Урок "Мысль семейная" в "Грозе" Островского"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Дехтяренко Вадим Вячеславович

Разработка урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС в 10 классе

с тестами и фотографиями с урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

составил Дехтяренко Вадим Вячеславович,

учитель русского языка и литературы

МОУ «ООШ г.Надыма»

Класс: 10

Предмет: литература

Учебник: Литература. 10 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г

Название раздела, темы: Русская литература XIX века. Творчество А.Н.Островского  

Тема мероприятия:  «Мысль семейная» в драме А.Н.Островского «Гроза».

Цели урока:  Обработка звена концентрической модели «Мысль семейная» в русской литературе».

Планируемые результаты:

Предметные: формирование способности определять позицию автора через его аргументацию.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности отвечать за свои поступки, вызвать стойкое внутреннее неприятие поведения персонажей, наделённых пороками и нежелание им подражать. На примере правильного отношения к семье привитие патриотизма.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютеры, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Литература: Литература. 10 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи:  обществознание, информатика, история, филология, физика.

               Ресурсы сети Интернет:

  1. Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/shkola/literatura/library)
  2. Институт развития образования Омской области (http://edu.irooo.ru/)
  3. Издательство «1 сентября» (http://festival.1september.ru)
  4. Библиотека Максима Мошкова (http://Lib.ru)

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

1 мин

Словесный, метод мотивации к учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

- Приветствие.

- Представление гостей

- Объяснение смены аудитории

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Сквозной элемент урока

1 мин

Индивидуальная работа, парная, коллективная

регулятивные: саморегуляция

Просмотр отрывка из фильма – внимание на экран: «По семейным обстоятельствам»

Подготовка к определению темы

2.Мотивация к учебной деятельности

2 мин

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД:   основы семейной  идентичности.

регулятивные УУД: целеполагание

 Проблемный вопрос:

- Какие ключевые понятия в этом отрывке? Забота, внимание, СЕМЬЯ

- В каких произведениях русской литературы СЕМЬЯ является ключевым персонажем? «Недоросль» (Простаковы),  «Капитанская дочка» (Мироновы), «Тарас Бульба», «Станционный смотритель»  (Вырины)

- Какую роль играют названные семьи в судьбе героев произведений? ДАР или ЯРМО/БРЕМЯ

- Какую роль играют семьи в драме «Гроза»

Анализ, вычленение.

Сопоставление, построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Формулирование предполагаемой темы занятия;

Направление деятельности на получение недостающих знаний и умений.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

2 мин

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Формулирование темы урока:

итак, мы сегодня будем говорить о …СЕМЬЕ В «ГРОЗЕ»

а в свете рассмотренных ранее произведений о …

«Мысли семейной» в драме А.Н.Островского «Гроза»

Целеполагание.

Наша сегодняшняя задача …

ОТСЛЕЖИВАНИЕ «мысли семейной» в драме Островского, как звена концентрической модели всей русской литературы, для определения принципов устройства успешной семьи

Продолжение высказывания.

Определение тему урока, записывание в тетрадь. 

Постановка учебной задачи на этот урок

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Фронтальная проверка домашнего задания

5 мин

Познавательный, эвристический

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ,

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос)

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Проверка полученных знаний

через  тестирование и парную проверку на компьютерах

Проговорить цель: выход через биографию на творчество: Биография каких писателей и как сказалась на их произведениях

Ответы по тесту

Отвечают на вопросы учителя.

няня Пушкина, служба на Кавказе Лермонтова, служба в суде Островского

2.Работа с презентациями обучающихся.

3 мин

«Семья Островского»

– Влияние семьи драматурга на его произведения

«Мысль семейная» в ранее изученных произведениях»

Индивидуальная работа

Коллективное ознакомление с презентацией на индивидуальных компьютерах

Возможность скопировать файл для домашнего изучения

3.Мини-исследования в группах.

4 мин

3 мин

Разделение на три группы: «консерваторов» (Дикой, Кабанова), «либералов» (Кудряш, Варвара), «радикалов» (Кулигин, Катерина)

Исследование текстов для определения модели семьи

Выступление с моделью

Исследовательская работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Предполагаемый ответ:

???

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа  с текстом 

  1. Работа с учебником, с текстом «Домостроя»

(21я мин)   7 мин

  1.  Задание группе дидактического театра

1 мин

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Беседа: вопросы из задания учебника

Разыграть альтернативную концовку драмы

Отвечают на вопросы учителя.

Дают развёрнутые ответы.

Распределение ролей, экспресс-режессура

  1. Просмотр видеозаписи современной постановки драмы

4 мин

Беседа о просмотренном.

- Как воспринял ситуацию режиссер?

- Что необычно?

Смотрят видеозапись. Делятся впечатлением.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Групповая работа.

2 мин

Работа в группе

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД : адекватно использовать речь и актёрскую игру.

познавательные УУД: осуществлять анализ

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении задач

этюд дидактического театра, предлагающий альтернативную развязку драмы

Постановка этюда группой

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение

1 мин

Коллективная работа

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение проводить параллель

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Семья должна стать перпетуум-мобиле (вечным двигателем человечества)  Мы заработали миллион от англичан. По второму закону термодинамики мы должны убрать преграды, оказывающие сопротивление (качества, разрушающие семью)

подведение итогов, выход на первичную задачу

2.Самооценка   1 мин

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

1 мин

Словесный, наглядный

Дифференцированное  домашнее задание.

1.Сочинение-миниатюра. Анализ предложенного текста

2.Сообщение с презентацией ?

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

2 мин

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

заполнение Сокровищницы листочками с указанием принципов успешного устройства семьи

пишут ответы, желающие зачитывают их вслух



Предварительный просмотр:

Тест по биографии и творчеству Островского

1) Островского прозвали

а) «Колумб Замоскворечья»

б) «человек без селезенки»

в) «товарищ Константин»

г) «луч света в темном царстве»

2) Островский учился

а) в Царскосельском Лицее

б) в Нежинской гимназии

в) в Московском университете

г) в Симбирском университете

3) Драма «Гроза» была впервые напечатана в

а) 1852

б) 1859

в) 1860

г) 1861

4) В каком суде работал Островский

а) в совестном

б) в уголовном

в) в мировом

г) в конституционном

5) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»

а) реализм

б) романтизм

в) классицизм

г) сентиментализм

6) Действие драмы «Гроза» происходит

а) в Москве

б) в Нижнем Новгороде

в) в Калинове

г) в Петербурге

7) С каким театром было связано творчество Островского

а) МХАТ

б) Малый театр

в) Большой драматический театр

г) Императорский театр

8) К какому жанру «не прибегал» Островский

а) драма

б) комедия

в) трагедия

г) историческая пьеса