификаций методов. Наиболее интересными в данном случае представляются две классификации. Одна из них, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером [5]. Согласно данной классификации методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся.

В ней выделяются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично поисковый (эвристический);
  • проблемное изложение;
  • исследовательский.

Другая, классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности, предложенная Ю. К. Бабанским[1]. Эта классификация представлена тремя группами методов:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты);
  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: (методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля).

Выбор методов возлагается на учителя. Педагог должен учитывать степень самостоятельности у детей с ОВЗ и вводить в обучения задания через различные методы. К числу гибких методов можно отнести активные, игровые методы обучения. Применяя игровые методы обучения, учитель достигает важные образовательные цели. Таким образом, мотивационный потенциал игры направлен на эффективное освоение школьниками образовательной программы. В своей работе я использую игровую деятельность. Например, в  начале урока литературы я использую словарную или хронологическую разминку. При проверке знания текста использую словарное лото, когда учащимся нужно соединить стрелками персонажей и их литературные портреты. Такие уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Кроме того я активно использую интерактивную доску, с помощью которой максимально наглядно можно донести до учащихся учебный материал. Мною разработаны следующие презентации к урокам по творчеству Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Ф.И. Тютчева и М. Булгакова. Наглядность материала  повышает усвоение  учениками. Использование  мультимедийных  презентаций,  интерактивных досок  целесообразно  на  любом  этапе  изучения  темы  и  на любом  этапе  урока. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизировать их познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся. Дети становятся активными участниками урока.

Данная  форма  позволяет  представить учебный  материал  как  систему  ярких  опорных  образов,  что позволяет  облегчить  запоминание  и  усвоение  изучаемого материала. Использование учителями ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) помогает сократить время на объяснение нового учебного материала, увеличив объем продуктивных видов деятельности на уроке; помогает создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы.

Сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения.      Современные информационные компьютерные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

  • при объяснении нового материала,
  • при контроле знаний, при закреплении,
  • при обобщении и систематизации материала.

Применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника[3]. При помощи компьютерных технологий можно совершить виртуальную экскурсию в музей, пройти контрольное тестирование, график и др. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей. Использование презентаций позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме. Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном (инклюзивном) образовании оно приобретает особенно большую значимость.

Не менее важная задача, стоящая перед педагогами - это выявление одаренных детей среди детей с ОВЗ. Совместная работа педагогов, родителей и  психологической службы предполагает постоянное их взаимодействие по вопросам развития ребенка. Как результат работы в этом направлении в 2012\2013 учебном году следует отметить следующие успехи ученицы (выпускницы) МБУ школы №87 Соколовой Анны. Благодаря собственной целеустремленности, поддержке родителей и учителей Аня постоянно участвовала в литературных и художественных мероприятиях. За участие в областном конкурсе молодых журналистов «Кожура» награждена Дипломом III степени и победила в номинации «Прогулка по городу» в IV ежегодном  конкурсе молодых журналистов г. Тольятти. В данный момент Анна студентка ТГУ, печатается  в   молодежной газете «Спичка», имеет собственный блог, где публикует свои рассказы и эссе.

Организация процесса познания – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями школ, где обучаются дети с ограниченными физическими возможностями. Познавательная деятельность – это средство достижения главной цели – самоопределения «особых» детей в нашем обществе и их социальная адаптация. Поэтому, можно сделать вывод, что использование информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать методы обучения. Использование гибких методов обучения, работа с одаренными детьми способствует решению одной из основных задач образования - развитию способностей ученика с ОВЗ, его социализации в современном обществе.

Литература: 

  1. Бабанский  Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения// Народное образование.- 1986. - № 11
  2. Васильева, И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.А. Васильева, Е.М. Осипова, Н.Н. Петрова // Вопросы психологии. -2002. – №3.
  3. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании. -М.: Коррекционная педагогика, 2004
  4. Розенова М.И. Педагогическая психология. М., 2003,
  5. Скаткин М. Н. Методология и методика пед. исследований.- М., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы доклада на тему: Применение интерактивных методов обучения на современном уроке.

Данный доклад содержит материал об интерактивных методах обучения. Автор надеется, что  публикация поможет коллегам в организации эффективного и интересного процесса обучения....

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческой активности через применение различных методов обучения на уроках технологии".

Я — учитель технологии. Возможно, кому-то этот предмет не кажется главным. Но, на мой взгляд, он — особенный, потому что связан с жизнью, воспитывает у ребят творческие способности, толерантность...

Педагогический проект «Формирование ключевых компетенций учащихся через применение активных методов обучения»

В условиях современного мира уже недостаточно создать условия для формирования умений и навыков в области математики или другой дисциплины, необходимо научить учащихся учиться и общаться, презентовать...

Статья Лещева О.А. "ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ"

Современные проблемы теории и практики специальной и социальной педагогики: работа с детьми с особыми образовательными потребностями: материалы Международной научно-практической конференции / Де...

Применение интерактивных методов обучения химии в условиях реализации системно-деятельностного подхода

Применение интерактивных методов обучения химии в условиях реализации системно-деятельностного подхода...

ОТЧЁТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ» В 2022-2023 УЧЕБНОМ ГОДУ

В рамках реализации проекта систематически, по мере изучения конкретных тем, осуществлялась диагностика уровня развития и сформированности финансовой грамотности у обучающихся 6-7-8, 10-11 классов по ...